энергетическая безопасность курсовая

  • автор:

Курсовая работа: Энергетическая безопасность России

Не секрет, что в нашей стране в течение достаточно длительного времени не уделялось должного внимания вопросам энергетической безопасности. Как следствие, сегодня Россия имеет целый ряд проблем в этой сфере (перебои с поставками электроэнергии и нарастающий дефицит природного газа внутри страны). Но это лишь верхушка айсберга и неизвестно, что может произойти в будущем, если и дальше продолжать игнорировать имеющиеся проблемы. Не исключено, что в ближайшие 5-10 лет это обернется полномасштабным энергетическим кризисом.

Но не все еще потеряно. Если энергетическая политика России будет строиться на основе принципов энергобезопасности, то кризиса и многих негативных явлений можно избежать. Такая политика должна быть органично инкорпорирована в модернизационную энергетическую стратегию нашей страны, успешная реализация которой не только обеспечит гармоничное и стабильное развитие всей экономики в целом, но и позволит укрепить позиции России на мировой арене.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Энергетическая безопасность не может существовать сама по себе, она является частью безопасности страны, другими словами, частью национальной безопасности, и должна рассматриваться в ее контексте. В этом случае, по аналогии с определением национальной безопасности, энергетическую безопасность можно рассматривать как «состояние страны, при котором отсутствуют внешние и внутренние угрозы важнейшим аспектам энергетики или осуществляется их устранение». Но какие аспекты энергетики считаются важнейшими в обществе, а какие имеют второстепенное значение? Помочь определить эти аспекты может только анализ проводимой в стране энергетической политики.

Энергетическая политика определяется как «система мер государственного регулирования, направленных на полное, бесперебойное и качественное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения Российской Федерации в энергоносителях при общественно приемлемых ценах и тарифах».[1] В этом определении сосредоточены элементы энергетической политики, одновременное достижение которых возможно далеко не всегда. Поэтому необходимо как-то расположить их в порядке возрастания (или убывания) значимости для общества. Здесь может пригодиться подход, который ещё в начале ХХ века предложил известный американский психолог А.Х.Маслоу.

Маслоу заметил, что человеческие потребности имеют тенденцию к удовлетворению в строго определенной последовательности. Сначала человек стремится удовлетворить потребности, которые обеспечивают жизнедеятельность, например, потребность в пище, сне и т.д. Лишь затем человек переходит к удовлетворению потребностей более высокого уровня в следующем порядке: потребности в безопасности, общении (любви), общественном признании и самореализации. Эта концепция позже получила название «пирамиды Маслоу». Совсем недавно К.Фрай, являющийся директором отдела по энергетической промышленности и стратегиям Всемирного экономического форума, предпринял попытку использовать «пирамиду Маслоу» в анализе приоритетов энергетической политики.[2]

На основании эмпирических исследований Фрай заключил, что основными приоритетами энергетической политики государства являются получение доступа к энергоресурсам, безопасность энергоснабжения, эффективность затрат и использования природных ресурсов, а уж потом — приемлемость данной энергетической политики с точки зрения общества. Эту иерархию приоритетов энергетической политики можно представить в форме уже знакомой всем пирамиды Маслоу. Фрай предлагал рассматривать указанные приоритеты как основополагающие принципы энергетической безопасности.

Но даже такой подход не лишен изъянов. Во-первых, верхние три уровня «пирамиды Фрая» не статичны, другими словами, их положение будет определяться внешними факторами, например, конкретным видом энергоресурса. Так, если речь идет о нефти или природном газе, то вопросы рационального использования этих энергоносителей будут иметь большую значимость по сравнению с вопросами экологической и социальной приемлемости, так как их запасы могут подойти к концу уже в обозримом будущем. С другой стороны, если речь идет об атомной энергии и угле, то наиболее актуальными будут как раз вопросы экологической безопасности и общественной приемлемости, так как уголь считается одним из самых «грязных» видов топлива, а атомные электростанции, несмотря на все достижения прогресса, являются объектами повышенной опасности.

Во-вторых, «пирамида Фрая» строилась исключительно для страны-потребителя энергоресурсов и, значит, она не вполне применима к России, поскольку наша страна является также крупным экспортером энергоносителей. Очевидно, что для страны-экспортера другим будет не просто порядок направлений энергетической политики, но и набор ее составляющих. Попытаемся вывести определение энергетической безопасности для страны-поставщика энергоресурсов.

Примем допущение, что страна-экспортер энергоресурсов — рационально действующий экономический агент. Для упрощения картины можно рассмотреть энергоноситель как определенный товар, а страну-экспортера — как продавца этого товара. Если абстрагироваться от особенностей условий конкуренции на рынках энергоносителей, то можно попытаться рассмотреть иерархию направлений энергетической политики как этапы продвижения товара на некий рынок.

Первый этап — поиск рынка сбыта. Причем приоритет отдается как уже сформировавшимся рынкам, так и новым, но демонстрирующим значительные темпы роста. Если перенести эти определения на реальность, то страны Евросоюза будут относиться к первому типу, а быстро развивающиеся страны Азии — ко второму. В первом случае у нашей страны есть не только доступ на эти рынки, но и ведущее положение на них по ряду энергоносителей, например, по природному газу. В случае выхода на рынки стран Азии, речь идет как о развитии соответствующей инфраструктуры, например, строительстве газо- и нефтепроводов, так и о жесткой борьбе за «место под солнцем».

Второй этап — обеспечение стабильного сбыта. Как только продукт запущен на рынок, необходимо посредством хорошо отлаженной логистики обеспечить его бесперебойную доставку всем потребителям. Переводя разговор в плоскость энергетики, речь идет о безопасности энергопоставок. И если на пути наших потоков нефти и газа в Европу встают транзитные страны с зачастую непредсказуемой и даже иррациональной политикой, то поставки в Азию, например, в Китай, могут осуществляться напрямую.

Затем, когда компания обеспечивает себе устойчивое положение на рынке и имеет отлаженную логистическую сеть, возникает вопрос увеличения рентабельности, другими словами, начинается поиск путей увеличения прибыли. В части экспорта энергоносителей это может быть модернизация инфраструктуры ради снижения постоянных и транспортных издержек.

