Про Кашин и про Анну Кашинскую
Мы ездили к друзьям на дачу, обосновавшимся в угасающей деревне Филитово. Местность оказалась изрезана оврагами. Под одним из таковых на свет Божий вышел источник.
Когда сходит снег, из бугра периодически проступают кости, либо железки, как-то раз даже меч нашли. Неподалёку озеро с красноречивым названием Скорбёж.
Легенды относят это место к периоду монголо-татар, но выводы археологов однозначны — находки датируются Смутным временем. Возле соседнего Калязина в 1609 г. Скопин-Шуйский разбил поляков.
В общем, место необычное! А вот сам город 17 лет назад производил не самое лучшее впечатление.
Мы прошлись по центру, посетили Базарную площадь, поднялись на колокольню Воскресенского собора.
Вроде как, городок старинный, много церквей и купеческих зданий, но разруха чувствовалась.
За прошедшие годы произошли изменения.
Российские власти в своих вотчинах наводят порядок, но не везде получается одинаково. Тверская область регион дотационный.
Из Москвы в эти края лучше всего добираться на машине, либо маршруткой с автовокзала Северные Ворота. Время в пути около 4-х часов.
Первым делом мы посетили мемориальный музей М. И. Калинина в селе Верхняя Троица.
Следующей локацией стал Клобуков монастырь.
Октябрь от летних месяцев отличается прежде всего тем, что рано темнеет. Пришлось подстраиваться под световой день. Договорившись с Музеем каши на пять, удалось выкроить пару часов на изучение.
Центр Кашина невелик и обойти его за столь короткое время вполне по силам.
Как и в 2005 г., мне вновь удалось подняться на колокольню Воскресенского собора.
Впрочем, обо всём по порядку…
Кашин впервые письменно упоминается в 1238 г. Почему город так назван, у историков и лингвистов нет единого мнения.
В русских летописях «каша» появляется в конце XII века. При этом горшки с остатками каш встречаются с IX столетия, в том числе на Тверской земле.
Некоторые исследователи полагают, что слово «кашин» славянское, от древнерусского кушания «каша» и свадебного обряда (пира). Кашин так назван, ибо жители «едали кашу» на площадях.
По другой версии, через Кашин петляет Кашинка. Река имеет угро-финское название и именно она определила имя города.
На заре развития Кашин входил в состав Переславль-Залесского княжества, Владимирского, Тверского. С 1319 по 1426 год являлся удельным, но вернулся в состав Твери.
В 1485 году, вместе с Тверью, оказался присоединён к Москве, что вызвало медленное угасание торгово-промышленного потенциала.
Запутавшись по местности, Кашинка создаёт петлю в форме сердца, идеально подходящую для укреплённого поселения.
(Фото из интернета)
Полуостров в виде сердца — историческая часть города.
С разных сторон он соединён мостами,
в том числе пешеходными, что создаёт особый провинциальный шик.
До Революции Кашин был градом церквей и монастырей.
Значительная их часть по известным причинам оказалась утрачена.
Что-то надстроили-перестроили и теперь здания в административном ресурсе города.
В самом центре, на бывшем месте Успенского собора, воткнули безликую коробку завода Электроаппаратуры, которая абсолютно не вписывается в облик города.
С другой стороны, предприятие в советские годы давало заработок и выпускало продукцию. Ему удалось пережить трудные времена и оно до сих пор является действующим.
На момент нашего визита на Пролетарской улице шли работы по укладыванию плитки. Подняв верхний пласт, дорогу отдали на откуп археологам. Те что-то нашли и процесс растянулся.
В Кашине нельзя пройти мимо Базарной площади.
Её правильное название — Торговые ряды XIX века. Торговая зона на этом месте была издавна, однако нынешний облик сформировался именно в позапрошлом веке.
Ряды представляют архитектурный ансамбль двухэтажных построек с лепниной и декором из красного кирпича. Каждое здание разделено на лавки, объединённые галереей.
Можно представить, как в былые времена разгружались подводы, и как хозяин из конторских окон второго этажа присматривал за работниками.
По своему первому визиту запомнился стихийный рынок. Здесь и картошку с морковкой продавали и одежду. Теперь порядок, исторические здания приведены в порядок и отданы под офисы и магазины.
На Пролетарской улице, возле редакции Кашинской газеты, установили бюст Артура Христиановича Артузова (1891–1837).
