Колпачный переулок 5 что здесь
Перейти к содержимому

Колпачный переулок 5 что здесь

  • автор:

Старинный замок Кнопа в Москве станет музеем

О проекте реконструкции целого ряда исторических объектов в районе Ивановской горки — пожалуй, единственном настоящем архитектурном заповеднике Москвы, «РГ» уже писала. В числе домов, которые ежедневно здесь демонстрируют экскурсантам, — усадьба Андреаса Кнопа, сына барона-промышленника. Особняк был построен еще в 1900 году по проекту архитектора Карла Треймана. Дом выделяется в архитектурном ансамбле этого района за счет своей граненой зубчатой башенки и щипцовых фигурных завершений. Здесь, в настоящем готическом замке, планируют разместить музей легендарной фамилии. Экспонаты для него уже начали собирать потомки Людвига Кнопа.

«Он очень любил Россию, — рассказывает Андреа фон Кноп, прямой потомок семьи и ее представитель в нашей стране. — Даже будучи уже в преклонном возрасте, всегда приезжал сюда». Людвиг Кноп впервые приехал в Москву из Англии и остался здесь навсегда. Благодаря его стараниям в России появились иностранные паровые машины для текстильной промышленности, он продавал их в рассрочку нашим купцам, немалую часть оборудования передавал за паи в производстве. Вот почему «где фабрика — там Кноп». К XIX веку он стал совладельцем более сотни мануфактур. Пожалуй, самая знаменитая — Даниловская мануфактура.

Вера — в России

А в Колпачном переулке Кноп приобрел земельный участок, как бы сейчас сказали, под индивидуальное жилищное строительство. Здесь располагалась лютеранская кирха, Кноп и его семья были в числе прихожан. После смерти отца семейства его дело перешло к сыновьям — Андреасу (Андрею) и Теодору (Федору). Именно Андреас построил тот самый готический замок, которым мы сейчас восхищаемся и где планируется сделать общедоступный музей. Ведь долгое время здесь были обычные коммерческие площади, которые то и дело сдавались в аренду разным компаниям. В частности, тут находился дом приемов компании «ЮКОС».

Соседний дом N 5 — тоже исторический особняк семьи Кноп. Как отмечает глава департамента культурного наследия Алексей Емельянов, во время реставрационных работ здесь уже удалось раскрыть живопись на стенах, исторические воздуховоды, каменные и паркетные полы и подлинный витраж начала XX века. Эксперты также смогли обнаружить фрагменты трафаретной живописи, которая впоследствии была закрыта слоями масляной краски. Но самая удивительная находка — вертикальный воздуховод, который частично тоже сохранился.

Многое в баронских особняках было утеряно в советское время. Дело в том, что после революции эти здания, как и многие господские усадьбы, были национализированы. Первоначально, например, в доме N 7 поселилось представительство Украинской ССР, которое сменил комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. В первые месяцы войны здесь принимали заявления от добровольцев и выдавали путевки на фронт, формировали команды ПВО, сандружины, отряды для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага. Именно отсюда направление в особую воинскую часть 9903 получила Зоя Космодемьянская.

Дворец памяти

Именно в советское время в готическом замке исчезло пышное внутреннее убранство. Проект реставрации и создания музея как раз и предполагает восстановление оригинального облика конца XIX — начала XX веков. Должны помочь фотографии и материалы об интерьере дворца Мюленталь в Бремене, который строился примерно в то время по заказу Людвига Кнопа. «К сожалению, этот дворец был снесен в 1933 году, так как потомки уже не могли позволить содержать его, а мебель заранее была распродана на аукционе», — объясняет Андреа. Однако праправнуки Людвига Кнопа, которые сейчас живут в Германии, предоставили фотографии, которые могут помочь реставраторам и создателям музея, посвященного прежде всего архитектуре. Все дело в том, что драгоценное убранство для Мюленталя и для дворца в Колпачном, 5, поставлял один и тот же эксклюзивный оформитель из Бремена. «Поэтому можно предположить, что оба дома были обставлены в соответствии со вкусами времени очень похожим образом», — полагает Андреа фон Кноп.

Главное, что долгие годы Колпачный переулок восхищал москвичей и туристов только своей внешней стороной. Хотя, как выяснилось, внутри особняков братьев Кноп также есть на что посмотреть. И это даже с учетом революционного разграбления и последующего забвения советской поры. На первом этапе реставрации стало ясно, что, например, в доме N 7 кроме воздуховода сохранились подлинные отопительные приборы. Они были сделаны из чугуна и, судя по оставшимся ножкам, стояли на полу. По мнению специалистов, их перенесли из другого помещения в зимний сад после революции. Есть и фрагменты для особых ценителей. В частности, в торце заглушки одной из батарей найдено клеймо чугунно-литейного завода С.И. Мальцова, расположенного в Калужской области. Обоим домам вернут облик XIX — начала XX веков. За всеми этапами реставрации будут следить специалисты Мосгорнаследия. В то же время представители семьи Кноп в России и Германии продолжат собирать экспонаты об истории великой фамилии.

Особняк барона Кнопа в Колпачном переулке

Основателем купеческой династии Кнопов в Москве был уроженец Бремена Иоганн Людвиг Кноп. Впервые приехав из Англии в Россию в 1839-м году как представитель английской фирмы «De Jersey & Co», он остался здесь навсегда. Во многом благодаря именно его стараниям была переоснащена вся текстильная промышленность страны.
Его роль в деле посредничества между Россией и Англией понимали обе стороны. Англичане боялись незнакомого им русского рынка, а русские не доверяли «аглицким» машинам, которые могли бы быть проданы ими бракованными. Кноп устроил обе стороны. И англичане его хорошо знали, а с русскими купцами он пировал на равных, за что те его приняли за своего. Кноп в шутку говорил, что его тогда зауважали, когда он в компании выпил шампанского столько, что головной цилиндр наполнился доверху бутылочными пробками…
Он активно начал ввозить в Россию паровые машины для текстильных фабрик и продавать их русским купцам в рассрочку. Немалую часть оборудования он поставлял на условиях получения паев, что позволило ему стать к концу XIX в. совладельцем более ста мануфактур. В связи с этим в ходу была известная поговорка: «Где церковь, там и поп, а где фабрика, там Кноп». Впоследствии Кноп занялся ещё и продажей хлопчатобумажных тканей и кредитованием частных предпринимателей. В 1852 г. им был основан «Торговый дом Л. Кноп», филиалы которого имелись во многих городах Российской империи. В 1877 г. Людвигу Кнопу указом императора Александра II за большие достижения на поприще русской промышленности было пожаловано потомственное баронское достоинство.
Своим местом жительства Кноп недаром избрал Колпачный переулок: неподалеку располагалась лютеранская кирха Петра и Павла, прихожанами которой была вся его семья.
После смерти Людвига Кнопа семейное дело перешло в руки его сыновей — Андреаса (Андрея Львовича) и Теодора (Федора Львовича). Обширную отцовскую усадьбу в Колпачном переулке они поделили на две части. Андреас Кноп и построил в современном владении № 5 английский готический замок, как напоминание о стране, которой род Кнопов обязан своим процветанием. Андрей Львович был председателем общины «Питерпаулькирхе» и одним из основных жертвователей при строительстве нового здания лютеранской церкви в 1903–1905 гг.

2. Объёмно-пространственная композиция выполнена асимметричной.

3. Дом увенчан гранёной зубчатой башенкой с правой стороны здания.

Крупный эркер с левой стороны здания с двумя рядами небольших окон, оконных проёмов, расположенных по центру фасада, окна второго этажа правого ризалита и щипцовых фигурных завершений придают дому монументальный и в тоже время современный вид. Некоторую эклектичность готической постройке придаёт сочетание средневековой крепостной архитектуры (башенка справа), с элементами готической застройки городов Средневековья (щипцовые элементы). Внутри комнаты и залы украшали старинные гобелены и коллекция холодного оружия. Оригинальные интерьеры здания сохранились лишь частично.

4.

5. Готические элементы

6.

7. На этом месте был герб Кнопов. Они, имея звание баронов, имели и право на собственный герб.

8.

9.

10. Фотографии парадной лестницы от mirandalina .

11.

12.

13.

14. Участок был большой, хватило места и для строительства дома для младшего брата — Теодора. Этот дом строил архитектор Б.В. Фрейденберг.

15. Для обеспечения домов электричеством тут же была построена небольшая электростанция.

16. В советское время она была превращена в жилой дом.

Андрей Львович состоял членом совета директоров двух московских банков, а также был членом правления многих товариществ. Также входил в Центральный Комитет праволиберального Союза 17 октября. Фёдор Львович являлся членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков.
После революции особняк занимали государственные учреждения. В 1920-х – начале 1930-х гг. в нём располагалось представительство Украинской ССР, затем – Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в котором в 1932–36 гг. работал революционер и государственный деятель, друг и соратник Ленина, Г.М. Кржижановский. С 1937 по 1991 г. в этом здании находился Московский городской комитет ВЛКСМ. В 1941 г. здесь принимали заявления от добровольцев и выдавали путевки на фронт, формировали команды ПВО, сандружины, отряды для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага.
В 1990-е годы особняк на 49 лет арендовал Михаил Ходорковский, он привёл его в порядок. В здании разместился банк «Менатеп», а впоследствии «Юкос». Здание использовалось в качестве дома приёмов. В 2006 году здесь устроила свой офис фирма по производству конфет «Конфаэль».

Колпачный переулок 5 что здесь

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дом Кнопа. Где фабрика, там Кноп

Всего 12 фото

Дом построен в 1900 г. в неоготическом стиле архитектором Карлом Васильевичем (Густавичем) Трейманом для барона Андреаса Кнопа — основного поставщика в Россию из Англии машин для текстильного производства. Особняк выполнен в духе английской готики, как напоминание о стране, с которой было связано процветание рода Кнопов.
Первым представителем семьи был Людвиг Кноп, уроженец Бремена, немец, работавший менеджером в Британии по поставке английской пряжи и текстильного оборудования. В 1839 году он впервые прибыл в Россию и остался в ней навсегда. Благодаря его усилиям была переоснащена вся текстильная промышленность страны. В полном смысле слова Л.Кноп произвел революцию в мануфактурном производстве России. Главной заслугой Кнопа было то, что он смог в короткий срок ввести в страну из Англии паровые машины для текстильных фабрик и продать это оборудование русским купцам в рассрочку.

02 Особняк барона Андреаса Кнопа.1910

О его роли в деле посредничества между Россией и Англией понимали обе стороны. Англичане боялись незнакомого им русского рынка, а русские не доверяли «аглицким» машинам, которые могли бы быть проданы им бракованными. Кноп устроил обе стороны. И англичане его хорошо знали, а с отечественными купцами он пировал на равных, за что те его приняли за своего. Кноп в шутку говорил, что его тогда зауважали, когда он в компании выпил шампанского столько, что головной цилиндр наполнился доверху бутылочными пробками…

03 Колпачный переулок. Дом Кнопа. 1910

Восемнадцатилетний торговый представитель английской компании проявил в Москве недюжинные деловые качества. Он быстро понял, какие возможности появляются у него в связи с острой нехваткой в России современного ткацкого оборудования. Машины, устанавливаемые на российских фабриках были в основном французского и бельгийского производства, причем устаревших конструкций. Англия, сохраняя и укрепляя в XIX в. свою репутацию "мастерской мира", зорко следила за тем, чтобы ее машины для хлопчатобумажной промышленности по праву считавшиеся лучшими в мире не попали в руки конкурентов. Строгий запрет на ввоз на континент английских машин, правда, нередко нарушался английскими же дельцами, да и английские механики и рабочие за соответствующую плату охотно принимали участие в организации машинных фабрик в Европе.
Такая ситуация продолжалась вплоть до 1842 г., когда запрет на ввоз ткацкого оборудования был преодолен. Савва Васильевич Морозов поручил Кнопу оборудовать знаменитую в последствии Никольскую мануфактуру новейшей продукцией английского машиностроения, что и было с успехом сделано последним.

04

Итак английские машины впервые появились в России, но не только в этом была заслуга предприимчивого "английского немца". В условиях отсутствия кредита со стороны русских частных предпринимателей, не получавших помощь от государства, он сумел убедить руководство Де Джерси открыть кредит для русских фабрик, оснащаемых английскими машинами.

05

И все же главный успех Кнопа заключался в его технологии постройки фабрик "под ключ". Он не только строил новые предприятия, но и полностью переоборудовал старые, этот процесс был поставлен на поток. Кноп выписывал из Англии не только машины и, но и мастеров — монтажников для сборки и налаживания оборудования.С ростом числа фабрик, оборудованных конторой Кнопа, росло и его состояние. Еще одним "ноу-хау" его фирмы было то, что оборудование для мануфактур доставлялось не за наличный расчет, и не в кредит в пользу Кнопа, а за счет увеличения основного капитала и выпуска новых паев хозяевами мануфактур, которые и служили источником оплаты. Все это позволило Кнопу со временем стать банкиром для своих клиентов, которым он открывал счета, и векселя которых он принимал.

06

Подобно Рокфеллеру Кноп часто участвовал в сделках под чужим именем. Например, Даниловская, Измайловская и Вознесенская фабрики принадлежали все тому же Кнопу, который стал влиятельным акционером даже в нескольких морозовских предприятий, закрытых для других предпринимателей. В Москве даже зародилась поговорка: "Где церковь, там поп, а где фабрика, — там Кноп".

07

Самым знаменитым предприятием, основанным Людвигом Кнопом, ставшим к тому времени Львом Григорьевичем, по праву считается Кренгольмская мануфактура в Нарве. В 1856 г. он купил у семьи Сутгоф остров Кренгольм, а в начале следующего года там было создано Товарищество Кренгольмской мануфактуры. Благодаря ударным темпам строительства осенью 1858 г. заработали первые 8000 веретен, а в августе следующего года предприятие начало вырабатывать миткаль. Основав Кренгольмскую мануфактуру, Л. Кноп стал фактически монополистом, он был совладельцем 122 фабрик. Филиалы его конторы были открыта в Новом Орлеане и Бомбее.

08

Московские владения Кнопов располагались в Колпачном переулке недалеко от лютеранского собора св.ап. Петра и Павла, прихожанами которого фабриканты являлись. В 1900 году сыновья революционера мануфактурного производства поделили отцовскую собственность.

09

К началу Первой мировой войны структура ткацкой промышленности Москвы начала меняться. Под воздействием банковского капитала началась концентрация производств и капиталов в различных отраслях промышленности.

10

Особенно сильно этот процесс затронул хлопчатобумажную и льняную группу. Влияние кноповской группы начало слабеть. В 1912 г. представители кноповской группы вышли из состава правления Богородской Глуховской мануфактуры, ее директор Р. И. Прове был заменен представителем Азовско — Донского банка. Она отошла от руководства тремя крупнейшими ситценабивочными мануфактурами Московского промышленного района: Товарищества Альберта Гюбнера, Даниловской мануфактурой и Товарищества Н. Н. Коншина. Активно заявила о себе группа Рябушинских и С. Н. Третьякова, которая купила ряд крупных льняных мануфактур: Товарищество Локаловых, Меленковскую мануфактуру и др. Это были первые шаги к созданию русского льняного треста, но разразившаяся вскоре революция прервала этот процесс.

После революции 1917 года Кнопы были вынуждены эмигрировать. Некоторых представителей этого рода выслали в Сибирь и там расстреляли.

11

После Октябрьской революции особняк перешёл к государственным учреждениям. — В 1920-х — начале 1930-х гг. в нём располагалось представительство Украинской ССР, затем — Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в котором в 1932-36 гг. работал Г.М.Кржижановский (1872-1959).

12 Фрагмент ограды

Дом барона Кнопа (Колпачный переулок, 5)

похож на готический замок, какие в Англии строили в XVII веке.

Здание построено в 1900 году архитектором К.В.Трейманом для барона Андрея Львовича Кнопа, сына Льва Кнопа, уроженца Бремена (настоящее имя Людвиг Иоанн), осевшего в XIX-м веке в России, основателя Торгового Дома "Людвиг Кноп", который занимался поставкой текстильных машин из Англии в Россию.

Немецкие корни владельца здания не могли не отразиться на его архитектурном облике. Крыша выполнена в виде крепостной стены, резные окна и балконы, все это больше напоминает феодальный замок, нежели обычный жилой дом .

После Октябрьской революции особняк перешел к государственным учреждениям. В 1920-х — начале 1930-х годов тут располагалось представительство Украинской ССР, затем — Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. Затем и по 1991 год — Московский городской комитет ВЛКСМ. Тут проводились приемы ЮКОСа. Сейчас здесь офис компании "Конфаэль".

Строгий пропускной режим, фасады в видеокамерах и никаких вывесок.

Кстати, брату барона, Т еодору Кнопу, принадлежал в Колпачном переулке следующий дом, №7, переделанный еще для отца в 1869 году архитектором Б.Фрейденбергом.

Дом Морозова (Подсосенский переулок, 21)

Дом старообрядцев и московских меценатов Морозовых был построен в 1879 г. по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова. Фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, в центре по обе стороны парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Интерьеры поражают разнообразием и причудливостью, что отличало многие особняки богатого купечества, приобщавшегося к культуре. Все парадные залы отделаны в разных стилях с применением мрамора, редких сортов дерева, инкрустации. В ряде помещений устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой. Интерес представляют помещения, в создании которых принимали участие такие мастера, как Ф. О. Шехтель и М. А. Врубель: готический кабинет с библиотекой на хорах, приемная, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждая из которых — произведение искусства. Массивная ограда с воротами в своих деталях повторяет элементы декора главного дома.

Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, был страстным коллекционером. Его собрания старинного фарфора, серебра, икон, гравированных и литографированных портретов были представлены в особняке. Для коллекции икон дворовое крыло дома в 1914 г. было надстроено этажом с тремя залами с верхним светом (арх. И. Е. Бондаренко). После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. А. В. Морозов не покинул страну, жил в двух нижних комнатах, занимался сохранением музея, был увлеченным экскурсоводом. Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. коллекции были разрознены и переданы в различные музеи.

О том, кто сегодня распоряжается памятником, знаменитым своими интерьерами работы Шехтеля (камин, лестница, скульптура), охрана молчит. Проговорился сотрудник одной из обитающих в доме контор: по его словам, особняк арендует у департамента культурного наследия организация ветеранов-"афганцев". В Дни культурного наследия, утверждают охранники, сюда пускают экскурсии, однако на сайте Москомнаследия в списках доступного дом не значится.

Вот еще интересные статьи о доме, усадьбе, интерьерах, коллекции.

Особняк фабриканта Тарасова (Спиридоновка, 30)

В 1907 году екатеринодарский купец первой гильдии Гавриил Тарасов купил участок на углу Спиридоновки (тогда Спиридоновская улица) и Большого Патриаршего переулка. По его заказу в 1908–1912 годах архитектор Иван Жолтовский возвел роскошную усадьбу в традициях итальянского ренессанса. Здание имеет узнаваемый прототип — палаццо Тьене в Виченце, созданное Андреа Палладио.

Интерьеры особняка в основном сохранились. Росписи потолков выполнены художниками И. И. Нивинским и Е. Е. Лансере.

Гавриил Асланович умер в 1911 году, не дожив до конца строительства. О заказчике напоминает латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI», что означает: «Габриэль Тарасов сделал лета Господня». Цифры с датой строительства утрачены.

Фотография 1910-х годов. Вид на Спиридоновку от Садового кольца. Предоставлена Борисом Пастернаком

Сейчас особняк занимает Институт Африки.

Усадьба генерала Соймонова (Малая Дмитровка, 18)

Первоначально дом был построен в 1780-е гг. знаменитым архитектором Н.А. Львовым для семьи Соймоновых. В таком виде усадьба в 1860-е гг. перешла к новой владелице, В.Д. Ладыженской, которая заказала ее перестройку российско-австрийскому архитектору Августу Веберу, весьма модному в ту пору. Тот «усовершенствовал фасады и интерьеры» в неоклассическом вкусе, не изменив общей планировки.

Стены дома на Малой Дмитровке помнят не только собрания Северного тайного общества (племянник генерала Соймонова герой Отечественной войны и ученый-метеоролог М.Ф. Митьков был декабристом, хотя жил здесь совсем недолго), но и разговоры о поэзии с участием первого поэта России. Александр Сергеевич, как считают исследователи, бывал здесь у своего друга Сергея Соболевского (библиографа, издателя и эпиграмматиста), приходившегося генералу Соймонову внебрачным сыном. Бывали и другие известные литераторы той поры. В 1830-е гг. здесь жил Александр Раевский (старший сын знаменитого генерала — героя Бородинского сражения, и сам боевой офицер): Пушкин был знаком с ним еще со времен южной ссылки и запечатлел его черты в стихотворении «Демон».

После революции усадьбу национализировали, помещения разгородили под кабинеты чиновников. В 20-е гг. в здании размещался один из комитетов Совета народного хозяйства, затем долгие годы усадьбу занимал Свердловский райком партии. В годы перестройки райком отсюда был выведен, и старинный дом передали весьма актуальной в тот момент организации — Всесоюзному обществу трезвости. В 90-е гг. борцов с алкоголизмом здесь сменили сотрудники столичного Комитета по науке и технологиям, а в начале 2000-х гг. усадьбу выкупила частная инвестиционная компания.

Недавно усадьба щедро и профессионально отреставрирована за счет инвестора — ООО "Олимпийский дом".

Фото Никиты Кирсанова, 2010 год

Фото до реставрации не нашла

Ну вот, статья Н. Давыдовой закончилась. Но "изыскательскую" (в личном плане) работу можно продолжать и продолжать. Вообще-то в статье еще шла речь о посольских особняках в районе Пречистенки (без конкретики). Так что, если будут силы и время, может быть, и продолжу.

Вообще страшно увлекательное занятие! Я сначала думала: "Введу в поисковик название и адрес, посмотрю фотографии, загружу в сообщение, и — ага!" Но не тут-то было! Столько интересного обнаруживается по каждому "домику", ну и параллельно информация чрезвычайно занимательная! Читать — не перечитать, смотреть — не пересмотреть!

Эх, если бы в годы моего проживания в Москве во второй половине 70-х у меня имелась хотя бы половина той информации о ее истории и архитектуре, какую можно "нарыть" сейчас, мои тогдашние прогулки имели бы гораздо больше пользы в плане познавательности.

Конечно, материалы имелись и тогда, но были в основном достаточно специальными.

А так у меня под рукой была пара книг, да еще рассказы одной замечательной женщины, матери моей подруги, имевшей дворянские корни, москвички бог знает в каком поколении, жившей в Малом Власьевском (в те годы улица Танеевых, кстати, там по соседству тоже были интересные здания). Вот этот, например (а в соседнем доме как раз подруга жила).

Это классический пример “послепожарного” московского дома, построенного после наполеоновского нашествия. Он построен в 1816 г.

Деревянный дом воспроизводит каменные формы позднего классицизма (ампира). Бревенчатый сруб обшит досками, имитирующими рустованную штукатурку. Лепнина предположительно сделана по модели видного скульптора Замараева.

Дом сегодня занимает экспериментальная студия Союза Художников.

Вообще — хочу в Москву! Прогуляться хотя бы еще раз по милым переулкам. И плевать на машины. Они мне не смогут помешать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *