Усадьба студенец в москве чем знаменита
Kolesov » 10 июн 2012, 17:37
Считается, что усадьба получила столь необычное название в честь ручья Студенец, протекающего через всю его территорию, именно он положил начало изумительным по красоте искусственным прудам и каналам, так как студеные воды ручья позволяли владельцам усадьбы Студенец поддерживать водный баланс в созданной ими системе прудов. Несколько столетий назад жители прилегающих к усадьбе сел, расположенных в данной части Пресни, использовали чистейшую родниковую воду для приготовления пищи, а хозяйке ходили сюда с деревянными ведрами, висящими на коромысле.
Основателем усадьбы Студенец считается князь Владимир Храбрый, двоюродный брат героя Дмитрия Донского, прославившегося во время Куликовской битвы. Тогда в этом историческом месте располагалось село Выпряжково, доходы с которого поступали первым владельцам аристократической усадьбы. Позже старое имение уже перешло в собственность богатейших князей Гагариных, а на рубеже XVII-XVIII столетий на территории имения был построен величественный дворец, в котором жил воевода М.П. Гагарин. Позже воеводу казнили, а его усадьба перешла под государственное управление, но императрица Анна Иоанновна впоследствии вернула старое имение наследникам князя Гагарина. В это время на территории усадьбы был разбит роскошный голландский сад, проложена уникальная система прудов и каналов, которые жители старой Москвы еще много лет называли Гагаринскими прудами.
Усадьба Студенец на карте 1768 года:
В 1804 году усадьба Студенец сменила владельца, а ее новым хозяином стал граф Толстой. Но лишь Арсений Закревский – зять графа Толстого, унаследовавший усадьбу уже после военных событий 1812 года, сумел придать старой дворянской усадьбе уникальный облик. Обустраивая новое имение в качестве своей загородной дачи уже после разрушительной Отечественной войны 1912 года, когда пострадала не только Москва, но все прилегающие к ней подмосковные дворянские усадьбы, он приказал построить новый усадебный дом.
Арсений Закревский превратил старый усадебный парк в своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года, по его приказу была сооружена уникальная система искусственных каналов и прудов, наполненных прозрачной родниковой водой. Получившиеся острова прямоугольной формой, со всех сторон очерченные каналами, получили самобытные названия – каждый из них был назван по имени русского военачальника, под командованием которого воевал сам Арсений Закревский.
В центре островков были установлены изготовленные из бронзы бюсты военачальников, а над родником была выстроена величественная башня из белого камня, получившая название «Октагон». Тогда же через пруды и каналы с четко очерченными берегами были переброшены изысканные мостики, выполненные в стиле ампир, тогда только входившем в архитектурную моду. Ирригационная система, как и основная часть построек усадьбы Студенец, выполнялась по проекту архитектора Д. И. Жилярди, им же было спланировано и рыбное хозяйство, являвшееся значительной частью доходов владельца имения.
Дача Студенец на карте 1888 года:
В советские годы усадьба Студенец была национализирована, на ее территории обосновалось Общество любителей садоводства, благодаря которому здесь была открыта профессиональная школа, а на территории старого парка высадили множество новых деревьев различных пород. К счастью, территория старинной подмосковной усадьбы так и не была застроена неказистыми зданиями, так как еще в 1930 году здесь московские власти решили основать парк «Красная Пресня».
Но большинство памятников культурного наследия, относящиеся к середине XIX столетия, были утрачены. Часть уникальных каналов засыпали, многие старинные мостики снесли, зато построили новые мосты, не отличающиеся особым изыском. За годы советской власти исчезли бюсты военачальников, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, а о былом военном памятнике напоминает лишь сохранившаяся Тосканская колонна на искусственном острове, правда, надписи на ней давно затерты, а водруженная вверху крылатая фигура уже давно исчезла.
Старый усадебный дом практически разрушен, его реставрация началась в 2010 году, но вместо былого шедевра архитектуры постепенно вырастает новое современное здание, практически ничем не напоминающее прежний величественный дворец.
Усадьба Студенец
Немного отдохнём от фабрик, но продолжим тему войны 1812 года.
