МОСКОВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ХРАМ НА МИУССАХ
Строился в Москве, на Миусской площади в благодарность за отмену в России крепостного права. В числе инициаторов его возведения был известный русский историк М.П.Погодин. Высочайше утвержденный Комитет по созданию храма-памятника и для сбора пожертвований на него был создан уже 5 июня 1861 года в кремлевском Чудове монастыре, но за сорок лет его работы собранные средства не составили и пятой доли необходимой суммы, поскольку в том же 1861 году началась роспись храма Христа Спасителя. Осуществить одновременно два таких громадных проекта оказалось сложно, и финансовые трудности губительно затянули дело. Лишь в конце 1890-х годов, после освящения храма Христа Спасителя стало возможным приступить к строительству второго благодарственного храма. Пожертвований накопилось 70 тысяч рублей, а остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла более 1 млн. рублей.
Храм было решено освятить во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству императора Александра II Освободителя. Этот храм должен был стать вторым после храма Христа Спасителя по статусу и размерам.
Место для нового храма городские власти отвели на Миуссах. По легенде, название местности произошло от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина. Вместе с плененным атаманом его привезли в Москву, и в 1673 году казнили здесь на площади, оттого и прозванной Миусской. Ученые же считают, что название Миуссы восходит к временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил склады леса для гавани, строившейся в устье реки Миус. Просторная и пустынная площадь в центре Москвы как нельзя лучше подходила для громадного храма, в который ожидались тысячи паломников со всей России.
Архитектор А.Н.Померанцев (построивший здание ГУМа) составил проект храма по рисункам В.М.Васнецова. Это проект называли чудом архитектуры. Грандиозный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров, вмещал в себя до 6 тысяч людей. Купола собора, грациозно выстроившись около высокой центральной главы, будто пылавшие свечи, выражали идею православной соборности и единства царя с народом.
Только в 1904 году освятили место для будущей закладки собора: его намеревались возвести к 50-летию со дня отмены крепостного права, но на следующий год грянула первая русская революция. И оттого закладка многострадального храма состоялась только 22 сентября 1913 года, приуроченная к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Торжество почтила своим присутствием великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра императрицы. Митрополит Московский Макарий (Невский), совершивший чин закладки, напомнил о русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась I Мировая война.
Однако к тому времени успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел во имя св. Тихона Воронежского. В нем стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятным усилием собор возвели к 1917 году, оставалось только отделать его внутри, расписать и освятить, но Февральская революция 1917 поставила точку в истории строительства храма.
Революционная горячка выдвигала одно безумство за другим, предлагая использовать здание возведенного храма в тех или иных целях. Сначала его предложили для заседаний Учредительного собрания – дабы оно заседало в исконной Москве, а не в северной столице. Затем, в первые годы советской власти встал ее традиционный «вопрос о кирпиче»: храм решили разобрать ради ценных строительных материалов, но от этого быстро отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. И тогда родилась идея создать в соборе первый советский крематорий — в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для богоборческих кощунств, но перестроить колоссальный собор Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим делом, и крематорий устроили в скромном храме Серафима Саровского в Донском монастыре. А в здании собора на Миуссах предложили создать «пантеон Коминтерна».
Выдвигались и другие идеи по его использованию. Например, создать в нем музейную экспозицию по истории установления советской власти на Дальнем Востоке. Или разместить пищеблок для детского дома, или архив, или даже «Дом химии» им. Менделеева. Были проекты «достроить» здание, то есть облечь его в бетонную конструкцию и превратить в обычное городское сооружение. Пытались и просто взорвать его, но первые же попытки дали трещины в соседних зданиях, где размещались важные учреждения, так что пришлось временно смириться с существованием храма, зиявшего трещинами.
В 1960 году на месте собора вырос Дом пионеров Фрунзенского района (ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах, ул. Александра Невского, 4). Он был построен на фундаменте собора с использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого за долгожданную свободу русских крестьян. Недавно на стене дворца был установлен мемориальный знак, напоминающий о храме.
История храма Александра Невского на Миусской площади
19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, – на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь. (Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день).
«Осени себя крестным знамением, народ русский!», – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды.
недостроенный до революции Храм Александра Невского на Миусской площади (разрушен, крипич пошел на Дом пионеров).
Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. (Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению). Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном.
О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н.Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить тоже в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя. Осуществить одновременно два таких грандиозных проекта оказалось сложным, и именно финансовые трудности губительно затянули дело.
Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. 124 тысячи 715 рублей.
До какой степени не хватало спасительных средств, свидетельствует следующий факт. Летом 1891 года знаменитый московский купец-благотворитель Василий Бахрушин задумал построить большой трехпрестольный храм в честь небесных покровителей своих братьев и своего тезоименитства. Место для него было выбрано в окраинной Новой Деревне у Рогожской заставы, где местное население остро нуждалось в приходском храме. Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский). Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало – сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника – он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице.
А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма.
Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. Одним из них был Александр Афанасьевич Латков, строивший в Троице-Сергиевой Лавре. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя – первый принятый проект Витберга тоже был отклонен.
И автором утвержденного проекта стал академик А.Н.Померанцев, который составил его по рисункам В.М.Васнецова и возглавил общие работы по строительству. Москва знала Померанцева хорошо – незадолго до того им была одержана крупная победа на конкурсе по возведению здания Верхних Торговых рядов на Красной площади. А позднее, в 1912 году, именно ему поручили построить музей Отечественной войны на Волхонке, перед северным фасадом храма Христа Спасителя, но работы остановила новая война.
Грандиозный проект вышел, на славу: его стали называть чудом архитектуры. Огромный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров , вмещал в себя до 6 тысяч людей и действительно следовал за храмом Христа Спасителя – и по замыслу, и по размерам. Купола собора, грациозно выстроившись около высокой центральной главы, будто пылавшие свечи, выражали идею православной соборности и единства царя с народом. Начертанная внутри надпись гласила о причине его возведения.
Только в 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. «Московские ведомости» сообщали о молебствии на Миусской площади при многотысячных толпах. Чин освящения земли совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Он обратился к народу с ободряющим словом о благостной любви России к созиданию святых храмов и о том, что не было еще на Руси примера, «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Его слова оказались трагическим пророчеством.
На следующий год грянула первая революция. И прошло еще много трудных лет, включая юбилейный год, прежде чем состоялась сама закладка многострадального храма. Это произошло только 22 сентября 1913 года, в год другого юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, словно осенившая торжество своим присутствием. Митрополит Московский Макарий, совершивший чин закладки, снова напомнил о давней русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась Первая мировая война.
Однако ко времени закладки строители успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм еще возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся. Здесь стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани, и по почившим жертвователям храма.
В апреле 1916 года был открыт собственный приход храма, со штатным духовенством, определены условия его содержания и освящен для богослужений нижний ярус храма с приделом. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями успели возвести собор к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Одна прилегающая улица и переулок тогда были названы в честь Александра Невского – и названия эти уцелели до наших дней. Другая местная улица получила наименование «Память 19 февраля». При последующей реконструкции она была включена в площадь и исчезла.
Пока возводился храм, произошло знаменательное событие. В 1913 году известный скульптор С.Д. Меркуров (будущий автор статуи Ленина в проекте Дворца Советов) закончил памятник Льву Толстому, который начал в 1910 году, сразу же после смерти писателя, когда сделал его посмертную маску. Долго думали, куда поставить этот монумент, и предложили было Миусскую площадь, – тогда там работал знаменитый народный университет А. Шанявского. Негодование Православной Церкви поддержал «Союз русского народа», пригрозивший взорвать памятник отлученному еретику, если его поставят рядом с сооружаемым храмом. Угроза подействовала, и памятник установили на Девичьем поле, а в 1972 году перенесли во двор усадьбы на Пречистенке, 11, где открылся музей Толстого.
Первый тревожный знак последовал после Февральской революции. Нововозведенный московский собор был столь велик, что его предлагали для заседаний вожделенного Учредительного собрания – дабы и оно традиционно заседало в Москве, а не в северной столице. А после Октябрьской революции собор, по выражению историка Москвы П.В. Сытина, «стал не нужен».
Богослужения в освященном приделе храма проходили еще некоторое время, пока шла Гражданская война. Дальнейшая судьба собора с первых лет советской власти подпала под сомнение. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Да и Главмузей вступился тогда за храм «ввиду исключительного значения данного памятника», пытаясь «принять меры», чтобы уберечь его даже от вредного влияния атмосферных осадков.
Тем не менее, уже в 1925 году родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для директивных богоборческих кощунств, но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто.
Очередным безумством стало предложение создать в нем «пантеон Коминтерна», но выдвигались и совсем простые идеи, вроде открытия в здании храма музейную экспозицию «установления советской власти на Дальнем Востоке», или пищеблока для детского дома, или архива, или Радиодома, и даже «Дома химии» им. Менделеева. Были проекты советских архитекторов «достроить» здание, то есть облечь его в бетонную конструкцию и превратить в обычное городское сооружение. Взорвать же его не решались, поскольку первые попытки дали трещины в соседних зданиях, где размещались важные учреждения, и от идеи простого уничтожения собора отказались. А советские путеводители обходили стороной причину его сооружения, будто ее не было вовсе.
Конец пришел после войны. В 1952 году П.В. Сытин еще упоминает о «недостроенном соборе» в описании Миусской площади. А в 1960 году на его месте уже вырос Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю.Шевердяева и К.Шехояна. Он был построен на фундаменте собора с частичным использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого огромным трудом за долгожданную свободу русских крестьян. Кто-то винит в гибели храма органы охраны памятников истории и культуры Москвы, кто-то – многочисленные упущения, медлительность и нерадивость дореволюционных властей, сильно затянувших его столь необходимое для России возведение. По местному преданию, газон около Дома творчества детей и молодежи вянет и испускает зловоние, несмотря ни на какие попытки его благообразить, поскольку раньше на этом месте стоял храм, и ничего нельзя было строить вместо него.
Благодарственный собор Александра Невского разделил судьбу храма Христа Спасителя, и вряд ли будет кощунством сказать, что его судьба оказалась еще более трагичной – ведь о его восстановлении речи нет. Снесена и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. И теперь о Манифесте 19 февраля напоминает лишь образ святого апостола Архипа в алтаре воссозданного храма Христа Спасителя и сооружаемый ныне памятник Александру II в сквере храма близ Ленивки.
На Миусской же площади недавно был освящен памятный знак на том месте, где когда-то возвышался в благодарении Богу храм-памятник русской свободы.
popala_sobaka
Recent Entries · Archive · Friends · Profile
Алексей a_dedushkin здесь и вот тут всё уже рассказал и показал. Осталось только немного дополнить предысторией.
Проект храма Александра Невского на Миусской площади. Арх. А.Н.Померанцев. 1911г.
Начиная с 80-х годов 19 века Миусская площадь постепенно стала приобретать значение композиционного центра северо-западной части города благодаря сложившейся сети улиц, связавшей её с главной дорогой на Петербург.
Основные этапы развития Миусской площади.Схема арх.Л.Б.Распутова
а. конец XVIII в.
б. вторая половина XIX в.
в. XIX-XX вв.
г. накануне первой Мировой войны
Первые участки Миусской площади в виде прямоугольных кварталов были отданы в конце века для сооружения храма Александра Невского и Промышленного училища на западной и восточной сторонах огромного поля. Храм Александра Невского в память исторического события-отмены крепостного права 19 февраля 1861 года Александром II намечалось возвести по Указу Правительствующего Синода от 20 мая 1861 г. Также в мае 1861г. Был учрежден «Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение храма…», которым в течении трёх десятилетий с 1861 по 1894 г. были собраны значительные средства для сооружения храма, как предполагалось, на площади у Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот. Однако Комиссия « О пользах и нуждах общественных» в марте 1895 г. предложила построить храм на Миусской площади, причем посчитав, что такому значению всенародного и всероссийского события, не может соответствовать церковь обыкновенных размеров, а лишь собор, который мог бы служить воспроизведением Софийского храма в Константинополе.
Избрание же самой местности Миусской площади, находящейся на окраине города, мотивировалось соображением, имеющем практическое значение ввиду разрастания населения в этой местности. А также желание расположить храм так, что бы его видно было с Тверской улицы, как главной артерии городского движения этой части города по оси Жильцова(Александровского) переулка. Заботясь далее о регулировании города и о красоте его площадей, Городская Дума в конце Миусской площади, также по оси Жильцова переулка и будущего храма уже воздвигла колоссальное здание Промышленного училища.
Согласно этому замыслу Московская городская дума еще в декабре 1896 г. постановила отвести под постройку храма участок земли на Миусской площади до 3000 кв. сажень.
В мае 1898 г. был утвержден план общего расположения Миусской площади в Сущевской части г. Москвы.
Проект реконструкции 1903 г. Показан круглый в плане храм, предложенный арх. Латковым.
Первоначальный проект собора был составлен архитектором А.А. Латковым. Однако церковные власти его отвергли, ссылаясь на то, что в основание храма принят круг, а не освященная обычаем крестообразная форма.
В начале 1900 г. с новым проектом выступил профессор Петербургской Академии художеств А. Н. Померанцев. Из двух его вариантов был выбран последний, менее дорогой в исполнении.
Проект храма.1911г. Южный фасад.
Весной 1904 года состоялось освящение места для будущей закладки собора.
Сама закладка здания собора Александра Невского на Миусской площади состоялась 22 сентября 1913 г. , но из-за начавшейся мировой войны и отсутствии средств строительство затянулось. К 1915 году успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре был освящен придел во имя св. Тихона Воронежского. В нем стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани.
Лишь к середине 1917 г. строители смогли возвести капитальные стены с куполами, которые, возвышаясь над окружающей невысокой застройкой, были отчетливо видны с площади Тверской заставы. Собор был спроектирован А.Н. Померанцевым высотой 20 сажень. При этом высота собора соотносилась с длиной находившейся перед храмом площади в 120 саженей, как 1:6, что соответствовало пропорциональному построению площадей классицизма, например Театральной площади в Москве.
Миусская площадь и её застройка.Схема арх.Л.Б.Распутова
а. промышленное училище
б. университет А.Л.Шанявского
План здания имел форму квадрата, с восточной стороны, ориентированной на площадь , находились полукруглые апсиды.
В создании художественного образ собора на Миусской площади А.Н. Померанцев обратился к формам древнерусской архитектуры Занимая господствующее положение на площади по оси Александровского переулка, кубовидный собор, увенчанный куполами, не только дополнил стилистическое разнообразие зданий застройки, но и значительно изменил сложившийся к этому времени её силуэт.
Строительство собора продолжалось менее четырех лет и было прекращено в конце 1917 г. Оставалось только отделать его внутри, расписать и освятить. Но революция поставила точку в истории строительства храма.
Революционная горячка выдвигала одно безумство за другим, предлагая использовать здание возведенного храма в тех или иных целях. Сначала его предложили для заседаний Учредительного собрания – дабы оно заседало в исконной Москве, а не в северной столице. Затем, в первые годы советской власти встал ее традиционный «вопрос о кирпиче»: храм решили разобрать ради ценных строительных материалов, но от этого быстро отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. И тогда родилась идея создать в соборе первый советский крематорий — в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для богоборческих кощунств, но перестроить колоссальный собор Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим делом и крематорий устроили в скромном храме Серафима Саровского в Донском монастыре. А в здании собора на Миуссах предложили создать «пантеон Коминтерна».
Выдвигались и другие идеи по его использованию. Например, создать в нем музейную экспозицию по истории установления советской власти на Дальнем Востоке. Или разместить пищеблок для детского дома, или архив, или даже «Дом химии» им. Менделеева. Были проекты «достроить» здание, то есть облечь его в бетонную конструкцию и превратить в обычное городское сооружение.Окончательно храм был разрушен в 1952 году. На его фундаменте в 1960-х годах был выстроен Дворец пионеров.
Кто построил храм александра невского москве
Начали его строить в 1913 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Храм строили для увековечения отмены крепостного права в России Александром II и поэтому освящён он был по тезоименитству государя с князем Александром Невским. В 1904 году состоялось торжественное освящение места для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. Но средств на его возведение не хватало. Их начали собирать еще в 1860-х годах, но за 30 лет смогли собрать только десятую часть требуемой суммы. Лишь к 1913 году московская духовная консистория смогла получить недостающую сумму от казны. Архитектор Померанцев (построивший здание ГУМа) составил проект храма по рисункам В.М.Васнецова.
Александр Никанорович Померанцев (1849-1918)
Грандиозный, 21-главый храм высотой в 70 метров, должен был вмещать в себя до 6 тысяч людей. По размерам он планировался вторым после Храма Христа Спасителя.
Собор возвели к 1917 году, оставалось только отделать его внутри, расписать и освятить, но Февральская революция поставила точку в истории строительства храма.
В 1920 году появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Собор стали использовать как склад. В частности, в нём хранилась свёрнутая в рулоны «Бородинская панорама» художника Ф. А. Рубо после сноса здания панорамы на Чистых прудах.
Рулон с картиной Рубо
В 1922 году из собора были изъяты все ценности. Газеты того времени писали: «Недостроенное здание колоссального храма во имя Александра Невского на Миусской площади, с порыжевшими от времени куполами, с чёрными, длинными щелями незастеклённых окон, давно уже поставило вопрос о способах использования здания собора. Ещё в 1925 г. возник проект для использования его под первый московский крематорий, но его пришлось отклонить ввиду нерентабельности. Стены собора сложены весьма прочно на цементном растворе, и разборка их не дала бы большого количества годного кирпича».
В фильме 1927 года «Третья Мещанская» есть уникальные кадры собора.
В 1931 году храм попытались взорвать параллельно с храмом Христа Спасителя. Однако миусский храм оказался прочнее и от идеи уничтожения собора отказались.
В 1934 году был объявлен конкурс на проект Дома Радио на Миусской площади. Для использования внутреннего пространства храма, отличавшегося прекрасной акустикой, архитекторы Мордвинов, Душкин, Соломонов предложили проект Дома Радио, в который был встроен собор. Но проект не был реализован.
И все-таки в 1956 году собор снесли.
А в 1960 году на на фундаменте храма построили Дом пионеров Фрунзенского района (ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах).
В 1973 году перед домом пионеров возвели скульптурный ансамбль, посвящённый Александру Фадееву и героям его произведений «Разгром» и «Молодая гвардия».