Что такое адмиралтейство в санкт петербурге
Перейти к содержимому

Что такое адмиралтейство в санкт петербурге

  • автор:

Здание Адмиралтейства в Питере

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство. Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Петербургское Адмиралтейство

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков. История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития

18 век

Как комплекс сооружений, созданный для строительства и ремонта российских кораблей, Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже, а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе.

 Гото Предестинация - корабль времен Петра Первого в ВоронежеГото Предестинация — корабль времен Петра Первого в Воронеже

В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи в начале 18 векаСтроительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь. Время было военное, поэтому при сооружении верфи были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль. А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек, которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера, специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей.

Адмиралтейство начала 18 века (гравюра)Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика, сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.

Кораблик АдмиралтействаКораблик Адмиралтейства

Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг, установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия, были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом. С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.

Адмиралтейская арка со шпилемАдмиралтейская арка со шпилем

В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь. Три главных городских улицы – Невского проспекта, Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота, Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова.

Здание Адмиралтейства в начале 19 векаЗдание Адмиралтейства в начале 19 века

Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар, ставший впоследствии Александровским садом. Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром. Чтобы очень вытянутое здание не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена.

Ритм адмиралтейских корпусовРитм адмиралтейских корпусов

На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.

Горельеф фронтона Адмиралтейства Петербурга

За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей. Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.

Здания Адмиралтейства со стороны НевыЗдания Адмиралтейства со стороны Невы

В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского, для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены. В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства в ПетербургеЧасы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского.

Адмиралтейский кораблик над ПетербургомАдмиралтейский кораблик над Петербургом

С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления. Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!

Главное адмиралтейство

Главное адмиралтейство — это объект историко-архитектурного наследия России, который находится в центре Санкт-Петербурга. Это здание в стиле русского классицизма с элементами ампира расположено в начале Адмиралтейского трезубца. С золотым шпилем, увенчанным флюгером в форме любимого корабля Петра Великого, Адмиралтейство увековечивает значимость флота в Российской империи.

140 0 0 25 мин. на чтение

История Главного адмиралтейства

Адмиралтейство — это исторически значимая территория на левом берегу Невы, где размещены верфи, мастерские, складские базы для строительства, снаряжения и наладки боевых кораблей. Санкт-Петербург родился в условиях ведения Северной войны. Адмиралтейство, так же как и Петропавловская крепость, предназначалось для обороны территорий, отвоёванных у шведов.

Предпосылкой создания Адмиралтейства стала необходимость в усилении имперского флота. В 90-е гг. XVII века был создан Азовский флот. Строительство кораблей развернулось на реках Ижора, Сясь, Луга, Волхов, Свирь. Но нужен был ещё Балтийский флот для укрепления позиций в Прибалтике. На острове Котлин, в 30 км от центра Санкт-Петербурга, к 1704 году было 70 орудий.

Поначалу постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге проектировалась Петром I лишь как верфь. Первый император в истории России сам искал пространство для неё. Вместе с Александром Меншиковым они 7 дней провели на воде, внимательно изучая все бухты и заливы. Выбрали место по диагонали от Заячьего острова, по прямой от Васильевского.

Было важно, чтобы верфь находилась в самом узкой части русла реки — чтобы обстреливать вражеские суда прямой наводкой. Это место подходило идеально. В дополнение к этому раньше на месте Адмиралтейства стояло село, остались постройки для цехов и жилья рабочих. Здесь было удобно спускать новые корабли на воду со стапелей (эллингов) — наклонной платформы для сборки судов.

Первое здание Адмиралтейства было построено всего за один год, с ноября 1704 по ноябрь 1705. Оно было высотой в один этаж, длина составляла 425 м, ширина — 213 м. Сооружение было похоже на индустриальные предприятия, (например, Московский печатный двор). Но если те представляли собой комплексы в форме квадрата или прямоугольника, то Адмиралтейство в плане похоже на букву «П», открытой стороной к реке.

Пётр I собственноручно участвовал в создании плана здания. Из-за шведской угрозы он решил сделать из верфи крепость. Кузницы, столярные мастерские, сараи были обнесены высоким валом с пятью бастионами — выступающими укреплениями для обстрела неприятеля. Вокруг вырыли ров и заполнили водой, а с внешней стороны сделали насыпь гласиса (пологое возвышение, придающее пейзажу вид холмов).

Секрет скорости строительства был прост: первые корпуса Адмиралтейства представляли собой мазанки — дома из дерева или сырцового кирпича, который делается из пластичного грунта и соломы. Из-за своей непрочности строения не могли быть выше одного этажа: они могли выдержать только вес кровли. Здания покрыли высокими крышами, окна были обычными, прямоугольными.

Однако недолговечность первых сооружений не мешала судостроительной работе. Здесь разместился Адмиралтейский приказ — ведомство, из которого была позднее образована Адмиралтейств-коллегия, и «государева контора». Уже весной 1706 года, через полгода после открытия крепости-верфи, судостроители при личном участии императора спустили на воду корабль, оборудованный 18 пушками.

Это далеко не первая верфь, построенная Петром Великим для Балтийского флота. Но здесь, в Санкт-Петербурге, выпускались корабли большего масштаба, с учётом прошлых ошибок. К 1725 году, когда на 53 году жизни Пётр Алексеевич умер, Адмиралтейство успело выпустить 40 кораблей. При этом император работал на верфи наравне с простыми тружениками: он был плотником и даже получал за это зарплату.

Окружающее пространство послужило на благо кораблестроению: его освободили от построек и превратили в луг, чтобы в случае нападения неприятеля ничто не мешало обзору для ответного обстрела. Сегодня здесь раскинулись Дворцовая площадь, Сенатская и Исаакиевская. Между лугом и впадающей в Неву Мойкой, правого рукава реки Фонтанки, жили рабочие.

Жилищные условия кораблестроителей зависели от их положения: мастера и чиновники — ближе всего к Адмиралтейству, в добротных домах, а простые труженики — во временных шалашах. В прошлые века эта территория называлась Морской слободой. Сейчас на этом месте расположены улицы Большая Морская и Малая Морская. Время работы рассчитывалось исходя из времени года: летом больше, зимой меньше.

Главное адмиралтейство

Исаакиевский собор, вернее, его предшественница, Исаакиевская церковь, появилась при Адмиралтействе в 1710 году. Тогда на верфи было уже 10 тысяч рабочих, к тому же выросла численность населения города. Первым храмовым сооружением при верфи стал простой деревянный амбар, где трудились чертёжники. Для придания величественности строение снабдили шпилем.

Название храм получил во имя Исаакия Далмацкого, потому что он был заложен 30 мая 1710 года — в день святого, на который выпал и день рождения правителя. В этом храме венчались Пётр I и Екатерина I в феврале 1712 года. При их вступлении в зимний дом грянул залп с бастионов Адмиралтейской крепости. Храм перестраивали ещё трижды в разных местах, сейчас это великолепный образец позднего классицизма.

Само Главное адмиралтейство обновлялось три раза: в 1711, 1738 и 1823 (годы завершения перестроек). В первую перестройку строители привнесли мало нового: только установили шпиль с корабликом над воротами, зато у архитектурного ансамбля появилась высотная доминанта. При второй перестройке комплекса появилась 72-метровая башня, а мазанки заменили каменными зданиями. Третья существует по сей день.

При Елизавете Петровне, младшей дочери Петра I и Екатерины I, и их племяннице Анне Иоанновне Адмиралтейство на время утратило свою роль. Екатерина II, заполучив трон, почти не имела флота и обученных мореходов. Но уже через 7 лет после её воцарения крепость-верфь работала в прежнем темпе. При ней же башня Адмиралтейства стала сигнальной: с неё подавались сигналы о наводнениях.

Екатерина Великая упоминается в истории Адмиралтейства и в связи с приказом 1983 года о передислокации верфи в город-порт Кронштадт на острове Котлин. Это решение было связано с крупным пожаром на территории верфи. Но предприятие оказалось слишком дорогостоящим, и императрица велела оставить всё на месте, но отремонтировать и организовать противопожарную систему.

Преемник Екатерины Великой Павел I сделал Адмиралтейство не только судостроительной базой, но и образовательной: в конце XVIII века здесь открылось Училище корабельной архитектуры. Вскоре, в начале XIX века, здания полностью заняли учреждения флота. Верфь прекратила выпускать парусные корабли на воду в 1844 году. Прорытые для неё каналы закопали, на их месте раскинулся Конногвардейский бульвар.

После падения царской власти здание, воплощающее имперскую эпоху истории России, занял Военно-морской революционный комитет, который в годы Временного правительства назывался короче — Центрофлот. Затем здесь открыли Высшее военно-морское училище им. Дзержинского, далее преобразованное в институт. Его выпускниками были 260 адмиралов и 400 профессоров, из них 14 — Герои СССР.

В начале 1930-х здесь недолго работало конструкторское бюро по созданию двигателей ракет. А в начале войны против гитлеровской Германии Адмиралтейство стало использоваться по своему первоначальному назначению — ремонту военных кораблей. Также в его цехах граждане СССР делали боеприпасы. Было выпущено более 40 тысяч деталей для танков и 3 тысячи гранат.

Значение Адмиралтейства в годы Великой Отечественной войны было огромно, и его нужно было всеми силами уберечь: ведь здесь работали тысячи людей по 16 часов в день. Но его впечатляющая архитектура и блестящий на солнце шпиль привлекали опасное внимание, особенно во время блокады Ленинграда, когда неприятель окружал со всех сторон и мог отдать приказ авиации или артиллерии разбомбить здание.

Архитектор О. Шилина предложила идею: укрыть шпиль специальной тканью. Маскировочный чехол отшили здесь же в «швальне» (швейной мастерской) при училище. Чтобы водрузить его на шпиль, высшая точка которого — тот самый кораблик — находилась на 72-метровой высоте, потребовалась целая бригада альпинистов. Таким же образом удалось спасти Зимний дворец, Смольный институт и другие памятники.

Сегодня в здании Адмиралтейства находится Военно-морской политехнический институт — преемник Училища корабельной архитектуры и института им. Ф. Э. Дзержинского. Вуз готовит инженеров для Военно-морского флота, ФСБ и Минобороны РФ. В башне со шпилем располагается храм святителя Спиридония Тримифунтского. Но основные помещения занимает Главный штаб ВМФ.

Главное адмиралтейство

Архитектурные особенности Главного адмиралтейства

То, как выглядит Главное адмиралтейство сейчас — результат трёхкратных перестроек его помещений. Первые недолговечные здания из дерева и сырцового кирпича, вымазанные глиной, были возведены в 1705 г. Нынешний облик Адмиралтейство приобретало постепенно: сначала шпиль, затем башню и корпуса из камня, а после — великолепное убранство со статуями, барельефами и колоннами.

Шпиль с корабликом

Шпиль на Адмиралтействе — второй в истории Северной столицы. Первый установлен на Петропавловском соборе, усыпальнице императоров. В отличие от него, второй шпиль увенчан не крестом с ангелом, а, в соответствии с назначением здания, боевым корабликом. Появление шпилей в архитектуре Санкт-Петербурга заимствовано из Англии и Голландии: Пётр I был очарован ими во времена Великого посольства.

Прообразом кораблика является, вероятно, линейный корабль «Ингерманланд» — любимое боевое судно Петра I. Об этом говорят очертания кораблика, расположение снастей и пушек. Согласно легенде, три флага на мачтах были сделаны из чистого золота, а в носовой части хранилась буссоль царя (прибор для управления артиллерийским огнём, соединение компаса с угломерным кругом и оптическим приспособлением).

Шпиль изготовил голландский мастер Харман ван Болос. Под кораблём расположен золочёный шар, внутри которого лежали образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания и до 1711 года. Шпиль с корабликом-флюгером был увековечен в поэзии А. С. Пушкина в стихотворении «Люблю тебя, Петра творенье» в строках «И светла / Адмиралтейская игла».

Башня

Сегодня слово «Адмиралтейство» вызывает в памяти его центральный фасад с воротами внизу и высокой башней и шпилем вверху. Это его архитектурная доминанта. Но она появилась лишь через 20 лет после создания Адмиралтейства. Проект с надвратной башней разработал архитектор И. В. Колосов, когда император поручил ему перестройку Адмиралтейства в камне.

Арочный проезд был прорублен точно посередине здания. Каменная башня с колокольней и шпилем, установленная над ним, достигала 72 м. Шпиль стоит на куполе с восемью гранями. На четырёх сторонах купола вделаны круглые часы. Купол и шпиль ярко сверкают на солнце: на их позолоту израсходовали 18 кг золота из расплавленных дукатов, подаренных Петру I Голландской республикой.

Главное адмиралтейство

Адмиралтейский трезубец

В 1730-е годы, во время перестройки Адмиралтейства, было решено сделать здание композиционным центром территории. До этого от углов сооружения в двух направлениях, по диагонали, отходили Невский и Вознесенский проспекты. Тогда напротив центральной части Адмиралтейства была проложена «Средняя першпектива», которая сегодня называется Гороховой улицей.

Такая градостроительная схема получила название «Адмиралтейский трезубец» — эта трёхлучевая система в центре Санкт-Петербурга сделала бывшую верфь градообразующим объектом, с которого начинается отсчёт номеров домов крупнейших проспектов и живописной Гороховой улицы. Автор этого плана — французский архитектор Жан-Батист Леблон. Такие системы использовались в Риме и Версале.

При этом в отношении центра Санкт-Петербурга упоминается термин «архитектура дальних перспектив». Уникальность явления в том, что ни в одной европейской столице не было возможно придать городу такую стройность и строгость — напластование стихийной застройки в древние века не позволяло проложить длинные улицы. В молодой столице Российской империи удалось вовремя спроектировать пространство.

Композиция здания

В начале XIX века Адмиралтейство перестало отвечать архитектурному облику Санкт-Петербурга, теряясь на фоне Зимнего дворца, Казанского кафедрального собора, Николо-Богоявленского собора и других величественных строений. Тогда архитектор Андреян Захаров предложил новый план здания, с сохранением П-образной формы и башни, но с трёхчастной композицией фасада.

Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина основного фасада — 408 метров. Трёхчастная композиция воплощена с помощью побочных павильонов-ризалитов — выступающих частей здания за основную линию фасада по всей его высоте. Ризалиты украшены портиками со стройными, сужающимися кверху колоннами. Колоннада украшает и башню.

Эти элементы вместе с сохранённой 72-метровой башней и шпилем позволили избежать монотонности и визуально облегчить здание колоссальных размеров. Осталась прежней и модель кораблика, дополнительно покрытая двумя килограммами золота. Художественный рецензент из Франции Теофиль Готье был удивлён сочетанием «древнегреческого храма» и «голландской мачты», как он описал Адмиралтейство.

Архитектурные традиции и стили

В здании Адмиралтейства действительно прослеживаются элементы древнегреческой, древнеримской архитектуры, но есть и черты древнерусского зодчества. О традициях Древней Греции и Древнего Рима сообщают колонны вокруг башни и у павильонов и высокая сквозная арка. В этом чувствуется влияние мегаломанов, мастеров Франции, вдохновлявшихся римским Пантеоном и термами.

Древнерусские традиции воплощены в сочетании форм разных частей здания. В первую очередь — в строении центральной башни. Она представляет собой «восьмерик на четверике»: прямоугольное основание, украшенное колоннами, и восьмигранный купол. Такая композиция встречается в деревянном зодчестве, например, в колокольне музея-заповедника «Кижи».

Архитектурный стиль Адмиралтейства называется «русский классицизм» из-за геометрической схожести с античными строениями. Но при этом убранство здания — статуи и горельефы — ассоциируется с «возвеличивающим» ампиром. Это связано с исходом Отечественной войны 1812 года: Российская империя после победы над Наполеоном стала могущественным государством, имеющим огромное влияние на Европу.

Статуи Адмиралтейства

Архитектор Адмиралтейства Захаров при разработке плана здания обозначил местоположение статуй и горельефов (отличается от барельефа большей выпуклостью). Главной темой стало господство империи на земле и море. Над созданием фигурного убранства работали ваятели Ф. Ф. Щедрин, А. А. Анисимов, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Одних лишь статуй в проекте было 56.

По обе стороны от арки, которую часто называют триумфальной, стоят две композиции на пьедесталах из зернистого красно-бурого гранита рапакиви. Это морские нимфы, несущие на хрупких плечах небесную и земную сферы. Сделаны композиции из пудостского туфа — пористого камня с кристаллической структурой, переливающегося на солнце оттенками от светло-серого до желтоватого.

Эти композиции — творение рук Ф. Ф. Щедрина. Образ нимф, несущих бремя земли и неба, необычен. В классическом стиле женские фигуры-колонны называются кариатидами, или корами. Так называли прислужниц богини лесов и охоты Артемиды с корзинами над головами. Также статуи отсылают к Атланту. Нимфы же символизируют море. Диссонанс изящных фигур и тяжёлых сфер нивелируется кольцевой композицией.

Над нимфами, на первом ярусе башни («четверике»), установлены скульптуры античных героев Ахилла, Пирра и Аякса, а также Александра Македонского. Они помещены по углам «четверика» и изображены сидящими, с обращёнными взглядами вдаль и вниз, на город. Их огромные фигуры, украшенные мягко ниспадающими тканями и боевым облачением, отражают спокойствие и глубокую задумчивость.

На стоящем выше кубе, декорированном колоннами, установлены аллегорические фигуры. Всего здесь представлено 14 образов: 4 времени года — Зима, Весна, Лето и Осень; 4 стихии — Воздух, Земля, Вода и Огонь; 4 ветра — Северный, Западный, Восточный и Южный; морская богиня Изида и муза астрономии Урания. Каждый образ выполнен в двух экземплярах, чтобы получилось 28 фигур, по количеству колонн.

На крышах боковых павильонов установлены круглые плоские диски с флагштоками посередине, создающие интересный ритмический рисунок со шпилем в центре. Флагштоки удерживают дельфины. По геральдической традиции, они изображены головами вниз, а их туловища и хвосты обвивают металлический шест. Их грозный вид олицетворяет храбрость и готовность к бою.

Многие скульптуры не дожили до наших дней. Это статуи, символизирующие: шесть крупных рек — Неву, Лену, Волгу, Днепр, Дон и Енисей; четыре стороны света — Европу, Азию, Америку и Африку; 12 месяцев года. Эти шедевры архитектуры возмутили духовенство, поскольку в западном крыле Адмиралтейства открыли церковь, и православные служители стали воспринимать историческое здание как свою обитель.

В 1827 г. митрополит обратился к императору с просьбой убрать скульптуры, потому что «таковым неприличным Св. Церкви украшением многие из православного народа соблазняются». Но причиной уничтожения статуй стали не требования духовенства, а суровый северный климат. К 1850-м гг. фигуры нуждались в срочной реставрации, но это было дорого, и Александр II повелел убрать все, кроме тех, что в центре.

Горельефы

Кроме статуй, Адмиралтейство украшено горельефами. Крупные фигуры «Гения Славы, венчающего науки» и «Гения Славы, венчающего военные подвиги» изображены снаружи над центральной аркой. Они скрещивают знамёна над самой высокой точкой портала. Зодчий Иван Теребенёв привнёс в их облик праздничное настроение за счёт свободных поз и струящихся на ветру одежд.

Сама арка украшена дугообразной барельефной лентой с гербом Российской империи, штандартами и оружием. На центральной части фасада, над аркой, «Гениями Славы» и скульптурами нимф, протянулась прямоугольная горельефная композиция «Заведение флота в России». На ней повелитель морей Нептун протягивает свой трезубец Петру Великому, рядом стоит богиня мудрости и войны Минерва, тритоны и нимфы строят суда.

Арки боковых павильонов Адмиралтейства тоже украшены «Гениями Славы», но вместо стягов у них в руках трубы, в которые они возвещают о победах. Восточный портик основного фасада декорирован горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного — горельефом «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». На наличниках окон маскароны — горельефы в виде голов морских обитателей.

Адмиралтейство внутри

Попасть внутрь Адмиралтейства нельзя — это режимный объект, в котором работают ведомства Военно-морского флота РФ. Но обстановка во многом сохранилась с начала XIX века без изменений. Например, парадная лестница, у подножия которой стоят статуи Афины и Геркулеса. Архитектор Карл Росси создал такую же в своём проекте Михайловского дворца.

Сохранились интерьеры квартиры Морского министра на втором этаже здания: старинное зеркало и резная вешалка в прихожей, меблировка из красного дерева, отделанного бронзой, в Синей гостиной. В Парадном кабинете по-прежнему стоят шкафы с золочёными накладками и старинные вазы. В помещении, когда-то служившем столовой, напоминают о прошлом угловые камины и резная люстра.