Миновав деловой центр (Краснопресненская наб., 12) — эффектное современное здание, пройдём к Краснопресненским прудам и остаткам старинной усадьбы «Студенец» (Мантулинская ул., вл. 5). На рубеже XVII–XVIII веков здесь располагался загородный дворец Матвея Петровича Гагарина — сибирского воеводы и коменданта Москвы. В 1721 году, обвинённый в намерении отделить Сибирь от России и создать собственное королевство, Гагарин был схвачен, пытан и повешен. После казни Пётр I устроил издевательский поминальный обед, куда заставил прийти всех, включая родственников казнённого. Играл оркестр, на лугу устроили пушечный салют.
Труп Гагарина с виселицы снять не разрешили, он провисел там, по различным слухам, от семи месяцев до трёх лет. Затем всё же его похоронили в фамильной усыпальнице в сельце Сенницы Озёрского района. Все его обширные поместья, включая Пресненское, были конфискованы, но Анна Иоанновна возвратила усадьбу его сыну Андрею Матвеевичу. Тот обустроил здесь сад «в голландском стиле» — с искусственными каналами, симметрично расположенными островами и прудами.
С 1804 года усадьбой владел граф Ф. А. Толстой, после 1812 года её получила в приданое жена московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского Аграфена Фёдоровна, урождённая графиня Толстая. Дачу Закревских посещали именитые гости: опальный генерал А. П. Ермолов, поэты Пушкин, Баратынский, Вяземский, поэт и партизан Денис Давыдов. Достопримечательностью Студенца считались пруды правильной прямоугольной формы, соединённые между собой деревянными мостиками. На каждом острове среди деревьев стоял памятник какому-нибудь знаменитому полководцу, проявившему себя во время Отечественной войны: М. Каменскому, М. Барклаю-де-Толли, А. П. Ермолову, П. Волконскому и др.
В 1834 году усадьбу выкупил камергер Высочайшего двора H. Н. Демидов. Он ещё более приукрасил сад, высадив редкие деревья и кустарники и устроив школу садоводства. В середине XIX века на прудах проходили популярные в купеческой среде гулянья в Духов день. От старого усадебного парка сохранились живописные пруды с островами, часть из которых была засыпана в советское время. Недавно вместо старых были выстроены новые мосты в стиле ампир, по старым фотографиям восстановлены ворота. Скульптур полководцев в парке не осталось, здание усадьбы тоже полностью разрушено.
Ближайшее метро тут — станция «Выставочная», но можно пройти и к другой ветке — к «Улице 1905 года», прогулявшись по скверу, где установлены сразу три скульптуры, в том числе творение скульптора Ивана Шадра «Булыжник — орудие пролетариата». Здесь — копия, подлинник хранится в Третьяковской галерее, но там, оторванный от «естественной среды», он производит не столь сильное впечатление. Раньше на гранитной стене позади памятника была надпись: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны. Ленин». Теперь стенка за скульптурой разукрашена граффити, земля вокруг замусорена.
От станции метро «Улица 1905 года» около пятисот метров по Большой Декабрьской улице до главного входа на Ваганьковское кладбище — одного из тех, что были заложены Григорием Орловым в 1771 году. Название Ваганьково перекликается со словом «ваганты» — бродячие певцы, они действительно селились здесь во времена Михаила Фёдоровича. За два с лишним века своего существования кладбище превратилось в некрополь-музей: здесь похоронено очень много знаменитостей как былых времён, так и совсем недавнего прошлого. Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Олег Даль вспоминаются первыми. У их могил всегда есть люди. Поклонники трагически погибшего певца и актёра Игоря Талькова тоже до сих пор навещают его могилу. Не забыты журналисты Владислав Листьев и Владимир Ворошилов, актеры — Александр Абдулов, Георгий Вицин, Эраст Гарин, Михаил Глузский, Андрей Миронов, Татьяна Окуневская, Михаил Пуговкин, Зинаида Райх, Виталий Соломин, Анатолий Солоницын, Сергей Столяров, Зоя Фёдорова, Леонид Филатов… Помнят футболиста Эдуарда Стрельцова, хоккеиста Валерия Харламова, фигуристку Людмилу Пахомову…
Многие художники, чьи картины можно видеть в залах Третьяковской галереи, упокоились здесь: Алексей Саврасов, Аристарх Лентулов, Василий Суриков, Василий Тропинин и Василий Пукирев. Нашли здесь последний приют хорошо знакомый нам архитектор Фёдор Шехтель, учёный Климент Тимирязев, революционер Николай Бауман, артист балета Марис Лиепа, адвокат Фёдор Плевако, основатель театрального музея Алексей Бахрушин, владелец сети булочных Иван Филиппов. Список можно продолжать долго-долго; москвичи охотно гуляют по этому кладбищу, читая на надгробных плитах знакомые имена и фамилии, благодарят ушедших за подаренные ими людям минуты радости и счастья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Пока не погибла усадьба…»
«Пока не погибла усадьба…» В начале XX века Петербургская губерния относилась к территориям с крупным помещичьим землевладением, несмотря на то что после отмены крепостного права происходило сокращение помещичьих земель. Важнейшей чертой Петербургской губернии
Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17)
Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21)
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим
Усадьба Демидовых (Большой Толмачевский переулок, № 3)
Усадьба Демидовых (Большой Толмачевский переулок, № 3) Лаврушинский переулок упирается в красивейшую усадьбу Демидовых. Аммос Прокофьевич Демидов, сын известного русского заводчика Прокофия Акинфиевича Демидова, и его жена Анна Никифоровна купили участок в
Притихшая усадьба Толстого
Притихшая усадьба Толстого Тишиной и покоем веет от этого дома. Даже трубный глас огромного города не может обеспокоить его, и он, сложенный почти двести лет назад из корабельной сосны, представляется неприступной каменной крепостью, перед которой отступает и само
«Пенаты», музей-усадьба И.Е. Репина
«Пенаты», музей-усадьба И.Е. Репина Поселок Репино, Приморское шоссе, 411.Тел.: 432-08-34; факс: 432-08-28.Проезд: на электропоезде до платформы Репино или автобусом № 211 от станции метро «Черная речка».Время работы: летом 10.30–17.00, зимой 10.30–16.00, выходные дни – понедельник, вторник.Для
Музей-усадьба Дашковой
Музей-усадьба Дашковой Проспект Стачек, 45.Тел.: 300-83-29.Станция метро: «Кировский завод».Время работы: 10.00–17.00, выходной день – воскресенье.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.История музеяЕкатерина Романовна Воронцова-Дашкова
УСАДЬБА СУДЬБЫ
УСАДЬБА СУДЬБЫ Мирону Петровскому «Мама, кто такое – Бонапарт?» – «Тебе 6 лет, и ты не знаешь, кто такое Бонапарт! Моя дочь!» – «Но откуда я могу знать? Мне же никто не говорил!» – «Да это ведь в воздухе носится!» Марина Цветаева. «Записная книжка» Книга Софии Старкиной[86]
moscow_walks
В окружении современных небоскрёбов на берегу Москвы-реки находится парк культуры и отдыха «Красная Пресня» (в прошлом — усадьба Студенец). В XIX веке усадьба считалась шедевром садово-парковой архитектуры. Наши современники гуляют вдоль каналов по аллеям, где совершали променад Александр Пушкин, Денис Давыдов, Евгений Баратынский…
Официальная схема современного парка:
Вход. 1927-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/67260
Вход. 1950-1960 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/1477
Парадные ворота воссозданы в 1998 году
В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости — на «Трех горах».
«Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.
Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский — генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».
Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,»- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/
Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, «постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо.» В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.
Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо — по соседству находились огороды, свалки и пустыри.
1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал «Огонёк» №47 ноябрь 1951
По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война — Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.
Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.
Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.
Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041
На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон «Октагон», построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.
На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.
В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр «Красная Пресня» (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду «под просветительско-развлекательную деятельность» Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.
Реконструированные административные здания и кафе
Напротив входа в парк установлен памятник Ленину
Усадьба Студенец на стадии реконструкции
На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе — полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).
Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107
На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев — героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.
До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.
Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке «Красная Пресня», запомнился фестиваль «Улица истории»: перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.
Перед концертной эстрадой — танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале «Латинофест».
Мостик, 1960-1965 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/97398
Аттракционы, 1986 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/68764
Вместо аттракционов в современном парке — гимнастическая и тренажёрная площадки, детский городок, хоккейная коробка и площадка для скейтборда.
У входа со стороны Москвы-реки установлен памятный камень воинам-интернационалистам.
