Памятник Майе Плисецкой в Москве
Памятник Майе Плисецкой торжественно открыли в день ее рождения – 20 ноября 2016 года. Монумент установлен в носящем ее имя небольшом скверике на Большой Дмитровке.
Авторами проекта стали скульптор Виктор Федорович Митрошин и архитектор Алексей Константинович Тихонов.
На церемонии открытия памятника великой балерине и приме Большого театра присутствовали представители культуры и известные люди, среди которых супруг Майи Михайловны Плисецкой Родион Константинович Щедрин, главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев, министры правительства Ольга Голодец и Владимир Мединский.
Фото 1. Памятник Майе Плисецкой представляет ее в образе Кармен
Из истории создания памятника Плисецкой
Интересно узнать, что великая балерина и скульптор памятника Виктор Митрошин были давно знакомы.
Их первая встреча состоялась еще в Париже, где тогда еще малоизвестный мастер представлял свою выставку, которую Майя Михайловна и посетила вместе с супругом Родионом Щедриным.
Уральский умелец – обаятельный человек с простыми манерами и даже без знания языков – очаровал французскую публику, причем, свои работы он привез из России на своем собственном автомобиле. Таких сильных духом людей уважала и Майя Плисецкая, а потому дружба между ними завязалась моментально.
Именно тогда Виктор Митрошин преподнес Плисецкой небольшую статуэтку, выполненную в ее образе, и которая Майе Михайловне очень понравилась.
Спустя годы великая балерина уже сама с некоторой иронией обратилась к скульптору со словами: «Давно, ты Витюша, для меня ничего не лепил». Желание было моментально исполнено, и мастер представил первые эскизы будущей статуэтки, которую он хотел преподнести приме в день ее 90-летия.
К сожалению, Майя Михайловна Плисецкая не дожила до этого юбилея …
Но история статуэтки на этом не закончилась.
Муж, верный друг и жизненная опора Май Михайловны Родион Щедрин выбрал образ, созданный Митрошиным, как основу памятника великой балерине Плисецкой и приложил немало сил, чтобы он был установлен в любимом ею городе.
Скульптурная композиция
Скульптурная композиция представляет Майю Михайловну Плисецкую в любимом ею образе Кармен, который поставил специально для нее известный балетмейстер Альберто Алонсо для спектакля «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. «На бис» принимала этот балет и публика.
Виктор Митрошин смог передать не только иллюзия парения балерины над сценой, но и передать образ самой Плисецкой.
Памятник Майе Плисецкой расположен неподалеку от Большого театра в сквере Майи Плисецкой по улице Большая Дмитровка между строениями №№ 12/1 и 16с1.
Сквер Майи Плисецкой
Перемещаясь по Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 корп. 1 можно видеть непривычную для центра пустоту. Точнее, пространство обустроено в сквер Майи Плисецкой, история появления которого опять-таки необычна.
Как правильно понимает читатель, пустоты на улицах Москвы быть не может. На этом месте стоял старинный особняк, который в 2005 г. снесли. Инвестор подготовил площадку, но со строительством затянул.
В этот момент поменялся мэр. С новыми властями взаимодействия инвестор не нашёл. На месте старинного особняка появился общественный туалет.
В 2013 году в рамках московского фестиваля уличного искусства MOST бразильский художник Эдуардо Кобра по архивным фотографиям 1960-х годов изобразил на торце дома 16 по Большой Дмитровке портрет Плисецкой в образе Одетты, партию которой она исполняла в «Лебедином озере».
Работа была приурочена к 88-летнему юбилею балерины и получила её высокую оценку.
Через два года прославленная балерина ушла из жизни. Почти сразу московские власти решили, в честь Плисецкой назвать один из городских скверов. На момент 2015 г. Московская городская дума переезжала с Петровки на Страстной бульвар.
И Петровка, и Страстной от дома № 16 по Большой Дмитровки недалеко. Фреска с Плисецкой уже стала неотъемлемой частью города, и потому выбор чиновников оказался логичен. 20 ноября 2015 г. на карте города появился сквер Майи Плисецкой.
В последние годы жизни Плисецкая несколько раз говорила, что не хочет памятников в свою честь. Тем не менее ряд общественных организаций выступили с инициативой об установке в сквере Майи Плисецкой памятника русскому балету. Идею поддержал вдовец Плисецкой композитор Родион Щедрин.
Министерство культуры Российской Федерации организовало сбор внебюджетного финансирования для проекта, 20 миллионов рублей выделил благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, также свой гонорар предоставил на изготовление памятника автор скульптуры Виктор Митрошин.
Прославленная прима балета, под звуки «Кармен-сюиты», вернулась к поклонникам ровно через год после появления сквера — 20 ноября 2016 г.
В Москве открыт памятник балерине Майе Плисецкой
В Москве, в сквере Майи Плисецкой на улице Большая Дмитровка, в воскресенье открыт памятник балерине. Монумент высотой около 9 метров создан заслуженным художником России Виктором Митрошиным. Скульптура изображает танцовщицу в образе Кармен.
Торжественная церемония прошла под звуки "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина. Среди присутствовавших на открытии был художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, сообщает ТАСС.
Инициатором создания памятника Майе Плисецкой стал супруг балерины, композитор Родион Щедрин, который принимал активное участие в обсуждении проекта на всех его стадиях. Памятник создавался при финансовой поддержке основателя благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова.
По словам автора Виктора Митрошина, памятник символизирует служение Плисецкой театру, балету. Скульптура стоила более 20 миллионов рублей, передает "Интерфакс" со ссылкой на Министерство культуры России.
Майя Плисецкая скончалась незадолго до своего 90-летия 2 мая 2015 года в Германии.
Памятник Майе Плисецкой в Москве
Памятник Майе Плисецкой торжественно открыли в день ее рождения – 20 ноября 2021 года. Монумент установлен в носящем ее имя небольшом скверике на Большой Дмитровке.
Авторами проекта стали скульптор Виктор Федорович Митрошин и архитектор Алексей Константинович Тихонов.
На церемонии открытия памятника великой балерине и приме Большого театра присутствовали представители культуры и известные люди, среди которых супруг Майи Михайловны Плисецкой Родион Константинович Щедрин, главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев, министры правительства Ольга Голодец и Владимир Мединский.
Фото 1. Памятник Майе Плисецкой представляет ее в образе Кармен
Из истории создания памятника Плисецкой
Интересно узнать, что великая балерина и скульптор памятника Виктор Митрошин были давно знакомы.
Их первая встреча состоялась еще в Париже, где тогда еще малоизвестный мастер представлял свою выставку, которую Майя Михайловна и посетила вместе с супругом Родионом Щедриным.
Уральский умелец – обаятельный человек с простыми манерами и даже без знания языков – очаровал французскую публику, причем, свои работы он привез из России на своем собственном автомобиле. Таких сильных духом людей уважала и Майя Плисецкая, а потому дружба между ними завязалась моментально.
Именно тогда Виктор Митрошин преподнес Плисецкой небольшую статуэтку, выполненную в ее образе, и которая Майе Михайловне очень понравилась.
Спустя годы великая балерина уже сама с некоторой иронией обратилась к скульптору со словами: «Давно, ты Витюша, для меня ничего не лепил». Желание было моментально исполнено, и мастер представил первые эскизы будущей статуэтки, которую он хотел преподнести приме в день ее 90-летия.
К сожалению, Майя Михайловна Плисецкая не дожила до этого юбилея …
Но история статуэтки на этом не закончилась.
Муж, верный друг и жизненная опора Май Михайловны Родион Щедрин выбрал образ, созданный Митрошиным, как основу памятника великой балерине Плисецкой и приложил немало сил, чтобы он был установлен в любимом ею городе.
Майя навечно
Плисецкая как никто умела привлекать к себе талантливых людей. Мировой звездой со всеми положенными статусами она пришла на парижскую выставку мало кому известного скульптора Виктора Митрошина. А осмотревшись, вызвалась сказать приветственную речь — ее поразило, что талантливый «уральский мужик», не обученный ни языкам, ни светским манерам, своим ходом на машине привез в Париж скульптуры, и Париж ахнул. Такие истории Майе были очень по душе, так что дружба завязалась сама собой. Очарованный скульптор подарил балерине статуэтку — ее образ, и она так понравилась прототипу, что спустя какое-то время Плисецкая упрекнула поклонника: «Давно ты, Витюша, для меня ничего не лепил». И вскоре рассматривала эскиз статуэтки своей любимой роли Кармен. Скульптор готовил ее как подарок к 90-летию Плисецкой, к 20 ноября 2015 года. За полгода до этой даты Майи Михайловны не стало.
Но такой искренний сердечный дар не остался кабинетным. По инициативе знаменитого композитора, мужа и главной опоры балерины Родиона Константиновича Щедрина, статуэтка стала основой памятника. Только что, через полтора года после ухода Плисецкой и в день ее рождения 20 ноября его открыли в самом центре Москвы, в сквере на Большой Дмитровке между 12 и 16 домом. До родного дома Майи Плисецкой, Большого театра, отсюда рукой подать.
Конечно, между статуэткой и девятиметровым памятником громадная разница. Весь процесс Родион Щедрин контролировал лично. Его порыв поддержать память о балерине поддержало Министерство культуры РФ, и затем проект один за другим одобрили комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, представители Мосгорнаследия и Москомархитектуры. Технология такова, что комиссии принимают глиняную модель 30 — 50 см, утвержденную на художественном совете. В процессе «роста» ее подправляли и дорабатывали в рамках эскиза, на все ушло около трех месяцев. Только затем ее отлили в литейном цехе в подмосковных Химках, под надзором автора собрали и привезли в сквер. Сначала масштаб, а потом и точное место для установки искал архитектор проекта Алексей Тихонов. Чтобы не ошибиться, еще до запуска процесса он сделал силуэтный макет памятника в натуральную величину и «примерял» его к скверу, так что можно надеяться, что в монументальном облике столицы московская любимица, символ всего самого сильного и свободного, что есть в балете, точно нашла свое место.
Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову
На открытии памятника присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, супруг Плисецкой Родион Щедрин и многие другие.
Затраченные на памятник деньги, более 20 миллионов рублей, нашлись вне бюджета. Главную лепту внес фонд «Искусство, наука и спорт», а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар. Балерина успела отозваться в своей книге о прежней его работе: «Скульптурный портрет Виктора Митрошина «Майя» кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание… Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар». Все-таки любовь может материализоваться.
Скульптурная композиция
Скульптурная композиция представляет Майю Михайловну Плисецкую в любимом ею образе Кармен, который поставил специально для нее известный балетмейстер Альберто Алонсо для спектакля «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. «На бис» принимала этот балет и публика.
Виктор Митрошин смог передать не только иллюзия парения балерины над сценой, но и передать образ самой Плисецкой.
Памятник Майе Плисецкой расположен неподалеку от Большого театра в сквере Майи Плисецкой по улице Большая Дмитровка между строениями №№ 12/1 и 16с1.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 20 Ноября 2021 г. 16:54 + в цитатник
В день рождения выдающейся балерины, 20 ноября 2021 года, в Москве открылся памятник Майе Плисецкой.
Установлен памятник на Большой Дмитровке, в сквере между домами 16 и 12, который в 2015 году — в день 90-летия со дня рождения балерины — был назван в ее честь. Maya Plisetskaya. Великая балерина Майя Плисецкая
[/td] С предложением увековечить память Плисецкой выступил ее супруг, композитор Родион Щедрин, активно участвующий во всех этапах воплощения проекта.
Инициативу поддержало министерство культуры РФ, а автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был лично знаком с балериной.
Как рассказал архитектор проекта Алексей Тихонов, основной идеей воплощения скульптуры было создать иллюзию парения балерины в образе Кармен на фоне неба. Митрошин отмечал, что старался создать не просто фигуру балерины, но максимально воплотить образ самой артистки.
Место возведения скульптуры (вблизи Большого театра) и образ Кармен — не случайны. Именно на сцене Большого в 1967 году была показана «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой.
Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии. «Характер — это и есть судьба» — говорила Майя Плисецкая. Вспомним великую балерину и сильного Человека в День её рождения!
Прима Большого театра, непревзойденная Одетта, танцовщица с мировой славой, хореограф, красавица и «жар-птица» Родиона Щедрина, как называл ее сам композитор, — Плисецкая верила, что характер определяет судьбу. Она была необычайно требовательным, сильным и смелым человеком, а главное, свободным — в своем танце и в своих убеждениях.
«А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу. <�…> Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась…» — писала она в своей автобиографии.
Майя Плисецкая родилась для танца, и в нем ей не было равных.
Майя Плисецкая, 1953 год и Майя Плисецкая с братьями Александром (слева) и Борисом играют в шахматы. Москва, 1950 год
Майя Плисецкая, 18 июня 1963 года
Майя Плисецкая, студентка из Нью-Йорка Элис Врбски и Родион Щедрин, 4 июля 1963 года
Балет Большого театра в Ковент-Гардене. Генеральная репетиция «Лебединого озера». Николай Фадеечев, Леонид Лавровский, Майя Плисецкая и Владимир Левашев. Июнь 1963 года
Съемки фильма «Анна Каренина» по роману Льва Толстого (режиссер Александр Зархи). Майя Плисецкая в роли Бетси. Москва, 1966 год
Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Москва, 1968 год
Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Москва, 2 марта 1976 года
Большой театр. На занятиях в классе (слева направо): Сергей Радченко, Юрий Владимиров, Майя Плисецкая и Вячеслав Гордеев. Москва, 12 ноября 1985 года
Большой театр. Майя Плисецкая (Анна Сергеевна) и Борис Ефимов (Дмитрий Гуров) во время репетиции балета Родиона Щедрина «Дама с собачкой». Москва, 12 ноября 1985 года
Майя Плисецкая исполнила на сцене театра «Новая опера» миниатюру «Ave Майя», поставленную Морисом Бежаром. Москва, 29 ноября 2004 года
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. Германия, 2007 год
Родион Щедрин и Майя Плисецкая на премьере оперы Щедрина «Очарованный странник» в исполнении оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, 2007 год *** Майя Плисецкая. Москва, 5 апреля 2010 года
Рубрики: | Знаменитые женщины/Майя Плисецкая Мои ролики Памятные даты |
Процитировано 1 раз Понравилось: 11 пользователям
- 11
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось11
0
Царь-Плисецкая
Фото: Илья Питалев/РИА Новости Было холодно, но солнечно. Англичане такую погоду называют Queen’s weather — в том смысле, что королеве такая погода очень идет: ветер не срывает шляпу, не задирает подол, с неба ничего не льет и не падает. Все чинно и благородно, как раз чтобы перерезать очередную ленточку. Приехали все телевизионные каналы, и пишущая братия тоже подтянулась. Раньше они все размещались по ложам и ярусам Большого театра, а теперь сгруппировались вокруг мраморного постамента, на котором высилась огромная скульптура Майи Михайловны Плисецкой.
Честно говоря, я даже не ожидал, что она будет такая большая. Эта вам не изящная балетная статуэтка, вписанная в зеленую перспективу какой-нибудь садовой аллеи или парка. Это огромная бронзовая Гулливерша на высоченном гранитном пьедестале, вроде того, на котором по всем площадям Восточной Европы раньше высились советские воины-освободители. Кое-где, впрочем, они остались стоять до сих пор. По своим габаритам бронзовая Майя Михайловна вполне могла бы с ними сравниться. Но дело, наверное, не только в этом. За этим стремлением к монументальности прослеживается генеральный тренд наших дней: великая история, великая культура, великая страна. Все мифы и легенды, как древнейшие, так и новейшие, для этого вполне могут сгодиться. Для каждого из них найдется и свой постамент, и подготовленная речь. По мне, так это можно стерпеть и даже не заметить. В конце концов, сколько этих памятников расставлено на улицах нашего города. Каждый раз переживать из-за их художественных несовершенств или эстетических несоответствий — здоровья не хватит. Но Майя, Майя… За что ей это? Она, которая так не любила пафос. Так смеялась и презирала любой официоз, так не хотела становиться памятником при жизни. Мне как-то рассказывали ее друзья, как, заприметив у них дома свое скульптурное изображение — что-то вроде мраморного бюста, вполне, к слову сказать, художественного, — деловито поинтересовалась: «А молоток есть?» — «Зачем?» — «Очень хочется мне эту башку расколотить». Еле отговорили от акта вандализма. И живописные портреты она свои не слишком жаловала. Дома у нее только один висел. Кажется, кисти Сарьяна, да и то весьма условного сходства. Помню один из наших последних разговоров:
— Вы видели панно со мной на Большой Дмитровке?
— Скажите, только честно, это ужас?
— Ну почему ужас, Майя Михайловна? Красивое панно.
— Вы слишком воспитанный, Сережа. Но вы хотя бы верите, что лично я к этому не имею никакого отношения?
Верю, конечно, верю, Майя Михайловна!
Фото: Илья Питалев/РИА Новости
Даже в поздние года, когда уже всем все должно быть все равно, ей не изменяли ни вкус, ни чувство меры. Но что было делать со всеми дарами, орденами и подношениями, которые просыпались на нее особенно щедро в дни ее юбилейных торжеств? Было бы лицемерием сказать, что она была к ним совсем равнодушна. Вовсе нет! Майя была женщина и великая актриса. Она мгновенно сбрасывала несколько десятков лет, когда на нее были направлены телекамеры и влюбленные глаза. Ей нравилось быть в центре всеобщего внимания и поклонения. Но при этом сколько самоиронии, какая беспощадная трезвость во всех оценках и характеристиках!
Не надо обладать слишком богатым воображением, чтобы представить ее огненный монолог на тему монументальной бронзовой дамы, застывшей с поднятыми руками и с чем-то непонятным на голове. Но что теперь делать? Не переносить же ее в Музеон ко всем обидчикам и врагам Плисецкой? Пусть стоит. В конце концов, она лишила начальство удовольствия покрасоваться около своего гроба, не могла же она запретить им поставить памятник в свою честь. Тем более что все расходы взял на себя преданный друг и щедрый меценат Алишер Усманов. Так что ни рубля из городского бюджета или министерских денег потрачено на эту красоту не было.
Как осторожно предположил Родион Константинович Щедрин, может быть, здесь когда-нибудь обустроят уютный сквер, которых так не хватает в центре, и посадят кусты сирени, которую она так любила. Здесь будут встречаться молодые люди, назначать друг другу свидания, зазвучит музыка. И кто знает, может быть, даже появится новый мем — «Встретимся у Майи». А вот это ей бы наверняка понравилось и даже заставило бы смириться с тем, что она, такая огромная, грозная и неулыбчивая, будет возвышаться над пешеходами и машинами на Большой Дмитровке. Впрочем, это только мои предположения.
…Из динамиков звучат зловещие фанфары «Кармен-Сюиты». Телевизионщики мечутся между Щедриным в меховой ушанке и Валерием Гергиевым с железным корсетом на ноге — маэстро недавно повредил мениск, но сегодня вечером он уже должен дирижировать в Париже. И со всех сторон только и слышно: «великая балерина», «великая балерина», «великая балерина».