Одна из местных жительниц честно и искренне призналась, что про Артузова, до установки памятника, ничего не слышала. В детстве я часто слушал радиоспектакль «Трест», как чекисты расправились с врагами революции. Комбинация хитросплетений была грандиозной, но я не знал, кто её разрабатывал.
Артур Христианович Артузов родился 18 февраля 1891 года в селе Устиново Кашинского уезда Тверской губернии в семье швейцарского сыровара (итальянца по национальности) Христиана Фраучи. Мать, Августа Августовна Фраучи (урождённая Дидрикиль), имела латышские и эстонские корни. В семье Фраучи было шестеро детей, Артур был старшим.
Получив образование, работал инженером-проектировщиком. Судьбу изменил 1917 г., Артузов вступил в РСДРП(б). Последующая деятельность была связана с ВЧК и ОГПУ.
В начале 20-х чекистам удалось провести целый ряд блестящих ударов. Артузов разрабатывал «Трест» и «Синдикат-2».
В ходе операции «Трест», длившейся с 1922 по 1927 год, была полностью скована подрывная деятельность белоэмигрантских объединений. В результате операции «Синдикат-2» был арестован Борис Савинков. Ещё одним успехом Артузова стал арест в 1925 году британского разведчика Сиднея Рейли.
Артузова по праву называют «Гением разведки». Жаль, что Артур Христианович сгорел в огне 37-ого года.
Кашин является родиной многих известных людей. И всё же Кашин это в первую очередь Анна Кашинская. Благоверная княгиня покровительница города.
Анна Кашинская родилась около 1280 г. в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 14 лет была обвенчана с тверским князем Михаилом Ярославичем.
На ту пору Русь не была единым государством. Княжества противостояли друг другу, а все споры решались в Орде. В 1305 г. ярлык на великокняжеский Владимир хан Тахты отдал Михаилу Ярославичу, отвергнув московского князя Юрия Даниловича.
Через 12 лет Тахты умирает, к власти приходит хан Узбек. Юрий Данилович едет в Орду, женится на сестре Узбека Кончаке (в крещении Агафье) и получает высокий титул гурнана (зять Чингизидов).
27 декабря 1317 г. в 40 км. от Твери происходит очередное сражение между тверским и московским князем. На стороне последнего выступает темник Орды, но это роли не играет. Москвичи и ордынцы оказываются разбиты. Первый раз за всю историю русским удаётся разгромить татар!
В плен к тверичам попадает жена московского князя, сестра Узбека, где умирает при не выясненных обстоятельствах. Юрий едет в Орду, где жалуется на тверского князя. Михаила вызывают к Узбеку и после быстрого суда убивают.
Так Анна Кашинская становится вдовой. После в Орде будут казнены сыновья Дмитрий и Александр.
Когда Анна приняла постриг, неизвестно. В 1358 г. она упоминается как монахиня София. За год до смерти переедет в своё бывшее владение Кашин, где примет схиму. В Успенском монастыре проживёт не более года и скончается 2 (15) октября 1368 г.
Дата погребения долгое время оставалась неизвестной. Оно оказалось обретено в 1611 г. К этому моменту Успенская церковь обветшала и гроб с останками вышел на поверхность. Местные жители не знали, кто там похоронен и не выказывали почтения.
В одну из ночей Анна Кашинская явилась пономарю, наказав зажечь перед гробом свечу и «не попирать его ногами». Когда останки переместили на почётное место, стали происходить чудеса и исцеления. До первой канонизации письменно зафиксировано 41 случай. Больных специально привозили из других городов.
В 1649 году было определено, открыть мощи схимницы Анны Кашинской, а саму благоверную княгиню причислили к лику святых.
Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением.
На двоеперстие внимание не обратили. После церковной реформы и раскола церквей, старообрядцы, в подтверждение своей правоты, стали указывать на Анну Кашинскую. Это был сильный аргумент в пользу двоеперстия.
В 1677 г. в Кашин отправилась комиссия. По результатам её работы, Анну деканонизировали, недостойные поклонения останки замуровали, и все иконы с Анной Кашинской из церквей убрали. Церковный собор в Москве действия комиссии подтвердил.
Шли годы, но кашинцы свою Анну не забывали. В 1899–1901 годах началась негласная подготовка к восстановлению почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.
В 1905 г. вышел знаменитый Манифест об укреплении веротерпимости. Через три года Николай II дал согласие на повторную канонизацию.
11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. В Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Из первых лиц государства Кашин никто не посещал, за исключением Елизаветы Фёдоровны. Она приезжала специально для поклонения и прославления Анны Кашинской. Горожане приветствовали августейшую паломницу многократным «ура!» В город стали прибывать паломники. Возле Воскресенского собора слышалось: «Преподобная Мати Анно, моли Бога о нас!»
Елизавета Фёдоровна посетила Успенский собор, обозрела усыпальницу и затеплила свечу. 11 июня на площади у собора молились воины, после прошли маршем.
Впечатление получилось громадным — у многих слёзы катились из глаз, ощущалось глубокое духовное удовольствие. Августейшая паломница приобрела в городе и среди богомольцев глубокую симпатию и популярность.
Мощи благоверной княгини Анны Кашинской
Благоверная княгиня Анна Кашинская, как показывают сохранившиеся в истории события из ее жизни, является поистине многоскорбной праведницей. При высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни она понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по блаженной кончине своей, после того как прославление ее Богом ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений.
Княгиня Анна была старшей дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича, по мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) ростовского и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила черниговского. С юных лет она воспитана в страхе Божием и отличалась благотворительностью убогим и несчастным, и по прекрасным свойствам ума и сердца была хорошо известна в окрестных княжествах. Княжна Анна Димитриевна 8 ноября 1294 года вступила в брак с тверским великим князем Михаилом Ярославичем, сыном Ярослава Ярославича, великого князя владимирского и тверского, родным племянником святого благоверного великого князя Александра Невского, при чем принесла ему в качестве приданого город Кашин, до того времени принадлежавший к Ростовскому княжеству. Отчасти уже отсюда благоверной княжне Анне усвояется название «Кашинской», укреплено же за ней на вечные времена в особенности потому, что последние годы своей жизни она подвизалась в городе Кашине и здесь в обители блаженно почила и погребена.
При всей любви и уважении благоверного супруга князя Михаила Ярославича, молодая княгиня Анна не раз испытала тяжкие удары для любвеобильного сердца своего вследствие многих и великих несчастий, имевших место в Тверском княжестве и особенно в семействе своем. Истребление города Твери страшным пожаром в 1295 году, сильный мор скота и великая засуха в 1296 году, пожар в самом дворце, уничтоживший все княжеское имущество, при чем князь и княгиня едва успели выбежать из пламеневшего дворца, также тяжкая болезнь молодого Михаила Ярославича – вот какие бедствия переживала эта благоверная чета княжеская. Родное семейство ее составляли сыновья Димитрий, Александр, Константин и Василий и дочь Феодора. Но семейное счастье и спокойствие князя и княгини не были продолжительны при современных им исторических обстоятельствах. То была смутная эпоха, когда Русь находилась под владычеством татар и тяжко страдала от удельных междоусобиц и кровопролитных распрей из-за великокняжеского престола. Летом 1318 года благоверная княгиня с сыном Василием провожала мужа до реки Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. Через несколько месяцев князь Михаил был казнен ханом Узбеком за отказ поклониться идолам, впоследствии его тело было привезено в Тверь. Княгине Анне пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339).
Год монашеского пострига Анны Кашинской точно неизвестен, но в 1358 году она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего, даже настоятельница Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия, в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли.
В 1367 году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем. Князь Василий Михайлович построил для матери в Кашине деревянную Успенскую обитель вблизи существующего Успенского собора. В этой обители благоверная инокиня уже окончательно обосновалась и в сердечных заботах и скорбях об участи своих детей продолжала суровую подвижническую жизнь, став предметом удивления и подражания для современных жителей города. Уже почтенной старицей, в целях совершенного безмолвия и молитвенного уединения она приняла схиму с прежним именем Анны. Блаженная кончина схимонахини Анны последовала в 1368 году, лет свыше девяноста – при предположении рождения ее в 1274 году. Честное тело ее с подобающей честью погребено в Успенской церкви при обители.
Великая подвижница инокиня Анна выдающимся своим благочестием и благотворениями несомненно имела большое влияние на кашинское общество – из которого, между прочим, вышли несколько позже преподобные Ефрем Перекомский и Савва Вишерский, также высокодобродетельные супруги Ансимовы, в схиме Сергий и Марфа. Тяжкие душевные раны и страдания благоверной княгини Анны, безграничная преданность воле Божией, кротость, благотворительность, высокие подвиги иноческие долго (по блаженной кончине) сохраняли в народной памяти образ боголюбивой молитвенницы-княгини. Но вот прошло много лет со времени блаженной кончины ее, сменились целые поколения, и мало-помалу светлая личность благочестивой княгини и великие подвиги ее изгладились из памяти кашинцев, и даже забыто святое имя ее и самое место погребения, открытие которого произошло при следующих обстоятельствах.
Старый Успенский храм, где находилась могила благоверной княгини Анны, пришел в большую ветхость, так что деревянный помост в нем обвалился до самой земли. В 1581 году при исправлении полов в этом храме обнаружился «на верху земли» каменный гроб с нетленными останками, но без всякой надписи, и никто не разумел, что в нем почивало тело многоскорбной праведницы Анны – подвижницы и покровительницы города Кашина, и потому на гробницу не обращалось никакого внимания. Из жителей города богомольцы, приходя в храм на богослужения, стали относиться ко гробу без уважения; полагали на него свои шапки, верхнюю одежду и при утомлении присаживались на гробе для отдохновения и вообще считали его обыкновенным гробом. Такое забвение благоверной княгини Анны продолжалось до 1611 года, когда по особенным событиям вновь возгорелась молитвенная ревность к ней. То было грозное смутное время на Руси после утраты ею законного наследника престола, безвинно убитого в городе Угличе царевича Димитрия, когда всей земле Русской грозила полная гибель от иноземных врагов. Но вот Господь чрез особенное обстоятельство благоволил явить святую заступницу кашинцев.
Во время тяжкой болезни клирика Успенской церкви Герасима явилась ему в сонном видении жена в схимнической одежде; назвав себя Анной, она укоряла кашинцев в забвении ее и непочтении к ее гробнице, при чем возвестила, что она покровительница города Кашина, защищавшая и спасавшая его от разорений врагов, и сохраняет жителей его от многих других зол и напастей. При этом схимонахиня Анна повелела Герасиму сказать священнику и всему причту, чтобы с честью соблюдали гроб ее и зажигали бы свечу на гробе пред Нерукотворенным образом Спаса нашего Иисуса Христа. Клирик по первому разу не исполнил повеления явившейся схимонахини, «помнел что-то не истинное», как говорится в современном сказании. Тогда явление схимонахини Анны повторилось, и Герасим исполнил поручение, после чего почувствовал себя здоровым. Члены соборного причта тотчас же отслужили благодарственный молебен по случаю чудесного исцеления клирика и поставили над гробницей икону Спасителя с неугасимой лампадой.
Быстро по городу разнеслась молва об этих чудных обстоятельствах, и кашинцы весьма обрадовались тому, что новоявленная святая Анна представляет собой «крепкую во граде поборательницу», при чем тогда же признали, что только ее невидимому заступлению беззащитный город Кашин с очень небольшим населением (в 1626 году в нем было жителей – 61 семья) обязан не раз спасением от ляхов в смутное время в царствование Василия Шуйского (1608–1611 годы). Припомнили кашинцы, как бывало не раз, что «загорится храмина и та сгорит одна, а подле той ничем невредима, а больших пожаров не бывало», и теперь поняли они, что и этим необычайным обстоятельством, как и целостью города от разгромов поляков, они обязаны «молитвам и заступлению преподобныя княгини Анны». Исполнившись глубокой веры в новоявленную небесную заступницу города Кашина, жители его и окрестностей стали приходить на «честное и велелепное поклонение» ко гробу блаженно почивающей праведницы и выражали почитание ее чрез служение панихид и литий над гробницей, также молебнов Пресвятой Богородице; и те больные, которые с глубокой верой и усердием притекали и прикладывались к гробнице схимонахини Анны, получали исцеления от своих недугов.
Вести о многих засвидетельствованных чудесных исцелениях от гроба блаженно почивающей схимонахини Анны, разнесенные в окрестностях города Кашина, постепенно достигли города Москвы. Настоятель кашинского Успенского собора Василий, по совету боярина царского родственника Василия И. Стрешнева и думного дворянина Ивана Гавренева, бил челом великому государю Михаилу Феодоровичу о прославлении новоявленной святой княгини Анны; но царь вскоре по получении челобитной скончался, не успевши сделать распоряжений по этому ходатайству. По воцарении Алексея Михайловича представители города Кашина, с соизволения тверского архиепископа Ионы, нарочито прибыли в город Москву довести до сведения государя о многочисленных чудесах при гробе схимонахини Анны и с тем же ходатайством о прославлении ее. И вот по царскому указу и с благословения московского патриарха Иосифа (1641–1652 годы) произведено архиепископом Ионой вместе с присланными из Москвы архимандритом Сильвестром и игуменом Иоанном освидетельствование мощей в Успенской церкви (по словам Сильвестра) «поподлиннее со испытством, было б де что объявить великому государю». С благоговением открывши гроб 21 июля 1649 года, эта духовная комиссия обрела мощи схимонахини Анны нетленными в целом, «токмо тлению предалась часть малая носа, да у ног плюсне».
По получении в Москве акта свидетельствования мощей, почивавших 280 лет в земле, состоялся в том же 1649 году собор святителей земли Русской, на котором постановлено открыть для всеобщего поклонения мощи благоверной княгини Анны Кашинской как новой святой Русской Церкви. На открытие мощей ее 22 мая 1650 года царь с государыней царицей Марьей Ильиничной, с благородными царевнами, торжественно отправился из Москвы «в Кашин молиться великой княгине Анне Кашинской». По приезде их в десятых числах июня в Кашин мощи ее, после нового осмотра их прибывшим по царскому указу Варлаамом, митрополитом Ростовским и Ярославским, были перенесены 12 июня самим царем и боярами его в каменном гробе «из под соборной деревянной церкви Успения в соборную Воскресенскую каменную церковь и поставиша гроб на правой стороне у столпа». Во время перенесения мощей получила от них исцеление от трехгодичного беснования сноха кашинского губного старосты Петра Скобеева Анна.
Так для всей Русской Церкви открылось чествование новой святой, благоверной княгини Анны, которую Господь прославил многими последовавшими при ее раке исцелениями параличных, расслабленных, бесноватых, помутившихся умом и других, и летопись церковная продолжала пополняться сказаниями о чудесных исцелениях от угодницы Божией. Составлены были отдельные церковные службы на обретение ее мощей и перенесение их; появилось и житие новоявленной святой, которое составлено в Соловецком монастыре старцем Игнатием.
Имя преподобной Анны Кашинской особенно чтилось в царской семье Алексея Михайловича, и в дворцовых разрядах отмечены неоднократные паломничества и пожертвования их к раке благоверной. В 1652 году повелением царя изготовлена царскими мастерами в так называемом Серебряном приказе драгоценная серебряная рака для честных мощей преподобной Анны с чеканным изображением ее, с тропарем и похвалой. Царица и царевны изготовили собственными руками два вышитых золотом и серебром воздуха на святые мощи с изображениями ее.
Во исполнение царского наказа соборным священником Василием построен был вместо деревянного каменный Успенский храм и во второй половине 1676 года освящен, с приделом «во имя преподобныя и благоверныя великия княгини Анны».
В течение нескольких лет было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской», написаны службы на два этих события, составлено житие благоверной княгини, содержащее «Плач княгини Анны» и другие агиографические памятники.
Без сомнения, в благочестивой тогдашней Руси были в честь ее имени созидаемы и освящаемы храмы Божии: честные мощи ее частицами даваемы были им в благословение, в церквах и домах, особенно в городе Кашине, имелись иконы преподобной Анны; имя ее даваемо было новорожденным; к честным мощам ее был открыт доступ всем верующим для поклонения. Таким образом, чествование преподобной Анны установленным чинопорядком завершилось окончательно.
Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и поклониться мощам благоверной Анны, однако накануне комиссия, направленная Патриархом Иоакимом, провела исследование случаев исцелений от мощей Кашинской святой и приняла решение о запрете их почитания. Выводы комиссии были озвучены на малом соборе в Москве, который признал почитание и житие Анны Кашинской ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, а не молебны, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя благоверной Анны исключить из святцев. Это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. Придел во имя княгини нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». Данный факт имел важное значение в условиях активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей Анны Кашинской как аргумент в пользу двоеперстия.
После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось в течение всех 230 годов со времени собора 1678 года. Драгоценная рака с честными мощами ее продолжала находиться в Воскресенском соборном храме. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы благоверной Анне, ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского уезда. Свято сохранялись и чтились во многих церквах города и частных домах именитых старожилов очень древние иконы благоверной; из таковых особенно замечателен от 30 ноября 1667 года небольшой серебряный образ – из двух серебряных позолоченных и сложенных одна на другую дощечек, принадлежащий княгине Е. Голицыной. Также сохраняются в древнем (от 1667 года) кресте напрестольном в Успенском соборе и иконах частицы мощей преподобной Анны. В последующие за соборным запрещением времена иконы ее писались для верующих. Житие ее списывали и хранили как драгоценное сокровище, и во многих домах граждан города Кашина благоговейно сохраняются доселе книжки, писанные полууставом XVIII века, с церковными службами, житием и чудесами святой благоверной Анны.
В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой Анны Кашинской стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губернии существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору – высокий холм близ села Едимонова, где, по преданию, Анна прощалась со своим мужем князем Михаилом перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в которой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями».
В 1818 году Священный Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской. В 1899 году архиепископ Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях благоверной княгини при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений». Общецерковное почитание Анны Кашинской было восстановлено указом Синода от 7 ноября 1908 г. Дни памяти святой – 25 (12 ст. ст.) июня, 15 (2) октября и в Соборе Тверских святых в первую неделю после 12 июля (29 июня). В 1911 году был составлен акафист святой.
Мощи благоверной княгини Анны находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей – в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 25 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой благоверной княгини по всему городу.
Святая Анна Кашинская: Горькая мера – мера Христова
В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения. Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу. Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22). Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.
На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.
С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г . княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил. Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.
Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г . старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г . в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.
Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г ., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.
Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г . в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.
В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.
Рака, в который покоились мощи святой Анны Кашинской
Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после ее кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Она велела передать духовенству, что гроб ее должно держать «честне» (т.е. достойно) и что перед гробом следует зажечь свечу, «пред образом — Спаса Нерукотворенного». Так были обретены нетленные мощи святой благоверной княгини Анны.
Слухи о святой вскоре дошли до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей княгини Анны из деревянного храма в каменный Воскресенский собор. И он выполнил обещание. Самодержец с боярами поднял на плечи мощи святой, чтобы перенести их в соборный храм. Но перед входом в собор мощи чудесным образом «встали», их не могли сдвинуть с места. Это поняли как знак того, что на месте обветшавшего Успенского храма надо ставить новый, каменный.
Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году канонизации святой благоверной княгини Анны Собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось готовившимся тогда наступлением на старообрядчество. Дело в том, что при первом вскрытии гроба святая Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей, но на руке были, естественно, соединены не три, а два перста, что вызвало смущение в народе. Княгиня была деканонизирована. Впрочем, жители Кашина продолжали почитать свою небесную покровительницу и заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили город стороной. В XVIII веке записано было более 40 чудес, произошедших на ее могиле. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской, которая состоялась 24 июня 1909 года — вскоре после того, как в России приняли закон о старообрядцах, предоставлявший им гражданские права. Свыше ста тысяч богомольцев и паломников пришли в этот день в Кашин, украшенный по случаю торжества флагами и гирляндами.
В послереволюционные годы безбожная кампания по дискредитации православных святынь не обошла стороной Кашин — мощи княгини вскрыли. Правда, произошло это гораздо позже времени основной массы подобных надругательств — в 1930 году. Кашинцы долго никому не позволяли осквернить свою главную святыню. Чтобы это стало возможным, потребовалось буквально накануне арестовать весь райком партии и городской совет, расстрелять многих священнослужителей и подвергнуть жестоким репрессиям бывших монашествующих. Лишь после этого приехавшая комиссия приступила к вскрытию мощей. Надругательство снимали на кинопленку. Вскоре в «Правде» появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами святой Анны Кашинской — это «поповский обман», подлежащий решительному разоблачению. Нужно отметить, что изъятие мощей небесной защитницы города кашинцы демонстративно бойкотировали — чтобы «представить» толпу любопытствующих и сочувствующих происходящему, властям пришлось согнать в Кашин народ из окрестных деревень.
Раку с мощами святой после этого перенесли в Кашинский краеведческий музей — в качестве объекта атеистической пропаганды. Но и тут большевики просчитались — музей превратился в место молитвенного поклонения. В музейном зале мощи были поставлены в открытом виде, за ракой стояла икона «Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», подаренная жителями города Корчева, и много лет люди приходили в музей, покупали билет, приближались к мощам святой княгини и молились перед ними.
Только спустя годы начальство раскрыло секрет популярности Кашинского краеведческого музея. В 1948 году, в пору недолгой религиозной «оттепели», святые мощи передали в Вознесенский собор. При Хрущеве этот храм закрыли, а раку с мощами святой Анны Кашинской переместили сначала в Петропавловскую церковь, а позже — в храм Рождества Христова на Горе.
Завершилось это неслыханное кочевье в начале 1990-х годов. 25 июня 1993 года мощи святой благоверной княгини были перенесены во вновь открывшийся кафедральный Вознесенский собор, где они и пребывают ныне. Рака, в который мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с нее сняли обтягивавший ее зеленый бархат. Под ним открылся темно-малиновый бархат с надписью: «Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года».