И на десерт — чугунный кругляш У.М.К.С. Мосэнерго
Адрес парка «Красная Пресня»: ул. Мантулинская, 5
Ближайшие станции метро: «Выставочная» и «Улица 1905 года»
Сад на голландский манер
Усадьба располагалась на западе столицы, на левом берегу реки Москвы при старинной Звенигородской дороге вблизи так называемого урочища Три Горы (современный адрес — улица Мантулинская, 5.) Впервые эта местность упоминается в XIV веке. Уже тогда она выделялась как своеобразный природный ландшафт с особым микроклиматом, богатый чистейшими родниковыми водами, что отражено в названии: слово «студенец» обозначало студеный ключ, источник, колодец 1 . Село Выпряжково на Студенце принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму (1353–1410) — внуку Ивана Калиты, герою Куликовской битвы (1380), двоюродному брату Дмитрия Донского. После смерти князя его вдова Елена Ольгердовна в 1431 году пожаловала эти земли митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию. Тот, в свою очередь, передал село со всеми угодьями основанному годом ранее Новинскому Введенскому монастырю (не сохранился). В конце XVII столетия на ручье Студенец устроили монастырские пруды. Владение принадлежало обители до первой четверти XVII века, после чего постепенно вошло в состав государева дворцового хозяйства 2 . В конце XVII — начале XVIII века здесь располагался загородный дворец князя Матвея Петровича Гагарина (ок. 1659–1721) — ближайшего сподвижника Петра I. Студенец достался ему от царя в качестве подарка 3 .
Как известно, Голландия в начале XVIII века стала для русских «энциклопедией умений, знаний и художественных образцов европейской культуры» 4 . Особое внимание Петр I уделял парковым ансамблям. В ходе Великого посольства он посетил все знаменитые сады Голландии. Видел эти красоты и Матвей Петрович, сопровождавший царя в путешествии. По возвращении в Москву он устраивает «канальный сад» на голландский манер у себя в Студенце. Когда именно, точных сведений нет. По сему поводу мы можем только строить предположения, для чего углубимся в историю.
Чтобы связать внутренние районы страны с Балтикой и новой столицей, Петр I замыслил обратить реки с помощью каналов в удобные водные пути. Первым таким путем, соединившим центр России с Петербургом, стал вышневолоцкий Тверецкий канал, начальником строительства которого в 1703 году государь назначил М. П. Гагарина (канал потом долго назывался Гагаринским 5 ). Князь умело использовал гидротехнический потенциал местности, проявив себя способным инженером. Работы закончились в 1708 году. А чуть ранее, в мае 1707-го, Петр учредил в Москве пост коменданта, которым стал опять-таки князь Гагарин. Ему поручили укрепить новыми бастионами стены Кремля и Китай-города. Скорее всего, именно после сооружения Тверецкого канала Матвей Петрович занялся садом в Студенце. При этом кстати оказались знания и опыт трудившихся на канале голландских мастеров, а также отечественная рабочая сила («работные люди с полной снастью»).
Не исключено и то, что создание студенецкого ансамбля М. П. Гагарин приурочил к конкретному событию. В конце 1709 года в Москве проходили торжества по случаю Полтавской победы 6 , и вполне естественным было бы желание главы столицы устроить государю пышный прием в своей новой усадьбе — с «огненными потехами», столь милыми сердцу Петра.
Что же представлял собой «канальный сад» М. П. Гагарина? Он создавался в традициях начала XVIII века — со свободной и смелой игрой воды. Ни до, ни после этого времени у нас не было такой строгой простоты и ясности планировки, таких водных просторов в составе ландшафтной композиции, как в парковых ансамблях петровской эпохи. Для русской усадебной культуры XVII–XVIII столетий вполне традиционно размещение дворцово-паркого комплекса на самом берегу реки или у прудов с максимальным освоением всех утилитарных и декоративных преимуществ подобного расположения. В данном случае местность, имевшая плоский равнинный рельеф и обильно снабженная водой (Москва-река, старинные пруды, ручьи, источники), напоминала ландшафты Голландии. И все это было учтено при создании масштабного гидропарка — целого лабиринта каналов, частично сохранившихся до наших дней.
Голландец Корнелис де Брюйн в своих записках (1702) замечает, что «в Москве воды много, но использовать ее не научились» 7 . «Канальный сад» М. П. Гагарина мнение иностранца опровергает. В осуществленном проекте эффектно сочетались две стихии — вода и воздух.