Главное адмиралтейство

Что посмотреть рядом с Главным адмиралтейством

Скверы и сады возле Адмиралтейства

Рядом с Адмиралтейством разбили живописные территории. Перед главным фасадом здания — Александровский сад с фонтаном и бюстами Лермонтова, Гоголя, Горчакова, Глинки, Жуковского. У бокового павильона со стороны Исаакиевского собора — Сенатская площадь с «Медным всадником». Сзади — Адмиралтейская набережная со скульптурой «Царь-плотник».

Зимний дворец

Дворец спроектирован несколькими архитекторами, наиболее известным из которых являлся Бартоломео Растрелли, которому принадлежит термин «елизаветинское барокко». Бело-зелёный дворец с 1500 комнатами был зимней резиденцией императорской семьи. В 1905 году он стал ареной Кровавого воскресенья, и с этой даты царская семья здесь почти не останавливалась. Сегодня здесь находится Эрмитаж.

Исаакиевский собор

Один из самых интересных памятников русского искусства и неоклассической архитектуры XIX века. Был спроектирован французским архитектором Августом Монферраном. Это вторая по высоте действующая православная церковь в мире после московского храма Христа Спасителя. Снаружи украшен 112 монолитными колоннами местного красного гранита, добытого из каменоломен в Карелии.

Русский банк для внешней торговли

Недалеко от Адмиралтейства стоит старинный особняк с колоссальных размеров витражным куполом. В XIX веке здесь должен был находиться один из первых банков России. Здание относят к неоклассическому стилю, хотя изначально оно должно было быть модерновым, как Елисеевский магазин. Этому помешала Октябрьская революция: строительство было заморожено и продолжено другими архитекторами.

Дом Набокова

Музей В. В. Набокова был открыт в 1997 году в Санкт-Петербурге, в доме, где нобелевский лауреат родился и жил с семьёй до революции. Здесь выставлены фотографии прозаика, литературные работы, рисунки бабочек. Также можно увидеть некоторые образцы самиздата или тайные копии, которые распространялись в СССР путём переписывания вручную, фотографирования или перепечатывания.

Гостиница «Астория»

Здание в неоклассическом стиле с элементами модерна спроектировал русско-шведский архитектор Ф. И. Лидваль. Находится на Исаакиевской площади и рядом с Исаакиевским собором. Гостиница была открыта в 1912 году. Знаменита тем, что здесь останавливались самые выдающиеся деятели политики и культуры, от Джорджа Буша и Маргарет Тэтчер до Алена Делона.

Кинотеатр «Англетер»

В знаменитой гостинице «Англетер», известной как место кончины С. А. Есенина, расположен необычный кинотеатр. Здесь показывают новинки кино ещё до премьеры в России в оригинале с субтитрами, фестивальные фильмы, записи оперы и балета. Это место для ценителей авторского кино и тех, кто любит смотреть кино без искажений. Просмотр можно совместить с игристым вином, которое предлагают в кинотеатре.

Исаакиевский собор

Как добраться до Адмиралтейства

Адмиралтейство находится в самом центре Санкт-Петербурга. В честь него названа ближайшая станция 5-й линии метрополитена (Фрунзенско-Приморской, или фиолетовой). Станция «Адмиралтейская» сразу погружает в историю этого памятника архитектуры: стены подземки украшены панно с изображениями Петра Великого, Нептуна и Невы, а выход в город — витражной картиной с «летящими Славами».

Добраться до Адмиралтейства можно на наземном транспорте. Неподалёку, на остановке «Дворцовая площадь», высаживают пассажиров автобусы №1, №7, №10, №11, №24 и №191, а также маршрутка №252. Для тех, кто едет на личном автомобиле, вокруг здания много места для парковки. В тёплое время года, в отсутствие гололедицы, до Адмиралтейства можно дойти пешком от любой достопримечательности в центре города.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

По старинному преданию, место для главного адмиралтейства выбрал Петр I с Александром Меншиковым. Изучив окрестности Невы, недалеко от Заячьего острова, Петр выбрал подходящее место на левом берегу реки.

5 ноября 1704 года заложили верфь, вокруг нее выкопали каналы. Чертеж кораблестроительной верфи разработал Петр I. Адмиралтейство планировалось в форме П-образной постройки. Были предусмотрены канатный сарай, кузницы, мачтовые, парусные, конопатные мастерские. Ближе к Неве располагались эллинги, на которых строились парусные и гребные суда. Через год постройка двора завершилась.

Первый корабль

В апреле 1706 года со стапелей верфи сошел на воду 18-пушечный прам – плоскодонная плавучая батарея. Ему дали название «Arcanne», что значит «красный мел» — вещество, для разметки заготовок при постройке кораблей.

Строительством корабля заведовал голландский мастер Выбе Геренс. Петр познакомился с ним во время посольской миссии в Западной Европе. Затем были построены 18-пушечное судно Arcke des Verbonnes и три яхты.

Через три года стали строить линейные корабли, способные нести по 60-90 орудий

Крепость Адмиралтейство

Адмиралтейство

Шла война со шведами, Адмиралтейство создавалось еще и как крепость. Вдоль корпусов спилили деревья. Эту местность назовут позже Адмиралтейским лугом. Вокруг зданий возвели земляные валы, построили пять бастионов. На воротах центрального бастиона возвели шпиль, покрытый кровельным железом. Зимой 1705 года на верфь пришли корабли Балтийского флота, с них сняли 100 пушек и установили на валу крепости.

Адмиралтейств-коллегия

В здании Адмиралтейства находилась также Адмиралтейств-коллегия. Круг решаемых ею задач составлял — руководство постройкой кораблей, портов, гаваней, каналов. Позже в 1722 году коллегия стала также отвечать за материально-техническое снабжение флота, комплектование экипажей личным составом и заведовать лоцманской службой. В 1815 году Адмиралтейств-коллегия была преобразована в Морское Министерство.

Адмиралтейство

Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского

Храм, посвященный Святителю Спиридону Тримифунтскому, возвели в 1821 году по проекту архитекторов Гомзина и Монферрана, он стал главной церковью Русского флота. Вновь построенные корабли, освящались священниками храма. Ежегодно 17 ноября в соборе служили панихиду по морякам, погибшим при Синопе и Цусиме. Долгое время церковь была закрыта. В 2013 году храм вновь открыли. Сейчас в церкви проводятся молебны.

Музей

В 1805 году в здании Главного Адмиралтейства организовали Морской музей, в него передали все модели и чертежи кораблей. В 1924 году он стал называться Центральным военно-морским музеем. Сейчас он располагается по адресу площадь Труда дом 5 «Новая Голландия».

Архитектура

Поскольку фахверковые строения ветшали, то в 1727 году Адмиралтейств-коллегия назначила архитектора Ивана Кузьмича Коробова руководить строительством новых каменных зданий. Все работы проводились постепенно, в четыре этапа, в соответствии с выделяемым финансированием. Строительство двухэтажного каменного дома, повторяющего форму первоначального строения, было закончено в 1732 году.

В то же время началось возведение башни Адмиралтейства. По проекту Коробова основание башни имело форму большого куба. По центру башни был предусмотрен большой арочный проезд. В 1735 году постройка башни завершилась и началось строительство шпиля. Работы продолжались в течение трех лет.

Новый шпиль башни с корабликом на верху засиял позолотой, на что ушло 16 кг золота. Верхняя точка шпиля имеет высоту 72 метра.

Архитектор Андреян Захаров

К началу 19 века вид Адмиралтейства не сочетался с теми блистательными строительными комплексами, которые возводились в центре города. Более того, по требованиям фортификации, вокруг верфи-крепости на 300 саженей не допускалось какого-либо строительства, и все деревья были вырублены.

Перед академиком архитектуры Андреяном Дмитриевичем Захаровым, приступавшим к перестройке Главного Адмиралтейства, стояли весьма сложные ограничения планировочных решений:

  • Требовалось учитывать, что Адмиралтейство стало центром застройки всей исторической части города. Строительство на левом берегу Невы, со второй половины 18 века происходило по системе «трех лучей», по замыслу архитектора Еропкина. Основные городские перспективы – Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект сходятся в одной точке – башне Адмиралтейства, образуя Невский трезубец.
  • Стапели Адмиралтейства были действующим предприятием, работавшими вплоть до 1844 года.
  • Для жителей города, кораблик-флюгер стал символом города.
  • Каналы, окружающие верфь, оставались важными средствами коммуникации.

Захаров в своем строении воплотил лучшие черты стиля классицизма

Главный фасад в длину 406 метров хорошо сочетается с высотой постройки 16,5 м, за счет деления фронтальной линии на пять частей. От башни отходят стены, подчеркивающие ее связь с выступающими частями фасада. Все выступы разбиты зрительно на пять частей. В центре выступа возведен двенадцатиколонный портик, через небольшие промежутки справа и слева от него — шестиколонные портики.

Фасады длиной 172 м, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площади, имеют аналогичное архитектурное решение – разделение на пять частей. Это придает зданию вид целостности и законченности.

Башня и шпиль адмиралтейства

Захаров перестраивает старую башню, проведя перепланировку. Суть изменений том, что в фасаде башни отсутствует многооконный центр, а центральный проезд образован двумя арками, расположенными друг над другом. Для улучшения зрительного восприятия строение сужается в пределах колоннады.

главное здание Адмиралтейства

Шпиль построен, как вытянутая вверх восьмигранная пирамида. Основание постройки – из сосновых бревен. Грани шпиля оббиты медными позолоченными листами.

Скульптура главной башни

Здание Адмиралтейства декорировано скульптурами работы русских мастеров

  • По обе стороны от проезда две фигурных композиции изображают античных женщин, держащих на руках шары, символизирующие небесную и земную сферы.
  • В углах первого яруса установлены статуи четырех античных героев.
  • Над колоннадой расположены группы скульптур, посвященные природным стихиям, временам года, сторонам света, покровительнице кораблестроения богине Изиде, музе астрономии Урании.
  • Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России». Бог морей Нептун передает свой трезубец Петру I. Рядом с царем богиня мудрости Минерва, наблюдающая за нимфами и тритонами, которые строят корабли.
  • Со стороны Зимнего дворца и Сенатской площади фронтоны украшают горельефы Гениев.
  • Восточный и западный портики фасада украшены горельефами богини Фемиды.

Адмиралтейство

Кораблик адмиралтейства

Шпиль адмиралтейства имеет три украшения: яблоко-шар, корону и кораблик.

  • Первый кораблик показывал направление ветра до 1815 года.
  • Второй прослужил 71 год и заменен на точную копию в 1886 году, сейчас он находится в военно-морском музее.
  • Нынешний кораблик — третий, его вес 65 кг, высота 158 см, длина 192 см, на его позолоту ушло 2 кг золота.

Адмиралтейство

Сад адмиралтейства

В то время, когда адмиралтейство не утратило значение укрепления, пространство перед ним не имело строений и деревьев. Со временем местность получила название Адмиралтейского луга. В 1817-1820 годах по указу Александра I крепость была упразднена. Валы срыли, рвы засыпали землей, на месте площади разбили широкий бульвар.

Сад в его нынешнем виде создан при Александре II. В конце 20 века ему возвратили название Александровский. В центре сада построен фонтан, среди тенистых аллей, установлены памятники:

  • Жуковскому
  • Глинке
  • Лермонтову
  • Гоголю
  • Пржевальскому

главное здание Адмиралтейства

Площадь адмиралтейства

Площадь адмиралтейства существовала в Петербурге перед зданием Адмиралтейства с 1822 по 1874 годы. Впоследствии на большей ее части разбили Александровский сад.

сад Адмиралтейства

Интересные факты

В 1928 году в золотом шаре обнаружили газеты 1886 года. Строители добавляли свежие газеты и в 1928, и в 1977 году. Кроме этого, в шаре хранится шкатулка, где записаны все мастера, ремонтировавшие шпиль со дня постройки до наших дней. По старинным преданиям, хранящийся в яблоке золотой ларец, набитый червонцами разных годов чеканки, так и не найден.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге является одной из самых главных достопримечательностей города. Его фасады и шпиль давно стали визитной карточкой города, их можно увидеть на множестве фото, изображений и открыток с видами Санкт-Петербурга.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Кораблик на шпиле

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

На самой вершине шпиля Адмиралтейства на высоте 72,5 метра находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — позолоченный кораблик, выполняющий роль вращающегося флюгера. По словам историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого судна, которое зашло в порт города сразу после его постройки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *