Здание Главного штаба, его история и обитатели
Сегодня мы отправимся на главную площадь Санкт-Петербурга к зданию Главного штаба, которое мы так полюбили с недавних пор (или нет?) после того, как туда переехала часть коллекций Эрмитажа. И, кстати, напрасно мы его называем Главным штабом, хотя такова традиция. А между тем, в той половине, где Эрмитаж, никакого Главного штаба не было, нет, и очевидно, что уже никогда не будет. Исторически он располагался в западном крыле (если стоять спиной к Зимнему дворцу и лицом к арке, то справа). И да, в той части до сих пор обитают военные – находится командование Западного военного округа.
В той же половине, где расположены эрмитажные коллекции, до революции находились не менее важные для государства, но вполне гражданские учреждения – Министерство иностранных дел и Министерство финансов.
Жёлтое здание с бесконечным фасадом, которое дугой огибает Дворцовую площадь, производит неизгладимое впечатление на туристов. В XIX веке оно производило такой же эффект на гостей столицы, в том числе на иностранцев. Потому что на момент постройки оно было самым протяженным в Европе – длина его фасада достигает 580 метров.
Это здание всегда выглядело солидной, классической декорацией Дворцовой площади, особенно в те времена, когда в него не было доступа простым смертным. И даже сегодня посетители Эрмитажа часто не могут разобраться в том, куда же они, собственно, попали. Мы с вами рядом с таким сооружением, по выражению Л.Я.Лурье, чувствуем себя скорее персонажами литературного произведения, нежели людьми, живущими здесь и сейчас.
Как в Петербурге появилось это здание, что оно собой представляет, какие секреты хранит (а вы думали, здесь всё так просто?) – в этом нам предстоит сегодня разобраться.
Весенним днём 1819 года вышло распоряжение Александра I – выстроить на Дворцовой площади новый правительственный комплекс.
Это был заказ, о котором любой архитектор мог только мечтать, и получил его замечательный петербургский зодчий Карл Иванович Росси. Получить этот заказ означало прославиться на века.
Мало того, что Росси предстояло строить прямо напротив императорской резиденции. Но и саму площадь нужно было привести в правильный вид, навести на ней архитектурный порядок.
Поговаривали, что столь важным заказом Карл Иванович Росси был обязан министру финансов Дмитрию Гурьеву. Именно он в начале 1819 года представил Александру I доклад о необходимости перенести имперские службы поближе к Зимнему дворцу. И наряду со зданием Главного штаба на площади должны были появиться здания для двух министерств – финансов и иностранных дел.
На самом деле Гурьев преследовал только одну цель – он втайне мечтал о своей министерской квартире с окнами на Зимний дворец. Другой же министр, который должен был здесь разместиться, Карл Нессельроде, был его зятем.
Государь сомневался – казну опустошили долгие войны. Ещё не отстроена сгоревшая Москва. С другой стороны, после победы над Наполеоном столица империи требовала нового архитектурного наряда. Так что решение было принято. Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями». И Александр I делает ставку на Карла Росси.
Кстати, эти обывательские дома, смотревшие на дворец, нужно было сначала выкупить, чтобы расчистить участки под новое строительство. И представьте себе, на это Александром I была выделена огромная сумма из казны – более миллиона рублей. Понятно, что владельцев не особенно спрашивали. Но во всяком случае, деньги им заплатили хорошие.
Росси понимал: главная трудность нового проекта – соединить несоединимое. Доминантой ансамбля должен остаться растрелиевский Зимний дворец, шедевр русского барокко. Но на дворе XIX век. И невозможно, немыслимо строить в прежнем стиле.
И новое здание было сделано классическим, но оно было построено так, чтобы подчеркнуть масштаб и пропорции императорского дворца. Широкая дуга Главного штаба охватила Дворцовую площадь, образуя, как мы уже знаем, самый длинный на тот момент фасад в Европе – 580 метров. Центральная арка расположилась строго напротив главного въезда в царскую резиденцию. В итоге вся площадь развернулась к воротам Зимнего дворца.
Раньше в градостроительстве острые углы были невозможны. Но Росси положил начало, и теперь, гуляя по городу, можно такие «утюги» встретить то там, то тут. Они есть и на канале Грибоедова, и на Фонтанке, и на Васильевском острове. И даже знаменитое здание с башней на Пяти углах – это тоже дом-утюг.
Внутри квартала, который образовали корпуса Главного штаба и двух министерств, разместился целый городок. Сотни кабинетов, приемных, квартир для чиновников, а ещё библиотеки, архивы, домовые церкви. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, обеспечивала работу огромного механизма казенных ведомств. Приемные и присутственные места размещались в анфиладах, которые опоясывали здание по периметру. Остатки этих коридоров и переходов можно найти и сейчас.
В квартире Нессельроде устраивались балы и приемы, на которых блистало всё высшее общество Петербурга, бывали писатели, дипломаты, чиновники и артисты. Вот только Пушкин не был вхож туда.
Жена Нессельроде – Мария Дмитриевна – была дочерью министра финансов Гурьева. И она не любила поэта за эпиграмму против ее отца, которую Пушкину приписывали.
Увы, сложилось так, что Мария Нессельроде впоследствии интриговала против поэта, была близка с Дантесом, и по некоторым свидетельствам современников именно ее интриги привели к дуэли.
