Париж. Часть II. Кладбище Монмартра: старинные склепы, знаменитости и черные коты
Здесь я выложила описание своей первой небольшой прогулки по монмартрскому кладбищу. Более свежие фотографии и описания могил других знаменитых людей вы найдете в отчете о нашей недавней поездке в Париж.
Кладбище Монмартра (Cimetière de Montmartre) — это 11 гектаров и 33 участка. Очень сложно отдать дань всем достойным, особенно если не спланировать визит заранее, не изучить карту. Я этого не сделала, но, тем не менее, успела увидеть много интересного. На кладбище Монмартра покоятся видные деятели самых разных искусств, так что сюда можно даже устраивать тематические экскурсии, посвященные, скажем, искусству танца, кинематографа, науке, политике.
Таких вот старинных фамильных склепов очень много на монмартрском кладбище.
На кладбище было довольно неуютно из-за обилия черных (преимущественно) котов. Первый раз такое вижу. Очень много толстых таких, упитанных кошек. Мистика прямо какая-то. Загадочные животные, посредники между двумя мирами, мирно медитирующие на могильных плитах и у входа в склепы. (Кстати сказать, в средние века черных кошек Инквизиция считала орудием дьявола, и их пытали, сжигали, сбрасывали с башен; спасением для черной кошки мог быть только «перст божий»: белое пятнышко на груди). Почитав отзывы других туристов, я убедилась, что это явление тут наблюдается давно и постоянно: кладбище Монмартра отличается от всех прочих особо многочисленной кошачьей популяцией! Причем тут обитают и полосатые коты, и черные, и коричневатые, и пятнистые, и лохматые и не очень, в общем, всякие. На Пер-Лашез и Монпарнасе представители породы кошачьих тоже встречаются, но далеко не в таких количествах. Как известно, квартал Монмартра всегда славился своим терпимым отношением к маргиналам, ко всем, кто оказался на обочине общества, таким вот бродячим, гулящим элементам.
Одно из наиболее интересных (но не особенно известных) — захоронение архитектора Пьера Лоресиска (Pierre Leonard Laurécisque) (1797-1860) (на схеме кладбища это 1-й участок (division №1)). Обратите внимание, как изображены три члена его семьи: они как бы стоят в гробах, а пальчики ног снизу у них торчат. Довольно забавно выглядит, хотя и мрачновато. По проекту этого архитектора было создано здание французского посольства и церковь Сен-Луи в Константинополе (Стамбуле). Его первая жена и сын похоронены именно там, в Турции, а это захоронение служит для них лишь кенотафом, то есть это пустая, символическая могила, где «по-настоящему» похоронен лишь сам архитектор.
На следующей фотографии — могила Далиды (18-й участок). Певица выросла в Египте. Ее отец был итальянцем, мать — француженкой. Настоящее имя Далиды — Иоланда Джильотти (Yolande Gigliotti). Этот памятник на кладбище выполнен в натуральную величину. Именем Далиды названа также площадь на Монмартре, где в 1997 году ей был установлен бюст.
Найти могилу Далиды несложно. Она находится на краю кладбища, недалеко от центрального входа, в высокой части. Похороны Далиды проходили в церкви Мадлен, а затем она была похоронена на кладбище квартала Монмартр. Памятник на могиле был выполнен в 1989 году скульптором Аленом Асланом (Alain Aslan) (род. 1930), который также является автором бюста на площади Далиды и многих других бюстов (в особенности женских; в частности, бюстов Бриджит Бардо и Мирей Матье, послуживших моделью для скульптурного портрета Марианны, олицетворяющей французскую республику: с 1970 года Комитет мэров французских городов стал избирать прототип Марианны среди самых известных красивых женщин страны, и первой стала Бардо. Бюст Марианны — национальный символ, неотъемлемый атрибут почти 37 тыс. французских госучреждений ).
Ален Аслан изобразил Далиду в полный рост, в лучах солнца, которые она сама как будто излучает, с печальным, самоуглубленным лицом. Еще у могилы иногда можно увидеть большое сердце, сотканное из белых цветов (вообще могила Далиды — самая посещаемая на этом кладбище, и на ней всегда больше всего цветов). Среди знаменитых песен Далиды — Salma Ya Salama (эту песню Далида выпустила в 1977 году, сначала на арабском, затем на французском языке; часть текста базируется на египетской народной песне о человеке, который бродит по пустяне меж дюн и постоянно видит мираж — сад, похожий на рай) и Paroles, paroles (этот хит Далида исполнила вместе с Аленом Делоном).
Далее — могила доктора Ги Питчаля (Guy Pitchal) (1-й участок). Такой вот необычный портрет с курительной трубкой. Согласитесь, довольно своеобразно сделано: частично барельеф, частично, наоборот, утопленное, пустотелое изображение. Забавная оптическая игра. Оказывается, доктор Питчаль был знаменитым эндокринологом и психоаналитиком, врачом Далиды. Его жена, Жаклин Питчаль, дружила с Далидой и даже написала об их дружбе с певицей книгу «Далида. Ты называла меня сестрёнкой» (Dalida: Tu m’appelais petite soeur).
Следующая на моем пути — могила Золя (Émile Zola) (1840-1902) (19-й участок). Золя умер в ночь на 29 сентября 1902 года от удушья вследствие отравления угарным газом, что предположительно произошло из-за неисправности дымохода. Жена почувствовала неладное и, переполошившись, предложила писателю поднять на ноги прислугу, но тот списал дурное самочувствие на пищевое отравление и успокоил ее: «Всё пройдет, завтра мы поправимся». Наутро, когда подоспела помощь, Золя уже невозможно было спасти; жена писателя выжила.
Смерть Золя вызвала огромный резонанс, французская и зарубежная пресса публикует памятные материалы и траурные заметки, проводятся многочисленные поминальные церемонии. Знаменитую надгробную речь во время похорон Золя произнес Анатоль Франс. Странные обстоятельства смерти наделали много шуму, было начало расследование. Вскрытие подтвердило версию несчастного случая. Хотя ходили слухи об убийстве и самоубийстве, доказательств найти не удалось (до сих пор существует трагически-нелепая версия, что дымоход просто случайно, по недосмотру, заткнули двое рабочих; есть также данные, что некий трубочист сделал это сознательно, по политическим причинам). 4 июня 1908 года останки Золя после длительных парламентских дебатов были перенесены с этого кладбища в Пантеон, так что на сегодняшний день «могила» Золя на кладбище Монмартра — всего лишь кенотаф (но здесь действительно похоронена жена Золя и некоторые его родственники). Во время перенесения праха в Пантеон произошел серьезный инцидент: было совершено покушение на присутствовавшего на церемонии Альфреда Дрейфус (как раз незадолго до этого полностью оправданного, во многом благодаря стараниям Золя и его смелой статье 1989 года «Я обвиняю», грозившей писателю заключением в тюрьму). Покушавшийся был арестован, Дрейфус отделался небольшим ранением.
Оформление могилы Золя на кладбище Монмартр выполнено из гладко отполированного темно-фиолетового порфира по проекту известного представителя стиля модерн, художественного критика и архитектора Франца Журдена (Frantz Jourdain) (1847-1935) (именно он в 1903-1907 гг. занимался перестройкой парижского универмага «Самаритен» (Samaritaine) в стиле ар-нуво). Золя состоял с Журденом в приятельских отношениях и часто обращался за помощью в описании архитектурных деталей. Бюст на могиле писателя создан скульптором итальянского происхождения Филиппе Солари (Philippe Solari) (1840-1906), близким приятелем Золя и другом Сезанна.
Идем дальше. На нашем пути — могила легендарной балерины российского происхождения Людмилы Чериной (Ludmilla Tchérina) (1924-2004). Людмила Черина (Моник Чемерзин/Шамырзэ) скончалась в Париже в возрасте 79 лет. Прощание с балериной проходило в парижской церкви Сен-Рок (Saint-Roch), возле написанной самой Чериной картины «Одинокий порыв». Навеки уснувшая красавица предстала у своей мистической живописи в окружении гирлянд из лилий и роз. На следующий день в той же церкви состоялась траурная служба, а затем захоронение на кладбище Монмартра. Могила Чериной находится на участке 21 (division 21) (по другим сведениям, участке 29, а кто-то указывает вообще 22-й).
Красавица Черина родилась во Франции в семье русского аристократа черкесского происхождения (князя Чемерзина, бывшего царского полковника), бежавшего из России от большевистской революции и террора. Матерью ее была француженка Стефани Финетт. Людмила Черина получила известность после того, как Серж Лифарь пригласил ее в парижскую Grand Opera и дал ей имя Людмила Черина. Очень быстро балерина стала солисткой Grand Opera, снималась в кино, в том числе в таких популярных фильмах как «Красные башмачки» (1948), получившем несколько Оскаров, и «Сказки Гофмана» (1951). Помогала Морису Бежару создать его первую труппу. Во время гастролей в 1958 году Людмила Черина с огромным успехом танцевала на сцене Большого театра в Москве и Кировского в Ленинграде. Уйдя со сцены, занималась живописью и скульптурой, писала романы. Ее художественные работы выставлены во многих галереях мира. Черина является автором официальной символики Евросоюза: ее монументальная 12-метровая скульптура «Сердце Европы»/«Европа в сердце» (Europe à Coeur), была в 1991 году выбрана в качестве символа объединенной Европы и в 1994-м установлена перед зданием Европарламента в Страсбурге; в 2000 году скульптура «переехала» вместе с Европарламентом из Дворца Европы на Avenue de l’Europe на страсбургскую площадь Луизы Вайс. Собственно, небольшая копия этой знаменитой ныне скульптуры и украшает могилу этой яркой женщины. На могиле также указано, что Черина награждена офицерским орденом Почетного Легиона.
На следующей фотографии — могила Генриха Гейне (Heinrich Heine) (1797–1856) (27-й участок), умного и ироничного немецкого поэта, разочаровавшегося в вере и написавшего немало саркастических, насмешливо-издевательских и обличительных произведений, проникнутых горечью и иронией.
В 1830 году Гейне, находясь под впечатлением от Июльской революции, решает переехать из Германии во Францию (новость о революции застала его, когда он отдыхал на острове Гельголанд: «То были солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу, и они произвели в душе моей самый дикий пожар»). В итоге 1 мая 1831 года Гейне перешагнул границу, отделявшую«священную страну свободы от страны филистеров», и навсегда поселился в Париже. Здесь он пишет статьи, поэмы, увлекается политическими темами, дружит с Марксом. Здесь же, в Париже, в 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, ставшей его женой. Париж жил кипуче и нервно. В этой лихорадочной атмосфере Гейне чувствовал себя, как рыба в воде. За всё это время он лишь дважды побывал в Германии, где жила его любимая матушка. В Париже Гейне неоднократно менял квартиры. Известно как минимум 16 адресов, по которым он жил, до того часто он переезжал (но все его квартиры в основном находились в квартале Монмартр). При переводе своих языков на французский он нередко прибегал к помощи переводчиков, но в целом очень неплохо владел этим языком.
После 1848 года тяжёлая болезнь до самой смерти приковала Гейне к постели. Поэт умер 17 февраля 1856 года. За несколько часов до смерти была попытка примирить поэта с Богом. Гейне на это ответил: «Будьте спокойны. Бог простит меня — это его профессия». В годы немецкой оккупации Парижа во время Второй мировой войны среди солдат и офицеров вермахта обнаруживались и почитатели таланта Гейне. Был издан специальный приказ о наказуемости за посещение могилы великого немецкого поэта.
Также на этом кладбище похоронено множество других известных людей (эти могилы мне увидеть не удалось, я прочитала о них уже позднее, но всё равно хочу поделиться с будущими посетителями этого кладбища):
Что касается искусства танца, то стоит отметить, что на кладбище Монмартра, помимо уже упомянутой Людмилы Чериной, похоронены Вацлав Нижинский (1890–1950) (22-й участок) и знаменитая итальянская балерина Мария Тальони (1804-1884) (также 22-й участок) (истинная могила Тальони находится на кладбище Пер-Лашез; здесь, на Монмартре, похоронена только ее мать, София Тальони (Sophie Taglioni), тем не менее, администрация кладбища никак не стремится развеять это заблуждение, и среди молодых танцовщиков установился обычай оставлять свои первые пуанты именно на этой «псевдомогиле» их знаменитой предшественницы; на ее истинной могиле на Пер-Лашез люди тоже оставляют туфельки, но не в таком количестве, просто не сравнить: на монмартрской могиле просто целая груда пуантов, со временем они разлагаются, теряют цвет и со стороны уже походят, скорее, на современную скульптурную композицию) (фото с сайта www.landrucimetieres.fr):
Также здесь похоронен учитель Марии Тальони и Мариуса Петипа, выдающийся французский танцовщик Огюст Вестрис (Вестри) (Auguste Vestris) (1760-1842). Здесь же лежит его отец, Гаэтан Вестрис (Gaetan Vestris) (1729–1808), также блистательный танцовщик, «бог танца», говоривший, что «в Европе есть три великих человека: король Пруссии, Вольтер и я». Могила Вестрисов находится на 5-м участке. А на 29-м участке покоится соперница Марии Тальони, итальянская балерина Фанни Черито (Francesca/Fanny Cerrito) (1817-1909).
Среди более современных танцовщик отметим музу Тулуз-Лотрека, королеву канкана Луизу Вебер (Louise Weber) (1866-1929) по прозвищу Большеротая или Обжора (La Goulue, Ла Гулю), которая похоронена на 31-м участке. Прозвище свое она получила из-за привычки опустошать бокалы клиентов и вкусно поесть за их счет. В последние годы звезда Мулен-Руж много пила и сильно нуждалась, потом стала прислугой в публичном доме, продавала орехи и сигареты, побиралась на парижских улицах, и уже редко кто узнавал в этой расплывшейся изможденной женщине бывшую Королеву Монмартра. Первоначально Луиза Вебер была похоронена на кладбище Пантен в пригороде Парижа, но в 1990 году ее останки торжественно перезахоронили здесь, на кладбище Монмартр (фото с сайта www.worldjewishnewsagency.org).
Из представителей музыкального искусства здесь нашли последний приют композиторы Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) (1803–1869) (20-й участок), Адольф Адан (Adolphe Adam) (1803–1856) (5-й участок), а также Жак Оффенбах (Jacques Offenbach) (1819–1880) (9-й участок). Кроме того, на монмартрском кладбище покоится изобретатель саксофона бельгиец Адольф Сакс (Adolphe Sax) (1814–1894) (5-й участок), друг Берлиоза и преподаватель игры на саксофоне в Консерватории. Из современных композиторов тут похоронен Жозеф Косма (Jozsef Kozma) (1905-1969) (20-й участок) (не путать с Владимиром Косма). Французский композитор венгерского происхождения, Жозеф Косма написал более 80 песен на стихи Жака Превера , в числе которых знаменитые «Опавшие листья», «Барбара» и др.
Из деятелей науки отметим знаменитых физиков Андре-Мари Ампера (Andre Marie Ampere) (1775 —1836) (30-й участок) и Жана Бернара Леона Фуко (Jean Bernard Léon Foucault) (1819–1868) (7-й участок).
На монмартрском кладбище также похоронены такие знаменитые художники, как импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) (1834–1917) (4-й участок) и символист Гюстав Моро (Gustave Moreau) (1826–1898) (22-й участок). Также здесь похоронен художник и иллюстратор, создавший знаменитый образ парижского уличного мальчишки (гамена), Франсиск Пульбо (Francisque Poulbot) (1879–1946) (9-й участок), много сделавший для Монмартра и, в частности, возрождения винодельческой традиции на Монмартре. Могильная плита Пульбо серая и невзрачная, тогда как его рисунки всегда отличались красочностью.
Захоронение семьи Эдгара Дега (Degas (de Gas) (фото могилы с сайта www.eurocheapo.com) (медальон, украшающий склеп, выполнен в 1961 году; фото медальона с сайта www.montmartre-secret.com):
На пересечении 8, 9 и 11 участков (официально числится по участку №8) находится могила знаменитого модельера Поля Пуаре (Paul Poiret) (1879-1944), толчком для многих идей которого послужили гастроли «Русских сезонов» в Париже с костюмами и декорациями Льва Бакста. Прозрачные туники, шелковые панталоны. — весь этот ориентализм тогда вошел в моду. Пуаре создал «восточную» коллекцию: платья в виде пеплоса, тюрбаны, юбки-абажуры. Поль Пуаре придумал театрализованные показы мод. На этих праздниках танцевала Айседора Дункан, а многие знаменитости, в том числе и сам Пуаре, переодевались в восточные костюмы, играя роли султанов, евнухов, одалисок и баядерок. В 1913 году он устроил знаменитый экзотический бал «1002-я ночь, или Торжество по-персидски».
Пуаре отказался от корсетов, категорически отверг пышные причёски, и считается пионером эмансипации женщин в одежде. К числу его изобретений относится «хромая юбка», узкая прямая или суженная книзу, передвигаться в которой можно было исключительно семенящей походкой. На плане и в путеводителях могила Пуаре не обозначена, так что если хотите ее найти, смотрите на фотографию и ориентируйтесь на 8-й участок (фото с сайта www.landrucimetieres.fr):
Среди похороненных здесь архитекторов не могу не назвать «нашего» Огюста Монферрана (Auguste de Montferrand) (1786–1858). К сожалению, его пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевском соборе не было выполнено, поскольку Монферран не был православным (во всяком случае, именно на это сослался император Александр II, когда не позволил выполнить последнюю волю архитектора). Сначала состоялась похоронная церемония в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора, который архитектор всего месяц назад успел завершить. После этого его тело было доставлено во Францию. Могила Монферрана (предполагаемая) на кладбище Монмартр (фото с сайта http://acbx41.over-blog.com):
Зодчий покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью, Луизой Фистоньи, и отчимом, Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux). На могиле надпись Louise Fistioni и отлитые в бронзе в виде вензеля инициалы Монферрана (AM). Могила находится в восточной части кладбища, недалеко от центрального входа. Памятник на могиле в виде каменного свода с установленной на нем колонной, косо сколотой в верхней части, выполнен предположительно по проекту самого Монферрана.
Долгое время могила Монферрана считалась утерянной, лишь недавно, в 1986 году, исследователи пришли к вводу, что Монферран похоронен именно здесь, на участке 18, который числится по кладбищенской улице Chemin des Gardes.
Из деятелей искусства отмечу также известного французского кинорежиссера Франсуа Трюффо (François Truffaut) (1932–1984) (21-й участок). Перед смертью он обдумывал еще массу планов, ведь его мечтой было снять 30 фильмов, после чего Трюффо рассчитывал удалиться на покой и заняться написанием книг. К моменту смерти до заветной цели ему не хватало еще пяти фильмов.
Из актеров кино и театра отметим Жан-Клода Бриали (Jean-Claude Brialy) (1933-2007), сыгравшего в таких фильмах, как «Женщина есть женщина», «Дьявол и десять заповедей», «Банкирша», «Актёры» и др. Могила Бриали находится на 15-м участке, справа от могилы Дамы с камелиями, Мари Дюплесси (актер сам выбрал это место еще при жизни).
На кладбище Монмартра похоронены также известные писатели: романтик Альфред де Виньи (Alfred Victor de Vigny) (1797–1863) (13-й участок); Стендаль (Stendhal) (он же Анри-Мари Бейль) (1783–1842) (30-й участок) (на его могиле итальянская надпись: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил»; эту эпитафию он выбрал себе сам, в завещании); Теофиль Готье (Théophile Gautier) (1811–1872) (3-й участок) (можно сказать, что именно благодаря ему в балет пришла литература, ведь именно Готье сочинил для балерины Карлотты Гризи, в которую был влюблен, сюжет«Жизели», известного балета Адана; Готье опирался на старинную легенду, записанную Генрихом Гейне; роман с Карлоттой не задался, и в итоге женой Готье стала ее сестра, певица Эрнеста Гризи). Кроме того, здесь покоится Александр Дюма-сын (Alexandre Dumas, fils) (1824–1895) (21-й участок) и его возлюбленная, знаменитая французская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis) (1824—1847) (15-й участок), ставшая прототипом главной героини его романа «Дама с камелиями» Маргариты Готье.
______________________________________________________________________________________
На нашем сайте вы можете скачать карту кладбища Монмартр (это цветной план-схема монмартрского кладбища в формате pdf c указанием номеров всех участков; на карте отмечены практически все могилы знаменитых людей; написано всё по-французски, но, думаю, с расшифровкой знакомых фамилий ни у кого трудностей не возникнет; к тому же, фамилии в списке приведены в алфавитном порядке, а напротив указан номер участка и номер могилы в рамках этого участка на схеме).
В принципе, на территории самого кладбища также периодически встречаются крупные щиты с картами, но не настолько часто, как хотелось бы, так что лучше иметь такой распечатанный буклетик при себе (или взять брошюру в администрации при входе, вот только не знаю, всегда ли они там бывают).
У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой 🙂
19 комментариев к заметке
- Геннадий Г. пишет:
19 мая 2010 в 18:53
Весьма странно, но фамилия матери Трюффо (Жанин) — тоже Монферран.
В Петербурге в 1830-м году от холеры умер сын Монферрана. Его отпевали в соборе св. Екатерины. Где мальчика похоронили — неизвестно. Похоже, что он изображен на Западном фронтоне Исаакиевского собора (обнаженный мальчик рядом с фигурой отца).
Мнение о том, что Огюст Монферран похоронен рядом с матерью, высказано в 1986 году. Это год 200-летия Монферрана. Юбилей и вензель — вот, пожалуй, и все основания для заключения о месте захоронения зодчего. Неясен и метод бальзамирования перед «возвращением» в Париж.
Здесь хорошо бы заглянуть в выкопировки из кладбищенских книг. И еще — не помешало бы фото в «читаемом» масштабе.
Геннадий, спасибо Вам большое за новую интересную информацию. Действительно, достоверных (и вообще, хотя бы каких-то) сведений относительно истинного места захоронения Огюста Монферрана найти практически невозможно… Причем как на русском, так и на французском языке.
К сожалению, нет у меня и более четкой фотографии этой могилы на кладбище Монмартра. В следующий раз когда буду в Париже, постараюсь снова навестить это кладбище и сфотографировать. А пока, если у Вас появятся дополнительные сведения, надеюсь, Вы поделитесь ими с читателями нашего блога. Еще раз большое спасибо за информативное дополнение к заметке!
Foxy, спасибо за ответ! В парижской церкви Сен-Пьер-де-Шайо 24 января 1786 г. Монферран крещен и именован Огюстом. Во второй день от роду…
См.: В.К. Шуйский: Огюст Монферран. История жизни и творчества.
Возможно, что здесь сохранился архив.
И еще. В Париже будущий архитектор был вхож в дом Демидовых и, похоже, знал русский. Возможно, именно Павел Николаевич способствовал поступлению Монферрана в Архитектурную школу…
Согласно http://www.citywalls.ru/house1081.html — «Монферран был близок к семье Демидовых — его родители были комиссионерами (агентами) отца Павла Николаевича — Николая Никитича Демидова, сам Монферран на свадьбе П. Н. Демидова и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем».
Павел Николаевич Демидов родился в 1798 г. Учебе Монферрана «способствовал», скорее всего, не он, а его отец — Николай Никитич.
Геннадий, какие замечательные четкие фотографии с монмартрского кладбища Вам удалось найти! Спасибо большое. Я решила заменить ими прежнее тусклое изображение могилы.
Спасибо также за интересную дополнительную информацию о связях Монферрана с семьей Демидовых. Между прочим, я как раз недавно обращала внимание на атлантов и кариатид особняка на Большой Морской, но и не догадывалась, что он принадлежал П.Н.Демидову:).
Здравствуйте, Foxy! Рад, что труды не напрасны. На Большой Морской есть барельеф «Микеланджело показывает Павлу ІІІ проект собора св. Петра». Здесь, видимо, намек на то, что Микеланджело «собирался» перенести обелиск Калигулы на площадь перед собором. Сие осуществил Доменико Фонтана (при Сиксте V). Этот обелиск — дальний прообраз Александровской колонны.
В.К. Шуйский в книге «Огюст Монферран. История жизни и творчества» сообщает, что первый проект памятника Александру I (обелиск) отклонен Николаем I . Итог — Александровская колонна.
Высота обелиска (проект) — 12 сажен. Высота гранитного стержня Александровской колонны — тоже 12 сажен. А вот высота обелиска перед собором св. Петра — чуть меньше. Получается, что Монферран немного «улучшил» результат Д. Фонтана.
Обычно пишут, что тело Монферрана в Париж увезла его жена. Шуйский говорит иначе. По его данным тело отправлял соотечественник Монферрана (тоже Огюст). Именно его тетя хлопотала с похоронами.
На могильной плите фамилия матери девичья – FISTIONY (дата смерти – 20 мая 1833 г.). Затем стоит фамилия COMMARIUEX (дата смерти – 20 мая 1823 (?) г.).
А. Коммарье — риовальщик и гравер.
Упоминание фамилии Коммарье (в русскоязычном интернете) в связи с рисунками и гравюрами Монферрана:
1. 18 04 09
Комментарий «Третье отчество де Монферрана»
simon_mag «Что выше Александрийского столпа?»
«Отцом же А. Коммарье, как думается, был Commarieux Винсент-Поль Антуан – живописец и рисовальщик-миниатюрист.
На одной из его работ времен Первой империи изображен Wanderlich, член Комиссии по делам искусств и дружбы (1807 год).
Таким образом, довольно отчетливо вырисовывается школа рисования будущего архитектора».
Здесь, к сожалению, разное написание имени Антуана Комарье (Антуан и Винсент-Поль Антуан) привело к появлению «второго лица».
2. 15 06 10
В Исаакиевском соборе открылась выставка о Монферране
«На выставке представлены редчайшие документы из фондов петербургских музеев, частных собраний и библиотек. Многие из них раньше никогда не выставлялись, например, работы гравёра Антуана Коммарье — отчима Монферрана, именно он научил будущего архитектора рисовать».
Приоритет 18 02 09.
Я тоже любитель «тематических прогулок» по кладбищу Монмартр. Сейчас на этом кладбище принято хоронитель людей творческих профессий. Я кстати не знала, что Монферан похоронен на кладбище Монмартра. На кладбище похоронена Полина Виардо — муза И. Тургенева (Вы вроде бы об этом не пишете). На самом входе — могила Саша Гитри (его мама — русская актрисса). На Монмартре также находится могила палачей Самсонов — должность палача передавала от отца к сына на протяжении долгого времени…
Спасибо большое за интересное дополнение! Конечно, невозможно написать обо всех знаменитых людях, которые похоронены на этом кладбище. Про Сашу Гитри и некоторых других личностей (Нижинского, Браунера и др.) у нас есть отдельная заметка с более свежими фотографиями и описаниями:
http://www.mishanita.ru/2009/12/15/2125/
На кладбище видел надгробный камень и ограду, которые обхватило дерево и подняло над землей. Кто-нибудь видел это? Может, знаете, кто там похоронен?
Добрый день!
О такой могиле мы, к сожалению, ничего не знаем. Возможно, кто-нибудь из посетителей сайта сможет Вам помочь и ответит на Ваш вопрос.
Пожалуйста, дорогие гости сайта — не встречалось ли вам такое необычное захоронение? Ждем ответов 🙂 .
Зимой 2008г мы с женой хотели пройти на Монмартр свернули с бульвара Клиши и случайно оказались на кладбище.Из известных людей похороненых там мы увидели только могилу Э Золя. Мы стали просто гулять по кладбищу и рассматривать захоронения.К сожалению у нас не было с собой фотоаппарата,но когда мы увидели памятник который врос в ствол сосны и был приподнят над землей, а корни дерева приподняли ограду, мы потеряли интерес к остальным могилам и смотрели только на эту, будто дух умершего проявился в действе увиденном нами. Несколько раз пытался найти что-нибудь об увиденном в интернете, но увы. Жду теперь когда следующий раз окажусь в Париже, чтобы вновь увидеть это чудо. Видно не простой человек похоронен на этом месте.
Как интересно! Жаль, нам тоже пока ничего не удалось найти на этот счет в Интернете… Хотелось бы, конечно, увидеть фотографии такой необычной могилы.
Михаил, я связалась с одним парижанином — автором блога о Монмартре и его достопримечательностях (www.montmartre-secret.com). Он пообещал во время следующего похода на кладбище сфотографировать могилы, которые подходят под описание (он пишет, что таких захоронений несколько). Будем ждать!
Недавно были в Париже и, когда были в районе Монмартра, специально затащила друзей на это кладбище. Было ОЧЕНЬ интересно найти и посмотреть своими глазами, то, что было описано на сайте. Специально распечатала и взяла с собой :))).
Могилу Тальони искали очень долго и нашли совершенно неожиданно, практически за могилой Нижинского.
А черные коты (их, правда, много и общаться не хотят :))) действительно, забавно, появляются неожиданно и также неожиданно исчезают непонятно куда. Хотя мистики никакой. Видели специальные домики для них и миски с сухим кормом :))
Кроме того увидели могил многих других весьма известных людей: Дюма, семьи Шоппард, русской аристократии. Повторюсь, было очень интересно….
Вот только не поняли, для чего на могилу Далиды бросают монеты. Тоже кинули на всякий случай :)).
Elena, спасибо большое за интересный отзыв о прогулке по кладбищу Монмартра. Согласна, это совершенно особый уголок Парижа, где можно сделать много интересных открытий.
На этом парижском кладбище покоится множество творческих личностей. Трудно обойти за один раз все значимые захоронения и описать их в рамках одной заметки. Мы старались лишь выделить наиболее известные и/или необычные.
LiveInternetLiveInternet
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Прогулка XVIII округом Парижа.Часть 2. Кладбище Монмартр (Cimetière de Montmartre)
Кладбище Монмартр, официально известное как «Cimitière du Nord» — кладбище на севере Парижа, в 18-м муниципальном округе. Открыто 1 января 1825. Является историческим памятником Сегодня кладбище Монмартр насчитывает 20 000 могил. Ежегодно проводятся около 500 захоронений.
Кладбище Монмартр считается одним из самых знаменательных мест Парижа. Расположенное на территории площадью 11 га оно стало пристанищем для тысяч знаменитостей – писателей, художников, артистов, музыкантов. Во время прогулки по богемному холму вы вполне можете посетить их, это разрешено.
Кладбище было открыто 1 января 1825 года
На кладбище Монмартр тишина…
Отпели, отсмеялись и отплакали.
Лишь в камне проступают имена:
неведомых, невидимых миров.
. А на полотнах старых мастеров
сиренев дождь, и оживлён бульвар,
и Лизою болеет Ренуар,
и зелен виноград, и смуглы лица,
и просто невозможно не влюбиться
в девчонку, что стоит невдалеке
с фиалками в опущенной руке.
Расположено в 18-м муниципальном округе. Построено ниже уровня улицы. Площадь кладбища составляет почти 11 гектаров. На территории кладбища находится более 700 деревьев из 38 пород. На кладбище есть только один вход — на авеню Рашель
Кладбище Монмартр находится на западе одноименного холма, в начале улицы Коленкур. Оно стоит возле самого веселого, шумного, туристического района города. В двух шагах от него кипит жизнь Парижа с его кабачками, кабаре, ночными заведениями и доступными барышнями.
Могила Андре Мари Ампера и Жан-Жака Антуана Ампера.Закон Ампера помните,про силу тока. так вот это он
Так как кладбище расположено ниже уровня улиц, попасть в него можно с авеню Рашель. На входе туристам предлагают бесплатный план, что весьма кстати, учитывая огромную территорию кладбища. Для ориентирования на нем имеются свои улицы и проспекты. Здесь расположено более 20 000 склепов и могил, и ежегодно это число увеличивается по меньшей мере на 500 захоронений.
Гектор Берлиоз ( , 11 декабря 1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856).
Своим появлением кладбище обязано экологической катастрофе 19-го века. Когда старые кладбища в черте города окончательно переполнились, муниципалитету Парижа пришлось закрыть их и открыть новые: на востоке – Пер-Лашез, на западе – Пасси, на севере – Монмартр, на юге – Монпарнас. Сейчас сложно представить, что когда-то эти районы находились вне городской черты. Тем не менее, в 1825 году, когда было принято решение о создании кладбища, границы Большого Парижа заметно отличались от нынешних.
Далида ( настоящее имя Иоланда Кристина Джильотти 17 января 1933, Каир, Египет — 3 мая 1987, Париж, Франция) — французская певица и актриса итальянского происхождения. Мировая икона французского шансона: более 170 миллионов пластинок, проданных по всему миру, в том числе 20 миллионов с момента смерти. Самой посещаемой остается могила Далиды – национальной певицы. У ног ее позолоченной фигуры в полный рост всегда лежат свежие цветы.
По сути территория Монмартра стала кладбищем еще до официального открытия. Во времена Великой французской революции участок, ранее служивший гипсовым карьером, использовали для захоронения жертв революционного террора в братских могилах. Позднее деревенька на холме Монмартр стала пристанищем для людей творческих – артистов, писателей, поэтов, художников. Здесь жили Берлиоз и Гоген, Оффенбах и Далида, Модильяни и Эмиль Золя. В конце пути они находили приют на кладбище, рядом с которым провели яркие и бурные годы своей жизни.
Илер-Жермен-Эдгар де Га или Эдгар Дега (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших представителей импрессионистского движения.
Трудно перечислить всех похороненных на Монмартре знаменитостей. Карту кладбища с отмеченными на нем местами захоронения известных людей можно скачать в конце статьи. Мы же упомянем только самых-самых.Здесь обрели покой композиторы Жак Оффенбах и Адольф Адан, Адольф Сакс – изобретатель саксофона, ученые Жан Фуко и Андре-Мари Ампер, танцовщики Огюст Вестри и Вацлав Нижинский, художники Франциск Пульбо, Гюстав Моро, Эдгар Дега, писатели Стендаль, Теофиль Готье, Генрих Гейне. На кладбище есть пустое захоронение Эмиля Золя, прах которого был перенесен в Пантеон.
Могила Мечислава Каменского
Считается, что именно на Монмартре похоронен Огюст Монферран – архитектор, строитель знаменитого санкт-петербургского Исаакиевского собора. Монферрану хотелось обрести покой под сводами своего «детища», но император Александр II не мог допустить этого – архитектор был католиком. После отпевания траурный кортеж сделал три круга вокруг Исаакиевского «исполина», после чего тело Монферрана было доставлено во Францию.
Могила артиста балета Вацлава Нижинского
Прогулка по Cimetière de Montmartre оставляет немало впечатлений. Здесь особая атмосфера, она резко контрастирует с оживлённой атмосферой бульваров богемного Монмартра. Каждая могила – это история; большинство памятников, старинных склепов, часовенок – это настоящие произведения искусства. Здесь царят спокойствие и безмолвие – ведь Cimetière de Montmartre — не музей, а действующее место погребения, и сюда до сих пор приходят поклониться могилам усопших родственников.
Пожелал быть похороненным на Монмартре и Александр Дюма-сын. Здесь нашла успокоение Альфонсина Плесси – известная как «Дама с камелиями» куртизанка, прославленная писателем на весь мир. Эта женщина, покорившая сердце Дюма, считается символом романтической любви XIX века.
Александр Дюма-сын (27 июля 1824, Париж — 27 ноября 1895, Марли-ле-Руа) — французский драматург и прозаик, член Французской академии (с 11.02.1875), сын Александра Дюма.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси-— известная французская куртизанка, любовница Александра Дюма (сына) вот ее могила и книжечка любовника подаренная почитателями
Пьер Жюль Теофиль Готье ( 31 августа 1811, Тарб — 23 октября 1872, Нёйи близ Парижа) — французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник.
Скульптура на могиле Альфонса Бодена
Мари-Анри Бейль ( 23 января 1783, Гренобль — 23 марта 1842, Париж) — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль . При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии
Могила Даниэля Иффла
Могила Людмилы Чериной
Могила художника Гийоме
Часовня князей Потоцких
ряд еврейских захоронений
Могила Генриха Гейне
Христиан Иоганн Генрих Гейне (13 декабря 1797 года, Дюссельдорф, — 17 февраля 1856 года, Париж) — немецкий поэт, публицист и критик позднего романтизма. Мастер сатиры, фельетона, путевых заметок. Идеолог движения «Молодая Германия». В 1830 году эмигрировал во Францию.
Жак Оффенбах (20 июня 1819, Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.И. Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»
Эмиль Золя (2 апреля 1840, Париж — 29 сентября 1902, там же) — французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.
Мемориальная доска в честь Огюста де Монферрана к 160-летию со дня его смерти от имени города Санкт-Петербурга.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран ( , в России также Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран; 23 января 1786, Шайо предместье Парижа — 28 июня [10 июля] 1858, Санкт-Петербург) — архитектор французского происхождения, 40 лет живший и работавший в России. Создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге Осуществил подъём и установку Царь-колокола на пьедестал (по проекту архитектора Ивана Мироновского).
Жа́нна Моро ( 23 января 1928, Париж — 31 июля 2017, там же) — французская актриса театра и кино, певица, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Получила наибольшее признание в фильмах режиссёров «новой волны». По словам авторитетного кинокритика Жинетты Венсандо, «в то время как Брижит Бардо символизировала чувственность, а Катрин Денёв — элегантность, Жанна Моро воплотила в кино идеал интеллектуальной женственности». Орсон Уэллс называл её лучшей актрисой современности.
Семья евреев, уничтоженных в нацистском лагере Треблинка.
Кот на могиле сигнализирует о сильной негативной энергетике места
На кладбище мнего котиков. разных.У каждого свои опекаемые могилы. Говорят,что подкармливая котов на кладбище, люди улучшают участь умершим родственникам.
К кошке на кладбище стоит относиться уважительно. Нельзя бить или прогонять ее. Дайте ей лучше какой-то гостинец, так вы отвлечете животное от себя.
Коты всегда относятся с добротой к положительно настроенным людям, потому в древности считалось, что помогая бездомной кошке, вы привлекаете удачу.
-если кошка гуляет возле могилы или ложится на нее, необходимо покинуть это место, оно может оказывать сильное, разрушающее ауру, влияние на человека;
-кошка с черным окрасом — на прогулке ведьма или не упокоенная душа умершего в грехах;
-кошка с белый окрасом — это душа праведного человека, может предвещать болезнь или опасность;
-пробегающая мимо могилы кошка не предвещает никакой беды — это чья-то душа пришла увидеть умершего.
По одной из легенд наших предков, души передают информацию в мир живых через животных: птиц, кошек, собак. Самым таинственным и опасным посредником являются кошки.В доме, по факту смерти одного из жителей, питомцев необходимо было изолировать, чтобы у духа умершего не было возможности переселиться в тело своего любимца.
Энергетика кладбища является очень опасной для живого человека. Из-за такого утверждения люди век за веком придерживались традиций, связанных с поведением в этом месте. Чтобы уберечь себя от негатива, не подвергать опасности собственные жизнь и здоровье, необходимо знать приметы про кладбище. Их существует много. Даже скептики прислушиваются к ним и придерживаются. С миром мертвых шутить не стоит, а кладбище — это их дом. Никогда нельзя точно сказать, к каким последствиям может привести тот или иной неосторожный поступок со стороны человека, потому желательно относиться к этим приметам внимательнее.
нельзя приносить в дом вещи с кладбища, даже ценные. Забирая вещи у мертвых, можно накликать на себя или своих родных беду и болезнь. Носовые платки оставляют на месте похорон, за пределы кладбища их выносить нельзя;
Ничего хорошего не предвещает ситуация, когда памятники или кресты падают без видимых на то причин. Это говорит о незавершенных делах покойника в этом мире, что-то тревожит его, не дает покоя. Памятники, испорченные не по вине человека, предвещают скорую смерть еще одного из членов семьи. Сломанный крест, трещина на постаменте, просевшая земля, образовавшая яму — все это может говорить о том, что родственникам покойного стоит опасаться за свою жизнь.
