Станция метро ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ
Очень мне нравится эта станция! Она широкая, просторная, будто не станция, а целая площадь. По обеим сторонам – во всю стену окна, и сквозь них видны небо, вода и земля. Москва-река несет свои воды, Москва-город живет своей кипучей разнообразной жизнью, а над всем над этим плывут величавые облака.
Я думала, что название этих гор – одних из «семи холмов», на которых расположена наша древняя столица – каким-то образом связано с птицами или, по крайней мере, с разбойниками. Вот, рассуждала я, возле Мурома жил разбойник Соловей; возле Нижнего Новгорода – разбойник Дятел, в честь кого названы Дятловы горы; так, значит, около Москвы обитал разбойник Воробей!
Оказалось, что нет. То есть, Воробей-то был, но вовсе не разбойник, а солидный боярин Воробей Стоянович, ведущий свой род из Новгорода Великого.
Про него и про его потомков можно много чего интересного раскопать, так же, как и про сами Воробьевы горы и про деревеньку Воробьево, которая находилась аккурат возле знаменитой высотки МГУ, но мы сейчас пишем не историю и даже не реферат.
Потому пройдусь просто штрих-пунктиром по некоторым сюжетам, которые запали мне в сердце.
Самое поразительное, от чего холодеет позвоночник, это то, что люди на «Воробьевых горах» (которые тогда еще не были Воробьевыми) жили с незапамятных – доисторических! — времен. Они относились к финно-угорской группе народов, то есть одной из двух главных ветвей (другая – славянская), от чьего слияния получились русские.
На Воробьевых горах издревле всегда чего-то строили. Например, Иван Грозный – дворец, куда уезжал молиться, после того, как особенно сильно лютовал. Мне представляется, что классический кадр из фильма Сергея Эйзенштейна 1944 года, где на одной стороне экрана острый профиль царя, а на другой – белая изгибающаяся дорога, по которой бредут люди, это и есть Воробьевы горы.
Еще прочитала, что и Храм Христа Спасителя первоначально строили именно на Воробевых горах, но они начали оползать и строительство свернули.
Раз уж речь зашла о молитвах и храмах, упомяну о Храме Живоначальной Троицы, который тоже очень старый и никогда не закрывался, всегда был действующим. Я проходила мимо него, но даже не знала, что и это место относится к Воробьевым горам.
То есть, Воробьевы горы – это внушительный массив, который начинается от Ленинского проспекта и уходит далее по улице Косыгина.
На улице Косыгина, дом 4 расположена Мамонова дача – тоже знаменитый архитектурный и исторический памятник. Сейчас она находится на территории, принадлежащей Институту физики РАН.
В составе Москвы Воробьевы горы – меньше ста лет, а именно с 1922 года. То есть, юные Александр Герцен и Николай Огарев дали свою горячую клятву бороться за счастье народа, находясь на загородной прогулке.
Воробьевы горы – вообще любимое место творческих людей и всячески обыгрывается в искусстве. Мне запомнился факт, что в 1925 году на Воробьевых горах было организовано грандиозное пионерское мероприятие «День птиц», которое затем было преобразовано Маяковским в стихотворение «Мы вас ждем, товарищ птица!» Стихотворение хорошее, но такое трудное для произнесения! «И маленькая птица с большим аппетитцем».
А как роскошно выглядит станция метро «Воробьевы горы» в итальянском фильме «Подсолнухи» с Софи Лорен в главной роли! К сожалению, мне не удалось отыскать в Интернете нужный кадр, а тот, что нашла, не слишком удачный (для Воробьевых гор, имеется в виду).
Но в то время, когда снимались «Подсолнухи» (1970), эта станция, как и весь массив, называлась «Ленинские горы». Переименование произошло в 1935 году, а в 1999-м горы опять стали Воробьевыми.
Станция метро открылась 12 января 1959 года, а через 24 года, 20 октября 1983, закрылась на реконструкцию. Новое ее открытие произошло 19 лет спустя, 13 декабря 2002 года – получается, как раз к 80-летию вхождения Воробьевых гор в состав Москвы!
Мне в этой станции нравится решительно всё! И ее малолюдность – бывает, что шествуешь по широкому вестибюлю в гордом и прохладном одиночестве, а по эскалатору обычно спускаются или поднимаются не более трех-четырех человек одновременно. И выставочный зал прямо на платформе – в стеклянных прямоугольниках представлены костюмы людей разных профессий, и экспозиции постоянно меняются.
И возможность попадания на разные ярусы Воробьевых гор: хочешь — выходи к набережной, хочешь – в заказник, хочешь – тропа выведет тебя «в цивилизацию», на улицу Косыгина.
Говорят, что раньше, до реконструкции, до улицы Косыгина можно было доехать прямо по лестнице-чудеснице. А теперь надо идти через парк, в гору. Некоторые уверенные в себе люди карабкаются прямо по еле заметным лесным тропинкам, но основная масса шагает по асфальтовым тротуарам.
Летом на них лежат нежные лепестки отцветшей сирени, осенью – желтые кленовые листья, а сейчас – это практически зимняя, белая дорога.
Утром она освещена нежно-розовыми лучами восходящего солнца, а вечером – золотым светом фонарей. Правда, зимним вечером мне по ней ходить страшно – боюсь упасть.
Метро Воробьевы горы
Станция метро Воробьевы горы — станция Московского метрополитена, расположенная на границе Гагаринского района, Хамовников и Раменки в составе участков «Спортивная» — «Университет» на Лужнецком метромосту над Москва-рекой. Воробьевы горы находятся на Сокольнической линии красного цвета. Свое название станция получила по имени исторического района, в котором находится.
Длина станции 284 м, ширина 15 м.
Для гостей города и туристов Воробьевы горы примечательны тем, что это первая в России станция, расположенная на мосту над рекой. В шаговой близости от нее находится одноименный парк со смотровой площадкой и канатной дорогой.
Достопримечательности рядом с метро Воробьевы горы
В районе станции метро Воробьевы горы расположено несколько знаковых для города достопримечательностей.
- Парк Воробьевы горы на правом берегу Москва-реки отличается изумительной природой и великолепными видами. Здесь гуляли Толстой, Достоевский, Горький, Блок. Летом Воробьевы горы становятся излюбленным местом отдыха для горожан и гостей столицы. А зимой здесь проводятся соревнования по лыжными видам спорта, сноуборду. Благодаря длинным скоростным спускам парк Воробьевы горы используется для тренировок профессиональными спортсменами.
- Со смотровой площадки на улице Косыгина/Университетской площади открывается потрясающий вид на спортивную арену «Лужники», небоскребы «Москва-Сити», шпиль Останкинской телебашни, за ним — Белый дом, слева от Лужников — сталинские высотки: дом на Кудринской площади и здание МИД России. Между высотками проглядывается Новый Арбат и здание Новодевичьего монастыря.
- Канатная дорога парка имеет длину 720 м и связывает его с Лужниками. На этом маршруте всего одна промежуточная остановка на Воробьевской набережной — станция «Новая лига». На канатной дороге есть спортивный маршрут — десять открытых кабин с креслами для учеников спортивной школы и спортсменов, а есть туристический — 35 закрытых кабинок вместимостью до 8 человек. В кабинках установлены медиаэкраны, работает аудиогид на русском, английском, немецком и китайском языках. Стоимость билета в оба конца для взрослого наиболее выгодна в понедельник и вторник. — грандиозное сооружение советских времен, одно из самых узнаваемых мест в Москве. Высота — 240 м. Вечерами у здания собирается молодежь. МГУ является старейшим российским университетом.
- Памятник Юрию Гагарину — достопримечательность на одноименной площади в получасе ходьбы от метро. Монумент изготовлен из титана, который используется при строительстве космических ракет. Установлен летом 1980 года.
- Троицкая церковь — храм на ул. Косыгина, 30 является постройкой XV в. Изначально здание было деревянным. Во вновь возведенной каменной церкви молился полководец М. Кутузов в 1812 г. Иконостас датируется XVIII—XIX вв. Церковь знаменита тем, что даже в лихие богоборческие времена не закрывалась.
- Еще один узнаваемый объект столицы — Андреевский мужской монастырь. Обитель на Андреевской набережной, 2 известна с XIII в. До XVI в. территория называлась Преображенской пустынью. После поражения крымского войска здесь был выстроен храм, который назвали Андреевским. Позже так назвали и монастырь.
Выходы
Из станции Воробьевы горы есть четыре выхода.
Выход № 1 ведет на Андреевскую набережную, на Воробьевскую набережную, в заказник «Воробьевы горы» и к смотровой площадке.
Выход № 2 — на Андреевскую набережную, на Воробьевскую набережную, к улице Косыгина, заказнику, причалу «Воробьевы горы», а также на смотровую площадку.
Выход № идет к олимпийскому комплексу «Лужники», на Большую спортивную арену и на Малую спортивную арену.
Выход № 4 — к СК «Дружба», на Лужнецкую набережную, к Олимпийскому комитету России и на Новолужнецкий проезд.
Маршрут до станции метро Воробьевы горы
Чтобы вовремя прибыть к месту назначения, пассажирам важно знать точное время в пути до станции Воробьевы горы.
- от «Лужников» (розовая ветка) — 10 минут, 1 станция;
- от «Университет» — 4 минуты, 1 станция;
- от «Парка Победы» (синяя ветка) — 3 станции до «Библиотеки им. Ленина» и 5 станций до Воробьевых гор;
- от «Спортивной» — 3 минуты, 1 станция;
- от «ВДНХ» (оранжевая ветка) — 29 минут, 4 станции до пересадки на «Чистых прудах», потом еще 8 станций;
- от «Павелецкой» (зеленая ветка) — 21 минута, 2 станции до ст. «Театральная», пересадка на «Охотный ряд»» и еще 6 станций;
- от «Павелецкой» (коричневая линия) — 18 минут, 3 станции до пересадки на «Парке культуры», затем 3 станции до «Воробьевых гор»;
- от «Саларьево» (красная ветка) — 19 минут, 6 станций;
- от «Киевской» (синяя ветка) — 18 минут, 1 станция до пересадке на «Парке культуры», затем еще 3 станции;
- от ст. «Курская» (розовая ветка) — 25 минут, 2 станции до пересадки на «Библиотеке им. Ленина», 5 станций;
- от «Октябрьской» (коричневая ветка) — 14 минут, 1 станция до пересадки на «Парке культуры», затем еще 3 станции;
- от «Ховрино» (зеленая ветка) — 43 минуты, 11 станций до ст. «Театральной», пересадка на «Охотный ряд», 6 станций;
- от «Выхино» (фиолетовая ветка) — 39 минут, 8 станций до «Кузнецкого моста», пересадка на «Лубянку» и 7 станций;
- от «Новые Черемушки» (оранжевая ветка) — 39 минут, 8 станций до «Тургеневской», пересадка на «Чистые пруды» и 8 станций;
- от «Тушинская» (фиолетовая ветка) — 39 минут, 9 станций до «Кузнецкого моста», пересадка на «Лубянку» и еще 7 станций;
- от «Коньково» (оранжевая ветка) — 46 минут, 11 станций, пересадка на «Чистые пруды» со станции «Тургеневская», 8 станций до «Воробьевых гор».
При переходе со станции на станцию главное — не заблудиться.
Как работает станция
Первый поезд в сторону станции «Спортивная» отправляется в 05:46, последний — в 01:21. Первый поезд в сторону станции «Университет» по четным дням отправляется в 05:55, по нечетным — в 05:54, а последний в 01:36 в любой день.
Чтобы быть в курсе актуального времени прибытия на нужную станцию, можно воспользоваться мобильным приложением «Метро Москвы».
Гостиницы
Рядом со станцией метро «Воробьевы горы» есть несколько гостиниц, отелей и хостелов.
- Гостиница «Апельсин» на ул. Косыгина, 5 предлагает бюджетные номера со всеми удобствами. Рядом много кафе, магазинов.
- Гостиница «Castello» (Ленинский проспект, 34/1) в 1,5 км от станции метро «Воробьевы горы» располагает большим номерным фондом, тренажерным залом, бассейном. Номера оснащены кондиционерами.
- Немного дальше от «Castello» находится гостиница «Shelter-Hotels» (Ленинский проспект, 30). Постояльцы отмечают отличное соотношение цены и качества. И это еще при удачном расположении в центре города.
Кафе и рестораны
Около выходов из метро Воробьевы горы находится большое количество ресторанов, кафе, баров.
- Кафе GlowSubs расположено на Лужнецкой набережной напротив выхода № 4 из станции метро. Светлое помещение с витражными окнами и видом на Воробьевы горы придает месту особую атмосферность. Огромный выбор горячих и холодных напитков, еда на вынос, постоянно действующие акции и предложения для постоянных клиентов.
- Кафе Nalu Baloo (ул. Лужники, 24, ст. 4) при спортивной школе предлагает широкий ассортимент блюд национальной и смешанной кухни на любой вкус. Есть возможность доставки.
- Ресторан премиум-класса «Ласточка» на Лужнецкой набережной. В меню блюда европейской, итальянской, японской кухни. Большой выбор рыбных деликатесов. Есть своя пекарня. С детьми работает аниматор.
- Кафе «Лаки Сувлаки» 4-й Воробьевский пр., 37. Заведение предлагает фаст-фуд меню, большой выбор напитков. Кафе работает на вынос и на доставку.
- Кафе «Мегаполис» (ул. Лужники, 24, ст. 7) с меню русской, домашней кухни. Гости отмечают большие порции, вежливый персонал и удобное расположение заведения.
История станции метро Воробьевы горы
Открытие станции состоялось 12 января 1959 г. Первоначальное название было «Ленинские горы». Чтобы сэкономить на строительстве, станцию проложили по нижнему ярусу метромоста, а не в тоннеле. В то время это была самая длинная и широкая станция Московского метрополитена с простым, стандартным для наземных станций, оформлением. Главным акцентом было волнообразное перекрытие среднего нефа.
Но из-за ускоренного темпа строительства в проектировании был допущен ряд ошибок, что привело к нарушению гидроизоляции: в сильные ливни вода с грязью протекала в вестибюль и в поезда. Когда начали обрушаться карнизы, разрушаться бетонные перекрытия, станцию закрыли. Поезда пустили по отдельным, возведенным по обе стороны от метромоста, мостам, автомобильный проезд по верхнему ярусу был запрещен.
С 1983 по 2002 гг. станция метро находилась на реконструкции. В мае 1999 г. она получила название Воробьевы горы. За 19 лет ремонтных работ станция была фактически отстроена заново. В декабре 2002 г. состоялось повторное открытие. Интерьер Воробьевых гор соответствует стилю Московского метрополитена: серый гранит на полу, облицовка белым и зеленым мрамором.
С 2010 г. на станции работает выставочное пространство, которое представляет собой 10 стеклянных вращающихся витрин с подсветкой. В них регулярно представлены экспонаты из Государственного музея спорта, Русского географического общества, Роскосмоса, заводов, изготавливающих фарфоровые изделия, а также из Государственного театра кукол.
Как добраться
До метро Воробьевы горы можно доехать несколькими способами.
Ближайшая остановка к выходам № 1 и № 2 — «Городской дворец творчества». Здесь останавливаются автобусы № С10, 297.
К выходам № 3 и № 4 ближе остановка «Стадион Лужники. Южный вход», где проходят маршруты автобусов № Б (Лужники), с216, с249, с755, 220, 379.
Чтобы вызвать такси из любой точки города, можно обратиться в компании Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др. А также воспользоваться услугами мобильных приложений Яндекс. Такси, Gett, Uber, Kiwitaxi.
Выход № 1 из станции метро Воробьевы горы на панораме Яндекс
Станция метро «Воробьевы горы» — удивительное и неповторимое место столицы
«Воробьевы горы» — станция метро в Москве, которая до 12 мая 1999 года называлась «Ленинские горы». Относится к Сокольнической линии, находится между станциями «Университет» и «Спортивная». Южный выход расположен на территории Раменок ЗАО и Гагаринского района ЮЗАО, а северный — на территории Хамовников ЦАО.
Название станция получила от исторического района столицы Воробьевы горы. Метро с ее строительством существенно расширило пассажиропоток. Это первая станция метрополитена в России, находящаяся на мосту над рекой.
Первичный проект
«Ленинские горы» были открыты в январе 1959 года. Чтобы удешевить строительство, был подготовлен уникальный проект, в соответствии с которым линии метро должны быть проложены по метромосту. В 1958 году соорудили Лужнецкий мост, по верхнему ярусу которого выполнялось автомобильное движение, в то время как на нижнем расположилась станция.
При проектировании и строительстве моста были допущены технологические и конструктивные ошибки, что послужило причиной интенсивных динамических нагрузок на конструкции и сильной коррозии элементов арматуры. Это негативно влияло на целостность станции. В июле 1959 года после сильнейшего ливня смешанная с грязью вода проникла непосредственно в поезда. Затем стал обрушаться потолок, в бетонных перекрытиях образовались продольные трещины. Все это привело к тому, что мост был закрыт на реконструкцию.
Реконструкция
Станция закрылась для пассажиров 20 октября 1983 г. Ремонтные работы затруднялись в связи с перестройкой, начавшейся в Советском Союзе в то время и, как следствие, тотальным недостатком финансовых средств. По официальным данным, на реконструкцию потребовалось целых девятнадцать лет, но наиболее активно работы проводились в 1999-2002 гг., когда строилось Третье транспортное кольцо. 12 мая 1999-го разобранная полностью станция получила свое современное название – «Воробьевы горы».
Метро на участке «Спортивная» — «Юго-Западная» летом 2002 года было закрыто, поскольку строители к основной платформе станции подводили объездные мосты, перекладывали пути и восстанавливали тоннели.
Станция открылась повторно только 14 декабря 2002 г. Она, по сути, была полностью заново построена. На три метра увеличилась ширина, при этом решено было оставить платформенную часть на старых опорах и движение поездов осуществлять по отдельным балкам, чтобы динамические нагрузки на конструкции моста никак не повлияли.
Эскалаторная галерея
Недалеко от станции находится эскалаторная галерея, работавшая в период с 1959-го по 1988 год. По ней пассажиры доставлялись из подземки на улицу Косыгина. Эскалаторная галерея сейчас расположена в природном заказнике «Воробьев горы». Метро на этом участке в 1983 г. закрылось, а она еще какое-то время работала.
После того как станция была реконструирована, галерею из-за проблем с финансированием и техническим расчётом так и не восстановили. Сейчас от станции на улицу Косыгина попасть можно только пешком (подняться по обходным тропинкам в лесопарке) или по платной канатной дороге.
Расположение и вестибюли
Расположена между станциями «Спортивная» и «Университет». Северный выход находится на территории района Хамовники Центрального административного округа, южный — на территории района Раменки Западного административного округа и Гагаринского района Юго-Западного административного округа Москвы.
Станция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля (оборудованного эскалатором) можно выйти на Лужнецкую набережную и к олимпийскому спортивному комплексу «Лужники»
. Из южного вестибюля можно выйти на Воробьёвскую набережную (через нижний зал) и к природному заказнику
«Воробьёвы горы»
(через верхний зал).
Оформление
Станция метро «Воробьевы горы» оформлена в современном стиле. Стены подходных коридоров и проходящие через зал опоры моста облицованы мрамором зеленого и белого цвета. Путевые стены прозрачные, из стекол, вставленных в алюминиевый каркас. Они открывают вид на БСА «Лужников», Москву-реку, здание Академии наук, Воробьевы горы. Полы выложены серым гранитом.
Информация о вокзале «Воробьевы горы»
Станция «Воробьевы горы» имеет два выхода, которые расположены на разных берегах Москвы–реки. На южном берегу реки, метро открывается с 7 утра и закрывается в 22 вечера. Северный вход открыт с 5.35 утра и закрывается только 01.00 ночи. В целях обеспечения безопасности метрополитена рядом нет маршрутов общественного транспорта и до ближайшей остановки не меньше 500 метров. По метромосту ходит троллейбус, но до его остановки от выхода из метро достаточно далеко.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Интересные факты
- Станция метро «Воробьевы горы» иногда именуется «якорем» московского метро, поскольку неизменно закрывается в дни мероприятий, когда наблюдается большой пассажиропоток.
- Это одна из четырёх станций в Москве, к которым не подходят маршруты наземного городского транспорта. По метромосту следует троллейбус, но ближайшие остановки располагаются в полукилометре от каждого вестибюля и относятся уже к иным маршрутам троллейбусов и автобусов. Также это единственная в Москве станция, южный вестибюль которой выходит непосредственно на причал «Воробьёвы горы», который летом открыт.
- Это наиболее длинная станция московской подземки и довольно опасная, поскольку на путях отсутствует лоток.
- Станция метро «Воробьевы горы» является выставочной площадкой метрополитена наряду со станцией «Выставочная», где находится галерея «Метро».
- В 1970-х годах на «Ленинских горах» снимались эпизоды художественных фильмов «Москва, любовь моя» и «Подсолнухи».
- В компьютерной игре «Метро 2033: Луч надежды» персонажи проходят через эту станцию, однако находится она не совсем там, где на самом деле (в районе станции «Кропоткинская»).
«Город на память». 249. Ленинские горы (город науки)
7 июня 2020 года Фотопроект «Город на память». 249. Ленинские горы (город науки)
Большинство зданий микрорайона Ленинские горы построены в 1949-1953 годах и почти все признаны объектами культурного наследия регионального значения. По оформлению фасадов они уступают центральным корпусам университетского городка — с виду это обычные НИИ, каких немало в столице. Но впечатляет список названий корпусов, подчёркивающий разнообразие научных дисциплин, которые изучаются в МГУ.
Несколько улиц делят территорию на прямоугольники — улица Колмогорова, улица Академика Хохлова, улица Академика Самарского, Мичуринская аллея, Менделеевская улица, улица Лебедева, — но все постройки микрорайона приписаны к единому адресу «Ленинские горы, дом 1». В нумерации корпусов нет системы, здания хаотично разбросаны по всему университетскому городку. К примеру, Научно-исследовательский институт ядерной физики под номером 5 расположен у проспекта Вернадского, а Институт механики под номером 7 — возле Мичуринского проспекта. А по соседству с Институтом механики стоят здания под номерами 19, 41 и 74.
Корпус НИВЦ (Ленинские горы, дом 1, строение 4): Научно-исследовательский вычислительный центр. Сейчас СКЦ МГУ включает в себя суперкомпьютеры «Ломоносов», «Чебышёв», «ГрафИТ!»
19-й корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 5): Научно-исследовательский институт ядерной физики — один из крупнейших научно-исследовательских институтов МГУ, являющийся базой подготовки студентов и аспирантов физического факультета МГУ по направлениям ядерной, атомной физики, физики космоса. Инициаторами создания института для подготовки специалистов по ядерной физике для работ по советскому атомному проекту были Игорь Курчатов и Дмитрий Скобельцын.
20-й корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 6): лаборатория изучения космических излучений НИИЯФ. В середине 1950-х годах силами Метростроя под зданием был пробит вертикальный ствол на глубину 45 метров, где и было размещено лабораторное оборудование. Современные диггеры почти легально побывали в этой шахте и обнаружили лишь обрезанные кабели, обесточенную и разломанную аппаратуру. В рабочем состоянии находятся дренажные насосы, периодически откачивающие воду.
Институт механики (Ленинские горы, дом 1, строение 7 — Мичуринский проспект, дом 1) организован в 1959 году Постановлением Совета Министров РСФСР с целью развертывания научно-исследовательских работ в области механики, направленных на решение важнейших задач современной техники и улучшения подготовки необходимых для народного хозяйства специалистов. За время своего существования институт внес выдающийся вклад в гидроаэродинамику, механику нестационарных процессов в газообразных и жидких средах, в механику твердого деформируемого тела, в решение проблем общей механики и процессов управления, в биомеханику, механику природных процессов.
Современная Москва напоминает необитаемый остров, который пираты перекопали в поисках сокровищ. Летом 2020 года клад ищется на Мичуринском проспекте напротив Института механики.
Криогенный корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 8): Кафедра физики низких температур и сверхпроводимости физического факультета
Корпус газовой электрохимии (Ленинские горы, дом 1, строение 9): Лаборатория катализа и газовой электрохимии химического факультета МГУ
Корпус радиохимии (Ленинские горы, дом 1, строение 10): Кафедра радиохимии химического факультета МГУ
Корпус СВД (Ленинские горы, дом 1, строение 11): Кафедра химической технологии и новых материалов химического факультета МГУ, Кафедра химической энзимологии химического факультета МГУ
Биолого-почвенный корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 12): Биологический факультет, Факультет почвоведения.
Биологический факультет был организован в 1930 году на базе биологического отделения физико-математического факультета МГУ. В настоящее время факультет является крупнейшим учебно-научным центром подготовки биологов широкого профиля. Факультет почвоведения является относительно молодым и динамично развивающимся факультетом Московского университета и самым крупным учебным заведением данного направления в системе университетского образования страны. Факультет готовит почвоведов и экологов — специалистов по исследованию и рациональному использованию земельных ресурсов, экологической оценке состояния окружающей природной среды.
«15 марта 1948 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве комплекса новых зданий для Московского университета на Ленинских горах. Здесь же было запланировано и создание «Агроботанического сада». В первые годы становления нового Сада многие сотрудники ездили в командировки и экспедиции, как говорилось «за материалом», который — живыми растениями и семенами — и привозили в больших количествах.
Более 5000 видов, разновидностей и форм растений, имеющихся в саду, произрастают на основных коллекционных участках: в дендрарии, альпинарии, на участках систематики, полезных растений, флоры Средней России декоративных растений, в плодовом саду, а также в оранжереях», — сообщает официальный сайт Ботанического сада Биологического факультета МГУ https://botsad.msu.ru
Ну а в XIX веке юго-западнее села Воробьёво находился холерный городок с кладбищем (сейчас это часть территории Ботанического сада, ближе к Университетскому проспекту).
На университетской территории есть и другие достопримечательности из мира флоры, например, сакура возле Первого гуманитарного корпуса или старый дуб на «Малом газоне» Университетской площади. Говорят, что этот дуб стал местом встреч выпускников географического и физического факультетов МГУ.
Типография (Ленинские горы, дом 1, строение 15)
Механические мастерские, служебные постройки, склады (Ленинские горы, дом 1, строения 16, 17, 39)
ГАИШ (Ленинские горы, дом 1, строение 18 — Университетский проспект, дом 13): Государственный астрономический институт им. П.К.Штернберга Первая университетская обсерватория открылась в 1804 году на крыше главного здания на Моховой, она сгорела во время оккупации Москвы наполеоновской армией. После войны купец Зой Зосима подарил университету участок у Пресненской заставы, где была построена каменная обсерватория. Первые наблюдения звёздного неба начались в 1831 году. Уже в советское время там же был создан астрономический институт, получивший имя профессора Павла Штернберга. На Ленинских горах для него был построен отдельный большой корпус.
Вокруг МГУ успел вырасти лес, среди которого построили бейсбольный стадион. Часть бывшего пустыря занимают хозяйственные постройки, ангары, гаражи.
Нынешний парк вокруг ГАИШ выглядит неухоженным, дорожки к исследовательским инструментам поросли травой. Здесь ощущаешь прикосновение к большой истории и грусть, что власть, увлечённая новыми инновационными проектами, такими, как Сколково, забывает об истоках советской науки.
Постройка с раздвижной крышей, где находился астрономический универсал, на котором профессор Вилен Нестеров экспериментировал с наблюдениями в первом вертикале.
Пассажный инструмент АПМ-10 служит для определения времени прохождения светил через какую-нибудь вертикальную плоскость, обыкновенно меридиан или первый вертикал.
Башня демонтированного телескопа, который ещё в советское время был отправлен в Узбекистан
Венткиоск
Метеорологическая обсерватория (Ленинские горы, дом 1, строение 27) была основана в 1954 году как учебно-методический центр и научная база для изучения климата Москвы. Обсерватория располагает уникальным комплексом непрерывных наблюдений эколого-климатических характеристик атмосферы, которые проводятся на основе современных методов в соответствии с принятыми международными и отечественными нормами.
В обсерватории круглосуточно проводятся наблюдения за многочисленными метеорологическими элементами: атмосферным давлением; температурой воздуха, поверхности почвы и грунта на разных глубинах вплоть до 3,2 метра; глубиной промерзания грунта; показателями влажности воздуха; общей и нижней облачностью; состоянием диска солнца; атмосферными явлениями; количеством и продолжительностью осадков; горизонтальной дальностью видимости и нижней границей облаков; скоростью и направлением ветра; продолжительностью солнечного сияния; высотой снежного покрова и др.
На переднем плане содары, служащие для измерения структуры вертикальной турбулентности и профиля ветра в нижних слоях атмосферы методом звукового зондирования. Этот прибор периодически пищит, посылая звуковые колебания в атмосферу.
3-й учебный корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 33): Социологический факультет
Ещё несколько построек, которые можно отнести к самым старым: Корпус гидрологии (Ленинские горы, дом 1, строение 19) Кафедра биофизики биологического факультета (Ленинские горы, дом 1, строение 24) Вегетационный домик (Ленинские горы, дом 1, строение 24а) Виварий (Ленинские горы, дом 1, строение 25) Лаборатория электронной микроскопии при Биологическом факультете (Ленинские горы, дом 1, строение 32)
Из более поздних советских зданий выделяется 1-й гуманитарный корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 51), 1971 год. Здесь находятся исторический, юридический, филологический, философский факультеты, некоторые вспомогательные помещения факультета иностранных языков, институт государственного управления и социальных исследований, а также одна из крупнейших гуманитарных библиотек.
2-й учебный корпус (Ленинские горы, дом 1, строение 52) сдан в 1982 году, в нём расположены Факультет вычислительной математики и кибернетики, Высшая школа бизнеса, Механико-математический факультет, Факультет педагогического образования, Центр интенсивного обучения иностранным языкам, Подготовительное отделение.
В 1967 году открылась столовая № 8 (Ленинские горы, дом 1, строение 44). Готовили в столовой отменно, особенно для профессорского зала. Вспоминают, что здесь не раз выступала с концертами группа «Машина времени».
Столовая № 10 (Ленинские горы, дом 1, строение 56)
В 1971 году открылся гастроном (Ленинские горы, дом 1, строение 54)
Станция метро «Университет» — редкий случай, когда при станции возвели сразу два вестибюля, две одинаковых круглых шайбы. Даже на многолюдной станции «ВДНХ», открывшейся годом раньше, метростроевцы предусмотрели только один вестибюль. В станционном зале снималась финальная сцена кинофильма «Я шагаю по Москве» режиссёра Георгия Данелия с участием Никиты Михалкова, Галины Польских, Алексея Локтева. «А я иду, шагаю по Москве…» — «Ты что кричишь?» — «Я пою.» — «Ну пой ещё!» Самый романтичный фильм о Москве вышел на экраны в 1963 году, в кадр также попали старые дворы, Садовое кольцо, ГУМ, Покровский собор, а особенно любопытны эпизоды, снятые в ЦПКиО имени Горького.
В окрестностях МГУ хватает наземного общественного транспорта, есть маршруты автобусов, которые довезут прямо к входу в Главное здание. А возле южного вестибюля метро с 1954 года находится трамвайное кольцо с сохранившейся старой диспетчерской.
Было время, когда с одной стороны диспетчерской находилась конечная трамваев, а с другой — разворотный круг троллейбусов.
Схема расположения зданий МГУ: https://www.msu.ru/info/map/lengori.html Узнайте больше: https://letopis.msu.ru/content/udarnaya-stroyka https://www.newsmsk.com/article/16Jan2010/mgu.html https://sovet-gagarin.org/interesting/246-save-msu.html
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, МГУ, СССР, образование, город на память, Ленинские горы.
Другие публикации
08.09.2020 в 00:30
День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»
Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ
12.08.2020 в 16:05
ВДНХ отметила День рождения
После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.
12.08.2020 в 15:55
Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль
В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.
22.07.2020 в 22:56
Опасная пицца
Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 22:58
«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское
До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 22:10
«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 13:30
«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»
ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 00:31
«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка
Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.
Евгений Чесноков 20.07.2020 в 13:03
«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»
По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны — стадионы Юных пионеров и «Динамо».
Евгений Чесноков 19.07.2020 в 12:21
«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»
Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».
Евгений Чесноков 18.07.2020 в 13:28
«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»
В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».
Евгений Чесноков 17.07.2020 в 23:23
«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки
Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы — Москву и Санкт-Петербург.
Евгений Чесноков 15.07.2020 в 12:00
«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко
Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.
Евгений Чесноков 14.07.2020 в 04:20
«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал
На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.
Евгений Чесноков 13.07.2020 в 09:36
«Город на память». 610. Денежный переулок
Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.
Евгений Чесноков 06.07.2020 в 11:26
«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя
Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.
stroitel
Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта!
Журнал-сообщество "Строитель" для всех и каждого! Вступайте в наши ряды, будет интересно!
Любили же в советское время делать из станций метрополитена дворцы! В 30-х начали, в 40-х продолжили, в 50-х развивались и создали второй метрополитен — Ленинградский, где тоже можно было разгуляться! А в январе 1959 года в Москве открыли самую необычную по сей день станцию — Воробьёвы горы (исторически — Ленинские горы).
Вместо классического глубокого тоннеля с целью сэкономить было принято решение создать двухуровневую конструктурцию моста для автомобилей и поездов метро. Сэкономили.
1. Станция находится между территорией "Лужников" и высоким берегом Москвы-реки в районе Воробьёвской набережной. станция очень удобна для любителей прогулок. Во все стороны можно спокойно гулять на несколько километров. А вот с наземным транспортом тут не очень. С одного берега удобно пройти от конечной автобусов и троллейбусов "Лужники-Южные", а вот с другой есть даже остановка с названием станции метро для автобуса А и троллейбуса 7. Вот только она на самом верху.
3. Чтобы увидеть конструкцию понятнее, подходим со стороны Лужников. На верхнем уровне движутся автомобили c Комсомольского проспекта на проспект Вернадского и обратно. На нижнем из-под земли вылезает тоннель метро.
4. Станция впервые появилась 12 января 1959 года. Своё второе рождение отметила 14 декабря 2002 года.
5. Добро пожаловать на вход номер 1.
6. Здесь уже установлен маленький кусочек новой навигации.
7. При строительстве Лужнецкого метромоста были допущены несколько серьёзных ошибок. Нижняя часть конструкции представляла собой единое цело, что привело к сильному воздействию при движении поездов.
8. Вместо металлических опор поставили железобетонные. Для ускорения бетонирования использовали соль. Плюс плохая гидроизоляция. В результате таких удешевлений станцию регулярно затапливало.
9. 8 июля 1969 года из-за сильного ливня чуть не закрыли всю линию. Вода с грязью лилась со всех щелей. Позже начались проблемы с потолком. Годом позже упали дюралевые листы карниза. О многочисленных трещинах даже и говорить не стоит. 20 октября 1983 года станция закрылась. С 1986 года сюда не заезжали даже поезда. Для них создали параллельные мосты.
10. То, что мы видим сегодня — фактически новая станция. Платформа расширилась до 15 метров. Поезда получили свои собственные балки. А весь объект — новое название.
11. При этом станция сохранила свою идею. Через окна можно смотреть на столицу. БСА Лужники. Вдалеке Москва-сити.
12. Станция популярна у туристов, поднимающихся на смотровую площадку Воробьёвых гор и спешащих рассказать об этом по телефону.
13. С этой же целью на станции поставлено несколько круглых стеклянных витрин, используемых для разных тематических выставок.
14.
15. Раньше рядом со станцией существовала эскалаторная галерея для подъема на самый верх. Закрыта уже давно и не факт что когда-нибудь будет восстановлена.
16. На станции есть несколько скамеек.
17. Есть ещё у станции одна беда. Её часто закрывают. Практически на каждое крупное мероприятие она какое-то время недоступна.
18. Выходы.
19. Вот такая необычная станция, пострадавшая из-за многочисленных ошибок.
А как вы относитесь к экспериментам в области транспорта? Необычные станции, необычные проекты, может что-то связанное не с метро?
Если Вы что-то знаете об этом месте — расскажите в комментариях! Вместе мы узнаем о городе больше!
Если Вас интересуют какие-либо вопросы, есть интересные предложения или хочется что-то сказать — меня легко найти в социальных сетях:
ВКонтакте, Facebook, Instagram, Google+, Twitter. Подписывайтесь!
По вопросам сотрудничества обращаться по электронной почте: sk0rp699@mail.ru.
Завтра нас ждёт суббота. А по субботам миллионы людей во всём мире смотрят футбол. Конечно тур в любом чемпионате часто растягивает на пару-тройку дней, но это нам завтра точно не помешает. Любопытно будет взглянуть на место, которое на многие годы получило спортивное название, но не очень много спорта. Или всё же много?