В каком городе стоит этот сказочный дом?
Какое сооружение является его прототипом?
Кто проектировал и по чьему заказу?
В Москве!
Есть на Воздвиженке, прямо напротив метро «Арбатская», чудо-дом. До революции — особняк Арсения Морозова. После — «Дом Дружбы с народами зарубежных стран». Какие народы в нем дружили и как именно — вопрос для ценителей архитектуры праздный. А ценителей у этого дома множество. Правда, не взрослых — маленьких. Не одно подрастающее поколение, разинув рты, глазело на настоящий замок из сказки, чудом переместившийся в центр Москвы.
Дом принадлежал сыну В. А. Морозовой, Арсению. Прежде на этом месте находился конный цирк антрепренера Карла Гинне, где выступали итальянские гастролеры и дебютировали первые русские циркачи-профессионалы.
В этом же здании с 1890 года по инициативе директора Московской консерватории В. И. Сафонова проводились общедоступные симфонические концерты тут (тут, в частности, играл и П. И. Чайковский) . В 1892 году цирк сгорел из-за неосторожного обращения с газовым освещением. Сам Гинне разорился, а землю купила владелица соседнего особняка В. А. Морозова. Построив на ней небольшой особняк, она подарила его своему 24-летнему сыну Арсению. Архитектура здания отличается фантастической смесью самых различных стилей: от испанског и мавританского до классических европейских, включая и русский. Во многом — это плод пожеланий владельца, таким своеобразным образом запечатлевшего отличительные черты архитектурных построек в тех странах, где он побывал. Прекрасно сохранились интерьеры здания (в стиле конца XIX в. ) — в том числе, мраморные и паркетные полы, золоченая лепнина, немецкая мозаика и настенные росписи «под помпейские фрески». В годы советской власти дом был отдан т. наз. Обществу дружбы с народами зарубежных стран. Здесь и сейчас проходят приемы и встречи с иностранными делегациями, организуются выставки деятелей культуры различных стран.
Дом был построен для богатого купца Арсения Морозова в середине 1890-х годов архитектором В. А. Мазыриным (Воздвиженка, 16). Он построил пышное здание в псевдомавританском стиле, с кружевным аттиком и решеткой балкона, могучим порталом входа и стенами, усеянными раковинами. Здание возбудило среди москвичей множеств о толков и пересудов, получив ироническое прозвище «испанское подворье». Хозяин любил символику: вход в здание имеет форму подковы, якобы приносящей счастье, канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, служили талисманом удачи и долгожительства. Господин Мазырин — мистик, презиравший христианство, зато верящий в переселение бессмертных душ. Сам он уверял, что в первой инкарнации был египтянином, за что пользовался в обществе славой дурного пустобреха, а у Морозова, напротив, — бескрайним уважением. Именно Мазырин настоял на мавританском стиле. Дважды он возил заказчика (благо последний в средствах не стеснялся) по Испании и Португалии и наконец уговорил Арсения на копию замка Синтра рядом с Лиссабоном. Одна беда: тот замок был увит гроздьями винограда, а в Москве подобный фрукт произрастает неохотно. Не заменять же благородный виноград малиной или бузиной! Однако же выход нашли: вместо живого винограда выполнили каменный орнамент.
Когда в Москве выходишь из метро “Арбатская” на улицу Воздвиженка, взору открывается чудесный особняк
На улице здание выделяет приятный белоснежный цвет. Композиция дома сочетает в себе разные по величине объемы: парадную часть, вертикальную доминанту и основное здание. Богато декорированный фасад здания состоит из двух циллиндрических башен с ажурной оградкой на крыше и портиков, что удачно контрастирует с более простым и строгим видом остального здания. Стены башен украшены морскими раковинами, а вход обрамляют витые цепи.
Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала. Свой особняк он “привез” из путешествия. А дело было так.
Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежавщий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей — Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля.
Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление лег-кости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве — они заменила роскошную южноевропейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «пе-ренесённым» из теплой Португалии) .
Плененный Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши…
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, Среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения. Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными плетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками.
Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек — Каса де Кончас (”кончас” по-испански — ракушки) . Очарованный видом этого замка архитектор Мазырин воспроизвёл похожие украшения и на особняке своего заказчика.Строительство продолжалось 5 лет, и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было.
Особняк Морозова. От «Дома дурака» до «Испанского поместья»
В историческом центре Москвы много необычных домов, которые восхищают своей архитектурой.
Если выйти на станции метро «Арбатская», то взгляд невольно падает на белое здание, которое выделяется на общем фоне. С башенками, непривычной архитектурой, оно похоже на сказочный замок. Хотя события, происходившие в его стенах, сыграли большую роль в истории не только страны, но и других государств. Впрочем, когда его только начали строить, то все москвичи осыпали его градом насмешек, уж слишком здание оказалось непривычным. Речь пойдет о доме, построенным на улице Воздвиженка и вошедшим в историю «как дом дурака».
Арсений Морозов – московский кутила
Когда читаешь биографию Арсения Абрамовича Морозова, то невольно вспоминаются незабвенные строчки из стихотворения Есенина: «Я московский озорной гуляка…».
Он родился в 1873 году в Твери и приходился двоюродным племянником легендарного Саввы Морозова, оставившего большой след в истории страны. У Арсения было два старших брата, но судьба у них сложилась весьма благопристойно.
Сначала жизнь Арсения была как у всех в этом знаменитом клане. Но когда ему было 9 лет, от паралича умер его отец Абрам Абрамович. Управление всей бизнес-империи «Товарищества Тверской мануфактуры» пришлось взять на себя его жене Варваре Алексеевне. Позже делами стал заниматься ее средний сын Иван. А старший, Михаил, занялся литературным трудом.
По традиции всего Морозовского клана Варвара Алексеевна расходовала большие деньги на благотворительность. Например, построен первый в России онкологический центр на Девичьем поле (сейчас Институт им. Морозовых для лечения опухолей). Основала библиотеку им. Тургенева и главную либеральную газету того времени «Русские ведомости». Кроме этого финансировала детский приют, родильный дом, больницу для рабочих, школу и училище для несовершеннолетних, которые работали на ее фабриках.
Семья жила в своем большом доме на Воздвиженке, где она потом открыла литературный салон, туда любили заходить многие именитые поэты, в том числе в гостях были Брюсов и Блок. Ее старшие сыновья стали известными коллекционерами. Коллекция картин, собранная Иваном Абрамовичем, сейчас хранится в запасниках Эрмитажа и музея им. А.С. Пушкина. Именно его собрание картин положило начало коллекций французской модернисткой живописи, но об этом знают лишь искусствоведы.
А вот младший сын, любимчик Варвары Алексеевны, в котором она души не чаяла, был совсем не похож на своих братьев.
Арсений, как в русских сказках, где младший сын был дурак, пошел по совершенно другой дороге. Видимо матушка слишком сильно его любила и поэтому разбаловала, но как бы там ни было, к семейному делу не имел совершенно никакого интереса. Жил за счет дивидендов, так как был наследником «Товарищества…». Впрочем, сначала ничто не предвещало его будущей разгульной жизни и нелепой смерти.
Арсений закончил Московское реальное училище и в 1893 году уехал на стажировку в Англию. Но как показала дальнейшая жизнь, он не унаследовал ни степенной надежности, ни деловых талантов и хватки родни. Он любил кутежи, роскошь и жизнь на широкую ногу.
На очередной день рождения мать подарила ему элитный земельный участок на Воздвиженке, расположенный недалеко от ее дома. Она посчитала, что сын уже взрослый и пора начать жить самостоятельно. До этого здесь был конный цирк, но в 1892 году пожар уничтожил здание.
Улица Воздвиженка
До революции Воздвиженка была аналогом современной Рублевки, начиная с XVI века здесь жила московская знать. Впрочем, неудивительно она проходит в самом сердце Москвы, начинаясь от Троицких ворот и Кутафьей башни Кремля до площади Арбатских ворот. В первые в летописях о ней упомянули в 1498 году. Это была «волоцкая» дорога, ведущая из Кремля в Великий Новгород. Позже дорога переместилась на Большую Никитскую улицу. Кстати, в XV – XVI веках именно эта местность называлась Арбатом, позже называние распространилось на весь близлежащий район.
В 1658 году царь Руси Алексей Михайлович повелел ее называть Смоленской, но название среди народа не прижилось. К этому времени здесь построили Крестовоздвиженский монастырь.
Пожар 1812 года, когда в Москву вошел Наполеон, уничтожил все деревянные строения на Воздвиженке. После окончания войны новые дома уже строились из камня. улица была расширена до 20 метров. В XIX веке она была замощена булыжником, с 1869 года по ночам начала освещаться газовыми фонарями. Здесь ходила конка, а позже проложили трамвайные пути.
После 1917 года Воздвиженка несколько раз меняла названия. В 1935 году переименовали в улицу Коминтерна (в честь Коммунистического интернационала). В 1946 году решили присвоить ей имя Калинина (революционер и государственный деятель). С 1963 улица стала проспектом. В начале 1990-х годов Воздвиженке вернули историческое название и выделили в отдельную улицу.
Здесь еще можно увидеть здания, построенные еще в XVIII столетии: дом № 5, построенный в 1787 году, принадлежал генерал-поручику П. Ф. Талызину. В другом здании жил граф Н. П. Шереметьев, оно было построено в 1780 и сейчас находится по адресу дом № 8. Во дворах и переулках есть еще несколько зданий, построенных еще в XVII веке.
Сначала была мечта
Когда Арсений Морозов получил в подарок пустырь, то долго думал, какой бы дом ему здесь построить. Кругом стояли дома, построенные в привычных, устоявшихся в Москве стилей: классицизма, модерна, ампира и других. Ему было скучно среди этой архитектуры, душа требовала чего-то абсолютно нового, но он сам пока не знал, чего хочет получить в итоге.
Он обратился к своему знакомому архитектору Виктору Мазырину. Особо не напрягаясь, он уныло спроектировал дом в русском стиле, по образу и подобию большинства доходных домов, но Морозов этот проект решительно отверг.
Кстати, Виктор Мазырин сыграл большую роль в жизни Арсения. Они познакомились в Антверпене, на выставке, где он спроектировал русский павильон. Кроме этого Мазырин был известен в Москве как мистик, эзотерик, принимал активное участие в спиритических сеансах, которые тогда были на пике популярности. И всем утверждал, что в прошлой жизни был строителем пирамид в Египте.
Будущий архитектор с детства отличался фантазией, немного позже увлекся мистикой. А после посещений дальних стран, например, Японии и Египта, этот интерес только усилился. Из странствий Мазырин привез зарисовки и фотографии творений зарубежных зодчих, собираясь некоторые элементы использовать в своих работах. Благодаря таланту и широте творческих идей он мог проектировать в самых различных направлениях, это помогало получать заказы. У продвинутой «золотой» молодежи первопрестольной он стал модным архитектором. Они заказывали ему купеческие доходные дома, усадьбы, павильоны для выставок. Его друг, знаменитый русский певец Федор Шаляпин доверил ему построить дачу в Переславском уезде Владимирской губернии. Архитектор-мистик даже спроектировал два православных храма.
В поисках впечатлений и приключений два друга отправились в путешествие по южной Европе. Они побывали во Франции, Испании и добрались до Португалии. И вот здесь Морозов в городе Синтра увидел дворец Palacio Nacional da Pena. Он был выстроен во второй половине XIX века и сочетал элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля «мануэлино». Друзья увидели витые колонны, причудливый орнамент, украшавший фасад. Дворец выглядел мистическим, казалось, здесь остановилось само время. Он их околдовал и восхитил. Путешественники поняли, вот их архитектурная мечта, стоит перед ними. Мазырин начал делать зарисовки. Недаром эти места воспевал Байрон.
Стиль мануэлино появился в XV столетии, когда Португалия была морской владычицей и ее власть крепла с каждым годом. Страна быстро богатела. Ее корабли привозили не только разные товары, но и примеры других культур.
Назвали новый архитектурный стиль в честь короля Мануэла I Счастливого. В мануэлино смешалось много направлений в архитектуре: ренессанс, готика, мавританские мотивы, индийские и экзотические веяния. Получился настоящий сплав культур, накопленный мореходами и путешественниками этой страны.
Так начала исполняться мечта двух чудаков – прославиться, построив дом не похожий на другие.
Кстати, Арсений как-то сказал своему брату, известному коллекционеру, пророческие слова:
«Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, еще неизвестно, что потом будет… Мой же дом будет стоять вечно».
Коллекция старшего брата была национализирована после революции, и сейчас уже никто не помнит, какими художественными сокровищами он владел. А вот про дом Арсения помнят до сих пор.
Начало строительства «дома дурака»
Говорят, что когда Мазырин спросил своего друга в каком стиле строить дом: в классическом, романском, барокко… Тот ответил:
«Строй во всех! У меня денег на все стили хватит».
На том и порешили. Виктор сделал зарисовки, за год подготовил проект, и работа закипела.
Принято считать, что первый камень в фундамент будущего дома заложила старшая дочь архитектора Лида Мазырина. Позже она стала знаменитой балериной.
Уже на стадии строительства почтенная публика была ошарашена и возмущена. Для респектабельной купеческой Москвы этот стиль был немыслим, хотя к концу XIX века строительные устои Москвы архитекторы-модернисты уже потрясли основательно. На элитной Воздвиженке строился гигантский особняк в средиземноморском стиле. Причем весь усеянный ракушками.
К тому же два друга были известны как кутилы и прожигатели жизни, поэтому новый дом стал символом их беспутной жизни. Москвичи на все лады высмеивали новую затею миллионщика. В газетах состязались в остротах, актеры сочиняли едкие стихи, аристократы многозначительно морщились, а другие возмущались «кастрированностью национальных традиций». Даже Лев Толстой не остался в стороне, со свойственной ему «теплотой» к молодым миллионщикам, прожигателям жизни, в романе «Воскресенье» он высмеял строящийся дом Морозова.
«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», – думал Нехлюдов, глядя на этот дом.
– Да, дурацкий дом, – сказал он вслух свою мысль.
– Как дурацкий? – с обидой возразил извозчик. – Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.
– Да ведь работа ненужная.
– Стало быть, нужная, коли строят, – возразил извозчик, – народ кормится».
Родные Арсения тоже ругали, даже мать не выдержала, когда увидела, что получилось, в сердцах она сказала:
«Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!».
Досталось и Мазырину, коллеги не простили такого безобразия в древнем городе.
Но товарищи мало обращали на шквал критики. Построили его за три года, по тем временам очень быстро.
Арсений Абрамович понял, что его особняк получился именно таким, о каком он мечтал. Несмотря на то, что на строительство было затрачено целое состояние, он все равно стал хозяином самого роскошного и самого необычного дома. Долгожданное новоселье произошло в конце 1899 года.
Вскоре «дом дурака» стал известным местом, где проводились грандиозные банкеты и вечерники. Двоюродный дядя Савва Морозов, приводил к племяннику весь московский бомонд, даже Максим Горький удостоил чести заглянуть к эпатажному хозяину на огонек. По свидетельству современников, мероприятия устраивались на широкую ногу. Как-то гостей встречало чучело медведя, державшего в лапах серебряный поднос с черной икрой. На другую вечеринку пригласили кавалерийский полк.
Судьба особняка Морозова
Особняк не стал копией португальского палаццо, потому что Виктору Мазырину хотелось возвести что-то свое, особенное и Морозов его горячо поддерживал. Архитектор постоянно импровизировал, искал что-то новое, но при этом старался сохранить общий стиль. Вся композиция сочетает разные уровни и объемы с преобладанием вертикали. Богатый декор фасада контрастировал с простыми решениями задней части особняка.
Трехэтажное здание построено в виде буквы «Г», с тупым углом, вписывающимся в проезжие части Воздвиженки и Романова переулка.
Мавританский стиль наиболее ярко виден в оформлении парадного входа и двух башен, расположенных по бокам. Дверной проем украшен корабельными канатами, завязанными в морские узлы – это считается в Португалии символом долголетия. Главный вход сделан в виде подковы, тоже символ благополучия, но в России. А восточный символ счастья – прикованный цепью дракон, был прикреплен выше. Кроме этого был символ удачной охоты – две дубовые ветви, связанные канатом в тугой морской узел. Эти элементы подчеркивали, что хозяин занимается эзотерическими практиками.
Фасад украшают живописные детали – раковины, корабельные канаты. Окна разных форм: стрельчатый и подковообразные. Некоторые окна дополнены классическими колонами. Модерн проявляется в общей, ассиметричной структуре. Так что все эти виноградные гроздья, розетки, витые колонны, диковинные деревья и цветы, и все это разных форм и стилей казались для москвичей комичным. Хотя усадьба была похожа на сказочный замок, где живут феи.
Впрочем, когда архитекторы говорят о здании в комплексе, то до сих пор не могут сойтись в едином мнении, в каком же стиле он сделан. Так много всего из других течений архитектуры было привнесено Виктором Мазыриным, здесь его фантазия проявилась во всей красе.
В то время оформлять комнаты дома в разных стилях уже стало частью архитектурной моды. Уже при входе в особняк гости должны были понимать, что владелец – человек весьма экстравагантный, имеет массу интересов и разнообразных увлечений. И им это удалось в полной мере.
Парадная столовая, которую назвали «Рыцарским залом», была оформлена в псевдоготическом стиле. Главная гостиная, где проводились балы, в стиле ампир. Будуар для жены оформили в барочном ключе. Другие комнаты оформили в арабском и китайском стилях. Потолки украшает лепнина и различные фрески. Над зданием был разбит небольшой висячий сад.
Кстати, Арсений был заядлым охотником и собаководом. На его счету было 82 медведя. До сих пор сохранились его охотничьи трофеи: на стенах висят головы кабана, лося, оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды средневекового охотничьего оружия: художники на нем изобразили лук, арбалет, сокола и охотничий рожок для гончих. Впрочем, Арсений любил животных, по дорогому паркету особняка разгуливала настоящая прирученная рысь.
Несмотря на три символа удачи и долголетия, жизнь Арсения Морозова в 35 лет оборвалась трагически и очень нелепо. Прожив девять лет в своем доме мечты, в 1908 году он поехал в Тверь и остановился в своем имении Власьево. Там был устроен обычный кутеж. И во время возлияний поспорил, что благодаря медитации не чувствует боли. Доказывая это, он выстрелил себе в ногу из пистолета. Не показывая, насколько ему больно, он продолжил веселье и выиграл спор. Но смерть рассудила иначе, у него началось заражение крови и через три дня он умер в больнице. И не видел, как сложилась дальнейшая судьба его необычного особняка на Воздвиженке.
После революции особняк Морозова был национализирован. Сначала тут организовали штаб-квартиру анархисты, но вскоре их сменила Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал режиссер Сергей Эйзенштейн. С этими артистами он поставил несколько авангардистских спектаклей, которые с успехом шли в стенах эпатажного дома.
Пролетарский поэт Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд и другие часто поднимались по этим ступеням. Устраивали декламации своих стихов, общались с коллегами по цеху. Кстати, Есенин, здесь даже несколько месяцев жил. Его приютил сотрудник канцелярии и поэт Сергей Клычков, который приспособил для своего жилья бывшую ванную комнату. А Есенин обосновался в чердачном помещении.
С 1928 по 1940 год – здание выделили посольству Японии. Когда началась Великая Отечественная война, то с Японией были разорваны все дипломатические отношение и в доме Морозова обосновалась редакция английской газеты «Британский союзник». Потом недолго было посольство Индийской республики. С 1959 года почти полвека находился «Дом Дружбы с народами зарубежных стран».
В 2006 году в этом волшебном замке разместили Дом приемов Правительства Российской Федерации, с тех пор внутрь морозовского дома так просто не попасть. Зато его полностью отреставрировали, и не только фасад, но и полностью восстановили внутренние интерьеры. Сейчас там проводятся встречи на уровне правительственных делегаций, дипломатические переговоры и различные конференции международных организаций.
Прошло более века, а дом, который построил Арсений Морозов, до сих пор вызывает у прохожих удивление и восторг. Ушли в прошлое неприятие и ехидные шуточки, от многих «правильных» домов московской знати не осталось и следа. Зато здание, выстроенное на спор со старшими братьями, и где смешались практически все архитектурные стили того времени, стало сюрпризом, которое никто не ожидает увидеть на старой улице столицы. Усадьба Арсения Морозова включена в реестр памятников культурного наследия федерального значения и называется «Испанским поместьем».
Где находится и как доехать до особняка Морозова
Дом Арсения Морозова расположен на улице Воздвиженка, д. 16.
Чтобы полюбоваться на воплощение мечты двух человек надо доехать до одной из трех станций метро:
alartsss
Мне всегда нравился московский особняк Морозова. Больше всего, я привыкла к названию Дом Дружбы.
Сейчас в Особняке Морозова — Дом Приемов Правительства России.
Узнав удивительную историю здания, мне захотелось поделиться ею с теми, кто об этом не слышал. И вообще хотелось сделать какой-нибудь материал по дворянским-купеческим усадьбам в Москве. Поэтому мой выбор и пал на Дом Дружбы. Так что, используя всевозможные материал и источники, я сделала небольшую статью.
В Доме Дружбы мне приходилось бывать несколько раз, когда я работала и училась в Университете Дружбы Народов.
Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке, увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так. Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.
На фото: Король Португалии Фердинанду II Саксен-Кобург-Гот, для которого был построен дворец Ди Пена:
Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей — Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве – они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии).
1 . Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, позже сложилась мощная хлопчатобумажная империя.Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная — Морозовская детская больница). Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". "Мужики" Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание. ________________________________________ ________________________________________ _____________________________
*
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши.
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения.
Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански — ракушки).
Дом Арсения Морозова
В конце XIX века на Воздвиженке появился необычный особняк. Современники называли дом образцом безвкусия, а мать владельца говорила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». А сейчас это здание называют украшением Москвы.
В начале 1890-х представитель богатого купеческого рода Арсений Морозов получил на 25-летие в подарок от матери участок земли на Воздвиженке. Он решил заказать Виктору Мазырину строительство невиданного особняка.
Вдохновение зодчий и заказчик черпали в путешествии по Испании и Португалии. Там они и увидели замок Palacio Nacional da Pena в Синтре. Тогда Арсений Морозов загорелся идеей построить себе подобный дом-замок. Вскоре на Воздвиженке появился необычный особняк.
Портал входа с башнями, витые колонны, лепные ракушки, парадная столовая в виде «рыцарского зала», гостиная в стиле ампир, комнаты «барокко», арабская и китайская — все это появилось в доме Морозова. Пришлось только отказаться от виноградника: в Москве он плохо растет. Но взамен особняк Морозова украсили каменные гроздья.
Еще когда дом строили, он стал объектом насмешек, сплетен и критики. Лев Толстой и вовсе вложил в уста князя Нехлюдова в романе «Воскресение» фразу о строительстве глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку .
В декоре особняка Арсения Морозова много знаков. Например, узел из канатов — символ долголетия. Но владельцу не удалось сполна насладиться жизнью в новом доме.
В 1908 году Арсений Морозов на спор прострелил себе ногу. Он хотел доказать, что человек способен вытерпеть любую боль. Морозов выиграл спор и весь вечер кутил. Но в сапоге собралась кровь, и началось заражение. Через 3 дня он умер. В газетах указывали другие причины скоропостижной кончины Арсения Морозова. Но больше общество увлекло судебное разбирательство между бывшей супругой Морозова и его любовницей. Последней он завещал все свое состояние и экзотический особняк на Воздвиженке. Победила любовница.
После революции в доме Арсения Морозова работал первый Рабочий театр Пролеткульта. Там ставили спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд. Затем здание отдали под дипломатическую миссию. Сейчас здесь Дом приемов Правительства РФ.