Грот "Руины" в Александровском саду
Грот "Руины" (также известен как Итальянский грот, павильон-руина "Грот") в Александровском саду — искусственная пещера, врезанная в насыпной холм у Средней Арсенальной башни Московского Кремля.
Грот был построен в 1820-1823 годах по проекту архитектора Осипа Бове в качестве мемориала разрушенной в 1812 году Москве и символизирует возрождение города из пепла. При его постройке были использованы обломки разрушенных французской армией московских зданий и детали декоративного оформления, которые можно разглядеть в кладке крыльев.
Внешне грот представляет собой драматичную полукруглую арку из красного кирпича и чёрного гранита, над которой возведены нарочито небрежные "навалы" из камня и осколков старых зданий. Внутри арки расположена массивная мраморная колоннада, архитрав которой украшен барельефами: символами воинской славы и фигурами гиппокампусов — мифологических лошадей с рыбьим хвостом. При всей своей массивности колонны имеют небольшую высоту, благодаря чему выглядят так, словно, ушли в землю под весом поддерживаемой ими груды обломков. На вершине грота находится смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов.
Помимо мемориальной функции, грот задуман как украшение Александровского сада: в 19 веке искусственные гроты были популярным элементом садово-парковой архитектуры. В нише, расположенной под сводами грота, для развлечения отдыхающих по праздникам играл духовой оркестр.
Грот "Руины" (Итальянский грот) находится у подножия Средней Арсенальной башни Кремля в Александровском саду. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии, а также "Александровский сад" Филёвской.
Итальянский грот, превратившийся в «Руины»
Не знаю как у Вас, но иногда, проходя мимо вроде бы знакомых мест, обнаруживаешь что-то новое.
Декабрьским вечером 2017 года я спешил к входу в Кремль, чтобы успеть туда попасть в ходе многочасовой прогулки по Москве И дольше века длится день в Москве. Часть 3. Вечер в Кремле и на Красной площади. Возле кремлёвской стены заметил нагромождение камней.
Так я очутился возле грота «Руины».
Когда-то на месте Александровского парка текла река Неглинка, а напротив Средней Арсенальной башни располагался пруд.
Москву не раз захватывали иноземные воинства. Опасаясь возможного нападения шведов на Москву во время Северной войны, Пётр Первый приказал в 1707 году укрепить Кремль и Китай-город. Вокруг Кремля были устроены земляные бастионы треугольной формы болверки (от нем. «bollwerk», что означает «оплот», «бастион»). Вдоль реки Неглинной возвели пять болверков: Боровицкий, Неглинный, Троицкий, Никитский и Воскресенский.
Работы начались 1 июня 1707 года. Строительство бастионов контролировали лично члены императорской фамилии. 20 октября 1707 года приезжал царевич Алексей Петрович, в честь него устроили проверочную стрельбу с недостроенных болверков. Дав указание ускорить строительство, царевич убыл восвояси. В декабре 1707 года прибыл сам император Пётр Первый, его также позабавили стрельбой. А за несколько месяцев до этого, после начала строительства, император успокаивал москвичей: «Известно нам здесь учинилось, что у вас на Москве не малый страх произошел, оттого что стали крепить Московские городы; и то нам зело дивно и смеху достойно, что мы час от часу от Москвы дале, а вы в страх приходите…»
В тот раз обошлось, войско шведского короля Карла IX было разбито под Полтавой, а через сто лет с Наполеоном в Москве не воевали, сдав столицу без боя. Так укрепления и не пригодились. Зато пригодились для засыпки старого русла Неглинной.
После разрухи, воцарившей в городе Москве после «визита вежливости» французского императора Наполеона Бонапарта, была создана императорским указом от 5 мая 1813 года «Комиссия о строении Москвы». Главной задачей её было ликвидация последствий пожара 1812 года, заодно была решена задача перепланировки Москвы. Комиссия плодотворно трудилась почти тридцать лет, хотя первоочередные задачи по восстановлению были решены в основном за первые пять лет.
Большую роль в создании нового облика Москвы сыграл Осип (Джузеппе) Иванович Бове (Giuseppe Bova, 1784 -1834),
который с 1814 году был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его руководством с 1820 года приступили к созданию Александровского сада. Вот тогда пригодились болверки, а если быть точнее строительный материал, из которого они были сооружены, которым был засыпан овраг, где текла река и располагался пруд.
На получившейся ровной площадке был обустроен мемориальный сад в лучших традициях итальянских садов эпохи Ренессанса.
Одним из элементов таких садов являлись гроты, лабиринты и скульптурные группы. Поэтому уже в июле 1821 года на месте Никитского болверка появился грот в стиле эпохи классицизма. Бове дал ему название «Итальянский грот», но название не прижилось, и грот более известен как «Руины». Этому способствовала легенда о том, что для сооружения грота использовались обломки сгоревших в пожаре 1812 года обломков домов.
Александровский сад стал одним из излюбленных мест для променада праздно гуляющей московской публики, а в нише, расположенной под сводами грота, по праздникам играл духовой оркестр.
В советское время идеей с оркестром не заморачивались. Вот так выглядел грот в 1920 году, умиляет детская песочница.
Постепенно грот становился все более не приглядным, зарос грязью и пылью, а на колоннах во множество появились надписи типа «Здесь был Вася».
В 2004 года была проведена частичная реконструкция и ныне грот выглядит вполне нормально.
Грот «Руины» в Александровском саду: мемориал погибшему городу
Гости города часто обращают внимание на небольшое углубление, находящееся у подножия Средней Арсенальной башни Кремля. Эта великолепная полукруглая арка, сделанная из черного гранита и красного кирпича, обрамляет мраморные ворота с четырьмя небольшими колоннами.
По Александровскому саду часто прогуливались имение особы, также там проводились торжественные мероприятия. В это время в гроте находился оркестр, поскольку музыка в живом исполнении была обязательной частью на подобных приемах в царской России. Сейчас грот является любимым местом молодоженов. Здесь часто проходят свадебные фотосессии.
Немного истории
Грот создал архитектор Осип Иванович Бове. Он же занимался разработкой проекта Кремлевских садов, которых назвали Александровскими в 1856 году.
В 1821 году открылся Верхний Александровский сад, и грот стал его основной достопримечательностью. Осенью 1820 года Комиссия для строений, созданная для восстановления города после пожара во время битвы с Наполеоном, изучила проект зодчего Бове на создание грота. Предполагалось, что грот появится неподалеку от Кремлевской стены возле Воскресенского и Троицкого мостов. Перед строителями поставили непростую задачу — грот должен быть создан за один месяц. В конце октября того же года Бове отрапортовал — работы закончены. Для постройки грота использовались материалы из государственной казны, однако сами мастера и инструменты принадлежали купцу из Подольска Василию Стрельцову.
Интересный факт
Перед строительством грота рабочие создали искусственный холм (больверк, бастион), в который впоследствии и был «вмонтирован» грот. Примечательно, что больверк был построен за 100 лет до этого, когда власти готовились защищать Кремль в ходе Северной войны. Тогда предполагалось, что шведы совершат нападение на Москву, но этого не случилось. Бастион же через 100 лет стал основой для строительства архитектурного ансамбля.
Архитектурные особенности
Грот разместили у Средней Арсенальной башни Кремля напротив Манежа. Земляное возвышение имитирует природную гору и является символом восстановления разрушенного города. Внутри горы располагается великолепный грот в виде развалин. Это нагромождение камней и обломков сооружений, которые разрушило временем, войнами и пожарами.
Зодчие вписали в арку антаблемент, который поддерживается четырьмя колоннами дорического ордера с каннелированными стволами. Строгие ордерные формы контрастно сочетаются с нагромождением камней и обломков зданий, разрушенных в ходе войны и пожара.
Грот является образчиком восхитительного памятника в стиле ампир: лаконичная композиция дополнена украшениями с изображением боевых доспехов, так называемой арматурой. Она вписана в метопы фриза.
На архитраве (панель, которая горизонтально находится над колоннами) расположены барельефы с разной символикой воинской славы. Кроме того, там можно рассмотреть изображения мифологических существ, в частности, гиппокампусов (кони с хвостами рыб).
Реконструкция
В 2004 году была проведена масштабная реконструкция. По информации официальных источников, ремонт был связан с отвратительным состоянием сооружения. Во время проведения работ эксперты изучили засыпку несущих конструкций грота, а также участка, который отделяет его от Кремлевской стены. Археологи нашли останки, принадлежащие человеку, осколки керамических изделий и другие реликвии, которые относятся к разным периодам — от 13 до 18 столетий. Все это отправили в музей Московского Кремля.
В 2012 году строители отреставрировали достопримечательность. Они расчистили от масляной краски профилированные поверхности, докомпановали камни, освежили краску на колоннах. Кроме того, им удалось провести гидрофобизацию колонн. Также рабочие отреставрировали верхнюю площадку из песчаника путем замены, положили цоколь путем устройства вставок группы камня, расчистили загрязнившиеся кирпичные поверхности, привели в порядок скульптуры львов и покрасили металлические решетки.
Где находится
Адрес: Манежная улица, 2-10.
Лучше всего добраться туда со станции «Александровский сад», «Охотный ряд» или же «Библиотека им. Ленина». Оттуда потребуется пройти пешком чуть больше 300 метров.
Итальянский грот в Александровском саду
Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.
Внешний облик грота
Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.
Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.
У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.
Археологические находки
В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.
Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.
Ближайшая станция метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая».
Адрес: Александровский сад, Москва, Россия.
Похожие публикации:
Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича.
Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди.
Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят.
Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. .
«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и .
Мы в социальных сетях: