Порты Украины
Потенциал морских портов Украины очень велик. Она занимает главенствующее положение среди стран на Черном море. Всего на Черном и Азовском морях находятся 18 морских торговых портов. Также Украина имеет 12 пунктов для приема судов. Наиболее значимые располагаются близко друг к другу. Среди них Одесский, Южный и Ильичевский. Примерно 60% грузооборота приходится именно на эти 3 порта. Их отличают хорошие морские подходы и возможность приема судов с осадкой в пределах 14,5 м.
Крупнейшие города-порты Украины
- Одесса
- Черноморск
- Южный
- Николаев
- Херсон
Одесса — один из важнейших портов Украины
Одесса расположена на берегу Черного моря. Ее порт специализируется на широком спектре грузов. В Одессе совершается перевалка таких грузов, как контейнеры, продукция цветной и черной металлургии, зерновых культур, пищевой продукции, генеральных и скоропортящихся.
Есть Карантинная гавань, а также Нефтяная, Практическая, Каботажная гавани. Мощности располагают 54 причалами. Есть перегрузочные комплексы для пассажиров. Возможна обработка тропических и технических масел.
Уникальность Одесского порта заключается в наличии специальной экономической зоны Порто-франко. Она была создана указом Верховной Рады. Ее площадь составляет 32,5 га. Благодаря наличию Порто-франко есть возможность использовать специальный режим для таможни. Каждый инвестор, который собирается реализовывать на территории свободной экономической зоны проект, эквивалент которого составляет минимум 1 миллион долларов США, получает возможность пользоваться льготами. Например, инвестор освобождается от уплаты налогов в первые 3 года. На территории Порто-франко находится также завод, производящий радиоэлектронную аппаратуру, множество складских площадок, терминал для хранения контейнеров. Сейчас свободная экономическая зона находится в частичной консервации. Немало инвестиций в ее развитие приходится на Российскую Федерацию.
Одесский порт позволяет принимать суда для ремонта корпусов и двигателей. Также реализован сбор и вывоз загрязненных нефтью вод.
Черноморск — серьезное подспорье в развитии экономики Украины
Черноморский порт (ранее Ильичевский) располагается рядом с городом Черноморск. Изначально Черноморск был городом-спутником, который развивался с 1958 года. Он важен как узел, связывающий Европу и Азию, а также Центральную и Восточную Европу.
Особенностью Черноморска является наличие мощного мультимодального терминала. Его специализацией является обслуживание железнодорожно-паромных и авто-паромных линий. Также он успешно справляется с судами, имеющими горизонтальную погрузку (так называемые ро-ро).
В Черноморске находится терминал, позволяющий осуществлять перевалку руды. Привлекательной для судов является глубина порта, которая дает возможность избежать выгрузки при постановке к причалу. Судну не требуется выполнять предварительную выгрузку на рейде до проходной осадки. Терминал рассчитан на 3 миллиона тонн руды в год. Есть специализированные комплексы, позволяющие осуществлять перевалку серы.
Зерновой терминал рассчитан на 4 миллиона тонн ежегодно. В нем предусмотрен комплекс, в котором возможно хранение и перевалка растительных масел. Пропускная способность наливных растительных масел составляет полтора миллиона тонн в год.
Топливный терминал предназначен для размещения нефтепродуктов. Здесь хранятся мазут, бензин и дизельное топливо. Предусмотрен причал, на котором можно выполнять швартовку и обработку танкеров. Мощность топливного терминала рассчитана примерно на 2 с половиной миллиона тонн ежегодно.
И это еще не все возможности Черноморского порта. В его материально-технической базе есть комплекс, предназначенный для перевалки сжиженных газов. Припортовые заводы позволяют хранить растительные масла, перерабатывать семена, транспортировать шрот. Есть много средств механизации и развитый флот, обеспечивающий возможности по сопровождению судов, швартовки их к причалам, морскую проводку, спасательные операции и другое.
Южный — градообразующее значение
Южный находится в 30 км от Одессы. Это молодая база, которая стала градообразующей. Сейчас неподалеку от него располагается город Южное. Портовый город специализируется на следующих отраслях:
- пищевой (пальмовое масло);
- химической (аммиак, метанол);
- нефтяной (нефть);
- сельскохозяйственной (зерно);
- металлургической (чугун).
Общая протяженность причалов Южного составляет 3 км, имеются железнодорожные пути и портальные краны, а также другие средства механизации.
Работа идет круглосуточно. На его территории есть 2 перегрузочных района. Первый включает 2 терминала, предназначенных для переработки карбамида и наливных химических грузов. Второй район создан для перевалки генеральных и навалочных грузов.
Город-порт выполняет важную роль в перевалке угля. Для этого используется специальное оборудование — вагоноопрокидыватели. Даже с наступлением морозов работа не прекращается. Если груз смерзается, его размораживают в специальных установках. Портальные краны позволяют грузить трубы, клинкер, чугун и другие грузы.
Южный имеет комплекс для перевалки нефти, оснащенный нефтепроводом, с помощью которого нефть может быть принята прямо с моря. Топливо разливается в танкеры прямо из нефтепроводов. Здесь проводятся ремонтные работы оборудования механического и электрических типов. Также возможно проведение навигационного ремонта.
Одесский порт — Port of Odessa
Порт Одесса или Одесский морской порт (Укр ainian : Одеський морський порт, Одесский морской порт) — расположен недалеко от Одессы — это крупнейший украинский морской порт и один из крупнейших портов в бассейн Черного моря с общей годовой пропускной способностью 40 миллионов тонн (15 миллионов тонн насыпных и 25 миллионов тонн жидких грузов ). Порт имеет непосредственный доступ к железным дорогам, что позволяет быстро перебрасывать грузы с морских путей на наземные. Наряду с более молодыми портами-спутниками Черноморск (1958) и Южное (1973), Одесский порт является крупным центром грузовых и пассажирских перевозок Украины.
Содержание
- 1 Расположение
- 2 Терминала
- 2.1 Транзитно-грузовой (логистический) терминал
- 2.2 Нефтегазовый терминал
- 2.3 Пассажирский терминал
Местоположение
Порт расположен на западном берегу Одесского залива. Он состоит из нескольких гаваней, которые отделены друг от друга множеством пристаней, а сам порт защищен от открытого моря несколькими длинными волнорезами, расположенными в Одесском заливе. Сразу вокруг южной пристани (Карантыны) расположен пассажирский терминал с многоэтажной гостиницей на Новой пристани. Посередине — судоремонтный завод «Украина». В северной части расположены зерновой и основной нефтяной терминалы, а в южной части — меньший по размеру нефтяной терминал среди причалов для погрузки контейнеров.
Терминалы
Контейнерный терминал Одесского порта.
Транзитно — грузовой (логистический) терминал
Терминал был открыт 13 мая 2005 года и имеет склад площадь 51 500 м. Терминал имеет два склада общей площадью 2 363,8 м (25 444 кв. Футов), в том числе 60,3 м (649 кв. Футов) для ценных грузов. Склады работают круглосуточно и оснащены стеллажными системами, предназначенными для хранения товаров. Пандус склада позволяет одновременно размещать девять автомобилей. На территории есть сигнализация, система наблюдения, система пожаротушения, а также система вентиляции. Имеется офисный комплекс, который предоставляет возможность аренды площадей до 30 офисов. В административном здании «Единый офис» есть таможня, пограничный отряд и ряд экологических агентств. Дополнительную безопасность для всего порта обеспечивает Агентство морской безопасности Украины, на счету которого 15 портовых участков ОМТП.
Нефтегазовый терминал
Нефтегазовый терминал ОМТП находится в самый большой в Украине, иногда его называют Нефтяным районом ОМТП. Имеет шесть причалов общей емкостью 671 000 м3. Обслуживает ряд топливных баз, таких как «Эксимнафтопродукт» (бывшая советская экспортно-импортная компания нефти), «Одеснафтопродукт» (государственная региональная компания), «Синтез Ойл» (дочернее предприятие Эксимнафтопродукта), а также комплекс «Укрлоадсистем» для отгрузки сжиженных углеводородов. газ. Нефтяной район позволяет принимать танкеры грузоподъемностью от 1000 до 100000 тонн.
Топливные продукты по трубопроводам передаются в резервуары топливных складов. Депо имеют доступ к железным дорогам и возможность перекачки топливных продуктов в цистерны.
Терминал имеет два специализированных причала для природного газа (пропан — бутан, причалы 4 и 7) и резервуарный парк, расположенный в двух милях вдали от гавани, вмещающей 6000 м (210 000 куб. футов). Пропускная способность терминала составляет 700 000 тонн сжиженного природного газа в год.
Терминалы нефть и газ имеют пропускную способность 25 500 000 тонн в год:
- 15 300 000 тонн нефти
- 6 200 000 тонн нефти мазут
- 2,500,000 тонн дизельное топливо
- 800,000 тонн нефтепродуктов (бензин и вакуумный газойль )
- 700,000 тонн сжиженный газ.
Нефтяной район имеет систему автоматической защиты (завесы и пенная подача). На акватории порта (территориальные воды) постоянно дежурят пожарный катер и сборщик разливов нефти. станция очистки балластных вод.
Пассажирский терминал
Пассажирский терминал Одесского порта
Одесский порт имеет один из крупнейших пассажирских терминалов в Черном море ; в 2007 году он обслужил около 4 миллионов пассажиров. Терминал может одновременно принимать пять теплоходов у причалов, общая длина которых достигает 1370 м (4490 футов). у причалов варьируется от 9,5 до 11,5 м (от 31 до 38 футов). Портовые сооружения позволяют швартовать суда длиной до 300 м (980 футов).
На терминале есть автостоянка с круглосуточной охраной. В комплексе есть ряд баров, концертно-выставочный зал, морская галерея, музей якоря, экспозиция Музея морского флота Украины, комплекс яхтенной пристани, дайвинг-центр местного дайвинг-клуба «Посейдон», церковь Святого Николая, четырехзвездочная гостиница «Одесса», ресторан «Гранд Европа» и др.
В Одесском порту есть собственный учебный центр.
Гостиница «Одесса» закрыта с сентября 2016 года.
Судостроительный завод Украина
Одесский порт в 1917 году.
Судостроительный завод образован из Адмиралтейских цехов Черноморского гребного флота за год до основания города Одесса. В советское время завод был главной опорной базой Black Sea Shipping Company.
Площадь пристани составляет 75524 м (812930 квадратных футов). Он может принимать корабли водоизмещением до 30 000 тонн. Общая длина пирсов составляет 1230 м (4040 футов), в том числе 570 м (1870 футов) для технического обслуживания судов. Глубина у причалов достигает 7,1 м (23 фута). Грузоподъемность состоит из шести портальных кранов, которые поднимают 10-30 тонн, и двух плавучих кранов, один самоходный, который поднимает 100 тонн, другой стационарный, который поднимает 5 тонн.
Стивидорные компании
Для обслуживания Одесского порта существует несколько стивидорных компаний:
- Бруклин
- Приста-Ойл
- Trans Service International
- Olimpex Coupe International
- MetalsUkraine Corp, Ltd
- Новолог
- Новотех Терминал
- HPC Ukraine
- ОППК (Одесский порт перевалки Комплекс)
- УНТК (Украинская национальная стивидорная компания)
- БК Порт
Экспедирование
Для обслуживания Одесского порта существует несколько экспедиторских компаний:
Одесский порт
Одесский морской порт — крупнейший порт Российской Империи, затем Советского Союза, потом Украины на Черном море [2]. Расположен в городе Одесса. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани.
Сегодня — это вам скажет любая продавщица мороженого —
Одесса без порта — не Одесса!Содержание
История [ править | править код ]
- Летом 1783 года Иосиф Де Рибас назначается начальником строительства крепости Хаджибей и нового порта рядом с ней. Правительство России придавало большое значение экспорту продукции Новороссии и Украины за границу морским путем через Черное море, для чего и закладывался порт.
- В 1794 году на строительство порта было израсходовано 38 тысяч 900 рублей, в 1795 — 87 тысяч рублей.
В январе 1800 император Павел Первый выделяет для строительства порта 250 тысяч рублей в распоряжение магистрата города. Первый проект порта составляет Де Волан.
- Начиная с 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья и главным портом России после Санкт-Петербурга. Постоянными гостями порта стали торговые суда со всего Средиземноморья — французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские.
В том же году в Одессе открылся первый Банкирский торговый дом.
- В январе 1803 по указу императора Александра Первого одесским градоначальником (в городе 8500 жителей) назначается католик «дюк» Арман-Эммануил де Ришельё. В порту в это время был только мол Платоновской пристани. Через два месяца после назначения он «выбивает» у правительства понижение таможенных пошлин, что сразу привело к резкому увеличению товарооборота Одессы и всех других русских портов Черного моря.
- В 1804 из Одессы отплыли 449 кораблей с пшеницей на сумму 3 млн 367 тыс. рублей, в 1808 — на 6 миллионов рублей. В городе появляются скоробогачи.
В 1814 году Ришелье оставляет город. Население Одессы — 35 тысяч человек, оборот порта — 25 миллионов рублей (из общей суммы 45 миллионов оборота всех российских портов Черного и Азовского морей). 1816 год — экспорт из Одессы 37 миллионов 700 тыс. руб., доля пшеницы 33 миллиона.
-
1817 года новый градоначальник Ланжерон выбивает у правительства первую зону свободной торговли на территории России — порто-франко (Вольную гавань). Одесское порто-франко открылось 15 августа1819 года и просуществовало 40 лет. Весь город попал внутрь беспошлинной зоны. Естественно, сразу же появилось множество контрабандистов.
- Особый размах строительству порта придал новый губернатор граф Михаил Воронцов. По генеральной плану строительства Одессы 1828 года на строительные работы по смете инженера-гидротехникаФандер-Флисса в порту выделялось ровно «1 685 960 руб. и 69 с половиною копеек».
В 1841 году Николаевский бульвар связывает с портом Гигантская лестница в двести гранитных ступеней стоимостью 800 тысяч рублей.
В 1844 году Одесса отмечала полувековой юбилей. В торговле были побиты все рекорды. Одесса вывезла зерна больше, чем все порты САСШ вместе взятые, и в России по обороту уступила только Санкт-Петербургу. Граф Воронцов покинул Одессу в 1845 году.
Масштабная реконструкция порта, придавшая ему почти современные очертания и построившая Практическую гавань, была завершена в ноябре 1850 года. В порту теперь имелись три гавани. Строятся Карантинный и Военный мол.
… /господа, добавляйте факты!/
- «Ночь, ночь, ночь лежала над всей страной. В Черноморском (Одесском) порту легко поворачивались краны, спускали стальные стропы в глубокие трюмы иностранцев и снова поворачивались, чтобы осторожно, с кошачьей любовью опустить на пристань сосновые ящики с оборудованием Тракторостроя (закупленное в США оборудование Форда для ХТЗ)» — писали в 1930 году в романе «Золотой теленок (роман)» Илья Ильф и Евгений Петров, противопоставляя эту жизнь возне Остапа Бендера и его «контрагентов».
Пароходство [ править | править код ]
- В 1828 году на Черном море появился первый почтово-пассажирский пароход (на дровах) «Одесса», построенный на верфях Николаева. Он начал крейсировать между Одессой, Евпаторией и Ялтой. Через год появился второй пароход, уже на угле, «Надежда».
16 мая 1833 года при участии графа Воронцова было создано акционерное общество под названием «Черноморское общество Пароходов», в котором было всего три судна. Следующее общество, «Экспедиция Пароходных сообщений», образованное в 1844 году, имело уже 12 закупленных в Англии пароходов.
25 июня 1846 года началось регулярное пароходное сообщение между Одессой и речными портами Дуная.
Наконец, самым знаменитым и мощным стало основанное 21 мая 1857 года общество РОПиТ — Русское Общество Пароходства и Торговли.
Эстакада Одесского порта [ править | править код ]
Вспоминая свои детские годы в Одессе, Исаак Бабель заметил в «Автобиографии»: «На переменах мы уходили, бывало, в порт на эстакаду».
Построенная в 1872 году, после открытия Карантинной железнодорожной ветки в порту, одесская портовая эстакада была для своего времени интересным инженерным сооружением, представлявшим собой четырехкилометровой длины железнодорожный путепровод, протянувшийся через весь порт от Пересыпи до оголовка Каратинного мола.
- «Над земными рельсами шел воздушный рельсовый путь — эстакада, высокий помост, с которого из вагонов грузились на пароходы хлеб и другие товары» — писал «Автобиографической повести» Александр Грин.
Предназначение эстакады определено Грином с абсолютной точностью. Благодаря высокому (шесть метров над уровнем причалов) расположению железнодорожного полотна зерно, уголь, цемент и другие сыпучие грузы из вагонов под действием собственного веса поступали по трубам и желобам непосредственно в трюмы.
Своеобразными были поезда, использовавшиеся на эстакаде. Рассказывая в «Книге юности» о друге своей гимназической поры, Сергей Бондарин писал, что его отец «работал на „кукушке“, паровозике, который бегал по портовой эстакаде, осыпанной зерновой пылью…» К этим «кукушкам» цепляли специальные вагоны с конусообразным, для удобства разгрузки, днищем. Крошечные, особенно если смотреть на них с бульвара, паровозики и «пузатые» вагончики остались в воспоминаниях детства Юрия Олеши. «В пыли, в дыму Смешные поезда Сновали все, Гремя по эстакаде», писал он в юношеском стихотворении «Пятый год».
- «Эстакаду, по которой катились красные товарные вагоны с бессарабской пшеницей», описал Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». Он покажет ее и в совершенно ином виде, разрушенной, в повести «Белеет парус одинокий».
Устроена эстакада была так: настил, нечто вроде моста, с расположенными на расстоянии шести с половиной метров опорами или, как их называли, быками. Настил и быки были сработаны из таких толстенных дубовых досок, брусьев и бревен, что выдерживали составы, двигавшиеся или разгружавшиеся одновременно на двух железнодорожных путях. Через каждые двести метров в эстакаду были врезаны глухие каменные «коробки» — брандмауэры, которые в случае пожара должны были препятствовать распространению огня на всю длину деревянного сооружения.
Эта предусмотрительность строителей не спасла эстакаду, и она сгорела во время пожара порта в июне 1905 года, тогда же, когда и пакгаузы Одесского порта. Когда Петя Бачей из повести «Белеет парус одинокий» возвращался в конце лета 1905 года в Одессу на пароходе «Тургенев», он увидел в порту «на железнодорожном переезде… сожженную дотла эстакаду, горы обугленных шпал, петли рельсов, повисших в воздухе, колеса опрокинутых вагонов, весь этот неподвижный хаос.»
Позже эстакаду восстановили и оснастили самыми совершенными по тогдашним временам электрическими транспортерами. Но под ней по-прежнему копошились те, кто социальным неравенством были выброшены на самое дно жизни.
- «Под этой эстакадой творились развеселые дела,-с горькой иронией вспоминал Леонид Утесов в книге „Спасибо, сердце“,-во всю ее длину в маленьких домиках ютились харчевни, которые назывались „обжоркой“. Здесь одесская портовая босячня жила, „как бог в Одессе“… Одежда бога — рваные парусиновые штаны и мешок с прорезью для головы и рук. Под эстакадой сидят бог и неудачник. Бог одет по вышеуказанной моде, неудачник-почти голый. Все прОпито. Осень.
Бог: Сирожа, что ты дражишь? Неудачник: Холодно. Бог: Ничего, было время, у меня тоже не было что надеть».
Грустная улыбка судьбы: насквозь продуваемая черноморскими ветрами эстакада согрела одесситов бестопливной зимой 1920 года.
- «В эти дни погибла знаменитая эстакада в одесском порту. Одесситы гордились ею не меньше, чем оперным театром, лестницей на Николаевском (Приморском) бульваре и домом Попудова на Соборной площади. О длине и толщине дубовых брусьев, из которых она была выстроена, в городе складывали легенды. Будь эти брусья потоньше и похуже, эстакада, возможно, простояла бы еще десятки лет. Но в дни топливного голода столь мощное деревянное сооружение не могло не погибнуть. Эстакаду спилили на дрова» — писал А. Козачинский в повести «Зеленый фургон».
И на этот раз уже безвозвратно канула в прошлое одесская портовая эстакада, от которой сохранилась лишь некогда предварявшая ее железнодорожная насыпь, прорезанная мостами.
Пакгаузы [ править | править код ]
Великое множество пакгаузов было в Одесском порту:
- Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ), Таможенного ведомства, Юго-Западных железных дорог, Добровольного флота (Доброфлот), Черноморско-Дунайского пароходства, Министерства финансов. Они были своего рода достопримечательностью порта.
Построенные в начале XX века так называемые «красные пакгаузы» из красного кирпича попали в путеводители по Одессе:
- «Это громадные красивые кирпичные здания, предназначенные для склада и хранения товаров. Пакгаузы сооружены сообразно с последним словом техники, они хорошо предусмотрены в пожарном отношении и богаты техническими приспособлениями».
Набрасывая беглую зарисовку Одесского порта времен «порто-франко» в книге про свою семью «Кладбище в Скулянах», не обошел вниманием пакгаузы Валентин Катаев:
- «В порту стояло множество торговых заграничных судов, анатолийскихфелюг, бригантин, дубков, легкокрылых яхт, среди которых иногда виднелись черные трубы колесных пароходов, покрывающих вокруг себя воду сажей. Грузчики тащили на спинах тюки товаров и сваливали их в пакгаузы».
Шло время, возрастал грузооборот порта, строились, ветшали и заменялись новыми пакгаузы, а технология обработки грузов долго оставалась прежней.
- «Громадный порт, один из самых больших торговых портов мира, всегда бывал переполнен судами. От судов к бесчисленным пакгаузам и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, оборванные, почти оголенные, с пьяными, раздутыми лицами, смуглые турки в грязных чалмах и в широких до колен, но обтянутых вокруг голени шароварах, коренастые мускулистые персы, с волосами и ногтями, окрашенными хной в огненно-морковный цвет» — писал с натуры картины разгрузки судов А. Куприн в рассказе «Гамбринус» в 1906 году.
О том, что происходило в душном полумраке за широкими воротами пакгаузов, рассказал Александр Грин, которому в короткую его бытность в Одессе довелось служить тут «маркировщиком».
- «Это вот что: на каждой клади, ящике или мешке стоит марка или литер, например: А-5 или С-К. Благодаря таким знакам грузы различных отправителей не смешиваются в одну кучу, потому что в дверях пакгауза стоит маркировщик и каждого носильщика направляет в тот угол, где уже сложен товар, отвечающий своим знаком знаку следующей ноши» — объясняет Грин читателям в рассказе «Случайный доход».
«Я полюбил пряный запах пакгауза, все пахло: ваниль, финики, кофе, чай.»
Запах пакгаузов не преминул отметить знаток портовой жизни Л. Кармен:
- «Когда, бывало, войдешь внутрь, тебя сшибают с ног сотни запахов». Но, отдав в рассказе «Мурзик» дань традиции, предписывающей обязательно помянуть ароматы, как говорили, «колониальных» товаров, писатель с беспощадной документальностью и точностью очевидца показал пакгаузы, подожженные и разграбленные в июньские дни 1905 года:
- «Крыса (портовый босяк) заглянул в пакгауз и остолбенел: крыша его провалилась, и под нею, в грудах золы, в одном из уголков робко прятался еще кусочек огня — остаток бушевавшей стихии. Он оплакивал старый порт и ни на минуту не задумался над тем, что на пепелище и развалинах старого порта должен вырасти новый, молодой, здоровый».
Пакгаузы восстановили, но до рождения нового Одесского порта должны были пройти годы, гражданская война, интервенция.
На закате интервенции в порту появляется самозванный граф Невзоров, блистательно описанный Алекссем Толстым в повести «Похождения Невзорова, или Ибикус»:
- «Продавец каракуля подошел к Семену Ивановичу и предложил пойти в порт, посмотреть товар. У одного из пакгаузов разыскали сторожа, дали ему карбованцев, и он разрешил осмотреть пакгауз. Среди огромных кип сукна, холста, кожи, консервов отыскали три, обитые цинком, ящика со шкурками».
Но если авантюрист-одиночка Невзоров беззастенчиво купил и вывез казенный каракуль, а потом спекулировал им за границей, то французы-интервенты, соразмерно масштабу, разграбили порт, увели все суда и продавали их за границей иностранным пароходным компаниям.
Здесь гулок шаг.
В пакгаузах пустых
Нет пищи крысам.
Только паутина
Подернула углы.
И голубиной
Не видно стаи
В улицах немых.
Крик грузчиков на площадях затих.
Нет кораблей…
Эту щемящую своей печальной точностью картину парализованного разрухой, грабежом и блокадой порта показал весной 1921 года Эдуард Багрицкий.
Бомбардировка во время Крымской войны 1854 г. [ править | править код ]
10 апреля 1854 года береговая батарея из четырех орудий под командованием юного прапорщика Александра Щеголева, проявив необыкновенное мужество, сумела отбить атаку целого англо-французского флота.
Оккупация и эвакуация Одессы в 1919 и 1920 [ править | править код ]
Власть в Одессе с 1917 по 1920 годы менялась, по разным подсчетам, от десяти до четырнадцати раз.
Самыми трагическими были две эвакуации белой армии и французских оккупационных войск 4-6 апреля 1919 года и в конце февраля 1920 года.
Великая Отечественная война [ править | править код ]
Героическая оборона окруженной Одессы в 1941 году продолжалась 43 дня.
После освобождения города 10 апреля 1944 года порта как такового не существовало. Были только груды дымящихся развалин. «Дым затянул взорванные и сожженные портовые сооружения… склады. пакгаузы» — военный корреспондент и писатель Вадим Собко из только что освобожденной Одессы.
Менее чем через полгода, в начале октября 1944 года, благодаря самоотверженному труду одесситов порт уже принял и разгрузил первые суда. В 1945 порт достиг половины грузооборота довоенного, 40-го года, в 1946 превзошел его.
Порт сегодня [ править | править код ]
- «Любой одесский мальчишка может очень многое рассказать об особой, для многих,-таинственной,-жизни нашего порта. Бродя по уютным аллеям парка Шевченко, гуляя по Маразлиевской или Екатериниской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров, тепловозов, лязг перегружаемого металла, короткие реплики-информации железнодорожных диспетчеров, разобрать смысл которых способен только профессионал… А какая панорама предстает перед вами, окажись вы на Приморском бульваре! Достаточно повидав на своем веку, Авторы заявляют: ничего более величественного, чем вид Одесского порта — в любое время года и суток — вам не увидеть.» А.Горбатюк, В.Глазырин, Юная Одесса, 1993.
Как и Черноморское морское пароходство, в период экономического кризиса 1990-х годов порт подвергся разграблению [Источник?] . Произошло обвальное снижение объема грузоперевозок.
Одесские моряки и докеры поплыли искать счастья и работу в дальние страны. В 2000-х годах произошло некоторое выравнивание показателей (так и не достигших уровня СССР 1990 года).
Сегодня в Одесском порту:
- 8 километров причалов,
- реконструированный морской вокзал и стоящая в море гостиница,
- около ста плавучих и портальных кранов,
- портовые буксиры, несколько более крупных судов.
За 2006 г. порт переработал более 28 млн тонн грузов [3].
Порт в песнях [ править | править код ]
Одесский порт в ночи простёрт, Маяки за Пересыпью светятся. Тебе со мной и мне с тобой Здесь в порту интересно бы встретиться.
Хотя б чуть-чуть со мной побудь, Ведь я иду в кругосветное странствие. В твой дальний край идет трамвай, Весь твой рейс до шестнадцатой станции.
Махнёшь рукой, уйдёшь домой, Выйдешь замуж за Васю-диспетчера. Мне ж бить китов у кромки льдов, Рыбьим жиром детей обеспечивать.
Я не поэт, и не брюнет, И не герой — заявляю заранее. Но буду ждать и тосковать, Если ты не придешь на свидание.
Шумит волна, плывёт луна — От Слободки за Дальние Мельницы. Пройдут года, но никогда Это чувство к тебе не изменится.
Слова: И. Френкель [1]
Музыка М. Табачников
Одесский морской торговый порт
Одесский морской торговый порт — один из крупнейших портов Черноморско-Азовского бассейна. Расположен в северо-западной части Черного моря на пересечении исторически сложившихся торговых путей Востока и Запада. Порт является лидером по объемам перевалки грузов среди портов Украины и самым крупным пассажирским портом на Черном море.
Общее управление портом и контроль за судоходством в акватории Одесского порта осуществляет Государственное предприятие «Одесский морской торговый порт» (сокращенно ГП «Одесский морской торговый порт» или ГП «ОМТП»). Технические возможности порта позволяют перегружать более 21 млн. тонн сухих и 25 млн. тонн наливных грузов в год. К перевалке принимаются следующие виды грузов: нефть и нефтепродукты наливом, сжиженный газ, тропические и растительные масла, технические масла, контейнеры всех типов и размеров, цветные и черные металлы, руда, чугун, сахар-сырец навалом, зерновые насыпью, скоропортящиеся грузы в таре, различные грузы в мешках, ящиках, пакетах, биг-бегах и укрупненные грузовые единицы, автотранспорт.
На территории Одесского морского торгового порта расположены 8 производственно-перегрузочных комплексов по переработке сухих грузов, пассажирский комплекс, нефтяной и два контейнерных терминала, комплексы по перевалке растительных и технических масел, имеются специализированные причалы для приема ро-ро судов, перевалки зерновых грузов.
Современный Одесский порт представляет собой форму государственно-частного партнерства, в которой принимают участие более 400 компаний малого и среднего бизнеса, которые выполняют широкий спектр портовых услуг.
Начальником ГП «Одесский морской торговый порт» является Ю.Ю. Васьков. Почетным Президентом — является Павлюк Н.П.