Памятник Петру I в Архангельске
В центре Архангельска, на набережной Северной Двины, стоит памятник Петру I. Он был сооружен по инициативе губернатора И.В.Сосновского и официально открыт 27 июня 1914 года. Автор скульптуры — М.М.Антокольский, который задумал ее еще в конце 1860-х годов и изготовил в гипсе в 1872 году. Сам памятник отлили в Париже в 1909 году, а постамент из серого гранита по проекту архитектора С.А.Пеца изготовили монахи Соловецкого монастыря в каменоломнях Кондострова в Онежской губе Белого моря. Петр изображен в момент Полтавской битвы в мундире офицера Преображенского полка.
«Архангельский» Петр повторил судьбу памятника Петру I в Петрозаводске. В 1920 году статуя была сброшена с постамента как «металлическое изображение гидры капитализма — царя», а на ее месте сооружен обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в запасники краеведческого музея. В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте — набережной Северной Двины.
Это самый распространенный памятник Петру в нашей стране. Каждый может ежедневно лицезреть его на современной 500-рублевей купюре. Непонятно одно: почему именно архангельского Петра Центробанк удостоил чести красоваться на банкноте, а не его многочисленных «братьев». Памятники, выполненные по той же модели Антокольского, расположены в Петергофе (установлен в 1884), в Таганроге (1903), в Петербурге возле Сапсониевского собора (1909) и на Кирочной улице (1910), Шлиссельбурге (1957). Из них не сохранился только петербургский памятник на Кирочной улице — в 1930 году он был снесен и куда делся — неизвестно.
Кстати.
Современная 500-рублевая и предшествующая ей 500000-рублевая купюры — отнюдь не первые, на которых изображен Петр I. На опять же 500-рублевой банкноте, но уже 1898 года, изображен император, причем тот самый, работы Антокольского. Но судя по датам, это все-таки не «архангельский», а «петергофский» Петр — остальные памятники установили позже выхода в свет банкноты. С ней также связана интересная история, в которой Антокольский остроумным способом решил вопрос своих авторских прав.
В марте 1900 года скульптор (он в то время жил в Париже) написал министру финансов С.Ю.Витте:
«… Будучи недавно в Петербурге, мне случилось видеть новые пятисотрублевые кредитные билеты с изображением портрета императора Петра I со статуи моей работы. Я был очень польщен такой честью, которая редко выпадает художникам при их жизни. Но так как обыкновенно издатели имеют любезность посылать автору известное количество экземпляров, то не будет ли Ваше Высокопревосходительство столь милостивы сделать распоряжение об оказании и мне подобной же любезности…».
Министр финансов немедленно отдал приказ о выделении Антокольскому четырех кредитных билетов пятисотрублевого достоинства.
Пятисотрублевые купюры с изображением Петра Первого в России исторически, с конца XIX века, назывались «петеньками». «Пятихатками» их стали называть позднее, причем не только царские, но и нынешние.
Почему поставлены памятники петру 1 в Архангельске?
Вероятно, памятники Петру Первому установлены в Архангельске потому что Пётр трижды посещал этот город — в 1693-м, 1694-м и в 1702-м годах. Именно три этих даты выбиты на трёх гранях памятника. На четвёртой грани выбита дата проведения конкурса — 1911.
Скорее всего памятник Петру поставлен в Архангельске потому что именно Петр внес огромный вклад в развитие города. Еще в 1693 году молодой царь впервые посетил Архангельск, бывший в то время чуть ли не единственными морскими воротами России. В Архангельске был сосредоточен основной торговый и военный флот государства. Заслуга Петра перед городом в том, что он начал размещать в Архангельске государственные заказы. Так еще в первый визит он заказал постройку военного корабля, что положило начало соломбальской верфи. Уже через два года Петр вновь приезжает в Архангельск на спуск фрегата "Святой Павел". Последний визит императора в Архангельск случился в 1703 году, но и после Петр не забывал северные морские ворота страны. Он много сделал для устройства таможенной службы, заботился торговых привелегиях архангельских купцов и охране северного побережья. После смерти Петра торговая жизнь в Архангельске надолго замерла, поэтому неудевительно, что жители города с благодарностью помнят о великом реформаторе.
Памятник Петру I
Впервые о необходимости сооружения памятника Петру I в. Архангельске заговорили в сороковые годы xix века. Инициатива принадлежала тогдашнему военному губернатору Иосифу Ивановичу Сулимову. Именно он ходатайствовал перед кабинетом министров — а такое обращение «на верха» было формально необходимо, так как речь шла о памятнике особе царской фамилии, — «о начале сбора пожертвований на сооружение памятника императору в Архангельской губернии». Особо в прошении отмечалось, что размер будущего памятника будет зависеть от собранной суммы. 11 ноября 1841 года на поданное прошение была наложена резолюция, в которой указывалось, что только верховному правителю, то есть императору, «принадлежит право судить о пользе и приличии таковых памятников, а также определять их форму и размер». Тогда «согласия родственников» дано не было, а фактически это означало запрет на данное начинание.
История получила продолжение лишь спустя 30 лет, когда известный российский скульптор Марк Матвеевич Антокольский установил в 1884 году в Петергофе свой памятник Петру I. По форме и композиции это творение аналогично архангельскому монументу. Памятник был признан «весьма удачным», и с начала xx века с него было изготовлено несколько копий разного размера.
Но вернемся в Архангельск. В 1872 году в городском парке в качестве элемента благоустройства накануне 200‑летнего юбилея императора была установлена небольшая временная алебастровая статуя, простоявшая там некоторое время. До нашего времени дошли почтовые открытки с ее изображением, по которым видно, что внешне эта фигура очень напоминала нынешний памятник. Дальнейшая судьба временной статуи нам неизвестна.
В 1909 году по инициативе другого архангельского губернатора, Ивана Васильевича Сосновского, городская Дума поддержала решение о приобретении для Архангельска бронзовой копии статуи императора Петра I работы Марка Антокольского. На эти цели было ассигновано пять тысяч рублей. Монумент был изготовлен в одной из парижских мастерских — это оказалось значительно дешевле, чем повторить его в России.
«Запульнуть царю в гузку»
Вопреки распространенному мнению, архангельский памятник не был отлит в бронзе, а изготовлен с применением иных, более прогрессивных технологий. Еще в 1837 году русский химик Борис Семенович Якоби разработал новый революционный метод создания сложных скульптурных форм, в последующем названный техникой гальванопластики. В течение xix века по методу Якоби были созданы тысячи скульптурных произведений в России и Европе. Однако лучшие гальванические мастерские на рубеже столетий располагались в Западной Европе. И это был тот случай, когда цена изделия полностью соответствовала его качеству. Поэтому мы можем говорить, что Архангельская Дума приняла тогда единственно правильное решение и потратила деньги вполне осознанно и в высшей степени рачительно.
Данная технология не только позволяла реализовать высокую степень детализации скульптуры, но ввиду минимального количества использованного металла делала ее более легкой и удобной в транспортировке, поскольку памятник внутри был полым. И это легко заметить невооруженным взглядом: со спины у архангельского Петра между полой камзола и ботфортами есть пустоты. Позже, уже в советское время, у учеников местной школы № 4 и ребят с соседних улиц появилась странная забава: парни, стоя на земле, старались на спор попасть в отверстие под камзолом, а затем и в сапог царю монетой, камнем или расплющенной пивной пробкой. Называлось это развлечение «стрельнуть (или запульнуть) царю в гузку». Такая вот оборотная сторона технологии гальванопластики…
Соловецкий монастырь. Кондостровские каменоломни. Гранитная плита, предназначенная для памятника Петру Великому в Архангельске. Открытка начала XX века. Изображение предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Соловецкий камень для императора
В 1911 году работы по созданию скульптуры в основном были завершены. Причем вместе с памятником, который в дальнейшем был установлен в Архангельске, одновременно были изготовлены еще три. Они предназначались для Санкт-Петербурга и других городов России. Однако городу требовалось создать еще и пьедестал для будущего монумента. В Архангельске по этому поводу был проведен особый конкурс, и после тщательного отбора комиссией было принято предложение местного инженера Сергея Августовича Пеца. В уточняющем задании ему было рекомендовано разместить на постаменте три даты приезда Петра в Архангельск — 1693, 1694, 1702; сделать надпись «Петру Великому» и указать дату начала работ по созданию памятника — 1911 год. Комиссия также решила изготовить постамент из местных материалов. С этой целью губернатор Сосновский обратился к архимандриту Соловецкого монастыря, в каменоломнях которого, располагавшихся на Кондострове, и были заготовлены монолитная гранитная глыба и плиты стилобата для будущего постамента. В течение трех лет проводились подготовительные работы: камень обтесывался, затем морем вывозился в Архангельск, где в это время готовилась площадка для установки монумента.
Торжественное открытие памятника Петру Великому в Архангельске 27 июня 1914 года. Фото предоставлено архангельским краеведческим музеем
27 июня 1914 года памятник Петру Великому был торжественно открыт после архиерейского богослужения в Троицком кафедральном соборе и крестного хода. Это событие очень подробно описывалось в губернской прессе: на городском рейде выстроились разукрашенные сигнальными флагами корабли, площадку, на которой был установлен памятник, украсили цветами и мачтами с государственными гербами, гирляндами и лентами. Звучал духовой оркестр, а по завершении церемонии с городского рейда, на котором стояли корабли, салютовали из бортовых орудий… Огромная празднично одетая толпа горожан заполнила в этот день соборную площадь, набережную и площадку, на которой установили скульптуру.
Примечательная деталь: до этого в Архангельске был лишь один монумент — памятник, посвященный М. В. Ломоносову, работы скульптора Ивана Мартоса, который установили в городе за 80 лет до этого — в 1832 году. Видимо, пиетет перед великим земляком в сознании горожан перевешивал славу первого императора.
Жертвы интервенции vs Петр Первый
Важное примечание: памятник Петру в Архангельске первоначально находился ровно на том месте набережной Северной Двины, где сейчас располагается обелиск жертвам интервенции 1918–1920 годов. Здесь следует понимать, что сместившиеся после революции идеологические ориентиры сыграли в судьбе монумента императору роковую роль.
В конце февраля 1920 года части Красной армии полностью освободили Архангельск от оккупировавших его иностранных интервентов и белогвардейцев. С первых же месяцев новая власть в нашем крае занялась решительным сломом старой идеологии. Так, в губернском городе Шенкурске снесли первый в молодой Советской республике православный храм, а в Архангельске сняли с постамента памятник Петру I, названный в печатной прессе тех лет «гидрой капитализма». Реальная же задача демонтажа бронзового Петра заключалась в необходимости создания в центре города по примеру Марсова поля в Петрограде, на котором разместились могилы жертв революции, аналогичного захоронения «новых мучеников». Участок, на котором стоял памятник Петру, идеально подходил для этой цели. Более того, властям даже удалось сэкономить на создании монумента, так как решено было использовать старый «петровский» гранитный постамент, на котором в последующем закрепили доски с именами жертв интервенции, а рядом выкопали две братские могилы, погребя в них останки 49 человек, перезахороненные сюда из района Мхов. К слову, до сих пор на постаменте памятника Петру видны заштукатуренные отверстия, куда крепились эти доски.
В конце 1920‑х годов над памятником установили деревянную конструкцию, обитую кровельной жестью, напоминавшую очертаниями форму древних египетских обелисков. Судя по всему, на окончательную форму нового монумента повлияли заметные представители оккультных и теософских кружков, высланные в эти годы в Архангельск и нередко занимавшие ответственные должности в городских и краевых учреждениях. Это были достаточно активные и образованные люди, влиявшие на принятие решений, — например, один из них, оставшись после ссылки жить в Архангельске, проектировал уже нынешний обелиск жертвам интервенции. В 1930‑е годы в СССР в качестве альтернативы церковным обрядам формируется «новая гражданская обрядность» с элементами, заимствованными из схожих оккультных практик. Так, вокруг данного обелиска были установлены металлические чаши-жаровни, в которых по торжественным и праздничным дням возжигали огонь, символизирующий пламень революции, призванный «испепелить проклятое прошлое» и «осветить путь в будущее». Таким образом, этот обелиск напоминал некое подобие зороастрийского капища, на котором проводились новые большевистские ритуалы.
Бронзовая скульптура Петра Великого, сброшенная с постамента в марте 1920 года, на крыльце павильона домика Петра. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Лежал на ступенях лицом вниз
Памятник Петру решением новой власти был демонтирован и какое-то время валялся рядом на каменных ступенях крыльца кирпичного «футляра», ранее выстроенного над деревянным домиком Петра I. Это безобразие запечатлено на фотографиях тех лет. У общественности города были разные идеи, как распорядиться свергнутым памятником: предлагалось сдать его в утиль и даже символически захоронить, однако до этого все же не дошло. К счастью, здравый смысл перевесил тогда дешевый популизм, и в итоге бронзовый Петр оказался в краевом музее, где создавалась специальная экспозиция под названием «Тюрьма народов». В этой музейной «тюрьме» бронзовый император последующие 20 лет дожидался своей «реабилитации».
В 1947 году общественность города обратилась к местным властям с просьбой вернуть Петра Великого на набережную города. Этому в послевоенной России способствовало значительное изменение взгляда на личность императора: вышли книги и кинофильмы, прославляющие его как патриота и государственника, самодержца, выводящего Россию на новый уровень европейской цивилизации… Однако прежнее место было занято, и решением руководства города было предложено установить памятник в сквере перед фасадом бывшей школы № 4. Осенью 1948 года памятник Петру Великому вновь был торжественно открыт, для этой цели был возвращен и его исторический пьедестал, замененный на временный деревянный обелиск. Сквер вокруг памятника постепенно облагораживался и вскоре стал одним из знаковых мест города, каковым остается и в наши дни.
Памятнику Петру I необходим покой
Сегодняшнее состояние памятника Петру I в. Архангельске вызывает у научного сообщества оправданные опасения. Он находится в ужасающем состоянии: сказываются испытания, выпавшие на его долю в прошедшие годы, и объективная усталость металла (а он там довольно тонкий) — прямое следствие суровых природных условий Русского Севера. Да и голуби с чайками, облюбовавшие этот «насест», знаете ли… В связи с этим есть обоснованное мнение, что уникальный для Архангельска памятник стоит сохранить для будущих поколений, изготовив заново его точную копию и установив на привычном месте, а оригинал разместить под крышей в одном из городских музеев, где ему уже ничего не будет угрожать. Кстати, метод гальванопластики и сегодня широко используется в России — в частности, именно так создавали скульптуры для оформления главного храма Вооруженных сил Российской Федерации в Одинцовском районе Московской области, так что создать копию не составит труда. А реставрация, консервация и установка старого памятника в музее на небольшом постаменте на уровне человеческого роста даст возможность посетителям рассмотреть мелкие детали, такие как ордена, оружие, костюм и лицо Петра I.
Памятник Петру I в Архангельске
Памятник Петру I в. Архангельске — это одна из главных достопримечательностей столицы Русского Севера. Она расположена на Набережной р. Северная Двина, в Петровском сквере, рядом со спуском на Красную (Соборную) пристань. Является произведением монументального искусства, подлежащим государственной охране.
Представляет собой скульптурное сооружение, воздвигнутое в честь последнего царя всея Руси и первого императора всероссийского Петра I Великого. Известно тем, что изображено на купюре номиналом 500 рублей 1997 г., посвященной Архангельску. Рисунок художника И. Крылкова полностью повторяет неденоминированную банкноту Центробанка России образца 1995 г.
Почему поставлен памятник Петру I в. Архангельске
Бронзовое изваяние было изготовлено в Париже в 1909 г. Прообразом ему послужила статуя, выполненная в гипсе еще в 1872 г. русским скульптором-реалистом Марком Матвеевичем Антокольским (Мордух Матысович Антокольский). Автор монумента задумал ее в конце 1860-х гг., находясь в Риме, а закончил работу к Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Сегодня оригинал хранится в Музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.
Подобные скульптуры установлены в Петергофе (1884 г.), в Санкт-Петербурге перед Сампсониевским собором (1909 г.), в Петербурге на ул. Кирочная (1910 г.), в Шлиссельбурге (1957 г.). Последним бронзовым монументом, отлитым под личным руководством автора, является памятник Петру в Таганроге (1903 г.).
Идея установки изваяния в Архангельске принадлежала градоначальнику И. В. Сосновскому, занимавшего в 1907—1911 гг. пост губернатора. Он заплатил за скульптуру сумму в 5000 рублей. В 1912 г. статуя была доставлена из Франции. Торжественное открытие состоялось 27 июня 1914 г., по этому случаю в Троицком соборе состоялся молебен.
Надо отметить, что во время Гражданской войны город являлся опорой формирования Северной белой армии под командованием генерала Миллера. Частями Красной Армии Архангельск был взят в 1920 г., после чего начался массовый снос имперских памятников, как символов самодержавия и царизма. В том же году скульптура была сброшена с постамента, а на ее месте сооружен обелиск жертвам интервенции на Севере 1918—1920 гг.
До 1933 г. фигура царя пролежала на берегу, затем какое-то время хранилась в «Домике Петра» — деревянном строении, в котором действительно жил первый всероссийский император, наблюдая за строительством архангельских укреплений и военного флота. Здание построено в 1702 г. на Марковом острове, в 1934 г. перевезено в с. Коломенское в Подмосковье, как музейный экспонат.
Далее скульптура Петра Великого была перемещена в фонды Архангельского краеведческого музея. После Великой Отечественной войны, в 1948 г. монумент был восстановлен, но уже в 300 м к северо-западу от прежнего местоположения (обелиск жертвам интервенции не пострадал).
Памятник основателю российского флота и великому реформатору установлен в Архангельске неслучайно. Именно там, благодаря царю, началось казенное судостроение (до 1725 г. было построено 126 различных парусных судов) и был создан первый военно-морской отряд из кораблей, охранявших порт и верфи. Кстати, в Архангельске Петр I в. первый раз увидел море (Белое) и морские суда. Там же он впервые на своей эскадре поднял трехполосный флаг — российский триколор.
Однако не все горожане согласны с высокой оценкой деятельности царя. Ведь Петр, желая сделать Петербург главным морским портом России, всячески ограничивал товарооборот Архангельска. В декабре 1724 г. он запретил иностранным торговым кораблям заходить в столицу Поморья, что привело к экономическому краху города и массовому обнищанию поморов.
Описание размеров и фигуры памятника
Высота бронзовой скульптуры составляет 2,5 м, общая — 7,5 м. Царь изображен облаченным в офицерский преображенский мундир во время Полтавской битвы, на голове — форменная треуголка. Он стоит в горделивой позе, правой рукой опирается на трость, в левой зажат эфес шпаги. На груди Петра — орден Святого апостола Андрея Первозванного. От правого плеча к левому бедру протянута широкая орденская лента. Взор устремлен на Северную Двину.
Постамент памятника выполнен по проекту архитектора Архангельской губернии С. А. Пец из огромного куска серого гранита, привезенного из Карелии. Его изготовили монахи Соловецкого монастыря (Николаевский скит) на о. Кондостров в центре Онежской губы Белого моря.
На лицевой грани основания выбита надпись «Петру Великому 1911», что означает дату начала работы над памятником. На остальных сторонах — годы посещений царем Архангельска: «1693», «1694», «1702». В первый приезд Петр создал на о. Соломбала верфь, где было построено торговое судно «Святой апостол Павел». Во второй — присутствовал при спуске на воду этого корабля. Во время последней поездки руководил строительством Архангелогородской Новодвинской крепости.
К 350-летию со дня рождения Петра Великого (в июне 2022 г.) планируется организовать подсветку памятника, установить перед монументом новую пушку (старая в 1990-е годы была передана в дар старейшему в России судоремонтному предприятию «Красная кузница»). Также будет благоустроена территория вокруг достопримечательности путем ее отсыпки гранитным отсевом и оборудован лестничный спуск к Красной пристани.
Как добраться
Ближайшая к достопримечательности остановка — ост. «Петровский парк». Через нее ходят автобусы: № 1, 6, 9, 42, 43, 44, 60, 76. Расстояние до монумента составляет 350 м (3 мин пешком). Чуть дальше находится ост. «Театр драмы». Автобусы: № 1, 4, 9, 12, 41, 42, 43, 44, 54, 60, 62, 76, 104, 134. В этом случае до памятника Петру Великому нужно пройти 450 м (4 мин ходьбы).
Если поездка предстоит на машине, то ориентироваться необходимо на набережную Северной Двины. Также рядом с монументом проходит центральная городская магистраль — Троицкий проспект. Автомобиль можно оставить на бесплатной парковке (на 25 мест) напротив достопримечательности.
До места назначения можно доехать и на такси (Экипаж, Поехали, Двина, Люкс, Ок). Кроме того, в городе функционируют приложения известных перевозчиков — Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Везет.
Памятник Петру I в. Архангельске на панораме Google-карт