Центральный военно-морской музей
Центральный военно-морской музей, расположенный в Санкт-Петербурге, — один из наиболее крупных морских музеев мира, возник из коллекции кораблей различных моделей ещё во времена царствования Петра I. Тогда он ещё находился при Адмиралтействе. В 1939 году музей перебрался в здание бывшей Биржи, расположенной на территории Васильевского острова, а с недавних пор находится в казармах флотского экипажа на площади Труда.
327 1 0 11 мин. на чтение
История создания Центрального военно-морского музея
Идею создания петербургского музея подал основатель Северной столицы и всего русского флота государь Пётр I. В 1709 году в здании Главного Адмиралтейства создали хранилище моделей кораблей, которые служили в качестве макетов для строительства новых судов для пополнения Балтийской флотилии. Со временем уникальная модель-камера получила статус объекта государственного значения.
Собранная информация на эту тему имела важнейшее значение в деле развития российского судостроения. Согласно новому закону, подписанному императором в 1722 году, должно было осуществляться постоянное пополнение коллекции. Мастеров-корабелов обязали сдавать проектный макет и чертёж построенного корабля в коллегию Адмиралтейства сразу после его постройки и завершения всех необходимых работ.
Сбору образцов в полной мере способствовала давняя традиция изготавливать маленькие копии вражеских судов. Постепенно коллекция кладовой росла, в середине XVIII века сюда же были переданы макеты, чертежи, строительные планы и карты из других отделов Адмиралтейства. Все предметы имели собственный инвентарный номер. В собрании находилось несколько десятков моделей кораблей, около 500 чертежей и карт.
В течение многих лет петровский регламент соблюдался неукоснительно, однако в конце XVIII века основами судостроения становятся теоретические расчёты и научные обоснования. Копии кораблей больше не требовались, а спустя несколько лет они стали экспонатами отечественного прикладного искусства, вошли в архив русского флота. Император Александр I в 1805 году издал указ о создании Морского музеума при Адмиралтействе.
Новый музей объединил в себе коллекцию кораблей модель-камеры и библиотеку коллегии Адмиралтейства, став по сути крупнейшим флотским центром страны. Первым директором музея был назначен Франсуа Ксавье де Местр — известный художник и естествоиспытатель, имевший звание генерал-майора русской армии. Он создал первую опись книг, ставших основой военно-морской библиотеки.
Вся работа по морской тематике полностью осуществлялась заместителем — офицером отечественного флота, талантливым изобретателем А. Я. Глотовым, который открыл при музее школу судомоделизма. Известный исследователь-полярник Г. А. Сарычев заведовал отделом морских карт, великий мореплаватель И. Ф. Крузенштерн руководил библиотекой, а Н. А. Бестужев, будущий декабрист, был главой отдела чертежей и моделей.
Несмотря на большой интерес к истории, в 1827 году император Николай I повелевает закрыть музей, и уникальную коллекцию экспонатов передают на хранение различным заведениям и организациям. Вторая волна повышенного интереса к флоту возникла на фоне Крымской войны. Парусные суда сменили пароходы, понадобилось изучение военного и технического опыта русского кораблестроения. Было подано ходатайство об открытии музея.
Вновь открывшийся Морской музей начал работу в 1867 году на втором этаже Адмиралтейства, спустя несколько лет ему отвели несколько помещений на 3 этаже здания. В начале XX века его признали одним из лучших в мире музеев морской тематики, ему присвоили имя создателя — Петра Великого. Помимо старых музейных экспонатов, стали поступать современные образцы морских изобретений, здесь проводились лекции по морскому ремеслу и истории флота.
В 1924 году музей обрёл своё сегодняшнее название и перебрался в здание бывшей Биржи. В годы войны экспонаты эвакуировали, возвратились они уже в 1946 году, когда музей снова открыл двери для посетителей. В следующие годы началась работа по созданию нескольких филиалов музея. В 2013 году он переезжает в бывшие Крюковские казармы, где сегодня для посетителей работают 19 выставочных залов.
Экспозиции и залы Центрального военно-морского музея
Музейный фонд сегодня насчитывает около 800 тысяч экспонатов, которые посвящены истории отечественного флота. Здесь находятся более 2 тысяч различных макетов кораблей, среди которых встречаются так и неосуществлённые проекты. Мальчишек невозможно увести из залов, они могут бесконечно рассматривать детали такелажа, старинные карты, инструменты для навигации и водолазные шлемы.
Основная ценность существующей музейной экспозиции — настоящий ботик Петра Великого, который все уважительно называют «дедушкой отечественного флота». Он был подарен государю Алексею Михайловичу британским послом, много лет валялся на полках, покрытый пылью, пока его не увидел будущий русский император. Говорят, что именно с тех пор Пётр I серьёзно заболел любовью к морю.
Уникальная оружейная коллекция включает в себя подлинники и копии пушек, мин и торпед, модели противоминных тралов, всевозможных подзорных труб и дальномеров и, конечно же, кортики известных морских офицеров и абордажные сабли. Посредине зала расположилась пушка, созданная в XVII веке, и медная пищаль в качестве символа существования русского флота ещё до правления Петра Великого.
Залы музея демонстрируют посетителям рисунки, скульптуры и картины великих мастеров, выполненные на морскую тематику. Особый интерес вызывают наборы плакатов войны с японцами и Первой мировой войны, где можно оценить средства агитации, использованные воюющими соперниками. В музее можно увидеть мундир Петра I, знаменитый Георгиевский флаг, снятый с корабля «Азов», ордена и медали, предметы морского быта.
В переходе, расположенном на первом этаже, посетители могут рассмотреть очень необычный экспонат — подлинный боевой истребитель марки И-16. В годы войны его приписали в состав авиационного полка ВВС Северного флота. Экспонаты особой ценности — шпага знаменитого флотоводца Нахимова, уникальная сабля, принадлежавшая вице-адмиралу Макарову, которую изготавливали мастера оружейной фабрики из Златоуста.
Центральный военно-морской музей сейчас
Сегодня в ЦВВМ проводится несколько познавательных экскурсий, среди которых 4 основных. «История русского флота» повествует о развитии флота в стране с момента его возникновения до революционных событий 1917 года. Интерактивная экскурсия рассказывает о героизме моряков в военных действиях и проведении целого ряда научных исследований с целью изучения глубин, расположенных в Мировом океане.
Уникальная тематическая экскурсия под названием «Россия и Петр» рассказывает посетителям о формировании военно-морского флота, участии наших судов в Северной войне, значимых в истории России победах. Экскурсия «Флот в Русско-японской войне» рассказывает о трагических событиях и потерях того времени: разгроме российской военной эскадры у Цусимы, героизме и мужестве русских моряков, оборонявших Владивосток и Порт-Артур.
Все эти исторические события не могут оставить равнодушными никого из посетителей. Ещё одна тематическая экскурсия, проводимая в ЦВВМ, носит название «Флот в Первой мировой войне». Многочисленные экспонаты и свидетельства очевидцев рассказывают о том, в каких тяжелейших условиях пришлось воевать русским морякам, которые проявляли чудеса героизма в борьбе с противником, превосходящим во много раз в силе.
За весь период своего существования Морской музей провёл несколько тысяч различных выставок на территории страны и за её пределами. Были установлены долгосрочные партнёрские отношения, которые способствовали обмену интересными коллекциями и экспонатами. Сегодня в музее проводятся выставки, различные кинопоказы и лекции. Периодически устраиваются исторические чтения, приглашаются известные писатели и учёные.
Режим работы Центрального военно-морского музея
Морской музей открыт для посещений каждый день, исключая вторник, с 10.00 до 18.00. Билетная касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Предусмотрена скидка для школьников, студентов и пенсионеров. Можно заказать билет онлайн на официальном сайте музея. Групповые экскурсии заказываются заранее по телефону экскурсионного бюро. Посещение может длиться до полутора часов.
Все, кто желает осмотреть экспозиции музея, должны соблюдать правила посещения. При входе необходимо оставить в камере хранения пищу и напитки, объёмные сумки и коробки, верхнюю одежду и головные уборы. Во время осмотра запрещено трогать руками экспонаты и прислоняться к ним. Следует уважительно относиться к посетителям, запрещено посещать музей в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Нельзя заходить за заграждения и в служебные помещения, запрещено курить на территории музея, нельзя проносить с собой оружие, боеприпасы или наркотики, запрещено пользоваться мобильными устройствами, проводить видеосъёмку без разрешения администрации. На территории музея нельзя заниматься коммерцией, распространять рекламные объявления, разбрасывать мусор, шуметь и бегать.
Как добраться
Центральный военно-морской музей расположен по адресу: пл. Труда, д. 5. Добраться сюда можно на метро. От станций «Садовая» и «Адмиралтейская» до музея чуть меньше 2 километров пути. Доехать сюда можно и наземным транспортом. От «Адмиралтейской» до остановки «Площадь Труда» курсируют троллейбусы №5 и №22, от «Садовой» можно доехать на маршрутном такси №169.
Прогулка пешком от станций метро не займёт более 22 минут. Прямо от станции нужно свернуть влево и двигаться дальше по улице Малая Морская, по пути миновать Исаакиевский собор, Почтамтскую улицу, после чего повернуть налево, немного пройти и добраться до Большой Морской улицы, по ней дойти до набережной Крюкова канала, где необходимо повернуть направо. Здесь располагается вход в музей.
Невозможно побывать внутри, прикоснуться к героической истории российского флота, ощутить на себе дыхание тех легендарных дней, проникнуться подвигом русских моряков и остаться после всего этого абсолютно равнодушным. Военно-морской музей — настоящая сокровищница уникальных реликвий, рассказывающих о славных эпизодах отечественного кораблестроения, внесённых в летопись нашей страны.
Центральный военно-морской музей
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге имеет внушительную коллекцию музейных предметов, которые позволяют проследить историю развития отечественного флота. Он имеет богатую историю, являясь одним из старейших музеев страны. В процессе строительства кораблей Балтийского флота в городе была создана модель-камера, в которой хранились кораблестроительные модели и чертежи. Впервые информация о ней появляется в письме Петра I, датированного 1709 годом, именно с этого времени официально начинается история музея.
Постепенно он развивался, фонды его пополнялись новыми экспонатами, в 1939 году для размещения экспозиции предоставили здание Биржи. Во время Великой Отечественной войны самые ценные предметы коллекции были перевезены в Ульяновск. С завершением военных действий музей стал работать в обычном режиме, параллельно велась работа по созданию его филиалов. В 2013 году учреждение переехало в новое здание — Крюковские казармы. В залах музея представлены модели кораблей, образцы холодного и огнестрельного оружия, военной формы, награды, флаги, чертежи, рукописи, фотографии и другие ценные предметы.
Экспозиция
Коллекции музея занимают 19 залов на двух этажах, в комплексе есть зал для проведения лекций и кинопоказов, а также кафе. Экспозиция позволяет ознакомиться с историей русского флота, начиная с особенностей мореплавания в древнейшие времена и до современного состояния отечественного флота. Несомненно, важным периодом является петровская эпоха и создание регулярного флота, позволившего добиться серьезных побед. Вообще история развития флота тесно переплетается с важными событиями в истории страны, поэтому посещение музея даст возможность проследить и основные вехи развития государства.
В XIX веке помимо морских сражений военные моряки участвовали в исследовательских мероприятиях — кругосветных плаваниях, Архипелагской экспедиции. В экспозиции представлено много моделей кораблей, которые позволяют составить полное представление об эволюции кораблестроения. Одним из знаковых экспонатов является ботик Петра Великого, кроме того, в музее можно увидеть модели кораблей в масштабе 1:12. Посетители могут ознакомиться с моделями крейсеров, броненосцев, миноносцев, фрегатов, яхт, катеров, подводных лодок и других типов кораблей, а также в залах представлены мореходные инструменты.
Кроме того, в музее выставлены модели кораблей, которые в свое время существовали только в качестве проектных чертежей, они так и не были построены по тем или иным причинам. Любопытными экспонатами являются и предметы оружия, в залах размещены образцы вооружения не только нашей страны, они охватывают периоды от Средних веков до современности. В коллекции музея — мечи, шпаги, кортики, пушки, мушкеты, винтовки, мины, ракеты, гранаты и другие предметы. К особенно ценным экспонатам относятся шпага, принадлежавшая флотоводцу Нахимову, сабля вице-адмирала Макарова, наградное холодное оружие, над созданием которого трудились лучшие мастера Златоустовской оружейной фабрики.
Среди музейных предметов также произведения изобразительного искусства, связанные с военно-морской тематикой — гравюры, живописные работы, плакаты, скульптурные композиции. Интерес представляют униформа моряков разных временных периодов, медали, предметы быта, знамена, флаги и вымпелы, документы.
Регулярно в музее проводятся временные выставки, часто они приурочены к памятным датам в истории развития флота.
Филиалы
Музей имеет 7 филиалов, часть из них находится за пределами Ленинградской области.
На крейсере создана экспозиция, рассказывающая об истории корабля, участии его в сражениях, особенностях службы и быта экипажа. Крейсер связан с Октябрьской революцией, с него был дан выстрел, послуживший сигналом к началу захвата Зимнего дворца. В музее можно увидеть голографические модели кораблей, иконостас реконструированной корабельной церкви и временные выставки.
Музей находится на Петроградской набережной города.
Помимо посещения самой лодки и знакомства с ее устройством, можно зайти в береговой павильон и осмотреть экспозицию, посвященную особенностям отечественных подводных лодок, созданных в XX веке.
Филиал расположен в городе, на улице Шкиперский проток, д. 10.
- Музей «Дорога жизни»
Часть экспонатов демонстрируется на открытой площадке, здесь можно увидеть транспортный самолет Ли-2Т, буксирный пароход «Ижорец № 8», корабельную артиллерию, которая применялась во время Отечественной войны. В павильонах находятся сторожевой катер типа МО, автомобили военных лет.
Адрес музея: Ленинградская область, шоссе Дорога Жизни, № 58.
- Кронштадтская крепость
Филиал, находящийся в городе Кронштадте, имеет несколько подразделений. В величественном Никольском Морском соборе (Якорная площадь, д. 5А) размещена выставка, рассказывающая о жизни и служении Иоанна Кронштадтского.
В Итальянском дворце (улица Макаровская, д. 3) создана экспозиция, посвященная изобретателю Попову, научная деятельность которого связана с городом.
Артиллерийская площадка (Якорная площадь, д. 1) демонстрирует образцы корабельной артиллерии.
- Музей Балтийского флота
Находится в городе Балтийске Калининградской области. Экспозиция посвящена истории флота Балтики и самого города, одним из объектов музея является городская крепость, являющаяся образцом оборонительной постройки.
Адрес музея: улица Кронштадтская, д. 1.
Посетители могут прогуляться по палубе корабля-музея, спуститься в кают-компанию и увидеть модели кораблей, а также посетить выставку, посвященную Великой Отечественной войне.
Музей находится в городе Новороссийске, на набережной адмирала Серебрякова, 2А.
Находится в городе Севастополь. Выставка рассказывает об этапах истории Черноморского флота с момента его основания. В экспозиции представлены разнообразные модели кораблей, личные вещи адмиралов, образцы оружия, картины и многое другое.
Адрес музея: улица Ленина, 11.
Цены на билеты
Стоимость посещения основной экспозиции Центрального военно-морского музея для граждан РФ и СНГ:
- взрослые — 500 рублей
- студенты и аспиранты (очная форма обучения), пенсионеры, инвалиды III группы — 300 рублей
- школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений — 300 рублей.
Дошкольник и инвалиды I и II групп посещают музей бесплатно.
Для получения льгот необходимо предъявить соответствующие документы.
Вход на временные выставки — дополнительно 100-250 рублей к стоимости входного билета.
Входной билет на основную экспозицию для граждан зарубежных стран:
- взрослые — 800 рублей
- школьники, студенты — 600 рублей.
Стоимость осмотра выставок — 100-250 рублей дополнительно к стоимости входного билета.
Как добраться до Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге
Основная экспозиция находится в центре города, вход в музей осуществляется с набережной Крюкова канала. Доехать сюда можно на наземном общественном транспорте, выйти необходимо на остановке «Площадь Труда».
От станций метро «Адмиралтейская» и «Садовая» до музея примерно одинаковое расстояние — 1,7 км, можно прогуляться до места пешком или пересесть на наземный транспорт. У «Адмиралтейской» можно сесть на троллейбус № 5 или 22, от «Садовой» курсирует маршрутное такси № 169, выйти необходимо на площади Труда.
Также можно доехать до места на такси, в городе работают приложения: Яндекс.Такси, «Таксовичкоф», Везет, Gett, Uber.
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, видео:
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге
Крупнейшее в мире хранилище военно-морских экспонатов. За более чем трехсотлетнюю историю музей накопил свыше 719 000 экспонатов. Только моделей кораблей здесь почти 12 тысяч.
Пополнять коллекцию Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге начал еще при Петре I. В основном это были личные вещи императора, прославленных адмиралов и офицеров, произведения живописи и графики, образцы холодного и огнестрельного оружия. Современная экспозиция занимает площадь около 8000 квадратных метров.
Однако и это не предел. Музейный комплекс включает шесть филиалов. Это крейсер «Аврора», подводная лодка Д-2 «Народоволец», Кронштадтская крепость, Дорога жизни на Ладожском озере, а также музей Балтийского флота в Балтийске и корабль боевой славы «Михаил Кутузов» в Новосибирске.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5
Координаты: 59.930059, 30.293492
Режим работы: 11:00-18:00, среда-воскресенье
Официальный сайт: navalmuseum.ru
История
Все началось с того момента, когда в 1709 году Петр I создал модель-камеру — прообраз современного Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Там хранились кораблестроительные чертежи, туда же свозились все проекты построенных кораблей.
С развитием судостроения кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. К 1805-му году коллекция потеряла свое практическое значение, и ее преобразовали в «Морской музеум». Очень быстро он обрел мировую славу.
За четыре месяца до начала Великой Отечественной войны здесь открылась экспозиция в новых залах. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. Только в июле 1946-го Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге смог снова открыть свои двери.
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге — крупнейшее в мире хранилище военно-морских экспонатов.
Фото: commons.wikimedia.org Крейсер «Аврора» — один из филиалов музея.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»
Интересные факты
- Николай I почему-то считал музей бесполезным. В 1827 году он отдал приказ о его «раскассировании»: экспонаты раздали другим фондам — Кунсткамере и Кадетскому корпусу. Расформирование нанесло огромный ущерб: состояние музея вернулось к своему первоначальному виду — модель-камере.
- Здесь хранится «дедушка русского флота» — подлинный ботик «Святой Николай», на котором Петр I постигал азы морского дела.
Что посмотреть
Корабельный фонд включает более 2000 раритетных моделей судов. Среди них — тот самый петровский ботик.
В оружейном фонде хранятся шпага адмирала Нахимова и сабля флотоводца Макарова. А еще фамильное оружие царской династии и английского капитана Нельсона.
Коллекция изобразительного фонда включает более 62000 произведений живописи, графики и скульптуры. Среди авторов — непревзойденный маринист Иван Айвазовский и Карл Брюллов.
Знаменный фонд представляет собрание не только флагов, но и морской формы разных веков, наград и редких монет.
В документальном фонде хранятся редчайшие бумаги с подписями русских правителей, жалованные грамоты, уникальные записи капитанов.
Более 20000 схем судов, литературы, касающейся науки кораблестроения, чертежи с подписями Петра I — в чертежном фонде.
Специальный фонд хранит собрание реликвий из кают офицеров: награды и украшения Фаберже, а также сувениры из дальних походов.
Панорама Центрального военно-морского музея
Полный билет | 600 руб. (плюс экскурсия — 400 руб.) |
Билет для школьников (дошкольникам бесплатно) и студентов | 400 руб. |
Вход на временные выставки | 100 руб. |
Цены в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге указаны на 2023 год.
Центральный военно-морской музей
Адрес: Биржевая пл. 4, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 199034
Телефон: +7 (812) 328-25-02, 328-27-01
Сайт: http://www.navalmuseum.ru/
E-mail: [email protected]
Часы работы: Для посетителей музей открыт с 11.00 до 18.00
Касса прекращает работу в 17.15
Выходные дни экспозиции — понедельник и вторник
Администрация и научные сотрудники работают с 9.30 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.30), выходные дни — суббота и воскресенье
Цены: 1. Стоимость входной платы на посещение Центрального военно-морского музея (без предоставления скидок)
— взрослые – 350 рублей;
— студенты, школьники – 120 рублей;
Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ
— взрослые – 100 руб.;
— школьники, студенты, пенсионеры – 50 руб.
2. Стоимость экскурсионного обслуживания:
взрослые:
— экскурсия на английском языке — 1000 рублей на группу + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 20 человек);
— экскурсия на русском языке — 500 рублей на группу + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 20 человек);
студенты и школьники
— экскурсия на английском языке – 700 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа до 20 человек);
Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ
— обзорная экскурсия – 500 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта;
— тематическая экскурсия 300 р. + стоимость входного билета с каждого экскурсанта;
студенты и школьники
— тематическая экскурсия — 300 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа до 20 человек).
— на русском языке — 700 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 5 человек);
— на английском языке – 1000 рублей + стоимость входного билета с каждого экскурсанта (группа не более 5 человек);
3. Проведение фото-, видео- и киносъемки
— фотосъемка – 60 руб. + 100 руб. залог за жетон
— видео съемка – 100 руб. + 100 руб. залог за жетон
— киносъемка – 1000 руб. в час.
ФИЛИАЛ МУЗЕЯ НА КРЕЙСЕРЕ “АВРОРА”
1. Экскурсии (с одного человека)
— взрослые – 200 рублей
— студенты и школьники 50 рублей
Льготная стоимость экскурсии для граждан РФ и СНГ
— взрослые – 80 рублей
— студенты, школьники, пенсионеры – 30 рублей.
2. Проведение фото-, видео- и киносъемки
— фотосъемка – 40 руб.
— видео съемка – 60 руб.
— киносъемка – 1000 руб. в час.
ФИЛИАЛ МУЗЕЯ “ДОРОГА ЖИЗНИ”
1. Стоимость экскурсионного обслуживания:
— взрослые – 900 рублей (до 20 человек)
— студенты и школьники 500 рублей (до 20 человек)
2. Входная плата для посетителей:
— взрослый билет — 40 руб.
— детский билет — 20 руб.
Осмотр только экспозиции под открытым небом (50%)
— взрослый билет 20 руб.
— детский билет 10 руб.
Проведение фото-, видео- и киносъемки
— фотосъемка – 40 руб.
— видео съемка – 60 руб.
— киносъемка – 1000 руб. в час.
ФИЛИАЛ МУЗЕЯ «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “Народоволец”»
1. Стоимость входного билета с одного человека:
— взрослые — 350 рублей;
— студенты, школьники — 150 рублей.
Льготная стоимость для граждан РФ и СНГ:
— взрослые — 150 рублей
— студенты, школьники, пенсионеры — 50 рублей.
2.Стоимость экскурсионного обслуживания:
— 500 рублей (группа не более 15 человек + стоимость входного билета с каждого экскурсанта);
Посещение филиала подводная лодка « Народоволец»
— по входным билетам самостоятельно;
— в составе экскурсионных групп (по входным билетам и квитанциям на оплату экскурсионного обслуживания);
— заявки на проведение экскурсионного обслуживания принимать только от организаций по будням на 11 час. 00 мин., на 13 час. 00 мин. и на 15 час. 00 мин.
Проведение фото-, видео- и киносъемки
— фотосъемка, видео съемка – 150 рублей
— киносъемка – 5000 руб. за 1 час съемки
— телесъемка – 3000 руб. за 1 час работы
Бесплатно: Героям Советского Союза, Российской Федерации; Героям Социалистического труда и лицам награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-х степеней; Участникам Великой Отечественной войны; Жителям блокадного Ленинграда; Воинам-интернационалистам; Инвалидам 1 и 2 группы; Военнослужащим срочной службы; Детям дошкольного возраста и детям сиротам; Сотрудникам государственных музеев Российской Федерации; Членам ИКОМ
Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России. Он берет свое начало от Модель-камеры, основанной Петром I в 1709 году. Расположен на Стрелке Васильевского острова в здании бывшей Биржи, построенной в 1805-1810 годах по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. Вся история Российского флота нашла отражение в экспозиции и обширном собрании музея. За почти три века своего существования музей стал неотъемлемой частью Военно-Морского Флота, а история музея — частью флотской истории.
В XVI–XVIII веках, в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию — проектную модель. В ходе развития судостроения происходил "естественный отбор": плохо спроектированные корабли гибли, а хорошо зарекомендовавшие себя принимались в качестве образца для строительства последующих судов. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции.
В XVII–XVIII веках при западноевропейских верфях и адмиралтействах появляются специальные хранилища корабельных моделей, чертежей и чертежных инструментов, необходимых при проектировании новых кораблей. Хранилища судостроительных моделей получили в разных странах разные названия: "конструкцион-камера", "галерея моделей"… В русском языке укоренился термин "модель-камера" (от голландского "model-kammer" — комната моделей, кладовая образцов).
Модель-камеры обычно помещались при чертежных мастерских, где и разрабатывались новые проекты. Тем самым они превращались в своеобразные "конструкторские бюро". Располагая коллекциями моделей, чертежей и инструментов, модель-камера служила также учебной базой для подготовки моряков и корабельных мастеров. Таким образом, модель-камеры исполняли некоторые важнейшие музейные функции — сбор, хранение и изучение памятников судостроения, но музеем в прямом смысле слова еще не были из-за своей недоступности для обычных посетителей и несвойственных музею "кораблестроительных обязанностей".
Являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях. Он оказывает помощь в создании не только новых экспозиций, но и новых музеев (например, Музея Главного управления навигации и океанографии, Музея подводных сил России им. А. И. Маринеско, крейсера-музея "Михаил Кутузов" — филиала Музея Черноморского флота и др.).
1. История Российского флота до 1917 года
История мореплавания на территории России насчитывает не одно тысячелетие. Об этом свидетельствует находящийся в экспозиции музея древний челн-однодеревка, который археологи датируют началом I тысячелетия до нашей эры. Представленные в зале копии миниатюр и рисунков с изображениями древнерусских судов рассказывают о морских походах славян и об особенностях судостроения в Древней Руси.
В эпоху позднего средневековья, в XIII-XVI веках, Русское государство утратило большую часть своих морских побережий: расширение Османской империи отрезало страну, ослабевшую после монгольского ига, от Черного моря и лишило ее доступа в Средиземноморье, а неудачная Ливонская война (1558-1583) — от Балтийского. Поэтому в XVII веке перед государством стояла важнейшая задача возвращения выходов и в Балтику, и в Черное море — задача, которую смогли разрешить только масштабные преобразования Петра I.
2. Российский флот в 1917 году
Экспозиция зала посвящена военным действиям Российского флота в конце Первой мировой войны и участию моряков в революционных событиях 1917 года.
Забастовки рабочих и служащих в конце февраля 1917 года переросли в восстание против правящего режима, которое привело к свержению самодержавия. Центробалту — первому выборному органу Балтийского флота — посвящен комплекс императорской яхты "Полярная звезда", ставшей в 1917 году его штабом. Под сводами зала, среди прочих, флаг Центробалта.
Продолжалась Первая мировая война, в которой принимал участие флот. На картине Г. В. Горшкова запечатлен последний бой линкора "Слава" с германскими кораблями в Моонзундском проливе. Здесь же помещены фотографии, сделанные во время Моонзундского сражения в октябре 1917 года. В зале находятся модели эсминца "Самсон", сторожевого корабля "Ястреб" и других кораблей, принявших участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.
Ряд экспонатов зала повествует о становлении и первых шагах советской власти. Например, экспонируются ключ и заземление флотской радиостанции "Новая Голландия", передавшей первое воззвание новой власти "К гражданам России", текст которого помещен рядом.
3. Флот в гражданской войне. 1918-1922 годы
Экспозиция зала посвящена участию военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918-1922 годах.
Начало экспозиции повествует о создании в январе 1918 года Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Экспонируется модель эскадренного миноносца "Гавриил", принимавшего активное участие в боевых действиях на Балтике. Здесь же находится торпедный аппарат с подводной лодки "Пантера", потопившей летом 1919 года английский эсминец "Виттория".
Экспонируются также модели ледоколов, подводной лодки "Макрель", 75-мм орудие с посыльного судна "Адмирал Завойко" ("Красный Вымпел"), мина типа "Рыбка".
В зале представлены материалы, освещающие темы Кронштадтского восстания марта 1921 года, русского морского зарубежья и ряд других, показывающих действия обеих противоборствовавших в гражданскую войну сторон.
4. Советский военно-морской флот. 1922-1941 годы
Экспозиция зала посвящена восстановлению и строительству Военно-Морского Флота в межвоенный период (1922–1941 годы).
После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции первоочередной задачей страны становится восстановление экономики, разрушенной за годы вооруженной борьбы. Отечественный флот оказался в крайне тяжелом положении. Истощились материальные ресурсы, не хватало горюче-смазочных материалов и других видов снабжения. Корабли не были укомплектованы личным составом.
Первый период строительства флота (1922–1928) — это период восстановления, ремонта и достройки кораблей, заложенных до октября 1917 года. Следующий этап, с 1928 по 1937 год, предусматривал строительство для флота новых кораблей, до эскадренного миноносца включительно. С 1938 года начался период строительства большого морского и океанского флота, однако его благополучному завершению помешала Вторая мировая война.
В экспозиции представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий. В зале находятся модели надводных кораблей и подводных лодок, самолетов морской авиации. В центре зала — модель первенца советского кораблестроения крейсера "Киров". Экспонируются материалы, отражающие повседневную жизнь и боевую подготовку сил флота. Отдельный стенд посвящен участию флота в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. В зале экспонируются военно-морские флаги различных образцов того времени.
В целом в межвоенный период были не только восстановлены и пополнены новыми кораблями и самолетами Балтийский и Черноморский флоты, но и созданы новые — Тихоокеанский и Северный флот.
5. Флот в начале Великой Отечественной войны (1941 год)
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
Экспозиция зала рассказывает о начале Второй мировой войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941-1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы.
Война на Балтике началась с атак торпедными катерами и авиацией противника советских судов, находившихся в море, налетов авиации на Кронштадт и другие военно-морские базы.
В зале представлены модели надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, участвовавших в боевых действиях в начале войны.
Здесь же — образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей. В центре зала — модель минного заградителя "Марти", переоборудованного из бывшей императорской яхты "Штандарт".
6. Флот в 1942–1943 годах
Экспозиция повествует о боевых действиях Северного и Черноморского флотов, а также речных военных флотилий в 1941-1943 годов, Краснознаменного Балтийского флота в 1943 году, о развитии военно-морской техники, судостроении и судоремонте, военных перевозках, морской медицине и подготовке морских кадров в годы Великой Отечественной войны.
В зале экспонируются модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена и флаги кораблей и соединений, подлинные фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны.
Под сводами зала — истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, первый в годы войны моряк, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, Б. Ф. Сафонов.
7. Флот в 1944 году
Экспозиция посвящена действиям Военно-Морского Флота в 1944 году, в котором советские войска провели десять наступательных операций. В восьми из них активное участие принимал Военно-Морской Флот. Результатом этих операций стало изгнание войск противника за пределы Советского Союза, выведение из войны союзников Германии и начало освобождения от фашизма оккупированных европейских государств.
Первой крупной совместной операцией армии и флота стал в 1944 году разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом. Экспонаты зала рассказывают о переброске кораблями Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм большого числа войск и боевой техники, о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от фашистской блокады.
В зале — модель железнодорожного транспортера, снаряд морского железнодорожного орудия, флаги и знамена морских частей, подлинные документы и фотографии. В витрине представлены предметы, извлеченные из потопленной 30 июля 1944 года советским катером-охотником МО-103 германской подводной лодки U-250.
Здесь же — модели подводных лодок и надводных кораблей времен войны. Экспонируются материалы, рассказывающие об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии.
В витрине — мундир, личные вещи и награды командующего Северным флотом в годы войны адмирала А. Г. Головко.
Карта-схема рассказывает о небывалом в истории переходе подводных лодок с Тихоокеанского на Северный морской театр. Рядом — материалы, рассказывающие о вкладе в общую победу наших союзников по антигитлеровской коалиции. Здесь же — модель американского тральщика и английские награды времен Второй мировой войны.
8. Флот в 1945 году
Экспозиция посвящена боевым действиям Военно-Морского Флота в 1945 году и завершению Второй мировой войны. Этот зал — зал Победы. Здесь экспонируется большое количество боевых знамен и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамена и оружие.
В экспозиции представлены интересные материалы, рассказывающие о действиях разнородных сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер "Вильгельм Густлов" (водоизмещением 25 тыс. тонн) и военный транспорт «Штойбен» (14,5 тыс. тонн). Рядом — материалы о гвардейской подводной лодке Л-3, занимающей в отечественном флоте первое место по количеству потопленных судов противника. Большое число экспонатов посвящено действиям морской авиации.
Выполняя свои союзнические обязательства, 9 августа 1945 года СССР начал военные действия на Дальнем Востоке. В витринах размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии. Здесь же экспонируются личные вещи адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, командовавшего в годы войны Военно-Морским Флотом.
Вторая мировая война завершилась подписанием 2 сентября 1945 года акта о безоговорочной капитуляции Японии.
9. Флот в 1945-1962 годах
Экспозиция зала рассказывает о развитии и строительстве Военно-Морского Флота с учетом полученного в Великую Отечественную войну опыта и на основе новых достижений науки и техники (1945–1956 годы), а также о создании в СССР первой подводной лодки с атомной энергетической установкой (1958 год) и становлении качественно новых подводных сил.
В послевоенный период Военно-морской флот решал сразу три важнейшие задачи.
С целью очищения своих вод от мин он осуществлял боевое траление, проводил подъём затонувших во время войны кораблей и судов и строил новый флот.
За время войны только в Финском заливе противник поставил около 40 тыс. мин и минных защитников. После окончания войны боевое траление продолжалось до 1957 года включительно. В экспозиции зала представлены картины и экспокомплекс, посвящённые борьбе с минной опасностью. Здесь же экспонируется диорама «Обследование затонувшего судна водолазами».
Обновление флота началось с достройки заложенных ещё до Великой Отечественной войны кораблей. Позже для Военно-морского флота начали строить новые, более совершенные корабли и суда. В зале – модели первого послевоенного серийного эскадренного миноносца проекта 30-бис и разрезная модель эсминца 56 проекта, сторожевого корабля проекта 50, большой дизельной подводной 611-го проекта – первой после войны большой океанской подлодки. Здесь же модели первого большого ракетного корабля «Жгучий», ракетного крейсера «Варяг», подводной лодки проекта 629А – первой, вооружённой баллистическими ракетами с подводным стартом, и модель одной из первых отечественных атомных подводных лодок проекта 627А. В середине зала – большая модель лёгкого крейсера «Свердлов», выполненная в масштабе 1:50. На стенах зала – живописные полотна художников-маринистов, отражающие боевые будни послевоенного флота.
10. Военно-Морской Флот в наши дни
Экспозиция зала посвящена созданию в нашей стране океанского ракетно-ядерного флота и современной деятельности отечественного ВМФ.
В зале экспонируются модели надводных кораблей различных классов, атомных многоцелевых подводных лодок второго поколения и ракетной подводной лодки стратегического назначения, а также прочие материалы.Они дают посетителям представление о развитии флота в нашей стране, в период создания в СССР океанского ракетно-ядерного флота, и о боевой службе в Мировом океане.
Своего расцвета ВМФ СССР достиг к середине 1980-х годов. Это был один из сильнейших флотов мира, уступавший только американским ВМС.
В экспозиции представлены модели многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945 («Барракуда»), тяжёлого авианесущего крейсера «Киев», тяжёлого ракетного крейсера «Адмирал Ушаков», самой большой подводной лодки в мире — тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения типа "Акула". Здесь же — образцы современной формы одежды, флотская символика и другие материалы, дающие представление о сегодняшнем состоянии и деятельности Военно-Морского Флота. В зале установлено оборудование для демонстрации видео- и мультимедийных программ, рассказывающих о флотской жизни. Под сводами зала — образцы флагов ВМФ, на стенах — живописные полотна художников-маринистов.
1. Корабельный фонд
Музей обладает одной из богатейших в мире коллекций моделей кораблей, не уступая британскому Национальному морскому музею в Гринвиче. В модельной коллекции Центрального военно-морского музея достаточно полно представлена история российского военного кораблестроения. Несомненными жемчужинами коллекции являются ботик Петра I и модели кораблей в масштабе 1:12 н.в. В фондах музея представлены модели кораблей неосуществленных проектов. Уникальность таких моделей в том, что корабли, которые они изображают, никогда не были построены и эти модели ныне являются одним из самых информационных источников, рассказывающих о неосуществленных замыслах кораблестроителей. Это, например, проектная модель эскадренного броненосца конструкции Э. Е. Гуляева — в этом проекте впервые в мире детально проработана конструктивная защита корабля от подводных взрывов. Модельная коллекция музея продолжает пополняться и сейчас. В фонде хранится множество редких мореходных инструментов и предметов морской практики, закладные доски кораблей, изготовленные не из драгметаллов.
2. Оружейный фонд
В коллекции оружия представлены предметы вооружения различных стран и народов от средневековья до наших дней. Музей гордиться старинной русской пушкой — 2-фунтовой медной пищалью, отлитой Семеном Чугункиным в 1618 году, 3-фунтовой пушкой, отлитой также из меди мастером Иосифом Тимофеевичем в Глухове в 1692 году, и рядом других редких предметов. В фонде хранится богатая коллекция артиллерийского и минно-торпедного оружия XIX-XX веков. В собрании фонда — целый арсенал стрелкового и холодного оружия: от мечей, пик и абордажных топоров до современных кортиков и палашей, от фузей, мушкетов и винтовок до сногозарядных автоматических пистолетов и автоматов. Среди реликвий — шпага русского флотоводца П. С. Нахимова, золотое оружие (сабля) С. О. Макарова, личное оружие прославленных адмиралов: Горацио Нельсона, генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, Адмиралов Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова и С. Г. Горшкова. Особую ценность представляет наградное холодное оружие, изготовленное ведущими мастерами Златоустовской оружейной фабрики.
3. Фонд изобразительного искусства
Коллекция живописи, графики и скульптуры содержит свыше 59 000 произведений. Музей обладает живописными полотнами русских художников: И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, А. П. Брюллова, Л. Ф. Лагорио и других; европейских художников Ф.-В. Перро, Н.- М. Конди, Я.-Ф. Хаккерта, Л. О. Премацци; скульптурными работами М. М. Антокольского, П. К. Клодта, М. О. Микешина, И. С. Пименова. Значительно собрание гравюр петровского времени. Оно содержит произведения таких известых граверов, как Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Адриан Шхонебек, Питер Пикарт. Весьма обширно собрание произведений графики. В фонде хранятся представляющие большой интерес альбомы рисунков, акварелей и хромолитографий. Обширна коллекция плакатов советской эпохи и плакатов периода русско-японской войны 1904-1905 годов русских и зарубежных (японских).
4. Знаменный фонд
Коллекция предметов флотской формы одежды обширна и содержательна. В ней представлена униформа моряков от зарождения Российского флота до наших дней. К их числу относятся колет Петра I, мундир генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, форма одежды известных советских флотоводцев. В собрании фонда находятся также альбомы рисунков, акварелей и фотографий, отражающих форму одежды чинов Российского флота. Обширна коллекция флагов и знамен. Бережно храниться одна из реликвий Российского флота — Георгиевский флаг линейного корабля "Азов", который стал первым кораблем, удостоенным этой высокой награды. Под командованием М. П. Лазарева корабль отличился в Наваринском сражении 8 октября 1827 года. В музее хранятся и экспонируются трофейные военно-морские флаги, гюйсы и знамена. Коллекция предметов фалеристики и нумизматики насчитывает более 36 000 единиц. В ней — памятные медали на победы русского флота, а также редкие монеты и денежные знаки.
5. Рукописно-документальный фонд
Рукописно-документальный фонд был создан как самостоятельное подразделение отдела фондов в 1948 году. Он располагает подлинными материалами с автографами Петра I, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Николая II. Здесь хранится знаменитая "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, атлас адмирала К. И. Крюйса, сподвижника Петра I, Морской Устав Петра I 1724 года, петровские жалованные грамоты, дневники и документы периода Великой Отечественной войны. Бесценны документы видных русских флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, Н. А. Сенявина, П. С. Нахимова, В. И. Истомина, собственноручные записи, письма, журналы известного мореплавателя Ю. Ф. Лисянского, которые относятся к периоду первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов, а также многие другие свидетельства жизни и службы русских моряков XVIII-XX веков.
6. Фотонегативный фонд
Коллекция фотонегативного фонда насчитывает около 300 000 предметов. Это — фотографии, негативы, фотоальбомы и фотооткрытки начиная с середины XIX века и до наших дней. В фонде храниться значительное колличество негативов запечатлевших события русско-японской войны 1904-1905 годов. Большую ценность предствляет единственных хранящийся в музее дагерротип. Уникальны альбомы фотографий интерьеров императорских яхт, экспозиций Морского музея в здании Главного Адмиралтейства. Представляют большой интерес альбомы фотографий, посвященные судостроительным заводам. Огромное колличество фотоматериалов отражает участие флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В собрание фонда входят фотооткрытки, отображающие практически все корабли и суда Российского Императорского флота, празднование 200-летия Санкт-Петербурга. Обширно собрание фотопортретов флотских деятелей. В фонде хратится также множество цветных слайдов с изображеними музейных предметов.
7. Фонд проектов кораблей (чертежный)
В фонде документации проектов кораблей, или как принято его называть, чертежном фонде, хранятся около 20 000 чертежей кораблей и судов, а также другие материалы, в частности книги по истории кораблестроения, технологии судостроения, документация проектов кораблей, уникальные альбомы голландских кораблестроителей XVII века, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота. Наиболее полно представлены чертежи периода броненосного флота, Военно-Морского Флота СССР до 1980 — х годов.
8. Специальный фонд
Специальный фонд Центрального военно-морского музея содержит коллекцию наград и предметов корабельного быта, изготовленных из драгоценных металлов и каменей. В фонде представлены табакерки, портсигары, братины, чарки и стопки, а также ювелирные украшения и сувениры их офицерских кают-компаний, изготовленные такими известными мастерами, как К. Фаберже, П. Овчинников, А. Любавин и другие. В коллекции фонда находятся российские, советские и зарубежные ордена, медали и памятные знаки. Большую ценность представляет собрание закладных досок кораблей, изготовленных из серебра выдающимися мастерами-ювелирами.
Как добраться до музея
Музей расположен на Стрелке Васильевского острова в здании бывшей Фондовой биржи Ближайшие станции метро «Гостиный двор» («Невский проспект»), «Горьковская», «Спортивная»
Наземный транспорт: троллейбус № 1, 7, 10, автобус № 7, 10, 24, 191, 209, 187.