Каналы восточной части парка исчезли в конце XIX века, но по уцелевшим элементам водной системы можно представить и мысленно реконструировать первоначальную структуру планировки: четко размеренный регулярный голландский сад с прямыми линиями каналов, просторными водными поверхностями и четкими осевыми аллеями из невысоких компактных стриженых деревьев. В западной части и сегодня растут несколько старовозрастных (свыше 300 лет) дубов. Известно, что Петр I любил большие деревья, велел их сохранять при разбивке новых садов и даже лично сажал в садах дубы 8 . Недавно опубликованы архивы еще одного сподвижника Петра — Якова Вилимовича Брюса. 10 апреля 1705 года он извещал А.Д. Меншикова: «Царское Величество изволил приказать, чтоб во все пятины 9 послать дворян для описки и бережения дубовых лесов. <…> Его Величество изволил ко мне из Шлисельбурха писать, чтоб послал в скорых числах дворян в пятины для того, что явилась великая трата дубового лесу, и изволил <…> наказы им давать под смертною казнью» 10 .
Голландский сад обычно оформлялся вычурными беседками, причудливыми галереями, гротами, трельяжами, скульптурой, обильными цветниками преимущественно из «пахучих» цветов. Помимо дуба Петр I предпочитал липу, каштан, бук, вяз, граб, лиственницу. Тысячи саженцев этих пород везли из Голландии в Россию. Отдельные куртины украшал «то самородный, то насаженный лесок и кустарник».
Судьба М. П. Гагарина сложилась в итоге печально. Назначенный губернатором Сибири (1712–1717), он достроил в Тобольске каменный кремль, украсил город многими представительными зданиями, но со временем начал самовластно управлять обширным богатым краем при покровительстве А. Д. Меншикова, как сейчас говорят, злоупотреблять полномочиями в целях личного обогащения. Например, в числе принадлежащих князю сокровищ был драгоценный рубин, привезенный из Китая 11 . В конце концов все это дошло до царя, и в 1721 году Матвей Петрович был казнен 12 .
При Анне Иоанновне Студенец возвратили внуку первого владельца — Матвею Алексеевичу Гагарину (1725–1793), вновь обустроившему усадьбу. В царствование Елизаветы Петровны «дача Гагарина» в ближних окрестностях Москвы сделалась широко известным местом гуляний. Там устраивали разные забавы — «ходили по канатам, представляли разные фокусы, играла музыка, были песельники, пускали фейерверки» 13 .
На протяжении XVIII века первоначальный образ водного регулярного парка в Студенце существенно не менялся. В архивах сохранилось несколько генеральных планов усадьбы, датируемых второй половиной столетия. Тогда Студенец значился в документах как загородный двор князей Гагариных, а в быту москвичи именовали его Гагаринскими прудами. На планах 1763, 1767, 1778 годов 14 видно, что вдоль западной границы парка протекает ручей, питающий эту половину канала. Другая половина соединялась с прудом, выкопанным ниже колодца ключевой воды. В западном углу парковой территории обозначен небольшой регулярный сад. Письменные документы того времени содержат упоминания о «доме господском деревянном, при котором копаные пруды с островами». Там же: «Сенные покосы хорошие. Лес строевой» 15 .
Гулянья, устраиваемые в Гагаринских прудах, пользовались популярностью. В «Московских ведомостях» читаем: «На сей неделе во вторник <…> на гульбище, что на Трех горах, было такое множество народу, какого редко в прежние годы запомнят. <…> Напоследок к находящемуся там известному князя Гагарина дому за множество карет в близость подъехать, а по прудам за теснотою разойтись едва возможно было» 16 .
С 1804 года усадьбой владеет граф Федор Андреевич Толстой (1758–1849) — сенатор, член Общества любителей русской словесности, владелец уникальной библиотеки рукописей. В 1818 году выходит замуж его дочь Аграфена, и «Студенецкая дача» достается в качестве приданого мужу — Арсению Андреевичу Закревскому (1783–1865), министру внутренних дел (1828–1831), позже (1848–1859) — генерал-губернатору Москвы. Новый хозяин подолгу живет здесь. Московский почт-директор А. Я. Булгаков сообщает о своем посещении дачи Закревского в июне 1829 года: «Пошел бродить по прекрасному саду… Ну уж дом, вид, чистота, расположение, вкус, прелесть. По утрам пьет он просто сиречь Трехгорную воду, и это много ему приносит польз; <…> он почти целый день в саду, вчера мы ловили рыбу» 17 …