С другой стороны, Пушкин приходил сюда работать в архиве. И вообще, Нессельроде был его непосредственным начальником. Ведь поэт после окончания Лицея служил в Коллегии иностранных дел (она впоследствии станет МИДом).
Ещё один обитатель здания – министр финансов Егор Францевич Канкрин, который пришел на смену Гурьеву. В отличие от Гурьева и Нессельроде, переселяться в казённые апартаменты Канкрин вовсе не желал и никогда об этом не мечтал. Каждое утро он ходил пешком из своей квартиры на набережной Невы и поднимался по богато украшенной министерской лестнице на второй этаж. Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.
Хотя у Канкрина и не было квартиры в этом здании, но был, естественно, свой кабинет в министерстве финансов. А рядом с ним было устроено небольшое помещение, где министр отдыхал в глубоком кресле и играл на скрипке. Сегодня и кабинет и закуток отреставрированы.
В 1988 г. левое крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. Но только через двадцать лет, в 2008 г. началась реставрация исторического здания.
Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс. Застеклённые атриумы, световые фонари, колоссальные лестницы и вот эта сумасшедших размеров дверь в начале так называемой Новой Большой анфилады – всё это придумала и воплотила архитектурная мастерская Н.И. Явейна.
Тем, кого расстроил новодел внутри исторического здания, скажу, что всё историческое, что там было и оставалось на начало XXI века (и подлежало воссозданию), всё это было сохранено. Весь архитектурный «новодел» устроен в бывших внутренних дворах, которых, как известно, в комплексе насчитывалось целых пять. В итоге получились весьма замечательные атриумы.
Перед Эрмитажем действительно стояла сложная задача – максимально бережно восстанавливать здание и одновременно приспособить памятник к тому, чтобы здесь расположился современный музей.
Кстати, никогда это старое здание – творение Карла России – не было рассчитано на посещение большим количеством людей. Сегодня же одновременно восточное крыло Главного штаба выдерживает 25 тысяч посетителей.
Вот и я собираюсь в ближайшие недели наведаться в Главный штаб Эрмитажа. Так что, у нас обязательно появится вторая часть рассказа про это здание. На этот раз с интерьерами.
Главный штаб Эрмитажа
Главный штаб Эрмитажа в Санкт-Петербурге ― всемирно известный музей и выдающийся архитектурно-исторический памятник. Здесь собрана коллекция уникальных картин и скульптур, культурных артефактов, предметов быта царской семьи и ювелирных изделий. Главный штаб находится на Дворцовой площади и занимает всё восточное крыло полукруглого здания, которое тянется от реки Мойки до Невского проспекта.
История строительства
В 1819 году во время строительства Главного Адмиралтейства появилась идея реконструкции площади перед Зимним дворцом. Специальная комиссия, созванная Александром I, эту идею поддержала, и в 1820 году начались работы.
Руководить проектом пригласили архитектора Карла Росси. Задача стояла не из простых, ведь ранее застройка Дворцовой площади велась хаотически. Одни дома пришлось выкупить у частных владельцев, другие, которые не представляли ценности, — снести. Так на протяжении десяти лет воплощали проект двух отдельных корпусов, которые впоследствии соединили триумфальной аркой.
Первые расчёты по конструкциям арки показали, что их вес составит 80 тонн. Тогда М. Кларк, директор металлургического завода, предложил необычное решение ― отлить из чугуна только каркасы воинов и колесницы, а потом обложить их медными листами. В результате вес конструкции уменьшится в 5 раз. Такую идею одобрила специально собранная техническая комиссия. Строительство триумфальной арки приурочили к победе в войне 1812 года.
Проект здания Главного штаба. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггерова, 1820 год
В западном крыле расположился Генеральный штаб, а в восточном — Министерство финансов и Министерство иностранных дел. В 1993 году восточное крыло передали Эрмитажу.
Во время ВОВ здания сильно пострадали, но уже к 1950 году комплекс отреставрировали. Большое обновление корпусов началось в 2008. За шесть лет восстановили оригинальную архитектуру ансамбля, обновили выставочные залы.
Архитектура
Чтобы «развернуть» площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль, Карлу Росси пришлось замаскировать ненужный поворот тремя арками. При этом он выполнил, казалось бы, невероятную задачу ― выделил и сохранил фокус именно на строгом и роскошном дворце императора.
Проект здания Главного штаба. Вид с Большой Морской улицы. Литография К. Беггрова, 1820 год
Росси удалось гармонично соединить два стиля: русское барокко Зимнего дворца и ампир Генерального штаба с фасадом протяжённостью 580 метров.
Изначально парадная часть комплекса была серой, и на монохромном фоне отчётливо выделялись белые акценты. Позднее его перекрасили в жёлтый, а бронзовые скульптуры стали чёрными.
Глядя на крылья музея Главного штаба, можно подумать, что у них одинаковая протяженность, но это не так. Чтобы нивелировать несоразмерность, Росси украсил восточный корпус 12 колоннами, а западный ― 14.
Для освещения пространства, примыкающего к арке, тоже было найдено необычное решение. В эту зону не проникал солнечный свет, поэтому смонтировали фонари, проведя их через верхние этажи.
Корпуса Главштаба ― это полноценный квартал, где размещались государственные архивы, библиотека, квартиры чиновников и множество служебных помещений. У департаментов были отдельные входы с проездами для карет. В просторных и роскошных апартаментах жили министры, организовывали приёмы для политических деятелей и представителей культуры, вели тайные переговоры с послами и дипломатами других государств.
Арка здания Генерального штаба, 1896 год
Основные залы
Главштаб ― это четыре этажа. Внизу находятся служебные помещения, кабинеты администрации и сотрудников, гардероб, лекторий и сувенирные лавки. На втором ― экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, и несколько «африканских» залов.
На третьем и четвёртом этажах можно увидеть живопись XIX века и знаменитую коллекцию Фаберже, посетить Музей Гвардии, парадные министерские помещения, выставку работ импрессионистов и постимпрессионистов, персональные экспозиции Ван Гога, Пикассо, Моне, Кандинского.
Самые интересные залы Главного штаба
Зал русских художников
Выставка из 3000 полотен разных жанров и стилей ― это работы Никитина, Л. Пастернака, Репина, Брюллова и многих других живописцев XVIII-XX веков, в том числе иностранных, которые создавали свои шедевры в России. Можно увидеть пейзажи, полотна с историческими событиями, бытовыми сценами, портреты государственных и церковных деятелей, военных, купцов и дворян.
Фото: Антон Путятин
Выставка импрессионистов
Экспозиция находится на четвёртом этаже музея, в Галерее Сергея Щукина и братьев Морозовых. Здесь размещены полотна Дега, Фантена-Латура, Писсарро, Сезанна, Гогена, Пикассо и Ван Гога. Два зала отведены под произведения Ренуара.
Часть выставки составляет барбизонская живопись ― реалистичные пейзажи без личных домыслов и прикрас. В своих работах мастера старались передать красоту русской природы и рассказать о тяжёлом ежедневном труде простых крестьян. Кроме художественных полотен, в зале есть скульптуры Родена.
Большая коллекция картин импрессионистов ― заслуга И. Морозова и С. Щукина. Щукин много путешествовал по Франции, где покупал полотна для особняка. По его завещанию 225 картин были переданы Эрмитажу. От Морозова Эрмитаж получил 30 работ Боннара и картины Мориса Дени.
Залы, посвящённые Карлу Фаберже
Галерея открыта с 2015 года в честь основателя известной ювелирной компании. Два просторных помещения отведены под 110 экспонатов. Самые значимые из них ― копии предметов, принадлежащих императорской семье, огромные серебряные часы и знаменитые часы Ротшильда, стилизованные под яйцо. Экспозиция содержит блюдца из хрусталя, оригинальные вазы, чайные и кофейные сервизы, ажурные цветы из металла.
В фонде музея хранятся эскизы ювелирных украшений, уникальные латунные и медные предметы, изготовленные специально для нужд русской армии ― тазы, шприцы, гильзы, самовары и чайники.
Выставка, посвящённая Министерству финансов
Экспозиция открылась в 2016 году. Реставрация позволила удивительно точно воссоздать старинные интерьеры, включая уникальный цветной наборный пол. Сегодня это три обновлённых зала, где хранится уникальная коллекция редких монет, бюсты политических деятелей, картины Б. Скотти.
Изначально в этой части здания располагалось ведомство министров. Здесь устраивали светские рауты и встречи с иностранными дипломатами. Позднее было решено передать помещения под крыло музея и организовать постоянную выставку.
Арка Главного штаба
Триумфальная арка ― это три конструкции в одной. Первая ― вход на площадь, другая находится прямо за ней, а третья стоит под углом. Ширина пролётов 28-метровой арки достигает 17 метров.
Арка ― не только архитектурный элемент. Император Николай I предложил установить монумент Петра, но Росси сумел переубедить его. Здание украшает памятник защитникам родины, погибшим в войне с Наполеоном. Он украшен традиционными античными элементами, венец композиции ― несущаяся колесница Ники, богини победы.
Адрес, как добраться, режим работы музея
Генеральный штаб находится на Дворцовой пл., д. 6/8. Вход в комплекс рядом с аркой под балконом. Добраться до места можно:
- на метро ― станция «Адмиралтейская» (6 минут ходьбы) или «Невский проспект»;
- на автобусе № 7, 24 или 191;
- на троллейбусе № 1, 7, 10, 11 и 17.
Ближайшие к Главштабу остановки городского транспорта ― «Ул. Малая Морская», «Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», «Невский проспект».
Режим работы музея
С июля 2022 года Главный штаб Эрмитажа принимает гостей и по понедельникам (с 11 до 16 часов). Последний сеанс ― в 14 часов.
В другие дни музей открыт:
- ср, чт и вс ― с 11 до 18 часов (последний сеанс в 16 часов);
- вт, пт и сб― с 11 до 20 часов (последний сеанс в 18 часов).
Выходные дни ― 1 января и 9 мая.
Билеты в Главный штаб можно приобрести на сайте Эрмитажа и у партнёров музея по той же цене. Все льготы действительны. Электронный билет распечатывать не нужно ― достаточно показать его на экране мобильного.
Часто задаваемые вопросы
Как добраться до Эрмитажа на метро?
Быстрее всего от Дворцовой площади и здания Главного музейного комплекса можно дойти от «Адмиралтейской» . Этот путь займёт у вас всего 10 минут. Из вестибюля станции необходимо выйти к Невскому проспекту. К главной магистрали Санкт-Петербурга вас приведёт Кирпичный переулок и Малая морская улица. Далее перейдите Невский и пойдите дальше по Большой морской. Пройдя сквозь Триумфальную арку Главного штаба, вы окажетесь прямо на Дворцовой площади , где увидите Александровскую колонну, а за ней — бело-зелёное здание музея .
Что посмотреть в первую очередь взрослым в Эрмитаже?
Дети могут приходить в музей , причём до семи лет им даже не нужен билет. Но совсем маленьким детям в нём будет скучно: для наслаждения мировыми шедеврами и изучения экспонатов нужны базовые знания об искусстве. Для взрослых наибольший интерес могут представлять следующие произведения:
- «Мадонны» Леонардо да Винчи — «Литта» и «Бенуа». Ради них в Петербург приезжают посетители со всего мира. Обе эти картины по-своему уникальны. В «Мадонне Бенуа» художник впервые применил масляные краски . Для флорентийской живописной школы это было инновацией. «Мадонну Литта» искусствоведы считают первым произведением Высокого Возрождения. Картина находится на втором этаже Зимнего дворца в 214 зале.
- «Даная» Рембрандта. Это произведение нужно увидеть хотя бы потому, что из-за покушения в 1980-х оно было практически утрачено. Холст был залит кислотой и порезан ножом. После продолжительных восстановительных работ возрождённая «Даная» вернулась в музей . Номер зала, где выставлена картина — 254, второй этаж Зимнего дворца.
- Знаменитая мумия древнеегипетского жреца по имени Па-да-ист находится на первом этаже музея в Египетском зале. В Эрмитаже можно увидеть несколько мумий, но эта считается самой известной. В коллекцию музея она попала более двух веков назад — в 1812 году . Па-да-ист жил более трёх тысяч лет назад . Сейчас каждый посетитель музея может увидеть тело жреца без саркофага и погребальных пелен: в 1929 году его оттуда извлекли и распеленали.
- «Танец» Анри Матисса. Танцующие в хороводе обнажённые фигуры красного цвета прочно вошли в современную масс-культуру. Но в начале прошлого века это полотно шокировало общественность. Обнажённое человеческое тело до этого, конечно же, изображали. Но с такой экспрессией и в экстазе — никогда. Со временем критики и зрители приняли работу и по достоинству оценили одно из ярчайших полотен в стиле постимпрессионизма. Увидеть картину можно в здании Главного штаба Эрмитажа на четвёртом этаже .
Когда работают часы «Павлин» в Эрмитаже?
Часы «Павлин» — главное украшение Павильонного зала. При императрице Екатерине II здесь располагалась мини-оранжерея, где было комфортно неспешно прогуливаться, наслаждаясь цветами. В середине XIX века весь Зимний дворец подвергся перестройке, в результате чего на месте оранжереи был создан Павильонный зал в том виде, в котором мы видим его сейчас. Основная функция помещения осталась та же — спокойный отдых и наслаждение красивыми видами. Окна этой части здания выходят, с одной стороны, на невскую набережную, а с другой — в Висячий сад (туда можно было выйти через панорамную дверь). По различным случаям в Павильонном зале проводились балы.
Павильонный зал славится своим внутренним эклектическим убранством. В оформлении архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал смешение трёх стилей — античного, эпохи европейского Возрождения и восточных мотивов. Среди основных достопримечательностей зала:
- Роскошный мозаичный пол — точная реплика древнеримской мозаики из музея в Ватикане . Это самая крупная по площади мозаика в Эрмитаже . Подобным роскошно оформленным полом могут похвастаться немногие дворцовые залы.
- « Фонтаны слёз » в восточном стиле. Андрей Штакеншнейдер создал их после поездки в Бахчисарай в Крыму, где он увидел подобный фонтан.
- Часы «Павлин». Фаворит Екатерины II князь Г. А. Потёмкин приобрёл их в коллекцию императрицы в 1770-х. Искусный часовой механизм создал известный в то время на весь мир английский мастер Джеймс Кокс , прославившийся изобретением подобных высокотехнологичных механических часов и игрушек. После того, как часы заведут, павлин и другие птицы и звери, фигурки которых входят в композицию, начинают по-своему двигаться и издавать звуки. Продолжительность представления — четыре минуты.
Многие приезжают в Санкт-Петербург и идут в Эрмитаж , чтобы посмотреть на эти часы и на то, как они работают. Сейчас «Павлина» не заводят из-за ограничений, введённых в музее во время пандемии и до сих пор остающихся в силе. Когда раньше раз в неделю часы заводили, посмотреть на представление собирались десятки зрителей, если не больше. Ограничения предусматривают, что в замкнутом пространстве Павильонного зала одновременно не может находиться большое количество посетителей. Поэтому пока что посмотреть на уникальный часовой механизм в работе не получится.
Где лучше купить билеты в Эрмитаж?
Билеты в Эрмитаж можно купить уже по прибытии в Санкт-Петербург (если вы приехали из другого города) и пришли к зданию Главного музейного комплекса на Дворцовой площади и подошли к кассам. Но вы можете столкнуться с долгими очередями — в выходные и праздничные дни эта проблема стоит особенно остро. Также на желаемое время все билеты уже могут быть раскуплены, и вам придётся либо ждать следующего сеанса несколько часов, либо вернуться в отель и прийти в другой день.
Поэтому лучше позаботиться о билетах заранее и купить их онлайн на необходимую вам дату и время. Они именные: при оформлении покупки на сайте вы указываете ваши фамилию, имя, отчество, а ещё — контактный мобильный и адрес электронной почты, куда придёт купленный билет. Поэтому процесс возврата достаточно непростой (должны быть уважительные причины) и происходит не позднее чем за три дня до даты посещения музея .
В назначенную дату необходимо прийти к турникетам, расположенным на главном входе в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади или под аркой Главного штаба (если вы идёте посмотреть экспозицию в этом здании ) и приложить к ним штрих-код на билете. Распечатывать ничего не нужно.
Что скрывает арка Главного штаба? Секреты, мифы, легенды и интересные факты арки Главного штаба
Арку главного штаба сложно назвать одной из главных достопримечательностей Питера, но при этом она отражает дух победы над Францией, ну и главное, является неотъемлемой частью композиции облика Дворцовой площади. Без арки, возвышающейся над ней Славы и желания Росси сломать облик улиц нынче сложно представить Санкт-Петербург. Но мало кто знает, какие секреты скрываются за обликом этой скульптуры.
Облик сегодняшней Дворцовой площади практически невозможно представить без арки Главного штаба, над которой возвышается колесница с летящей Славой во главе. Если же немного поиграть извилинами, отвечающими за фантазию в вашей голове, то с легкостью можно представить, как из этого пролёта на полном ходу с небольшим дрифтом вылетала царская карета, ну и направлялась внутрь Зимнего дворца. На это всё смотрел обычный люд и даже подбрасывал вверх шапки. Хотя раньше облик площади был иной, всё изменила война.
2.
Неизвестный художник, Дворцовая площадь. Конец 1800-х годов. С сайта https://walkspb.ru/
Если совсем кратко и поверхностно браться сальными пальцами за историю, то Александру I, планировавшему вступить в сражения с великой армией Наполеона, необходимо было держать поблизости главное военное ведомство. Поэтому он затеял военную реформу и предложил все военные ведомства объединить под одной крышей. Ну а дабы далеко не бегать да карету ради военных дел не запрягать, то выкупил дома в непосредственной близости от собственного дворца, вот прям напротив, чтоб из окна видеть!
3.
Благодаря хитрости одноглазого лиса мы ту войну выиграли, следовательно, теперь под рукой нужен был дипломатический совет, а не военный. Посему император решил добавить к ведомству Генерального штаба лычек и превратил всё в Главный штаб. Для этой идеи снова нужно было место. Так что порывшись в царской казне правитель страны выкупает и другие дома на площади, потратив на безумную идею довольно весомую часть личного богатства. Скупленные под государственные нужды дома он предлагает объединить в одно, изменив и внешний фасад. Ну а за работу предлагает взяться придворному архитектору Росси, который с присущей ему дотошностью начинает менять не только облик домов, но и ломает Большую Морскую улицу.
4.
Хотя я хотел поговорить о другом, о великом и могучем казнокрадстве во времена российской империи на основе одного памятника. По задумке Росси ту двойную арку, что появилась благодаря коленно-локтевому изгибу бриллиантовой улицы, решено было украсить композицией двух женских фигур, держащих герб страны и воинскую атрибутику. Но к тому моменту на трон уже зашёл Николай I, и он захотел увековечить великую победу более масштабной конструкцией: «Дорогой мой зодчий. Ну какие нимфы со щитами, ты там совсем на своём неаполитанском винишке тронулся. Мы самому Наполеону под зад дали, Москву сожгли, одноглазый очаковский полководец роскошный план придумал, а ты предлагаешь отделаться двумя статуэтками? Вот ты в Берлине был? Арку их видел? Вот хочу такую же, но коней чтоб шесть было, а не четыре! Шесть коней, Карл!».
5.
Нужно понимать недоумение архитектора. Там то конструкция стоит на продуманной арке из песчаника, а здесь же её предлагается водрузить над имитированным пролётом, который примыкает к перестроенным зданиям в зыбкой болотистой почве. «Если мы будем делать всё это как в Германии из 10 миллиметровых медных листов, то оно же рухнет вам на темечко! Нужно изыскивать варианты».
6.
На выручку архитектору пришёл Матвей Кларк, управляющий Александровским чугунолитейным заводом, который, как теперь принято говорить, был аффилирован во властные структуры. Именно он предложил императору сделать скульптуры из листов так называемой выколотной меди толщиной всего 3 миллиметра. Правда выяснилось, что такая медь у нас не производится, и её можно купить только в Англии. Так что необходимо добавить дополнительные средства на закупку материала. Это к вопросу о вечно увеличивающихся сметах. Но как заявляет один из уважаемых реставраторов Пётр Португальский, что когда они в 2000 году приступили к комплексной реставрации колесницы, то увидели, что скульптурное изваяние реализовано совсем из другого материала. Колесница сделана из меди толщиной не 3 миллиметра, а 0,8 миллиметров! Причём на листах оказались клейма демидовских заводов. То есть по их примерным прикидкам было расхищено 80% сметы, выделенной на закупку материала.
7.
Таким образом в очередной раз был разрушен миф о том, что наши производители не могут, и якобы приходиться закупать весь материал за границей. Но в итоге оказывается, что и медь у нас есть, и дешевле она. Но для бухгалтерии и отчётов её гораздо выгоднее закупать под видом иностранной, распиливая остаток средств по карманам аффилированных лиц. Закончить же хотелось бы иными словами, ведь благодаря желанию Николая I теперь над одной из главных арок в городе возвышается скульптура летящей Славы, которую несут шесть коней.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Главный штаб Эрмитажа — ещё одно открытие Петербурга
Сколько ни приезжай в город на Неве, он всегда открывается с новой стороны и готовит нам сюрпризы. Казалось бы, всё уже исхожено и осмотрено, но в самом центре Петербурга, там, где ты ходил много раз, вновь поражает удивительная в своей гармоничной красоте панорама здания Главного штаба – творения великого Росси. В отличие от роскошного в своём убранстве Зимнего дворца, расположенного напротив, его архитектуре присущи изысканная сдержанность и стильная элегантность. Вот о нём мы и поговорим.
В разгар туристического сезона Эрмитаж переполнен людьми, не ощутить комфорта спокойной прогулки по музею. В то время как Главный штаб несправедливо забыт туристами и этим можно воспользоваться, спокойно и без суеты прогуляться по дворам и красивейшим залам музея.
Начнём с архитектуры…
Итак, мы в сердце северной столицы. Дворцовая площадь. Напротив Зимнего дворца протянулось здание Главного штаба. Его фасад (чуть менее 600 метров) был создан в стиле классицизма.
Главный штаб
Здание Главного штаба
Два корпуса соединились в единое целое Триумфальной аркой, выполненной в стиле ампир. Её ширина составляет 17 метров, а высота чуть меньше тридцати. Она необыкновенно красива: скульптуры и барельефы украшают её, а по бокам вооруженные античные воины в доспехах словно готовятся защитить её в случае опасности.
Арка Главного штаба
Арка Главного штаба
Наверху, на колеснице, в которую запряжены шесть коней, – мчится крылатая богиня Победы, поднимающая ввысь штандарт с двуглавым орлом – гербом Российской империи. Трудно себе представить, но высота этой скульптурной группы 10 метров, а вес – 16 тонн!
Колесница на арке Главного штаба
Колесница на арке Главного штаба
Одна из удивительных достопримечательностей арки – электрические часы. Инициатором их установки был Д.И. Менделеев. После реставрации они показывают точное время. Сверяйте часы!
Часы в арке Главного штаба
Вообще с архитектурой здания Главного штаба связано много интересного.
Например, в комнатах, которые примыкают к арке, не было окон. Поэтому на крыше сконструировали специальные световые фонари, позволяющие немного осветить эти помещения дневным светом за счёт верхних этажей.
Особенностью здания стал острый угол, расположенный со стороны реки Мойки. Для России это было очень необычно, и подобная архитектура вызывала насмешки и сарказм, что отразилось и в несколько грубоватом названии восточного крыла министерства – «утюг».
Угол здания Главного штаба, выходящий на реку Мойка
Кстати, внутри угла есть тайная треугольная комната. Необычно, правда?
Комната рядом с кабинетом канцлера Карла Нессельроде, здесь тот самый острый угол Главного штаба
Архитектурный ансамбль Дворцовой площади поражает своей симметрией. Однако всё не так просто. Например, кажется, что арка Главного штаба делит здание пополам. Чтобы добиться этого эффекта, архитектор должен был перестроить Большую Морскую улицу, являющуюся главными «воротами» площади. Маскируя образовавшуюся дугу, возвел над улицей целых три арки! Именно этот арочный «веер» создал иллюзию правильных линий и прямых углов и помог достичь идеальных пропорций.
Арка Главного штаба, вид на Большую Морскую
Главный штаб Эрмитажа — путешествие по музейному комплексу начинается
Возрождение здания Главного штаба
Об этом нельзя не сказать. Чтобы стать музеем, зданию надо было преобразиться. Во-первых, его восточное крыло и пять его внутренних дворов в конце 80-х годов стали филиалом Эрмитажа. Во-вторых, надо было провести масштабную реконструкцию, чтобы и здание спасти, и превратить его в современное музейное пространство.
Схема дворов Главного штаба
Так выглядел Двор №5 до реконструкции
Двор Главного штаба во время реконструкции
Но прошло 20 лет, прежде чем работы начались. И шли они до 2014 года: реконструкции подверглось само здание от фундамента до крыши и внутренние дворы, которые изменились до неузнаваемости, превратившись в крытые пространства для выставочных залов.
Теперь это особенное здание, соединившее в себе историю, традицию, классику и современные технологии. Тем оно и интересно. А значит, сюда мы обязательно пойдём!
Пройдёмся по этажам
Музей Главного штаба размещается на четырёх этажах и относится к экспозиционному комплексу Эрмитажа. Здесь есть четыре анфиладные линии — Речная (вдоль набережной Мойки), Дворцовая (вдоль Дворцовой площади), центральная Большая ( внутренние дворы), Певческая ( вдоль Певческого проезда).
Вход в музей находится под знаменитой аркой Главного штаба. Через массивные двери мы попадаем во двор Главного штаба, который плавно перетекает в первый этаж.
Вход в Главный штаб
Сначала мы попадаем в гардероб, а потом в вестибюль.
Гардероб Главного штаба
Отмечу, что из гардероба можно пройти как в музей через вестибюль, так и в «Атриум», где обычно проходят концерты. Атриум Главного штаба — это один из самых больших реконструированных дворов. Здесь находится главная парадная лестница. Кажущееся снаружи не очень большим здание поражает масштабами внутри. Это сразу ощущаешь, когда ступаешь на лестницу, ведущую к выставочным залам и экспозициям. К сожалению, сейчас сюда можно пройти только по билетам на концерт, раньше вход в музей был именно по парадной лестнице.
Атриум Главного штаба
Концерт в Атриуме Главного штаба, билет продаются по ссылке.
На первом этаже расположена административная зона, гардероб, билетные кассы, входная зона и парадная лестница. Входная зона с вестибюлем находится под Новой большой анфиладой. Здесь кассы и служба главного администратора.
Также здесь уютное кафе и музейный магазин, стенды с информацией об истории музея.
На втором этаже мы попадаем в экспозицию «Искусство эпохи модерна» и далее в залы Министерства финансов России.
Один из залов «Искусство эпохи модерна»
Воссозданный интерьер кабинета министра финансов в помещениях Министерства финансов середины 19 века.
Анфилада комнат, где представлена коллекция европейских шпалер 19-20 веков, преобладают французские работы.
Коллекция европейских шпалер 19-20 веков
Шпалера «Поклонение волхвов»
Во втором дворе-атриуме представлены произведения итальянских скульпторов второй половины 20 века.
Второй двор-атриум, произведения итальянских скульпторов второй половины 20 века
Третий этаж поражает разнообразием экспозиций, среди которых занимающий несколько больших залов «Музей Российской гвардии». Вот где раздолье для любителей военной истории! Оружие, экипировка, знамёна портреты императора и полководцев. Есть здесь и офицерский мундир Лейб-гвардии Преображенского полка, который был на Петре I во время Полтавского сражения. Это даже осмыслить сложно! Вот она, наша героическая история!
Музей Российской гвардии, 18 век. Фото: Эрмитаж
Один из самых интересных уголков – служебная квартира министра иностранных дел Карла Нессельроде. Это анфилада комнат, в том числе рабочий кабинет и парадные апартаменты. Место удивительно атмосферное, словно переносящее в то время, когда здесь жила большая семья Нессельроде. Здесь всё удивительно: интерьеры комнат, предметы быта.
Парадные апартаменты министра иностранных дел, канцлера Карла Нессельроде
Французский бронзовый канделябр с фигурой Победы
Вход в «секретную» угловую комнату Главного штаба
Из кабинета канцлера проходим в Танцевальный зал в отделке первой трети 19 века.
Далее идёт «Малая гостиная» — комната с интерьерами парадных апартаментов канцлера К.В. Нессельроде.
Малая гостиная, комната с интерьерами парадных апартаментов канцлера К.В. Нессельроде
Не менее красивой является Большая гостиная из парадных апартаментов К.В. Нессельроде.
Большая гостиная
Мраморная гостиная (будуар) графини М.Д. Нессельроде.
Мраморная гостиная (будуар) графини М.Д. Нессельроде.
А вот и кабинет графини М.Д. Нессельроде.
Кабинет графини М.Д. Нессельроде
А «Залы памяти Карла Фаберже»? Все знают имя знаменитого ювелира, основателя одной из самых известных фирм в истории русского ювелирного искусства. Поэтому всё здесь представленное – истинные шедевры. 110 образцов прикладного искусства, а среди них копия Императорских регалий, огромные часы из серебра, подаренные на годовщину свадьбы Александра Третьего и Марии Федоровны, часы Ротшильда, выполненные в форме яйца.
Залы памяти Карла Фаберже. Фото: Эрмитаж
А вот и четыре зала, посвящённых истории российского Министерства иностранных дел со дня его основания Александром I до 1917 года. Здесь работали два государственных деятеля – граф К.В. Нессельроде и светлейший князь А.М.Горчаков.
Зал истории российского Министерства иностранных дел
Семь залов на третьем этаже заняты экспозицией «Западноевропейское искусство XIX в. (Германия, Голландия, Бельгия)», в которой есть истинные жемчужины – это коллекция полотен немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, не имеющая равных за пределами Германии.
Сокровище 3 этажа – зал русских художников, где размещены более 3000 полотен. Есть что посмотреть!
4-й этаж позволяет насладиться произведениями западного искусства XX века. Вас ждёт очарование скульптур Огюста Родена (им отдано целых два зала).
Здесь можно попасть в галерею, посвящённую знаменитым коллекционерам и меценатам Щукину и братьям Михаилу и Ивану Морозовым. Нельзя миновать воссозданный музыкальный салон И. Морозова, который в 1908 году был оформлен в его особняке на Пречистинке в Москве. Теперь в «Главном штабе» мы видим салон в задуманном когда-то архитектором и художником Морисом Дени виде. Даже картины размещены таким образом, как это было при жизни хозяина.
Воссозданный музыкальный салон И. Морозова
Соседство галереи русских меценатов и произведений западной живописи, однако, далеко не случайно и легко объясняется. Ведь многие представленные здесь полотна когда-то были частью коллекции Сергея Ивановича Щукина, который собрал удивительные полотна, смелые, авангардные для своего времени. Три десятка картин входили в коллекцию Ивана Морозова. Собственно говоря, потому галерея посвящена памяти русских меценатов-подвижников.
А вот зал Пьера Боннара. Центральное место занимает монументальный пейзажный триптих «У Средиземного моря» (1911 г. Пьер Боннар). Панно исполнялось по заказу И.А. Морозова для украшения лестницы его особняка в Москве, на Пречистенке.
Зал Пьера Боннара
В угловой комнате 4-го этажа находится воссозданный интерьер домовой церкви сотрудников Министерства иностранных дел. Её также посещала семья министра, живущая этажом ниже.
Домовая церковь сотрудников Министерства иностранных дел
Здесь установлен иконостас походной церкви императора Александра I.
Иконостас походной церкви императора Александра I
Настоящее эстетическое пиршество приготовлено здесь для любителей живописи: переходя из зала в зал, мы соприкасаемся с творениями Моне, Дега, Гогена, Пикассо, Писсаро, Сезанна, Сислей, Ренуара, Ван Гога, Василия Кандинского. Не забудем и про «Чёрный квадрат» Малевича. Он тоже здесь! А такого количества картин Анри Матисса, написанных в ХХ века, нет ни в одном музее мира! Чего стоят всемирно известные панно «Танец» и «Музыка», которые тоже можно увидеть в залах Матисса.
Зал Анри Матисса
Главный штаб Эрмитажа — настоящий мир искусства
Отправляясь в настоящее путешествие по этому городу искусства, можно наслаждаться не только произведениями искусства. Перед нами такая необыкновенная красота потолочной росписи, паркета, интерьерных украшений, лепнины, шпалер, драпировкой окон, сверкающих позолотой люстр. Остаётся только удивляться тому, какую красоту могут создавать мастера, и завидовать самому себе, что ты можешь это видеть.
Режим работы музея, как добраться и билеты в Главный штаб
Режим работы Главного штаба
Главный штаб работает по следующему графику:
- Среда, четверг, воскресенье — 11:00 – 18:00, последний сеанс: 16:00
- Вторник, пятница, суббота — 11:00 – 20:00, последний сеанс: 18:00
Музей Главного штаба закрыт по понедельникам, а также 1 января и 9 мая.
Посещение осуществляется по разработанным музеем маршрутам по сеансам, однако ходить можно в залы по своему усмотрению.
Билеты в Главный штаб
Билеты в Главный штаб можно купить в кассах музея или онлайн по ссылке. Кассы закрываются за час до закрытия музея. Покупка онлайн экономит время, не нужно стоять в очередях. Электронный билет можно предъявить с экрана телефона.
Экскурсии в Главный штаб
Главный штаб можно посетить с экскурсиями. Самым простым и бюджетным вариантом является покупка билета с аудиогидом. Вы можете послушать о каждом произведении искусства, которое вас заинтересует.
Посещение Главного штаба с аудиогидом
Но знакомиться с залами и произведениями искусства намного интереснее с гидом. Каждый готовит свою интересную программу. Вот несколько вариантов:
-
. Узнать о содержании картин не стандартным способом — через себя, через осознание тех эмоций и чувств, что они вызывают в вас. . На экскурсии вы познакомитесь с одним из ключевых направлений французской живописи. . Погружение в мир искусства от Моне и Ренуара до Матисса и Малевича. А после вы почувствуете себя искушенными петербуржцами за бокалом коктейля с закусками в видовом ресторане. с посещением Фондохранилище Эрмитажа, Главного штаба и с показом VR-фильма.
Как добраться до Главного штаба
Если вы знаете как добраться до Эрмитажа, то не сложно догадаться, что Главный штаб находится напротив, через Дворцовую площадь.
Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Вход в музей под аркой Главного штаба, выход будет чуть дальше на Дворцовую площадь. При входе будет небольшой досмотр и проход через металлоискатели.
Полезные ссылки
- Официальный сайт Эрмитажа, Главный штаб по ссылке. . . . . .
Музей жив, когда сюда приходят люди
Любой музей Санкт-Петербурга представляет огромный интерес для тех, кто не безразличен как к истории самого великого города, так и к нашей богатейшей национальной культуре, к культуре мира. Музейная жизнь по-настоящему интересна и значима, если в залах появляются посетители: люди разных возрастов и профессий, петербуржцы и гости северной столицы. Тогда в музейных залах история оживает и вступает в диалог с людьми XXI века.
Музей «Главный штаб» — целый мир, в который стоит окунуться, чтобы пусть несколько часов, но побыть в прекрасном мире гармонии и красоты.
Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!
Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм — @p24p_ru и Телеграм канале.
А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!
Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.
Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.