Честный рейтинг 2022: ТОП-5 ночных поездов Петербург – Москва
Блог
Каждый год я составляю персональный рейтинг поездов, которые курсируют между Петербургом и Москвой. Своеобразный ТОП-5 лучших. В этом году рейтинг существенно изменился по сравнению с прошлым годом.
Главной причиной изменений стало введение нового параметра оценивания – регулярность поезда. В последние месяцы поезда часто отменяли. Причины были разные: пандемия, снижение пасcпотока. Поезда отменяли иногда за несколько дней до рейса, пассажиров ставили перед фактом. Такие поезда мы не можем рекомендовать высоко в рейтинге.
И еще. Я не стал включать в свой рейтинг скоростные поезда типа «Сапсана», «Ласточки» или «Невского экспресса». Все же это совсем иной сегмент, нежели ночные поезда.
Первое место. «Мегаполис»
Частный поезд №19/20 «Мегаполис», на мой взгляд, оптимальный вариант для путешествия между двумя столицами. В состав поезда входят купейные вагоны и СВ. Прибытие в Москву в 7:07 – комфортное время, чтобы успеть на работу, в Петербург – в 8:59, так что можно выспаться.
Поезд №19/20 «Мегаполис» Петербург – Москва
Вагоны поезда не новые, но в идеальном состоянии. Есть биотуалеты, кондиционер, розетки у каждого места. В «Мегаполисе» своя бонусная программа (отличная от «РЖД Бонус»), возможность заказать доставку в купе ужина или завтрака.
Еще этот поезд отличается разнообразием классов обслуживания (в зависимости от количества включенной в билет еды) и частой распродажей невозвратных билетов.
Поезд №19/20 «Мегаполис» Петербург – Москва
Это единственный регулярный ночной поезд, на котором можно уехать из Москвы после полуночи (все остальные – проходящие или дополнительные).
Перевозчик «Тверской экспресс», в отличие от ФПК, ни разу не отменял этот поезд на протяжении 2021-2022 годов. Он ежедневно курсирует, в том числе в ночь на воскресенье, когда многие фирменные поезда «отдыхают».
Поезд №19/20 «Мегаполис» Петербург – Москва
Второе место. «Экспресс»
Считаю фирменный поезд №3/4 «Экспресс» лучшим поездом ФПК между Петербургом и Москвой. Это единственный фирменный поезд на направлении, купейные вагоны которого оборудованы душем и честными регуляторами температуры воздуха. Кроме того, в составе этого поезда есть вагоны СВ с вертикальными расположением полок (внизу широкий диван), а также СВ на одного пассажира и вагоны люкс.
Поезд №3/4 «Экспресс» Петербург – Москва
Всем пассажирам вне зависимости от класса обслуживания здесь предлагают горячие завтраки (такое есть только в «Экспрессе» и «Красной стреле»).
Поезд имеет удобное «зеркальное» расписание: отправление в 23:30 и прибытие в 08:30 вне зависимости от направления.
Поезд №3/4 «Экспресс» Петербург – Москва
В прошлые годы я ставил «Экспресс» на первое место своего рейтинга, но в последнее время ФПК постоянно «играет» в его отмену. Прошедшей зимой-весной поезд не ходил несколько месяцев. Так что покупать билеты на него может быть рискованно. К тому же поезд в базовом расписании не курсирует по субботам.
В составе поезда в качестве купейных эксплуатируются вагоны габарита риц совместного производства с компанией Siemens. Как скажутся санкции на их обслуживании, пока не понятно.
Поезд №3/4 «Экспресс» Петербург – Москва
Третье место. Вагоны «Рускеальского экспресса»
Летом из Москвы в Петербург и обратно можно добраться в вагонах беспересадочного сообщения Москва – Рускеала. Продажа в эти вагоны открывается за два дня до отправления поезда.
Вагоны беспересадочного сообщения Москва – Рускеала
В летней группе вагонов два инновационных плацкарта со шторками и два купейных вагона, которые в этом году получили обновленный дизайн. В каждом купейном вагоне есть еще и одно двухместное СВ.
Вагоны беспересадочного сообщения Москва – Рускеала
Я люблю эти вагоны за стабильно хорошее качество климата (в каждом купе есть термометр с гигрометром), самобытность, высокие стандарты обслуживания (перевозчик – РЖД, а не ФПК), приятный вагон-ресторан, вменяемый ценник (стоимость билетов в купе не превышает 2500 рублей) и наличие генераторов (на стоянках не отключается кондиционер).
Среди минусов – расписание в сторону Петербурга (прибывает на Ладожский вокзал в 00:29) и отсутствие кондитерских изделий у проводника (правда, всегда с вами едет вагон-ресторан).
Вагоны ходят ежедневно, круглый год в составе поезда №159/160.
Вагоны беспересадочного сообщения Москва – Рускеала
Четвертое место. Поезд №27/28
Поезд №27/28 – последний нефирменный одноэтажный поезд ФПК, который остался на маршруте Петербург Главный – Москва Октябрьская. Все остальные поезда транзитные.
Поезд №27/28 Петербург – Москва
Этот поезд состоит из вагонов аж четырех классов обслуживания: сидячие, плацкартные, купейные и СВ. Он ходит каждый день без выходных. Благодаря тому, что он завязан в общий оборот с поездом Петербург – Белгород, его никогда не отменяют.
У поезда вменяемое время отправления и прибытия, а купейная группа вагонов – уже упомянутые рицы с нормальной регулировкой температуры воздуха в купе и душем в каждом вагоне.
Поезд №27/28 Петербург – Москва
Пятое место. Поезд №1/2 «Красная стрела»
«Красная стрела» есть «Красная стрела». Четко каждый день, даже в пандемию, когда было отменено почти все, она продолжала курсировать, отправляясь в 23:55 и прибывая в 07:55.
Поезд №1/2 «Красная стрела» Петербург – Москва
Пятое место – потому, что вагоны «Красной стрелы» уже «уставшие»: им больше 15 лет, хотя ФПК декларирует, что в фирменных поездах вагоны должны быть не старше 12 лет. В «стреле» нет душа: ни в купе, ни в СВ. Многие жалуются на дребезжание обшивки и вибрацию.
Поезд №1/2 «Красная стрела» Петербург – Москва
Но в остальном поезд держит марку! Каждому пассажиру положен горячий завтрак и косметический набор, а возит поезд, как правило, легендарный ЧС200 – чехословацкий локомотив постройки 1979 года.
А теперь несколько слов о поездах, которые были в моем рейтинге в прошлые годы, но теперь я их исключил.
Поезд «Гранд Экспресс» я не включил в рейтинг в связи с низкой составностью (мало вагонов), отсутствием бонусной программы и скудным питанием в купейных вагонах и СВ.
Поезд «Стриж» выбыл из рейтинга в связи с отменой.
Поезд №59/60 «Волга» Петербург – Нижний Новгород, в состав которого раньше были включены вагоны перевозчика ТКС, – из-за отмены остановки в Москве.
Двухэтажные поезда №5/6 и 25/26 не попали в рейтинг из-за того, что остаются фирменными, но при этом не имеют никаких признаков фирменности (ни еды, ни застила белья, ни Wi-Fi).
между Москвой и Петербургом
Часть нашей редакции уверена, что между Москвой и Петербургом проще перемещаться на поезде, чем на самолёте.
Посудите сами: до любого вокзала ходит метро — на поезд сложнее опоздать. В нём реальнее выспаться после променада по Рубинштейна. Если променад удался и сил ехать нет, легко сдать и поменять билеты. А если захочется переехать из Питера в Москву, с собой можно бесплатно взять несколько чемоданов.
Ну а чтобы вы не потерялись в разнообразии поездов, научились различать 3Э и 3У и случайно не взяли билет в общий вагон, мы написали этот обзор.
В этом гайде мы рассказали обо всех поездах, которые были в расписании РЖД на ближайшие 90 дней с момента написания текста. Если вашего любимого поезда здесь нет, значит, по каким-то причинам его отменили, но если он вернётся в расписание, мы дополним материал.
Почти нигде мы не упоминали допустимый объём и вес багажа: норма провоза есть, но обычно её никто не проверяет. Увезти 300 сумок вряд ли получится, но чемодан + рюкзак + гитара + пакет с шавермой — вполне.
Если нет дополнительной информации о вокзале, значит, поезд курсирует между Ленинградским вокзалом в Москве и Московским вокзалом в Питере.
Обзор мы начнём с фирменных поездов и закончим обычными. Всю информацию в кратком виде мы оформили в таблицу — её вы найдёте в конце статьи.
ФПК, ДОСС, ТКС и другие буквы
РЖД — не единственный перевозчик России. Между Москвой и Петербургом пассажиров возят ещё три частника:
1. «ГрандСервисЭкспресс» (ГСЭ) на поездах «Гранд Экспресс» и «Таврия»;
2. Компания «Тверской экспресс» на поезде «Мегаполис»;
3. «ТрансКлассСервис» — на поезде, а точнее, вагонах «Волга».
В свою очередь у РЖД есть несколько подразделений. Между Москвой и Петербургом пассажирскими перевозками занимаются Федеральная пассажирская компания (ФПК), а также Дирекция скоростного сообщения (ДОСС). У ФПК есть фирменные поезда — современные, с хорошим уровнем сервиса, а есть обычные — сборная солянка из новых вагонов и вагонов времён СССР.
На официальном сайте РЖД и в мобильном приложении можно не только купить билет, но и указать в фильтрах перевозчика, тип поезда и вагона. Таким образом легко выбрать подходящий поезд среди множества вариантов.
Итак, переходим к поездам: сначала расскажем о самых быстрых.
«Сапсан»
Быстрая классика от Дирекции скорого сообщения (ДОСС) с разгоном до 240 км/ч.
Существуют два типа поезда: обычный и модернизированный. Второй отличается только тем, что розетки и USB-порты будут даже у «нищебродов» на базовом тарифе. И там и там есть множество классов обслуживания: базовый, эконом, эконом плюс, бизнес, вагон-бистро, первый, купе и т. д. Подробнее о том, что предоставляют в каждом из них, можно узнать здесь.
Здесь неоднозначно. Вроде бы поезд современный, каждый вагон оборудован кондиционерами и биотуалетами, и в то же время розетки есть только в классах обслуживания выше «Эконома». Откидные кресла в «Базовом» и «Экономе» по удобству схожи с сидениями в лоукостерах — довольно твёрдые и тесные. Зато везде есть полки для ручной клади и места для багажа. Кормят только пассажиров купе и вагона-бистро.
Говорят, что в честь своего десятилетия «Сапсан» обновит интерьер поездов и (барабанная дробь!) добавит розетки во все вагоны даже в обычном поезде.
Испортилась и становится только хуже. Ещё лет пять назад можно было купить билет у окна всего за 999 рублей, но так уже не будет:(
Сейчас минимальная цена в 1 898 рублей держится совсем недолго. Акции бывают крайне редко и обычно только по праздникам. Стандартная цена 2 500 — 3 000 рублей, но ближе к отправлению может стать и 5, а то и 7 т. рублей.
Как и у большинства поездов, здесь действует динамическое ценообразование: чем раньше покупаешь билет, тем дешевле. Если не случится ЧП, ближе к отправлению не подешевеет. И логично, что цена на рейс в 5:40 утра вторника будет ниже, чем на 19 часов вечера воскресенья.
«Невский экспресс»
Дневной поезд ФПК и лучшая альтернатива «Сапсану». Основные плюсы — холодное питание на всех классах обслуживания, более удобные кресла в некоторых вагонах и розетки у всех пассажиров. Недостатки — ходит намного реже «Сапсана» и в не самое удобное время.
Классов обслуживания всего два: эконом и бизнес. В последнем есть видео- и аудиоустановка, вместо обычных кресел будут стоять ортопедические, а места разделяет тонированная перегородка.
В вагонах № 1, 12 сидения расположены как и в «Сапсане» — парные кресла, стоящие друг за другом. Остальные вагоны похожи на европейские или на наши «общие» — нижние купейные полки, где сидят по три человека друг напротив друга. Разница в том, что сидения намного удобнее, чем в общих вагонах, да и девять часов ехать не нужно.
Во всех вагонах есть биотуалеты, кондиционеры и розетки. Ну и главный плюс — холодное питание предоставляют на всех классах обслуживания.
Каких-то акций или распродаж сейчас практически нет, а когда-то билет также можно было урвать за 999 рублей. Сейчас за 1 700 — 1 900 рублей билет можно брать смело.
Спрос на «Невский экспресс» меньше, чем на «Сапсан», поэтому минимальная цена может держаться достаточно долго.
«Ласточка»
Динамическое ценообразование, есть скидки, регулярно проходят акции: до 1 200 рублей за билет — это очень хорошо, а дороже ехать уже не хочется. Бизнес-класс иногда можно урвать за 2 тысячи, но даже этих денег он не стоит, а обычно цена раза в два выше.
Можно выгодно потратить баллы в программе РЖД-бонус: 4 000 вместо классических 7 000 на этом направлении.
«Стриж»
Скоростной поезд ФПК, который раньше курсировал только между Москвой и Нижним Новгородом, а позже — между Москвой и Берлином. В августе 2020 его пустили по новому маршруту Самара — Санкт-Петербург, затем поезд пропал и снова вернулся в расписание с 3 ноября 2020. Поезд делает остановку в Москве на Курском вокзале, в Петербурге прибывает на Ладожский.
На сайте «Стрижа» есть расписание движения и схема вагонов, там же можно купить билеты, но официальный сайт РЖД почему-то показывает больше вариантов типов обслуживания.
В «Стриже» кроме обычных сидячек есть вагоны со спальными местами — люкс, СВ и купе, плюс вагон-буфет и вагон-ресторан. Классы обслуживания тоже разные: например, сидячки могут быть первого и второго класса. В первом кресла похожи на сидения в самолётном бизнесе, а ещё в стоимость входит горячее питание, плед и гигиенический набор. Во втором классе обычные сидения с откидывающимися спинками, индивидуальным освещением и розетками — для 4,5 часов вполне ок.
Судя по фотографиям, ехать в «Стриже» удобнее, чем в «Сапсане»
Динамическое ценообразование, как и везде. Так как из Питера в Москву поезд идёт ночью, билеты в этом направлении стоят значительно дешевле, чем в обратную сторону: самый дешёвый вариант из найденных нами — 1 101 р. за сидячку, 1 401 р. за СВ (!) и 2 106 р. за купе. Обычные цены в этом направлении рублей на 600 выше.
Из Москвы в Питер уже хуже: 2 тысячи за сидячку, 2 106 за купе и 2,5 тысячи за СВ. Впрочем, цены вполне конкурентоспособные.
Двухэтажные поезда
Поезд «Санкт-Петербург — Москва» отправляется в 22:50 и приходит в 6:30 (в пути 7 часов 40 минут).
«Смена — А. Бетанкур» отправляется в 21:50 и приходит в 6:06 (в пути 8 часов 16 минут). Время отправления/прибытия примерно одинаковое как из Москвы, так и из Питера.
Ходят регулярно, билеты есть в продаже часто, так как благодаря двум этажам мест в этих поездах очень много.
У двухэтажных поездов только два типа вагонов: купе и СВ. В каждом купе есть две розетки мощностью не более 100 Вт, а в СВ — ЖК-дисплеи. И там и там есть кондиционеры, постельное бельё входит в стоимость.
Поезда новые, внутри чисто, в каждом вагоне есть кулер с питьевой водой и три удобных биотуалета. Но, как мы уже сказали, места в купе маловато: чтобы уместить в поезде два этажа, классическое купе сжали раза в полтора.
«Мегаполис»
«Красная стрела»
«Арктика»
Москва — Санкт-Петербург: отправление в 00:41, прибытие в 9:13, в пути 8 часов 32 минуты.
Санкт-Петербург — Москва: отправление в 22:41, прибытие в 7:19, в пути 8 часов 38 минут.
Курсирует ежедневно, кроме 31 декабря с отправлением из Мурманска и 1 января с отправлением из Москвы.
«Экспресс»
«Гранд-Экспресс»
«Таврия»
На момент написания этой статьи самый дешёвый билет в купе из Москвы до Петербурга стоит 909 р, при этом плацкарт на 300 р дороже. Мы бы купили, но только в Питер.
«Волга»
Поезд частного перевозчика «ТрансКлассСервис» идёт из Нижнего Новгорода в Петербург и обратно с остановкой в Москве. Точнее, своих составов у ТКС нет, они прицепляют вагоны к фирменным поездам РЖД, и все довольны.
«Волга» — удовольствие не из дешёвых, но, говорят, сервис и удобства того стоят. Мы на этом поезде не ездили, но если найдём билет по акции, обязательно проверим. Кроме высокой цены есть ещё один минус: неудобное расписание из Питера в Москву.
Расстояние из Москвы в Петербург поезд преодолевает за 8 часов 32 минуты. Выходит с Курского вокзала Москвы в 00:33, прибывает в Питер в 9:05.
Обратно поезд идёт быстрее — 7 часов 2 минуты, но почему-то едет вечером. С Московского вокзала отправляется в 18:08 и на Курский вокзал приезжает в 01:10. Говорим же, неудобно.
Читай, не фирменные. Да, наконец-то мы дошли до нашего любимого раздела: самые дешёвые поезда, но при этом не самые плохие.
Если в фильтрах выбрать ФПК в качестве перевозчика и убрать из поиска все фирменные поезда, то обычных остаётся не так уж много. Их легко распознать: у таких поездов нет названия, только номера. Часто эти поезда уходят с Курского или Казанского вокзала, а приходят на Ладожский, и наоборот.
Так какой же поезд выбрать?
Сразу отметаем поезд № 160 — он выходит днём, а приходит ночью, что совсем неудобно. Владикавказский поезд № 122 тоже на любителя. Остаётся пять поездов.
Допустим, в Питере мы остановились в центре и хотим приехать на Московский вокзал. Смотрим, куда прибывают поезда: из оставшихся на Московский вокзал приезжают только три — № 30, № 82, № 56. Если нам принципиально уезжать с Ленинградского в Москве, то поиск сокращается до поездов № 30 и № 56. Это и есть два самых популярных поезда по направлению Москва — Санкт-Петербург. Осталось выбрать правильный вагон.
ФПК обожает включать в состав современные вагоны и вагоны прошлого века. Чёткой системы, чтобы определить, какой вагон новый, а какой может развалиться по пути, пока нет. Советуем внимательно смотреть на иконки и класс обслуживания при выборе вагона. Вот, к примеру, какие бывают плацкарты (3 — это третий класс, а не буква «з»):
Как видите, вагон класса 3Э самый комфортный — в нём есть биотуалет, кондиционер и нельзя провозить животных, а вот 3У выбирать не советуем.
Подробнее о типах и классах обслуживания можно узнать здесь.
Что нужно знать о плацкарте?
Часто в одном вагоне цены на полки различаются. Самые дешёвые места — верхние боковые с 38 по 52 место. В ночном поезде верхняя боковая полка не так уж плоха, если находится не возле туалета. Так что если бюджет ограничен и рост позволяет разместиться на 172 см длины — смело берите такую полку в середине вагона. Если едете вдвоём, это вообще идеальный вариант: не придётся ни с кем делить столик.
Обычные нижние полки самые дорогие. Если едете ночью и вам нетрудно забраться на верхнюю полку, переплачивать за нижнюю смысла нет — ночью можно обойтись без стола, к тому же наверху к вам точно не подсядут пассажиры, ожидающие раздачи белья. Кстати, при оформлении билета от белья можно отказаться: спать придётся на матрасе и с курткой под головой, зато сэкономите 128 рублей.
Нормальная цена на плацкарт в не фирменном поезде: 900 — 1 200 рублей. Правда, за такую цену время отправления бывает крайне неудобное, лучше доплатить пару соток и ехать ночью, чтобы не потерять целый день. Также обращайте внимание на стоимость купе в том же поезде: иногда разница с плацкартом совсем незначительная, а во время распродаж купе может оказаться и дешевле.
О купе
Здесь тоже действует система с разными ценами на полки. При этом разница на нижние и верхние полки в купе намного выше, чем в плацкарте, и может достигать тысячи рублей. Опять же, провести одну ночь на верхней полке, чтобы сэкономить — изи.
Часто ФПК включает в состав обычные совковые купе без кондиционера, со старыми матрасами и пыльными подушками. Но иногда везёт и попадается новый вагон — в таких ехать приятно, особенно если цена раза в два ниже, чем на фирменный поезд.
Нормальная цена на верхнюю полку в ночном поезде с удобным расписанием: 1 300 — 1 800 р. В низкий сезон, с сентября по май, цены рублей на 200−400 ниже, чем на праздники и летом. Как и всегда с поездами, чем раньше покупаешь билет, тем дешевле.
Ехать в купе днём или приезжать на вокзал в 4 утра — такое себе удовольствие. За это мы бы не заплатили и тысячи рублей.
О сидячках
Дешёво и хардкорно. Не путать с общим вагоном: в сидячках кресла расположены как в самолёте или как в скоростных поездах, о которых мы писали выше. Даже в старых вагонах кресла откидываются и есть подлокотники, а значит, тем, кто умеет спать сидя, ехать будет более-менее комфортно. Правда сидеть придётся 8−9 часов.
Чаще всего сидячие вагоны включают в старые поезда, идущие через Москву проездом — например, Санкт-Петербург — Белгород (поезд № 119) или Челябинск — Санкт-Петербург (поезд № 146).
Нормальная цена: 700−750 р. Брать билет дороже нет смысла.
Важно: внимательно изучайте схему мест, чтобы не ехать напротив другого пассажира или случайно не купить билет в общий вагон.
Острожно: общий вагон!
А вот этот вариант стоит избегать даже с самым ограниченным бюджетом. Это обычное купе без верхних полок, где на нижней сидят по три человека с каждой стороны. Ни прилечь, ни откинуть спинку. Теснота и сплошные неудобства за 700 — 900 рублей. Уж лучше добраться автостопом.
К счастью, такие вагоны попадаются редко: обычно их включают как дополнительные во время праздников. И все же внимательно изучайте схему вагонов при поиске билета, чтобы не провести девять часов с прямой спиной.
Вишенка на торте: вагоны RIC
Пожалуй, это самый комфортный способ добраться на поезде из Москвы в Петербург и наоборот. И при этом не самый дорогой — билет в такой вагон стоит столько же, сколько купе в нефирменный поезд. Спасибо нашему путешествующему подписчику за наводку!
Вагоны РИЦ обычно включают в поезда международного сообщения, но, оказывается, некоторые из них курсируют в составе обычных поездов Октябрьской железной дороги. Это суперсовременные вагоны, в которых точно стоит прокатиться, чтобы ощутить всю мощь концерна Siemens совместно с «Тверским вагоностроительным заводом». В каждом купе кроме привычных благ в виде кондиционера и розеток также есть мусорка, индивидуальные подставки для чая и. умывальник под откидным столиком!
Вот поезда Октябрьской ЖД, в которые иногда включают вагоны RIC:
4/3 Москва — Санкт-Петербург
16/15 Москва— Мурманск
28/27 Москва — Санкт-Петербург
81/82 Санкт-Петербург — Белгород
Узнать такой вагон можно по схеме: вместо привычных 9 купе и 36 мест, в нём будет только 8 купе и 32 места, а также три туалета в конце коридора. Так что вот вам ещё один веский довод очень внимательно изучать схему вагона при выборе билета. Посмотрите подробный обзор на вагон РИЦ от нашего подписчика — поймёте, почему вам точно стоит хоть раз в таком прокатиться.
Red Arrow vs The Grand Express Train
Travelling by the Red Arrow or Grand Express: What’s best?
- Red Arrow: Russia’s oldest train company has been operating since the early Soviet period. It was the official transport for the Soviet elite, and even the Olympic Flame!
- One train per day leaves from St Petersburg and Moscow, taking exactly 8 hours and arriving at 8am.
- You can travel in second class (4-bed cabins), first class (2-bed cabins), or VIP. Passengers of all classes receive free food and toiletry items, and VIP passengers even have private bathrooms and showers!
- Second class tickets cost around 40 euros, first class 85 euros, and VIP cabins around 230 euros to book the entire compartment.
- Grand Express: Russia’s only private luxury train company. The Grand Express prides itself as a ‘dream hotel on wheels’ with the most luxurious and high-quality service.
- One train per day departs from each capital, taking just over 8 hours and arriving in the morning.
- Economy class cabins accommodate 4 passengers, and tickets cost between 40 and 60 euros. First class cabins accommodate 2 passengers, and tickets cost between 85 and 100 euros. Amenities for all include TV, WiFi, sockets, and towels. Each bed is booked separately.
- Premium class and Grand class cabins accommodate one or two passengers. Grand Imperial is the most luxurious cabin. Amenities can include private bathrooms, private bars and wardrobes. Tickets costs vary from 170 to 550 euros. Prices are a flat rate to book the entire cabin, not per bed.
Train travel is probably the best way to discover Russia’s vast and diverse landscape. The sleeper train is an exciting and comfortable way to travel between Russia’s two capitals, as you settle down for the night in St Petersburg, and wake up bright and early in Moscow. But what are the best options for travelling in comfort and style? From historical journeys with Russia’s oldest train company, to suites with private bathrooms and DVD players on Russia’s most luxurious service, read on to find the best options for train travel in Russia.
Red Arrow (Красная стрела)
History
The Red Arrow is Russia’s oldest and most famous train, and the first luxury sleeper train in Russia. Its service between St. Petersburg and Moscow has been running non-stop since the early Soviet times, interrupted only during the Second World War. It was the official method of transport for the Soviet elite travelling between Leningrad and Moscow, and even transported the Olympic Flame during the 1980 Olympic Games. The train was not painted in its distinct rich red colour until 1962, and was actually blue beforehand!
The journey
The Red Arrow travels at an average of 160km/h, taking 8 hours to travel from one capital to the other. One train runs per day, leaving Moscow and St Petersburg at just before midnight and arriving just before 8am, perfect for starting your day. The Red Arrow does not make any stops along the way, so sleeping passengers will not be disturbed. Upon departing Moscow, the song ‘Moscow’ by the musician Oleg Gazmanov is played, and on departure from St. Petersburg, the city’s hymn is played.
On board the Red Arrow
The Red Arrow is comprised of 17 carriages; 16 passenger carriages and one restaurant car. Each carriage is equipped with adjustable air conditioning, power sockets and WiFi.
Unlike other sleeper trains, the Red Arrow does not have a platzkart option; all passengers sleep in private cabins accommodating from 2 to 4 people depending on ticket class. In each cabin, there is the opportunity to hang a sign on the door stipulating whether you would like to be brought tea and even lottery tickets in the morning. The grand decor in the cabins includes red and gold curtains and a small table with a tablecloth, flowers and free water. Corridors are carpeted.
Second class cabins are similar to kupe cabins on typical Russian sleeper trains. Each cabin has two upper and lower berths. Beds are made up with fresh linen and each passenger receives a wash kit, toothbrush and slippers, free magazines, and a lunch box of cheese, ham, bread and yoghurt.
First class cabins are outfitted with two lower berths, ideal for a couple or a single person who wishes to travel in privacy. Upon entrance to the cabin, passengers are treated to a croissant and juice, and receive all of the amenities provided in second class as well as a free hot meal.
The VIP carriage comprises only four compartments, all luxuriously equipped for the most comfortable journey. Each cabin has a TV, WiFi, a private bathroom and even a shower. Passengers are treated to a free hot dinner, breakfast, hot drinks and spirits. VIP passengers also receive free shuttles on arrival.
One carriage in both second and first class allows passengers to select their compartment based on gender, perfect for solo women travellers. In the staff carriage, there is a specially equipped cabin for disabled passengers with a lift, low shelves, and sockets.
Tickets
Tickets can be purchased up to 90 days in advance. The price of a second class ticket starts at around 3000 roubles (around 40 euros), first class at 6000 (85 euros), and VIP cabins at 16,000 roubles (around 230 euros, a flat rate for the entire cabin, not per person).
Grand Express (Гранд экспресс)
Photo by Grand Express departs from Moscow and St. Petersburg once per day. The St. Petersburg — Moscow service departs at 23:49 each night, arriving in Moscow at 08:14 in the morning; the Moscow — St Petersburg service leaves at 23:40, and arrives at 08:36. As with the Red Arrow, the Grand Express does not make any stops on its journey between the two capitals.
On board the Grand Express
The luxury promise of the Grand Express does not disappoint. The train carriages are constructed from high-quality materials, and air conditioning and noise-isolating interiors are present throughout. In addition to this, every compartment regardless of class has a television and WiFi access — an unrivalled luxury in Russian train service. Most amenities are provided as part of the ticket fare, so passengers will not need to pay for hidden extra costs. Staff on board the Grand Express go through extensive training and provide a high level of personal service to all passengers.
Seat classes and ticket prices
Economy basic cabins accommodate four passengers in two upper and lower bunks, and provide sockets, WiFi, TV, air conditioning, heating, bedlinen and towels. Economy comfort has all this plus extra USB sockets, a travel set and slippers, and free hot breakfast and drinks. Economy class cabins usually cost between 3,000 and 4,500 roubles (between 40 and 60 euros).
First class cabins accommodate two people. First class basic has the amenities of economy basic cabins, and first class comfort offers the amenities of economy comfort. First class business provides all of the above, plus free transfers from the station. First class cabins cost between 6,000 and 7,000 roubles (85 to 100 euros).
Premium class cabins have all of the above, plus a personal sink inside the cabin. There are two variations of premium cabin: with two bunk beds, or one bed in the form of a single pull-out couch, ideal for solo travellers. Premium cabins cost about 12,000 to 14,000 roubles (170 — 200 euros).
Grand class cabins contain a mini shower, toilet, hairdryer, safe, wardrobe, DVD player and larger bed. Passengers also receive free fruit and chocolate! Grand class cabins can accommodate single travellers or couples. Grand class cabins cost about 20,000 — 25,000 roubles (280 — 350 euros).
The most luxurious class of cabin is Grand Imperial, which has all of the above plus a full size shower, leather sofas and luxurious beds. In the Grand Imperial single, the bed is even adjustable! This carriage has its own private bar and restaurant. Grand Imperial cabins are in the range of 30,000 to 40,000 roubles (from 425 to 550 euros). It is a flat rate to book the entire Premium or Grand cabin, regardless of how many passengers are accommodated.
Once you have your tickets, look forward to a wonderful, smooth
and enjoyable journey through the Russian countryside.
Гранд экспресс или Красная стрела
Нужно определится, что лучше: ехать стрелой или ехать экспрессом, причем вопрос цены не стоит вообще. Штука нужна в рамках очень важного торжества на 2х персон. Критерии — красота интерьера, комфортность мебели, комфотрность душевой кабины, качество еды.
Никак не могу найти подробных фото купе класса «Мягкий» Красной стрелы, да и фото Гранд экспресса подозрительно одинаковые, хотя там вагоны разных классов (1И, 1А, 1М, 1Г — кстати, что это значит? )