И, наконец, когда исчерпаны все возможные пути повышения выручки, компания будет искать возможности увеличения доходов путем диверсификации, которая может затрагивать как ассортимент продукции, так и существующие каналы сбыта. В энергетике это может быть, например, освоение новых технологий по сжижению природного газа. Сжиженный природный газ (СПГ) можно не только поставлять в страны наряду с обычным «трубным» газом, снижая таким образом зависимость от экспорта магистрального газа, но и осваивать новые рынки, например, американский, что приведет уже к снижению зависимости от других потребителей.

Итак, применяя «пирамиду Фрая» для страны-экспортера энергоносителей, можно упорядочить направления энергетической политики в следующей последовательности. Базовым будет являться получение доступа на рынок энергоносителей другой страны. Затем будут идти надежность поставок энергоносителей, эффективность поставок и, наконец, диверсификация.

Теперь можно сформулировать определение энергобезопасности, которая будет наилучшим образом подходить для России. Итак, энергобезопасность — это состояние, при котором, с одной стороны, посредством мер энергетической политики обеспечивается бесперебойный доступ населения и экономических агентов Российской Федерации к энергоресурсам и, с другой стороны, гарантируется надежность поставок российских энергоресуров на рынки заинтересованных стран.

Если использовать обе этих «пирамиды» применительно к нашей стране, то картина будет весьма любопытная. С точки зрения страны-потребителя энергоресурсов Россия едва перебралась на вторую ступень — обеспечение безопасности энергоснабжения, но даже эта стадия освоена не полностью. Наиболее весомые подтверждения — энергетический кризис зимы 2005-06 гг. и нарастающий дефицит природного газа на внутреннем рынке.

А как экспортер энергоресурсов Россия уверенно осваивает последние две ступени (эффективность и диверсификацию поставок). Так, наша страна начинает переходить не только к экспорту нефте- и газопродуктов с высокой добавленной стоимостью, осваивает технологии СПГ, но также стремится выйти на азиатские рынки, которые демонстрируют подчас феноменальные темпы роста потребления энергоносителей.

Поскольку внутренним аспектам энергетической политики в нашей стране уделялось меньше внимания, нежели внешним, логичнее будет сфокусироваться именно на внутренних факторах, оказывающих влияние на формирование политики энергобезопасности. В контексте определения энергетической безопасности можно рассматривать как страну в целом, так и отдельный вид энергоресурсов. Далее будут рассмотрены внутренние аспекты энергетической безопасности России на примере природного газа.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ АСПЕКТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Несмотря на то, что доминантное положение в мировой экономике и в России сейчас занимает нефть, использование природного газа таит в себе гораздо больше перспектив. Они не столько связаны с богатыми запасами природного газа, находящимися на территории нашей страны, сколько с рядом экологических и технологических преимуществ.

Россия обладает доказанными запасами природного газа, которые оцениваются в 48 трлн. куб. метров, что составляет более четверти мировых запасов — больше, чем в любой другой отдельно взятой стране. За период 1995-2005 гг. добыча газа в нашей стране выросла почти на 8% — с 555,4 до 598 млрд. куб. метров. Несмотря на то, что в конце 1980-х гг. добыча газа на территории России составляла почти 600 млрд. куб. метров, этот рост не носит восстановительный характер и связан с тем, что ряд месторождений исчерпали себя. Потребление газа в нашей стране за тот же период увеличилось более чем на 7% — с 377,8 до 405,1 млрд. куб. метров. По расчетам специалистов, при текущих уровнях добычи и потребления, разведанных запасов природного газа России хватит как минимум на 80 лет. Для сравнения, в нашей стране находится всего лишь 6,2% мировых запасов нефти, и при текущем уровне потребления их хватит всего на 20-30 лет.

Но если более внимательно проанализировать ситуацию с природным газом, выясняется, что здесь имеется ряд серьезных проблем, угрожающих энергетической безопасности страны.

Наиболее пугающая из них — это истощение существующих месторождений и медленное освоение новых, что грозит дефицитом газа на внутреннем рынке. Добыча природного газа на старейших и самых крупных газовых месторождениях, Медвежье и Уренгойское, на которые в 2005 г. приходилось почти 50% всей добычи, снижается, начиная с конца 1990-х гг. Освоение новых крупных месторождений, таких, как Южно-Русское или Штокманское, существенно запаздывает, что приводит не просто к весьма скромным темпам прироста добычи (всего 8% за 10 лет), но к возможному дефициту природного газа на внутреннем рынке. Так, разрыв между внутренним спросом и поставками «Газпрома» составил в 2004 году порядка 50 млрд. куб. м. Пока удается покрывать этот дефицит путем покупки газа у стран центральной Азии, но и их возможности не безграничны. Наиболее богатые страны в этом регионе, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, нацелены больше на поставки газа непосредственно в Европу и в Тихоокеанский регион, нежели в Россию. При наиболее оптимистичном варианте, к 2010 году вместе они смогут поставить в нашу страну не более 100 млрд. куб. м. природного газа. Возникнет к этому времени дефицит или нет, зависит о того, каков будет объем внутреннего потребления, внутренней добычи, и от того, какой объем газа должен будет поставить на экспорт «Газпром».

Не стоит забывать о перебоях с подачей электроэнергии в крупных городах в зимнее время, а также о ряде крупных аварий на электростанциях, повлекших за собой массовые отключения электроэнергии. И если в прошлые годы отключали в основном предприятия, которые имели собственные генерирующие мощности, то в будущем, если оставить все как есть, дефицит электроэнергии затронет уже простых граждан.

Почему же в стране, где сосредоточены богатейшие залежи органического топлива, и которая величает себя «энергетической сверхдержавой», возникают столь серьезные проблемы с энергетикой? Все дело в том, что за этими явлениями стоят вполне определенные причины экономического характера. Это — высокая степень износа основных фондов электрогенерирующих компаний, а также сильное истощение основных газовых месторождений. Несмотря на то, что все эти причины имеют, казалось бы, разную основу, все они были вызваны недостатком инвестиций в модернизацию, обновление основных фондов и освоение новых месторождений. Наиболее очевидный способ исправить случившееся — привлечь масштабные инвестиции и направить их на решение существующих проблем. Но можно пойти и другим путем: использовать синергетический эффект, возникающий в результате того, что все отрасли в энергетике являются взаимозависимыми, и улучшение положения в одной из них создаст импульс для развития других.

Если рассмотреть структуру генерирующих мощностей России, то обнаружится, что почти 70% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, работающих на органическом топливе, а более 60% этих электростанций работают на природном газе. Это значит, что газовые ТЭС вырабатывают более 40% всей электроэнергии.[3] На внутренний рынок поставки газа осуществляют как компания «Газпром», так и независимые производители газа. В 2005 году «Газпром» поставил на внутренний рынок 290 млрд. куб. метров природного газа, а независимые производители — 53,5 млрд. куб. метров.

Именно компания «Газпром» решающим образом влияет на надежность поставок природного газа внутри страны. Но «Газпром» обладает также и монопольным правом на экспорт природного газа, который осуществляется не по спотовым ценам, а на основе долгосрочных контрактов. Особенность данных контрактов заключается в том, что в них не указан точный объем природного газа, который должен быть поставлен на экспорт, а указан лишь интервал, в пределах которого должно лежать это значение. Уже возникала ситуация, когда из-за холодной погоды «Газпром» увеличивал поставки газа как национальным, так и иностранным покупателям. В этом случае приходилось задействовать газовые хранилища, так как добыча газа за сутки в этот период была ниже, чем его потребление.

В прошлом году, как и раньше, не наблюдалось каких-либо серьезных перебоев с поставками природного газа, но сохранится ли это равновесие в будущем? Скорее всего — нет. Причина тому — уже упоминавшееся истощение ряда ключевых месторождений и недостаток инвестиций в освоение новых. Так, в период с 2000 по 2004 гг. инвестиции Газпрома в геологоразведку и газодобычу не превышали 30% от общего объема инвестиций в основной капитал. Из-за этого был перенесен срок ввода в эксплуатацию ряда месторождений, например, Бованенковского, Харасавэйского и Новопортовского, как минимум до 2009 года.

Но это еще не все. Одним из ключевых факторов, которые определяют приоритетные направления поставки природного газа, является цена. На рынок Европы газ в среднем поставляется по цене в 200-240 долларов США за тыс. куб. метров, в то время как средняя цена газа на внутреннем рынке — порядка 50 долларов. Столь высокая разница в ценах делает поставки природного газа на экспорт в Европу гораздо более привлекательными, чем на внутренний рынок.

Как же «Газпром» обеспечивает потребности внутреннего рынка и в то же время находит газ для экспортных поставок? В основном это делается за счет поглощений независимых производителей газа под предлогом «возврата активов». Стоит отметить, что независимые поставщики газа демонстрируют довольно неплохие темпы прироста добычи газа, например, с 1999 по 2004 гг. прирост у этой части поставщиков составил почти 100%. Однако это не решает всех проблем «Газпрома», и ему приходится покупать газ у азиатских республик СНГ, в первую очередь у Туркменистана, а также у Казахстана и Узбекистана. Но основной поставщик газа, Туркменистан, настолько обременен обязательствами по поставкам газа, что их надежность в ближайшие годы станет крайне сомнительной: у страны просто-напросто нет достаточного количества газовых мощностей, чтобы выполнить все контракты. Как же можно решить проблему надвигающегося дефицита природного газа и, в то же время, максимально эффективно использовать сложившуюся конъюнктуру на европейском рынке?

Выход только один — отвлечь часть газа с внутреннего рынка, но из какого сегмента? Для домохозяйств дешевый газ играет важную социальную роль, и отвлечение его из этого сектора повлечет за собой увеличение цен, что приведет не только к тому, что ряд отдаленных регионов, где газ единственный энергоноситель, окажутся в тяжелом положении, но и к росту неплатежей. Например, Чечня начала частично рассчитываться за газ совсем недавно, и это при текущем уровне цен. Следовательно, изъятие газа из этого сегмента приведет к тому, что внутренний газовый рынок станет еще менее рентабельным. Похожая ситуация с продажами природного газа предприятиям. Единственный оставшийся сектор — электрогенерирующий.

Электростанции, работающие на природном газе, потребляют порядка 38% всего добываемого в стране газа, а это около 227 млрд. куб. метров. Для сравнения, население расходует 16% всего добываемого газа, или 95 млрд. куб. м, а промышленность — 10% (порядка 60 млрд. куб.м.). Таким образом, существенные объемы газа можно найти только в электрогенерирующем секторе.

Но чем заменить газовые электростанции? Единственный возможный вариант — угольные электростанции. Современные модели тепловых угольных электростанций имеют КПД, схожий с предыдущим поколением газовых электростанций, а новейшие очистные фильтры могут сократить вредные выбросы в атмосферу до минимума. Более того, интенсивное развитие этого типа электростанций должно дать импульс угледобывающей промышленности, которая переживает не лучшие времена. Сегодня вполне реально снизить долю ТЭС, работающих на природном газе, с 70% до 60% и заместить их угольными и, частично, гидроэлектростанциями к 2010-2012 гг. Несложно подсчитать, что при реализации этой идеи может быть сэкономлено до 35 млрд. куб. м. природного газа в год. Что касается финансирования, то реформа «РАО ЕЭС» позволит либерализовать электрогенерирующий рынок России и, посредством вывода новых компаний на биржу, привлечь необходимые средства.

3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Как видно из краткого анализа внутренних аспектов энергетической безопасности, текущее положение дел далеко от идеального. Тем не менее, можно констатировать, что в части внутренних аспектов энергетической безопасности у руководства нашей страны есть четкий план по улучшению ситуации в этой области, который нашел отражение в «Энергетической Стратегии России на период до 2020 года».[4] К сожалению, данный план можно рассматривать лишь как реакцию на сложившуюся ситуацию, более того, он не лишен ряда изъянов и изрядно запоздал. Например, сомнение вызывают технологические вопросы строительства угольных электростанций, которыми в будущем планируется замещать газовые. На настоящий момент у нас нет передовых разработок, позволяющих повысить КПД угольных электростанций хотя бы до 50-52%, не говоря уже о технологиях, с помощью которых можно добиться еще более высокого значения их КПД. Именно такие значения КПД позволяют угольным электростанциям составить полноценную конкуренцию газовым. Более того, может возникнуть проблема со строительством угольных станций, так как в России очень мало специалистов, способных проводить работы такого высокого уровня. Решение этой проблемы возможно только посредством незамедлительных инвестиций в образование.

Как представляется, для обеспечения внутреннего рынка природным газом и электроэнергией в долгосрочном периоде необходимо:

· увеличить инвестиции в разведку и разработку новых месторождений. В настоящий момент «Газпром» тратит весьма значительные средства на сторонние цели, и эти расходы должны быть по максимуму оптимизированы. В случае невозможности резко увеличить инвестиции в геологоразведку и разработку месторождений, необходимо искать альтернативные источники финансирования. Это может быть привлечение средств внешнего инвестора или кредит под гарантии Правительства РФ. Для этих целей можно задействовать также часть Стабфонда;

· предоставить независимым производителям газа большую свободу. Создание биржи по торговле природным газом — только начало. Независимые производители гораздо более эффективны, чем монополист «Газпром», несмотря на то, что они преимущественно оперируют на месторождениях «жирного» газа, добыча которого обходится дороже, чем обычного;

· инвестировать в профильное техническое образование. Для успешного претворения в жизнь планов замещения газовых электростанций угольными необходимо достаточное количество специалистов. Компаниям необходимо наращивать сотрудничество с ВУЗами для того, чтобы сразу привлечь выпускников к реализации этих задач;

· повысить цены на природный газ в электрогенерирующем сегменте. Как ни неприятно это звучит, но это даст хороший стимул для развития ТЭС, работающих на угле. В настоящий момент, отношение цен на газ и уголь (в условном топливе) близко к 0,9:1, в Европе — 2:1. Для успешного развития отрасли нужно, чтобы это соотношение превысило 1:1 и достигло 1,7-1,8. Это связано с тем, что газовые и угольные электростанции обладают разной эффективностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997.№5

2. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны. //

Российский экономический журнал. 1997. №1.

3. Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

4. Фрай, К. «Экология или энергетическая безопасность — что важнее?» Вопросы экономики, №4, 2006. — С. 104.

5. Статистичeский обзор мировой энeргeтики за 2005 г., подготовленный компанией British Petroleum.

6. Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

[1] Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

[2] Фрай, К. «Экология или энергетическая безопасность — что важнее?» Вопросы экономики, №4, 2006. — С. 104.

[3] Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002

[4] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

Курсовая работа: Энергетическая безопасность государства

Актуальность работы обусловлена тем, что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира — как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.

На данный момент в мировом сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данный момент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходить к необходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.

Сохранение ситуации, при которой 2 млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам, грозит гуманитарными катастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем. И именно в рамках международного механизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельных стран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран.

Основной сферой деятельности данной инстанции должно стать обеспечение глобальной энергетической безопасности путем предотвращения и разрешения конфликтов в данной сфере, а также путем управления глобальным сбалансированным энергетическим потенциалом. Для этого необходимо достижения максимально широкого согласия стран, которые на данный момент в качестве поставщиков или потребителей имеют устойчивый доступ к энергетическим ресурсам. Ключевой целью управления глобальным энергетическим потенциалом должно стать как поддержание энергетической ресурсной базы планеты, так и ее справедливое распределение. В ближайшее время на первый план в этом направлении выйдет задача обеспечения энергетическими ресурсами тех стран, которые пока не имеют к ним устойчивого доступа и лишены возможности обеспечить это за счет слабости экономики или иных факторов.

Международный механизм глобальной энергетической безопасности мог бы стать той инстанцией, которая от имени международного сообщества управляла как подобными международными энергетическими центрами, так и иными организациями или формами, нацеленными на создание глобального сбалансированного энергетического потенциала.

Цель работы – раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

· дать определение энергетической безопасности;

· описать критерии, по которым можно оценить энергетическую безопасность страны;

· дать анализ состояния энергетической безопасности РФ;

· описать возможные угрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.

Объектом данного исследования является проблема энергетической безопасности. Предмет изучения – современная мировая экономика в части обеспеченности природными ресурсами и энергетический потенциал отдельных стран.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 35 страницах машинописного текста, и включает 1 рисунок, 3 таблицы. Список использованных источников включает 21 наименований.

1. Теоретические аспекты исследования энергетической безопасности государства

1.1 Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность

В последнее время в высших эшелонах власти большое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Эта тема была обозначена Россией как одна из важнейших при формулировке повестки дня саммита лидеров стран «Группы восьми», состоявшегося в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Вопросы ЭБ признаны актуальными мировым сообществом.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблемам ЭБ со стороны политических лидеров, понятие ЭБ не определено даже в таком документе как документ о Глобальной энергетической безопасности, принятый на саммите «Группы восьми» в 2006 г. Напротив, в научных работах это понятие подвергается анализу.

Такая ситуация может привести к недопониманию сущности ЭБ, нестыковки теории (научных разработок) и практики (государственного регулирования, поддержки отдельных проектов в сфере энергетики и др.).

В общем виде безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как следует из приведенного определения, к объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность[1] .

Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития объекта безопасности. Под угрозой, в свою очередь, понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности объекта.

Энергетическая безопасность подразумевает состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения[2] .

1.2 Цель и принципы обеспечения энергетической безопасности государства

Целью политики ЭБГ является последовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик[3] :

· способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

· способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

· устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются[4] :

· гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

· восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);

· диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

· учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);

· предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

· создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;

· максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

1.3 Критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности государства

Для оценки уровня энергетической безопасности государства можно применить следующий состав показателей (индикаторов)[5] :

1. Индикаторы обеспеченности электроэнергией:

·доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии);

·производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения);

·потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе (отношение потребления электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе к численности населения).

2. Индикаторы обеспеченности тепловой энергией:

·коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке);

·производство тепловой энергии на душу населения (отношение производства тепловой энергии к численности населения);

·расход котельно-печного топлива (КПТ) (отношение фактического расхода топлива к нормативу);

·доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённых источников теплоснабжения к числу действующих источников теплоснабжения);

·коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потери тепловой энергии к произведенному количеству);

·среднее число аварий на один источник теплоснабжения(отношение числа аварий на источниках теплоснабжения к числу источников теплоснабжения);

·коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношение протяженности тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене к общей протяженности).

2. Анализ и оценка уровня энергетической безопасности государства (на примере России)

2.1 Основные энергетические показатели развития страны

В таблице 1 собраны основные энергетические показатели развития России по электрической и тепловой энергетике с 2000 по 2009 годы. На основании этих данных в параграфе 2.2 дан анализ и оценка уровня энергетической безопасности.

Таблица 1. Сведения об основных энергетических показателях России по годам[6] .

Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Численность населения РФ, в чел. 146596869 145976482 145306497 144565928 143821212 143113885 142487259 142114903 141956409 141842844
2 Выработка эл. эн. электростанциями, в млрд. кВтч 877,8 891,3 894,3 916,3 939,9 954,1 996,2 1042,1 1040,3 1013,5
3 Потребление электроэнергии по РФ, в млрд. кВтч 861 874,5 877,5 899,5 923,1 937,3 979,4 1025,3 1022,7 995,9
4 Потребление электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе по РФ, в млрд. кВтч 187,4 196,0 207,4 222,2 243,5 253,7 262,7 272,4 280,6 278,4
5 Суммарная мощность источников теплоснабжения, гигакал. в час. 664862,4 658330,9 654681,1 661933,4 657203,4 623210,6 619984,01 602622,5 590758,9 590686,8
6 Максимальная годовая потребность в тепле, гигакал. в час. 499339,3 495138,8 489876 491609 482195,3 476104,8 472354,3 452165,5 433702 434448
7 Произведено тепловой энергии, в тыс. гигакал 998678,3 990277,4 979751,9 983218,2 964390,6 952209,7 944708,37 904330,9 867403,88 868895,95
8 Произведено тепловой энергии когенерационными тепловыми установками, в тыс. гигакал. 19705,3 18171,5 14356,8 13392,9
9 Потери тепловой энергии, в тыс. гигакал. 98083,2 108427 111702,7 112086,9 113014,3 115977,9 120316,23 112892,2 113088,8 118805,21
10 Отпущено тепловой энергии потребителям, в тыс. гигакал. 1039576,5 1005590,2 985238,1 978765 955423,5 945649,6 946124,87 925174,4 899839,73 894885,79
11 Расход топлива фактически в РФ, в тыс. тонн условного топлива 176855,5 173186,1 207111,2 167120,6 162965,2 162135,5 174559,85 162033,61 150544,12 150947,11
12 Расход топлива по норме в РФ, в тыс. тонн условного топлива 178118,8 174246,7 173215,7 168872,9 164677,7 163381,8 178572,5 164370,08 152797,71 152512,41
13 Число источников теплоснабжения, в единицах 67913 67775 67890 67703 66936 64895 65985 70232 72161 73136
14 Введено источников теплоснабжения, в единицах 1960 1643 1842 1706 1374 1576 2009 2400 2729 2887
15 Количество котлов (энергоустановок), в единицах. 192216 191513 190034 186933 183737 180063 179023 184763 188404 189053
16 Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях, в единицах 96365 107539 86948 112087 34519 27605 22592 20107 17045 12943
17 Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах 186586,1 197546,6 183545,1 180727,7 179031,3 177174,9 176514,13 173073,7 172019 171995,6
18 Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене, в километрах 30273,1 39325,8 33698,1 33135,6 34566,6 44669,3 44179,67 44830,2 45020,6 46318,4
19 Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах 5912,5 5706,6 5151,2 5417,3 4540,7
20 Экономия от работ по модернизации, тыс. руб. 860133,5 507602
21 Экономия от проведенных мероприятий по энергосбережению, тыс. руб. 1671334,6 2353904,5

2.2 Оценка уровня энергетической безопасности государства

В таблице 2 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.

Таблица 2. Оценка энергетической безопасности государства

Показатель (рассчитывается из табл. 1) Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3) 1,01951 1,01921 1,01915 1,01868 1,0182 1,01792 1,01715 1,01639 1,01721 1,01767
2 Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1) 5988 6106 6155 6338 6535 6667 6992 7332 7328 7145
3 Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1) 1278 1343 1427 1537 1693 1773 1844 1917 1977 1963
4 Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6) 1,33148 1,32959 1,33642 1,34646 1,36294 1,30898 1,31254 1,33275 1,36213 1,35963
5 Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1) 6,81241 6,78381 6,74266 6,80118 6,70548 6,65351 6,63013 6,36338 6,11035 6,12577
6 Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12) 99,29 99,39 119,5 98,96 98,96 99,23 97,75 98,57 98,52 98,97
7 Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13) 2,886 2,424 2,713 2,519 2,052 2,428 3,044 3,417 3,781 3,947
8 Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7) 9,8213 10,9492 11,4011 11,4 11,7187 12,1799 12,7358 12,4835 13,0376 13,6731
9 Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13) 1,418 1,586 1,280 1,655 0,515 0,425 0,342 0,286 0,236 0,176
10 Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17) 16,22 19,90 18,35 18,33 19,30 25,21 25,02 25,90 26,17 26,93

Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6 раз);

· В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией;

· Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показательрасхода КПТ в таблице 2;

· Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;

· Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;

· Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.

2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства

Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор нормативно-правовых документов[7] .

1. Закон об энергетической безопасности .

Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия функционирования системы энергетической безопасности.

2. Закон «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории» .

Составляется с учетом изменения статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования независимых производителей энергии.

3. Закон «Об использовании газа на территории» .

Закладывает основы правового регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа.

4. Закон об использовании газа в виде газомоторного топлива .

Закон устанавливает условия функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива.

5. Закон «Об энергетическом заказе».

Одной из причин нарастающей угрозы энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.

6. Закон «О принципах тарифной политики на топливо, электро- и теплоэнергии» .

Сегодня РЭК пользуется методиками ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке.

7. Закон «О льготах на топливо, электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов энергоснабжающих организаций» .

Имеющиеся льготы, которые даются потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия.

8. Закон «О сертификации продукции и услуг по энергоэффективности» .

Сертификации продукции по энергоэффективности в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции.

9. Постановление «О нормировании потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета лимитов на энергопотребление».

Действующие нормативы потребления значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов потребления.

10. Пакет документов администрации и РЭК о тарифной политике в исполнении закона .

В порядке реализации закона о порядке формирования тарифов.

11. Пакет документов о мотивации энергосбережения .

В порядке реализации закона «Об основах энергосбережения на территории».

12. Пакет документов о формировании энергосберегающего поведения.

13. Постановление «О создании механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов .

Защита интересов участников энергообеспечения от рисков и угроз.

14. Постановление «О создании системы управления энергетической безопасностью .

3. Угрозы энергетической безопасности и направления их нейтрализации (на примере России)

3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства

На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.

Выделяются следующие ее аспекты[8] :

· функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;

· защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.

Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.

Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз (таблица 3).

Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]

— Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации.

— Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов.

— Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным.

— Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ.

— Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков.

— Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений

— Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы.

— Информационная «война», порождающая социальную напряженность.

— недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.

— Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат.

— Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений.

— Увеличение загрязнения окружающей среды.

— Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).

см. последствия 1.1.

— Рост количества каскадных (цепных) аварий.

— Рост последствий неэнергетических аварий.

— Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным.

— веерное отключение потребителей.

— Резкий рост социальных проблем при низких температурах.

— Рост числа заболеваний и обострение болезней.

— Эвакуация жителей и охрана жилья

— Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии.

— Переход на топливо низшего качества.

— Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.

— Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов.

— Монополизм энергетического рынка.

— Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.

— Рост аварийности оборудования.

— Рост объемов недоотпуска.

— Перерасход бюджетных средств.

— Криминализация энергетических бизнесов.

— Монополизация энергетического рынка.

— Ограничения отпуска энергоресурсов.

3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства

Для управления энергетической безопасностью РФ необходимо обеспечить[10] :

• мониторинг энергетической безопасности по показателям (индикаторам);

• идентификацию существующих и прогнозируемых угроз энергетической безопасности;

• поиск наилучших путей преодоления угроз;

• ввод в действие принятых мероприятий;

• анализ эффективности реализованных мероприятий.

Предлагается создать технологию, основанную на использовании «сценарных» методов управления.

Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер[11] .

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз. Примерный перечень индикаторов энергетической безопасности был приведен выше.

Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.

2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности.

Объектами мониторинга являются:

• электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом;

• территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией;

• системы управления регионом, муниципальными образованиями и производственными комплексами;

• природно-климатические объекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативные последствия для топливо и энергообеспечения;

• система управления персоналов важнейших энергетических объектов и производств.

Если мониторинг показывает, что показатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется. Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы, проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозы энергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а также для выявления причин отклонений.

Для анализа может быть использованы заранее составленные сценарии, связывающие перечень угроз со значениями индикаторов. Выявленная причина фиксируется как проблемная ситуация.

3. Для идентификации потенциальных угроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группа экспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущим положением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемная ситуация.

4. Для выявленных экспертами проблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексы мероприятий).

Для каждой из проблемных ситуаций может быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в виде административных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двух типов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются в случае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, не устраняя проблемы, улучшить значение показателей.

Могут быть разработаны альтернативные варианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучших альтернатив (например, время уст-ранения проблемной ситуации, уменьшение потерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексы мер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбрать оптимальное сочетание мероприятий.

5. Формируются планы по реализации комплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей) и осуществляется их реализация. В хо-де выполнения мероприятий по преодолению или нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализ эффективности.

Для реализации описанной технологии необходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ) субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовку кадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.

Схема управления энергетической безопасностью

Для управления энергетической безопасностью субъекта РФ предлагается схема управления (рис.1), относящаяся к матричному типу управления[12] . Матричная структура используется предприятиями и организациями со сложной деятельностью, действующими в нестабильных условиях, когда возникает потребность в реализации разнотипных масштабных мероприятий.

1. Государственная Дума (ГД). В общей схеме управления реализацией программы она играет роль утверждающей инстанции и осуществляющей общий контроль. В число задач, выполняемых ГД, входят:

• утверждение приоритетных направлений обеспечения энергетической безопасности;

• контроль за ходом реализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности.

2. Глава администрации субъекта РФ. Осуществляет общее руководство. Основные функции, выполняемые им:

• постановка оперативных и долгосрочных целей обеспечения ЭБ;

• общий контроль за бюджетом и финансовой деятельностью;

• обеспечение развития процессов управления и организационной структуры;

• назначение руководителя СУЭБ.

3. Руководитель СУЭБ. Назначается из числа замов главы администрации субъекта РФ. Руководитель выполняет следующие функции:

• осуществляет стратегическое и тактическое управление;

• назначает руководителей направлений и администратора СУЭБ;

• координирует деятельность руководителей направлений;

• разрабатывает совместно с НТС сводный годовой план и формирует сводный бюджет;

• контролирует выполнение годового плана и исполнение бюджета.

4. Руководители направлений (по видам ресурсов). Назначаются из числа руководителей высшего звена субъекта РФ. Их основная задача состоит в привлечении квалифицированной команды для реализации мероприятий по обеспечению ЭБ и в создании ей нормальных условий для работы.

• подбирают администраторов и исполнителей для работы над реализацией мероприятий;

• осуществляют стратегическое и тактическое управление направлением;

• разрабатывают совместно с НТС годовой план и формируют бюджет по направлению;

• контролируют выполнение плана и исполнение бюджета по направлению.

5. Администратор СУЭБ. Назначается руководителем программы. Администратор выполняет функции оперативного руководителя всех мероприятий по обеспечению ЭБ и подчиняется непосредственно руководителю СУЭБ. Он, во-первых, должен обеспечить условия для работы по каждому направлению, а во-вторых, координирует мероприятия по всем направлениям. К числу основных задач администратора относятся:

• оперативное руководство ходом реализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности;

• текущий мониторинг по показателям энергетической безопасности;

• организация оперативного взаимодействия администраторов направлений;

• координация работы по всем направлениям.

6. Администраторы направлений. Назначаются руководителями направлений. Они выполняют функции оперативного руководителя всех мероприятий по направлению и подчиняются непосредственно руководителям направлений, находясь также в оперативном подчинении администратору СУЭБ. Администраторы направлений:

• выполняют оперативное руководство реализацией мероприятий по направлению;

• осуществляют мониторинг по показателям направления.

7. Научно-технический совет (НТС). НТС формируется из представителей высшего руководства администрации субъекта РФ, руководителей и администраторов направлений. Совет выполняет штабные функции при руководителе СУЭБ. Основная цель НТС — определение общей стратегии по обеспечению ЭБ и стратегическое управление реализацией мероприятий. Руководителем НТС назначается руководитель СУЭБ.

НТС решает следующие задачи:

• определение приоритетных мероприятий;

• распределение мероприятий на две группы: к первой относятся мероприятия, которые должны выполняться без дополнительного финансирования (основные мероприятия); ко второй – мероприятия, требующие дополнительного финансирования (дополнительные мероприятия);

• утверждение первоочередных мероприятий, объемов их финансирования и сроков реализации;

• оценка выполнения мероприятий по критериям;

• заслушивание и утверждение отчетов руководителей направлений;

• утверждение изменений в комплексе мероприятий;

• утверждение результатов экспертизы отчетов о реализации мероприятий, проведенных экспертными группами;

• стимулирование работы подразделений и отдельных лиц;

• разрешение конфликтных ситуаций.

8. Рабочая группа (РГ). Включает 2-3 исполнителей, находящихся в подчинении у главного администратора СУЭБ. РГ создается для оперативной координации действий по реализации мероприятий. РГ решает следующие основные задачи:

• подготовка материалов для работы НТС, в том числе рекомендаций по исполнителям мероприятий, срока, объемам финансирования и т.д.;

• оперативная оценка хода реализации мероприятий;

• обеспечение оперативного взаимодействия лиц и подразделений СУЭБ;

• организация работы по оценке эффектов от внедрения мероприятий;

• подготовка информации для НТС о расходовании денежных средств и эффективности их использования;

• подготовка предложений по совершенствованию финансовых, экономических механизмов реализации мероприятий, структуры управления;

• подготовка предложений по корректировке комплекса мероприятий.

9. Информационная система. Представляет собой централизованную базу данных СУЭБ, которая оперативно обновляется и пополняется. База данных должна содержать: показатели энергетической безопасности; границы их «нормальных» значений и фактические значения; перечень возможных угроз (проблемных ситуаций); сценарии, связывающие показатели с проблемными ситуациями; комплексы мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Система должна позволять:

• выявлять проблемные ситуации (угрозы энергетической безопасности);

• выбирать меры устранения угроз, сравнивать их с помощью некоторых критериев и выбирать оптимальные;

• формировать стратегические и оперативные планы по направлениям;

• контролировать ход выполнения мероприятий и оценивать их эффективность.

Централизованная информационная система играет координирующую роль, позволяет исполнителям в максимальной степени использовать результаты работы других исполнителей, использовать единые методики, инструментальные средства.

10. Эксперты. При рабочей группе формируется команда экспертов-консультантов, которые по мере необходимости привлекаются для решения следующих задач:

• оценка качества выполнения мероприятий;

• оказание консультационных услуг НТС;

• подготовка предложений по совершенствованию СУЭБ.

11. Исполнители. Исполнители мероприятий набираются как из сотрудников администрации субъекта РФ, так и со стороны (например, из предприятий АО «Энерго», АО «Водоканал» и т.д.). Привлечение исполнителей осуществляется на основе контрактов на конкретные виды работ с указанием взаимных обязательств сторон. Набор исполнителей осуществляется на конкурсной основе.

Для реализации мероприятий утверждается собственный бюджет. При этом четко разграничиваются мероприятия, которые должны выполняться сотрудниками администрации в пределах штатного расписания, и мероприятия, для выполнения которых используется специальный бюджет, из которого оплачивается выполнение мероприятий. Распределение мероприятий на основные и дополнительные проводится НТС.

Достоинствами предложенной схемы управления являются:

1. Высокая контролируемость, координируемость и управляемость СУЭБ за счет:

• введения администраторов, занимающихся оперативным управлением;

• использования централизованной информационной системы.

2. Высокое качество оценки выполненных мероприятий за счет привлечения экспертов и участников НТС.

3. Возможность привлечения к выполнению мероприятий высококвалифицированных специалистов за счет возможности финансирования.

4. Повышение заинтересованности в успешном выполнении мероприятий как у руководителей, так и у исполнителей за счет возможности финансирования.

5. Возможность оперативного внесения изменений в комплекс мероприятий за счет использования централизованной информационной системы.

6. Сокращение времени сбора отчетной и текущей информации за счет использования информационной системы.

Для обеспечения энергетической безопасности в РФ необходимо решение первоочередных проблем.

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз.

2. Необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы – обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем – путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий[13] .

3. Потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны.

4. Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК необходимо единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.

Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.

Список использованных источников

1. Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков – состояние, проблемы и перспективы развития / Справочно-аналитический сборник. – М.: ГУ ИЭС, 2008. – 1028 с

2. Энергетическая безопасность России. В. В. Бушуев, Н. И. Воропай, А. М. Масцепанов, Ю. К. Шафраник и др.Новосибирск, Сибирская издательская фирма "Наука", 302 с.

3. Центральная база статистических данных http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года http://www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1

5. Концепция энергетической безопасности субъектов федерации. Часть 1. В.В.Литвак, В.А.Силич, М.Й.Яворский. http://esco-ecosys.narod.ru/2006_1/art42.htm

6. Энергетическая безопасность http://old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml

7. Производство и потребление электрической и тепловой энергии http://www.e-apbe.ru/analytical/doklad2005/doklad2005_4.php

8. Энергетическая эффективность. Состав показателей http://www.energosovet.ru/dok/gost_uy47Zv.zip

9. Анализ энергоэффективности экономики и развития электроэнергетики России http://www.marketelectro.ru/magazine/readem0107/04

10. Государственная энергетическая политика http://www.energy-law.ru/law/1165/

11. Проблемы энергетической безопасности в современном мире http://www.ini21.ru/?id=319

12. Энергетическая безопасность – одна из основ безопасности страны http://www.connect.ru/article.asp?id=7411

13. В чём россияне видят основную угрозу энергетической безопасности? Данные ВЦИОМ http://civilg8.ru/energy/5814.php

14. ОАО «Газпром» Энергетическая безопасность http://old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml

15. Угрозы энергетической безопасности http://www.zn.ua/1000/1030/56095/

16. Континент Сибирь — Угрозы энергетической безопасности http://com.sibpress.ru/01.09.2006/oil/79878/

17. Прогнозирование энергетической безопасности http://www.energosovet.ru/stat326p1.html

18. Оценки энергетической безопасности территорий РФ http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/58197.html

19. Практика исследования проблем энергетической безопасности http://www.dissercat.com/content/metodologiya-i-praktika-issledovaniya-problem-energeticheskoi-bezopasnosti-rossii-s-vydeleni

20. Экспертная оценка. Энергетическая безопасность http://www.ia-centr.ru/expert/8572/

21. Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения http://revolution./international/00062371_0.html

[1] Энергетическая безопасность http://old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml

[2] Энергетическая безопасность http://old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml

[3] Энергетическая безопасность России. В. В. Бушуев, Н. И. Воропай, А. М. Масцепанов, Ю. К. Шафраник и др. Новосибирск, Сибирская издательская фирма "Наука"

[4] Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения http://revolution./international/00062371_0.html

[5] Энергетическая эффективность. Состав показателей http://www.energosovet.ru/dok/gost_uy47Zv.zip

[6] Центральная база статистических данных http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi, а также многие др. источники.

[7] Государственная энергетическая политика http://www.energy-law.ru/law/1165/

[8] Анализ энергоэффективности экономики и развития электроэнергетики России http://www.marketelectro.ru/magazine/readem0107/04

[9] Угроза энергетической безопасности http://www.zn.ua/1000/1030/56095/

[10] Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков – состояние, проблемы и перспективы развития / Справочно-аналитический сборник. – М.: ГУ ИЭС, 2008.

[11] Энергетическая безопасность России. В. В. Бушуев, Н. И. Воропай, А. М. Масцепанов, Ю. К. Шафраник и др. Новосибирск, Сибирская издательская фирма "Наука"

[12] Энергетическая безопасность России. В. В. Бушуев, Н. И. Воропай, А. М. Масцепанов, Ю. К. Шафраник и др. Новосибирск, Сибирская издательская фирма "Наука"

Сущность понятия энергетической безопасности и основные проблемы, связанные с её обеспечением

Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность, цель и принципы её обеспечения. Критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности государства. Угрозы энергетической безопасности и стратегические направления их нейтрализации.

Подобные документы

Рассмотрение основных принципиальных положений, методических аспектов и подходов к оценке проблемы энергетической безопасности. Анализ состояния энергетики. Формирование рекомендаций по повышению уровня энергетической безопасности Республики Молдова.

статья, добавлен 02.02.2019

Создание экономических, организационных и правовых условий, надежного функционирования системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности страны. Основные приоритеты энергетической политики. Определение тарифов на электроэнергию.

статья, добавлен 14.06.2018

Осознание проблемы энергетической безопасности в мире в связи с многократным повышением цен на нефть из-за израильско-арабского конфликта. Энергетическая безопасность регионов РФ и ее обеспечение при наличии новых технологий и программ по стимулированию.

статья, добавлен 03.05.2019

Определение показателей, использованных для оценки уровня энергетической безопасности на этапе построения системы управления энергетической безопасностью. Соотношение темпов изменения инвестиций в электроэнергетику и темпов роста благосостояния населения.

статья, добавлен 02.12.2018

Соотношение экономической, энергетической и национальной безопасности. Анализ внешнеполитических, природных, социально-политических и техногенных угроз энергетической безопасности. Аварийные ситуации и их последствия. Ретроспективный анализ работы ЛЭП.

реферат, добавлен 30.05.2017

Анализ энергетического сотрудничества и координации энергетической политики стран Каспийского региона как важного фактора обеспечения региональной и глобальной энергетической безопасности. Факторы, влияющие на перспективное развитие мировой энергетики.

статья, добавлен 22.01.2019

Вопросы энергетической безопасности. Анализ динамики индикаторов блока топливоснабжения системы индикаторов энергетической безопасности. Расчеты выбросов диоксида углерода для блока экологического блока системы индикаторов энергетической безопасности.

статья, добавлен 02.02.2019

Энергетическая политика государств Европейского Союза в условиях международной глобализации. Трансформация понятия энергетической безопасности. Повышение энергоэффективности за счет вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

статья, добавлен 30.05.2018

Влияние обеспечения энергией на социально-экономическое развитие страны вне зависимости от системы хозяйствования. Современная мировая энергетика. Развитие атомной энергетики. Усиление роли России как центра обеспечения энергетической безопасности.

статья, добавлен 26.01.2019

Классификация, роль и значение энергетических ресурсов России для экономики и внешней торговли. Современная энергетическая политика Российской Федерации. Проблемы и угрозы энергетической безопасности. Сравнение безопасности и политики в сфере энергетики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.