Французский рок-исполнитель Эрве Форнери, выступающий под псевдонимом Дик Риверс
Элиза ПИТРОН, Алексис ПИТРОН и мисс КЭМПТОН (Эми Кэмптон, Кэмптон-Дерваль)
В первое десятилетие начала 20-го века мисс Кэмптон была большой звездой водевиля в Фоли-Бержер, которым в то время управляли братья Эмиль и Винсент Изола.
Гробница Боше, увенчанная L'Homme nu Ричарда. Жан Боше был владельцем «Мулен Руж», директором «Казино де Пари» и «Шатле».
Могила Фрэнсиса Лопеса
Могила Гюстава Гийоме
могила Мишеля Берже и его дочери Полины
Мишель Берже (настоящее имя Мишель Жан Амбюрже,28 ноября 1947, Нейи-сюр-Сен — 2 августа 1992, Раматюэль) — французский певец, композитор, продюсер и автор песен
Там же в 1997 году была похоронена дочь Берже Полин, умершая от муковисцидоза.
Здесь же лежит танцор Вацлав Нижинский, бежавший из России, а могила великой балерины Марии Тальони снова и снова заваливают своими пуантами выпускники парижских училищ классического балета. Копия символа Евросоюза – скульптуры «Европа в сердце» установлена на могиле легендарной французской балерины Людмилы Чериной, дочери полковника русской армии князя Чемерзина, бежавшего от красного террора в Париж.
Она была солисткой Гранд Опера, вместе с Морисом Бежаром создавала его балет, с аншлагом гастролировала по всему миру, выступала в Мариинском и Большом театрах. Закончив танцевальную карьеру, стала скульптором и писательницей. Уже на закате жизни она создала изваяние, стоящее перед зданием Европарламента в Страсбурге, служащее сейчас выражением духа этой организации. Балерина была кавалером Ордена Почетного легиона, которым наградила Франция русскую княжну.
Одно из самых посещаемых мест на кладбище Монмартр – могила Эмиля Золя. Его роль во французской политической истории, пожалуй, даже ярче, чем во французской литературе. Именно Золя поднял свой голос в защиту несправедливо обвиненного в государственной измене Дрейфуса, и этот позорный процесс закончился его полным оправданием. Этот гражданский поступок стал примером для подражания не одному поколению французов, и, хотя прах Золя и перенесен в Пантеон, но его могила с бюстом работы Солари всегда украшена свежими цветами.
Кладбище Монмартр
Кладбище Монмартр было открыто в 1825 году и когда-то находилось за чертой города. Однако теперь в этой округе один из самых творческих и атмосферных парижских районов — Монмартр, а границы современного Парижа проходят намного дальше. Но несмотря на популярность района, кладбище обычно не попадает в туристические маршруты. Между тем, это очень необычное и интересное место, где похоронено немало известных людей.
История
Кладбище Монмартр появилось после решения властей ликвидировать все городские кладбища в 1825 году. Тогда оно находилось далеко за границей города. Теперь оно является одним из крупнейших в Парижа, занимает площадь около 11 гектаров и насчитывает более 20000 захоронений. Это число постоянно увеличивается, так как до сих пор является действующим.
Для будущих захоронений было выбрано довольно нестандартное место — бывший карьер, где прежде добывали гипс. Именно поэтому оно находится ниже уровня земли.
Пожалуй, самое необычное в этом кладбище — это именно его расположение. Прямо над старинными склепами построили мост с довольно активным автомобильным движением. Теперь многие кресты едва ли не касаются моста.
Другой отличительной особенностью являются очень выразительные скульптуры и надгробия, выполненные лучшими мастерами. Этим оно напоминает настоящую галерею под открытым небом — прямо как Монументальное кладбище в Милане.
План можно посмотреть на входе, который расположен со стороны улицы Коленкур. На нём будут отмечены самые известные захоронения. Эта информация не будет лишней, так как здесь легко заблудиться на многочисленных аллеях и тропинках.
Откройте картинку в новой вкладке, чтобы приблизить.
План с сайта http://www.ila-chateau.com/
Кто здесь похоронен
Традиционно творческий Монмартр притягивал выдающихся писателей, актёров, музыкантов и других деятелей искусства. Многие из них перебирались сюда в последние годы жизни, поэтому и были похоронены на близлежащем кладбище. Среди них писатели Стендаль и Золя (затем был перезахоронен в Пантеоне), Александр Дюма-сын, художники Эдгар Дега, Гюстав Моро, певица Далида, учёный А.М. Ампер и многие другие. Месторасположение известных могил удобно посмотреть на плане выше.
Могила композитора Гектора Берлиоза.
Экскурсия
Так как кладбище находится в самом аутентичном парижском районе Монмартр, удобно заказать экскурсию с местным профессиональным гидом, который покажет все ключевые места района. Он подробно расскажет об истории Монмартра, включая кладбище и другие интересные точки. Экскурсия проводится на русском языке.
Ещё одной особенностью является большое количество котов. Каким-то образом, это место стало любимым у многих котов, которые бегают между могил или же спят прямо на них.
Карта
Адрес: 20 Avenue Rachel, 75018, Париж.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Похожие посты
Страсбургский собор — один из красивейших соборов Европы. И внутреннее, и внешнее оформление собора…
Неважно, были ли Вы уже в Париже или только собираетесь. Непременно помимо стандартного набора…
Миланское Монументальное кладбище (Cimitero Monumentale di Milano) появилось в 1866 году. Долгое время быть…
Дижон — небольшой французский город и столица Бургундии. В нём компактно размещено довольно много…
Пожалуйста, не используйте фотографии и другую информацию без ссылки на сайт.
Если у вас есть вопросы, присылайте их на email.
Please do not use photos or any other content without the link to the site.
Кладбище Монмартр. Литература, танец, музыка… любое искусство. И черные коты
Кладбище Монмартр (Cimetière de Montmartre) — это 11 гектаров и 33 участка. Очень сложно отдать дань всем достойным, особенно если не спланировать визит заранее, не изучить карту. Расположено в западной части монмартрского холма, у начала улицы Клиньянкур (Rue Caulaincourt) в районе площади Клиши (Place Clichy). Кладбище построено ниже уровня дороги, на месте карьера, где раньше добывался гипс (а во время Великой французской революции была братская могила). Вход на монмартрское кладбище находится на авеню Рашель, 20 (Avenue Rachel), под улицей Клиньянкур (Rue Caulaincourt).
Кладбище Монмартр еще называют Северным. Дело в том, что после закрытия в 1786 году кладбища Невинных (Cimetière des Innocents) старые парижские кладбища были заменены новыми, которые (из санитарно-гигиенических соображений) выносились за границы города. Так были основаны кладбище Монмартр на севере (открылось 1 января 1825 года), Пер-Лашез на востоке и кладбище Монпарнас на юге и кладбище Пасси на западе (все эти районы тогда административно не входили в состав Парижа).
Начало прогулки и черные коты
На кладбище было довольно неуютно из-за обилия черных (преимущественно) котов. Очень много толстых таких, упитанных кошек. Мистика прямо какая-то. Загадочные животные, посредники между двумя мирами, мирно медитирующие на могильных плитах и у входа в склепы. (Кстати сказать, в средние века черных кошек Инквизиция считала орудием дьявола, и их пытали, сжигали, сбрасывали с башен; спасением для черной кошки мог быть только «перст божий»: белое пятнышко на груди). Почитав отзывы других туристов, убедились, что это явление тут наблюдается давно и постоянно: кладбище Монмартра отличается от всех прочих особо многочисленной кошачьей популяцией! Причем тут обитают и полосатые коты, и черные, и коричневатые, и пятнистые, и лохматые и не очень, в общем, всякие. На Пер-Лашез и Монпарнасе представители породы кошачьих тоже встречаются, но далеко не в таких количествах. Как известно, квартал Монмартра всегда славился своим терпимым отношением к маргиналам, ко всем, кто оказался на обочине общества, таким вот бродячим, гулящим элементам.
Таких вот старинных фамильных склепов очень много:
Одно из наиболее интересных (но не особенно известных) — захоронение архитектора Пьера Лоресиска (Pierre Leonard Laurécisque) (1797-1860) (на схеме кладбища это 1-й участок (division №1)). Обратите внимание, как изображены три члена его семьи: они как бы стоят в гробах, а пальчики ног снизу у них торчат. Довольно забавно выглядит, хотя и мрачновато. По проекту этого архитектора было создано здание французского посольства и церковь Сен-Луи в Константинополе (Стамбуле). Его первая жена и сын похоронены именно там, в Турции, а это захоронение служит для них лишь кенотафом, то есть это пустая, символическая могила, где «по-настоящему» похоронен лишь сам архитектор.
Далида на кладбище Монмартр
На следующей фотографии — могила Далиды (18-й участок). Певица выросла в Египте. Ее отец был итальянцем, мать — француженкой. Настоящее имя Далиды — Иоланда Джильотти (Yolande Gigliotti). Этот памятник на кладбище выполнен в натуральную величину. Именем Далиды названа также площадь на Монмартре, где в 1997 году ей был установлен бюст.
Найти могилу Далиды несложно. Она находится на краю кладбища, недалеко от центрального входа, в высокой части. Похороны Далиды проходили в церкви Мадлен, а затем она была похоронена на кладбище квартала Монмартр. Памятник на могиле был выполнен в 1989 году скульптором Аленом Асланом (Alain Aslan) (род. 1930), который также является автором бюста на площади Далиды и многих других бюстов (в особенности женских; в частности, бюстов Бриджит Бардо и Мирей Матье, послуживших моделью для скульптурного портрета Марианны, олицетворяющей французскую республику: с 1970 года Комитет мэров французских городов стал избирать прототип Марианны среди самых известных красивых женщин страны, и первой стала Бардо. Бюст Марианны — национальный символ, неотъемлемый атрибут почти 37 тыс. французских госучреждений).
Ален Аслан изобразил Далиду в полный рост, в лучах солнца, которые она сама как будто излучает, с печальным, самоуглубленным лицом. Еще у могилы иногда можно увидеть большое сердце, сотканное из белых цветов (вообще могила Далиды — самая посещаемая на этом кладбище, и на ней всегда больше всего цветов). Среди знаменитых песен Далиды — Salma Ya Salama (эту песню Далида выпустила в 1977 году, сначала на арабском, затем на французском языке; часть текста базируется на египетской народной песне о человеке, который бродит по пустяне меж дюн и постоянно видит мираж — сад, похожий на рай) и Paroles, paroles (этот хит Далида исполнила вместе с Аленом Делоном).
Далее — могила доктора Ги Питчаля (Guy Pitchal) (1-й участок). Такой вот необычный портрет с курительной трубкой. Согласитесь, довольно своеобразно сделано: частично барельеф, частично, наоборот, утопленное, пустотелое изображение. Забавная оптическая игра. Оказывается, доктор Питчаль был знаменитым эндокринологом и психоаналитиком, врачом Далиды. Его жена, Жаклин Питчаль, дружила с Далидой и даже написала об их дружбе с певицей книгу «Далида. Ты называла меня сестрёнкой» (Dalida: Tu m’appelais petite soeur).
Литература и кладбище Монмартр. Эмиль Золя
Следующая на пути — могила Золя (Émile Zola) (1840-1902) (19-й участок). Золя умер в ночь на 29 сентября 1902 года от удушья вследствие отравления угарным газом, что предположительно произошло из-за неисправности дымохода. Жена почувствовала неладное и, переполошившись, предложила писателю поднять на ноги прислугу, но тот списал дурное самочувствие на пищевое отравление и успокоил ее: «Всё пройдет, завтра мы поправимся». Наутро, когда подоспела помощь, Золя уже невозможно было спасти; жена писателя выжила.
Смерть Золя вызвала огромный резонанс, французская и зарубежная пресса публикует памятные материалы и траурные заметки, проводятся многочисленные поминальные церемонии. Знаменитую надгробную речь во время похорон Золя произнес Анатоль Франс. Странные обстоятельства смерти наделали много шуму, было начало расследование. Вскрытие подтвердило версию несчастного случая. Хотя ходили слухи об убийстве и самоубийстве, доказательств найти не удалось (до сих пор существует трагически-нелепая версия, что дымоход просто случайно, по недосмотру, заткнули двое рабочих; есть также данные, что некий трубочист сделал это сознательно, по политическим причинам). 4 июня 1908 года останки Золя после длительных парламентских дебатов были перенесены с этого кладбища в Пантеон, так что на сегодняшний день «могила» Золя на кладбище Монмартр — всего лишь кенотаф (но здесь действительно похоронена жена Золя и некоторые его родственники).
Оформление могилы Золя выполнено из гладко отполированного темно-фиолетового порфира, по проекту известного представителя стиля модерн, художественного критика и архитектора Франца Журдена (Frantz Jourdain) (1847-1935). Именно он в 1903-1907 гг. занимался перестройкой парижского универмага «Самаритен» (Samaritaine) в стиле ар-нуво. Золя состоял с Журденом в приятельских отношениях, и часто обращался за помощью в описании архитектурных деталей. Бюст на могиле писателя создан скульптором итальянского происхождения Филиппе Солари (Philippe Solari) (1840-1906), близким приятелем Золя и другом Сезанна.
Генрих Гейне
(Heinrich Heine) (1797–1856) (27-й участок). Умный и ироничный немецкий поэт, разочаровавшийся в вере и написавший немало саркастических, насмешливо-издевательских и обличительных произведений, проникнутых горечью и иронией.
В 1830 году Гейне, находясь под впечатлением от Июльской революции, решает переехать из Германии во Францию (новость о революции застала его, когда он отдыхал на острове Гельголанд).
«То были солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу, и они произвели в душе моей самый дикий пожар».
В итоге 1 мая 1831 года Гейне перешагнул границу, отделявшую «священную страну свободы от страны филистеров», и навсегда поселился в Париже. Здесь он пишет статьи, поэмы, увлекается политическими темами, дружит с Марксом. Здесь же, в Париже, в 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, ставшей его женой. Париж жил кипуче и нервно. В этой лихорадочной атмосфере Гейне чувствовал себя, как рыба в воде. За всё это время он лишь дважды побывал в Германии, где жила его любимая матушка. В Париже Гейне неоднократно менял квартиры. Известно как минимум 16 адресов, по которым он жил, до того часто он переезжал (но все его квартиры в основном находились в квартале Монмартр). При переводе своих языков на французский он нередко прибегал к помощи переводчиков, но в целом очень неплохо владел этим языком.
После 1848 года тяжёлая болезнь до самой смерти приковала Гейне к постели. Поэт умер 17 февраля 1856 года. За несколько часов до смерти была попытка примирить поэта с Богом. Гейне на это ответил: «Будьте спокойны. Бог простит меня — это его профессия». В годы немецкой оккупации Парижа во время Второй мировой войны среди солдат и офицеров вермахта обнаруживались и почитатели таланта Гейне. Был издан специальный приказ о наказуемости за посещение могилы великого немецкого поэта.
На кладбище Монмартр похоронены также известные писатели: романтик Альфред де Виньи (Alfred Victor de Vigny) (1797–1863) (13-й участок); Стендаль (Stendhal) (он же Анри-Мари Бейль) (1783–1842) (30-й участок) (на его могиле итальянская надпись: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил»; эту эпитафию он выбрал себе сам, в завещании); Теофиль Готье (Théophile Gautier) (1811–1872) (3-й участок) (можно сказать, что именно благодаря ему в балет пришла литература, ведь именно Готье сочинил для балерины Карлотты Гризи, в которую был влюблен, сюжет«Жизели», известного балета Адана; Готье опирался на старинную легенду, записанную Генрихом Гейне; роман с Карлоттой не задался, и в итоге женой Готье стала ее сестра, певица Эрнеста Гризи).
Кроме того, здесь покоится Александр Дюма-сын (Alexandre Dumas, fils) (1824–1895) (21-й участок) и его возлюбленная, знаменитая французская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis) (1824—1847) (15-й участок), ставшая прототипом главной героини его романа «Дама с камелиями» Маргариты Готье.
На 21-м участке, находится могила, также привлекающая внимание многих фотографов, даже не знающих, чье это захоронение. Их привлекает красивая статуя плачущей полуобнаженной девушки. Это могила Анри Мельяка (Henry Meilhac) (1831–1897).
Фото с сайта pariscemeteries.blogspot.com.
Анри Мельяк — французский драматург и либреттист, работавший с Людовиком Галеви (Ludovic Halévy). Большой юморист, шутник, острослов. Вместе с Галеви он создал, в частности, либретто к опере Жоржа Бизе «Кармен». Свыше десятка либретто Мельяк написал для Жака Оффенбаха (о нем и его могиле чуть позже), в основном также в сотрудничестве с Галеви: наиболее известные из них — «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Великая герцогиня Герольштейнская». В своих либретто Мельяк и Галеви высмеивали напыщенность, лицемерие и косность современного общества. Вдвоем они также сочиняли комедии и водевили. В этом дуэте именно Мельяк обладал самой неудержимой фантазией, граничившей порой с чудачеством. Заработав много денег, он принялся их тратить направо и налево, ища вдохновение в шикарных ресторанах, сигарах и шампанском.
Кладбище Монмартр – музыка и танец
Могила легендарной балерины российского происхождения Людмилы Чериной (Ludmilla Tchérina) (1924-2004). Людмила Черина (Моник Чемерзин/Шамырзэ) скончалась в Париже в возрасте 79 лет. Прощание с балериной проходило в парижской церкви Сен-Рок (Saint-Roch), возле написанной самой Чериной картины «Одинокий порыв». Навеки уснувшая красавица предстала у своей мистической живописи в окружении гирлянд из лилий и роз. На следующий день в той же церкви состоялась траурная служба, а затем захоронение на кладбище Монмартра. Могила Чериной находится на участке 21 (division 21) (по другим сведениям, участке 29, а кто-то указывает вообще 22-й).
Красавица Черина родилась во Франции в семье русского аристократа черкесского происхождения (князя Чемерзина, бывшего царского полковника), бежавшего из России от большевистской революции и террора. Матерью ее была француженка Стефани Финетт. Людмила Черина получила известность после того, как Серж Лифарь пригласил ее в парижскую Grand Opera. Очень быстро балерина стала солисткой Grand Opera, снималась в кино, в том числе в таких популярных фильмах как «Красные башмачки» (1948), получившем несколько Оскаров, и «Сказки Гофмана» (1951). Помогала Морису Бежару создать его первую труппу. Во время гастролей в 1958 году Людмила Черина с огромным успехом танцевала на сцене Большого театра в Москве и Кировского в Ленинграде. Уйдя со сцены, занималась живописью и скульптурой, писала романы. Ее художественные работы выставлены во многих галереях мира. Черина является автором официальной символики Евросоюза: ее монументальная 12-метровая скульптура «Сердце Европы»/«Европа в сердце» (Europe à Coeur), была в 1991 году выбрана в качестве символа объединенной Европы и в 1994-м установлена перед зданием Европарламента в Страсбурге.
На могиле также указано, что Черина награждена орденом Почетного Легиона.
На кладбище Монмартр, помимо уже упомянутой Людмилы Чериной, похоронены Вацлав Нижинский (1890–1950) (22-й участок) и выдающийся французский танцовщик Огюст Вестрис (Вестри) (Auguste Vestris) (1760-1842). Здесь же лежит его отец, Гаэтан Вестрис (Gaetan Vestris) (1729–1808), также блистательный танцовщик, «бог танца», говоривший, что «в Европе есть три великих человека: король Пруссии, Вольтер и я». Могила Вестрисов находится на 5-м участке. А на 29-м участке покоится итальянская балерина Фанни Черито (Francesca/Fanny Cerrito) (1817-1909).
Шагаем дальше. Перед нами — могила совершенно иного персонажа, из другой эпохи и другого мира, автора сотен оперетт Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach) (1819–1880) (настоящее имя — Якоб Эбершт). Именно он написал мелодию, которая у нас сегодня ассоциируется с канканом. На самом деле это адский галоп (Galop Infernal) из второго действия оперетты «Орфей в аду» (Orphée aux enfers).
Именно «Орфей в аду», впервые исполненный в 1858 году, считается первой классической полноценной опереттой (до этого года действовали ограничения, по которым театр Оффенбаха «Буфф-Паризьен» имел право выводить не более двух-трех персонажей и ставить только одноактные пьесы). Авторы «Орфея» привели античных богов на парижские улицы, научили их французскому острословию, заставили действовать в ситуациях древних мифов. Пародирование античного сюжета было способом издевки над действительностью, это был памфлет на современное общество. К приему своеобразного «пересказа» старых сюжетов Оффенбах впоследствии прибегал неоднократно.
Свой последний шедевр, свою единственную оперу «Сказки Гофмана», Оффенбах закончить не успел. Завершал инструментовку уже после смерти композитора его друг Эрнест Гиро (Ernest Guiraud). Сюжет музыкальной драмы основан на произведениях Э.Т.А. Гофмана и его реальной жизни.
Из представителей музыкального искусства здесь нашли последний приют композиторы Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) (1803–1869) (20-й участок), Адольф Адан (Adolphe Adam) (1803–1856) (5-й участок), и изобретатель саксофона бельгиец Адольф Сакс (Adolphe Sax) (1814–1894) (5-й участок), друг Берлиоза и преподаватель игры на саксофоне в Консерватории.
Живопись, .
Импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) (1834–1917) (4-й участок) и символист Гюстав Моро (Gustave Moreau) (1826–1898) (22-й участок). Также здесь похоронен художник и иллюстратор, создавший знаменитый образ парижского уличного мальчишки (гамена), Франсиск Пульбо (Francisque Poulbot) (1879–1946) (9-й участок), много сделавший для Монмартра и, в частности, возрождения винодельческой традиции на Монмартре. Могильная плита Пульбо серая и невзрачная, тогда как его рисунки всегда отличались красочностью.
Из деятелей искусства отмечу также известного французского кинорежиссера Франсуа Трюффо (François Truffaut) (1932–1984) (21-й участок). Перед смертью он обдумывал еще массу планов, ведь его мечтой было снять 30 фильмов, после чего Трюффо рассчитывал удалиться на покой и заняться написанием книг. К моменту смерти до заветной цели ему не хватало еще пяти фильмов.
Архитектура, .
Среди похороненных здесь архитекторов не могу не назвать «нашего» Огюста Монферрана (Auguste de Montferrand) (1786–1858). К сожалению, его пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевском соборе не было выполнено, поскольку Монферран не был православным (во всяком случае, именно на это сослался император Александр II, когда не позволил выполнить последнюю волю архитектора). Сначала состоялась похоронная церемония в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора, который архитектор всего месяц назад успел завершить. После этого его тело было доставлено во Францию.
Зодчий покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью, Луизой Фистоньи, и отчимом, Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux). На могиле надпись Louise Fistioni и отлитые в бронзе в виде вензеля инициалы Монферрана (AM). Могила находится в восточной части кладбища, недалеко от центрального входа. Памятник на могиле в виде каменного свода с установленной на нем колонной, косо сколотой в верхней части, выполнен предположительно по проекту самого Монферрана.
И наука
Из деятелей науки отметим знаменитых физиков Андре-Мари Ампера (Andre Marie Ampere) (1775 —1836) (30-й участок) и Жана Бернара Леона Фуко (Jean Bernard Léon Foucault) (1819–1868) (7-й участок).
Кладбище Монмартр – это тенистые аллеи и история. Монмартр – это не только богемный Париж. И здесь, пожалуй, одно из лучших мест на Монмартре, да и в современном Париже вообще, где еще сохранился дух старины, дух Парижа. Резкий контраст по сравнению с переполненными народом монмартрскими бульварами и раскрученными туристическими достопримечательностями.
Такая тишина и покой, и такая красота: столько цветов и зелени! Прогулка по такому историческому кладбищу — это сразу целый букет впечатлений: тут и просто особая атмосфера, и кусочки жизни великих людей, и возможность узнать что-то новое и полюбоваться скульптурными творениями (ведь некоторые могилы представляют собой настоящие произведения искусства, причем необязательно это могилы знаменитостей). Монмартрское кладбище относительно невелико, но это настоящий лабиринт могил, склепов и часовенок всех стилей и размеров, обилие интересных скульптур (в основном второй половины XIX и начала XX века).