Храм сорока мучеников севастийских где находится
Перейти к содержимому

Храм сорока мучеников севастийских где находится

  • автор:

Храм Сорока Севастийских мучеников

На берегу, слева от дорожки ведущей к источнику преподобного Сергия Радонежского, возвышается храм во имя Сорока Севастийских мучеников.
В середине 90-х годов в период первой волны возрождения святого источника на этом месте была возведена лишь часовня. Так же, как в последствие и первоначальный храм преподобного Сергия, часовня сгорела дотла. В то время было не мало людей, одержимых сатанинской злобой, стремившихся осквернить и разорить святые места по всей России.
Часовня была восстановена в двухтысячных, а позднее, к нейпристроен алтарь, и святыня превратилась в полноценный храм, освященный во имя Сорока мучеников.

Храм Сорока Севастийских мучеников, Гремячий ключ

Подобно остальным строениям при источнике Гремячий ключ здание церкви сложено из бревен сибирской лиственницы в лучших традициях северной древнерусской архитектуры.
Первая служба в церкви Сорока Севастийских мучеников на источнике Преподобного Сергия Радонежского была совершена 12 сентября 2010 года, на память святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.
Память воинов, в Севастийском озере мучившихся, относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта по новому стилю, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Здесь нет яркого соборного убранства или роскоши парадных городских храмов, а зимние богослужения в предрассветные часы в этой тихой деревянной церкви создают особую атмосферу рождественской тайны и сопричастности вечности.

Житие 40 Севастийских мучеников

Житие 40 Севастийских мучеников

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

40 Севастийских мучеников

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не вы­держал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.

Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Или­ан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта по новому стилю, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована. На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

Сорок мучеников Севастийских — где почтить память святых?

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам. Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.

Праздник Сорока мучеников особо почитается Церковью. В этот день, если он выпадает на любой будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Храмы, посвященные Сорока мученикам, существуют во всем христианском мире: в колокольне храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, в столице Болгарского царства Тырново (построен в XIII в.), а также и в России: в Переяславле Залесском (сер. XVIII в.) и напротив Новоспасского монастыря в Москве (сер. XVII в.). Но святынь, связанных с памятью Севастийских мучеников, осталось крайне мало.

После страдания святых, их останки были чудесным образом сохранены, но уже в VI веке их основное местонахождение было неизвестно: святитель Григорий Нисский сообщает, что мощи святых мучеников Севастийских рассеяны по всему свету. При этом Церковь сохранила в памяти имена святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве — в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Он расположен по адресу Сокольническая площадь, дом 6, добираться пешком от станции метро Сокольники — меньше пяти минут.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм Воскресения Христова был построен в 1913 году и имеет интересную архитектурную особенность: алтарь его обращен не на Восток, как принято, а в сторону Иерусалима.

Эта церковь никогда не закрывалась (в 1930-х до 1944 года перешла к обновленцам). В 1945 году здесь проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Алексий (Симанский).

Частица мощей сорока мучеников Севастийских — далеко не единственная святыня храма. Всего в нем находится около сотни частиц мощей разных святых и три чтимые иконы Пресвятой Богородицы.

Сорокосвятская церковь (церковь Сорока мучеников Севастийских) в Переславле-Залесском – храм у устья Трубежа

Красивый храм, посвященный памяти Сорока мучеников, возвышается прямо возле устья реки и берега Плещеева озера и отражается в водах Трубежа. Место это очень живописно и носит название Рыбной слободы. Оригинальное церковное здание в стиле барокко прекрасно вписалось в местный береговой ландшафт. И более двух с половиной веков оно служит для рыбаков на озере своеобразным маяком.

Содержание:

История строительства церкви Сорока мучеников Севастийских

Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее приходе было 82 двора. К 20-м годам XVIII века оба храма сильно обветшали.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Сорокосвятская церковь с высоты птичьего полёта

И местный священник Иван Стефанов с прихожанами по разрешению властей к 1728 году построил два новых деревянных храма. Холодную церковь стали называть Сорокосвятской, а теплую – Покровской.

В 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича. Это были времена расцвета каменного церковного зодчества. Вновь отстроенная церковь в те времена имела около 200 прихожан. С тех пор в Сорокосвятской церкви сохранилась традиция. Ее холодный престол назван в честь Сорока мучеников Севастийских, а теплый престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Вид на Сорокосвятскую церковь на фоне Плещеева озера

Деньги на возведение храма дали купцы из Москвы, братья Максим и Иван Щелягины. Они начинали свою торговлю в Переславле, но позже, как и купцы Обуховы и Холщевниковы, перебрались в столицу.

Подвиг Сорока мучеников

История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Вид на Сорокосвятской церкви с Плещеева озера

По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.

И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь Сорока мучеников Севастийских часто называют Четырехдесятской. Лучше всего она смотрится с другого берега реки Трубеж, с Правой Набережной. Еще в начале XX века здесь стояла красивая Введенская церковь. И оба эти храма составляли живописную пару, обрамляющую речное устье. Но, к сожалению из двух церквей уцелела только одна, на левом берегу.

Основой церкви Сорока мучеников является традиционный массивный четверик, который венчают пять куполов. Обычно на каменных храмах четыре небольших купола устанавливали по углам основания. Но при возведении церкви Сорока мучеников поступили по-другому, сделав так, как это было приятно в деревянном зодчестве. Меньшие по размеру купола установили на четырех фронтонах, построенных по всем сторонам. И от этого церковь приобрела живописный и оригинальный вид.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Композиционно здание состоит их трех частей, которые соединенны друг с другом и вытянуты в одну линию перпендикулярно реке. Это основной храм с полукруглой абсидой, одноэтажная трапезная и высокая трехярусная колокольня с высоким шпилем. Ее пристроили к церкви позже – уже в XIX веке.

Снаружи церковь декорирована очень необычно, и это сразу бросается в глаза. Она имеет трехрядные оконные проемы, наличники на которых отличаются друг от друга. Колокольня была построена в стиле своего времени и по внешнему декору также отличается от самой церкви. Ее нижний ярус оформлен рустованными стенами. А высокие арочные проемы двух верхних ярусов обрамлены строгими полуколонками.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Церковный ансамбль у устья Трубежа очень любят художники и фотографы. Поскольку ярко-красная церковь колоритно контрастирует с белыми деталями отделки окон и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Современное состояние церкви Сорока мучеников Севастийских и режим посещения

Сейчас церковь действующая и активно реставрируется. Попасть в нее можно по субботам с 7.00 до 20.00, а по воскресеньям и праздничным дням с 7.00 до 15.00.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Вход в Сорокосвятскую церковь

Особо почитаемой всеми верующими стала икона Сорока мучеников Севастийских с частицей мощей. Церковь отмечает храмовые и престольные праздники 22 марта, 6 воскресенье по Пасхе, 21 сентября и 29 октября.

Рядом с церковью обустроена современная набережная с лавочками и фонарями, небольшим пирсом и лодочной станцией. Это излюбленное место для ныряний у местной детворы. В устье реки есть оборудованный спуск к воде. Такая же лестница спускается и к озеру. Отсюда открывается очень красивый вид на Плещеево озеро – настоящая мечта для любителей фотографии. Правда, внутри самого церковного здания фотографировать не разрешают.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Интерьер Сорокосвятской церкви

Как добраться до церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь в Переславле-Залесском расположена по адресу: ул. Левая Набережная, 165. Заезжать сюда лучше с реки, по более хорошей дороге. Если путь лежит от Москвы, до земляного вала нужно повернуть налево, на улицу Гагарина, доехать по ней до улицы Левая Набережная и вдоль берега Трубежа спуститься к его устью.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском

Иконостас Сорокосвятской церкви

Из центра Переславля-Залесского не трудно прогуляться в Рыбную слободу пешком (1,5 км). По пути можно увидеть много домов, богато украшенных резьбой. Не случайно Рыбную слободу называют самой живописной частью Переславля. Через Трубеж перекинуто несколько мостов, с которых удобно выбирать удобный ракурс для фотографирования.

Храм сорока мучеников севастийских где находится

В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче был воздвигнут каменный храм святых сорока Севастийских мучеников с приделом в честь святителя Николая.

Главный престол освящен во имя святых сорока Севастийских мучеников, боковые приделы – в честь святителя Николая Мирликийского и святых апостолов Петра и Павла.

В 1932 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство.

Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от 31 августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года в нем проводятся богослужения.

Ковчег с мощами святых сорока Севастийских мучеников.
Икона святителя Нектария Эгинского с частью его облачения.

В субботние и воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – начало Божественной Литургии в 9:00,
накануне всенощного бдения в 17:00.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная Литургия в 9:00.
В пятницу в 19:00 акафист святым сорока Севастийским мученикам.

Игумен ИЛИЯ (Чураков Вадим Борисович), настоятель.
Родился 16 февраля 1967 года.
Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.
29 декабря 1989 года пострижен в монашество.
19 января 1990 года рукоположен в сан иеродиакона.
14 октября 1990 года в сан иеромонаха.
1 декабря 1993 года назначен настоятелем храма.

Протоиерей Максим Валерьевич ПЕРВОЗВАНСКИЙ.
Родился 16 декабря 1966 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
9 января 1994 года рукоположен в сан диакона,
22 апреля 1995 года в сан пресвитера.

Игумен ИАКОВ (Стратила Андрей Иванович).

Диакон Вадим Викторович НЕСТЕРОВ.
Родился 12 августа 1964 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
16 апреля 2004 года рукоположен в сан диакона.

Проезд до ст. метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава», далее идти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского проезда, перейти Новоспасский проезд по подземному переходу, повернуть направо и идти прямо, с левой стороны будет храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *