Эксперимент в диссертации

  • автор:

Общая схема научного исследования в диссертации

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Формулирование результатов исследования и основных выводов.

7. Обсуждение и оценка полученных результатов (на защите).

Обоснование актуальности выбранной темы.

В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения ее своевременности и значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Для освещения актуальности достаточно в пределах одной машинописной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Актуальность применительно к диссертации рассматривается в двух аспектах:

1- в отношении формулирования темы;

2- в отношении результатов работы.

Поэтому выполнение диссертации в той проблемной области, где имеются «белые пятна» или недоработки, повышают актуальность выбранной темы.

Актуальность темы заключается также и в направленности ее на решение первоочередных задач в области повышения уровня эффективности экономики, создания материально-технических и социальных условий роста благосостояния организаций и людей.

2. Формулировка цели предпринимаемого исследования и конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель – это желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. Цель исследования – это комплексная характеристика тех результатов, которые Вы планируете достигнуть в процессе написания работы.

Формулировку задач необходимо делать как можно тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав формируются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Задачи исследования обычно представляются в форме перечисления (изучить. описать. установить. выяснить. вывести формулу…, оценить…, разработать… и т.п.).

Определение объекта и предмета исследования.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования и на которую направлено основное внимание исследователя. Именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования — очень важный этап научной работы, поскольку методы исследования служат основным инструментом в добывании и обработке фактического материала и влияют на итоговое формулирование выводов. Поэтому всякий раз при обращении к тому или иному методу исследования необходимо обосновать цель его использования и преимуществами перед другими методами.

5. Описание процесса исследования— основная часть диссертационной работы, в которой освещаются весь процесс и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Способы изложения процесса исследования могут быть различными:

— эффектное сжатое описание хода исследования с подробным изложением результатов.

— подробное изложение всех стадий работы и хода получения результатов.

— развернутое доказательство сформулированной вначале гипотезы, т.е. вся работа — это единое развернутое подробное доказательство.

— последовательное движение от постановки исследовательской задачи к конечному выводу.

6. Результаты исследования и основные выводы фактически формируются в процессе изложения основной части работы и в целом представляют собой итоги решения поставленных в работе задач и достижения главной цели работы. В полностью завершенной и логичной форме все результаты и выводы научного исследования излагаются в Заключении.

7. Обсуждение и оценка полученных результатов происходит в процессе рецензирования и защиты диссертации, где в публичной форме оглашаются и обсуждаются итоги проведенного исследования и дается оценка теоретической и практической ценности диссертации, а также отзыв государственной аттестационной комиссии.

ТЕМА 3. Методология, методы и модели научных исследований

Специфика выполнения опытно-экспериментальной части диссертации

Диссертация – серьезный и важный труд, который призван усовершенствовать существующие методы и правила работы, научные принципы и законы с учетом современных требований и реалий, возможностей и достижений НТП и пр. Одной из важнейших частей этого научного труда является поведение эксперимента, апробации результатов и оформление опытно-экспериментальной части, о которой мы расскажем в этой статье.

Специфика выполнения опытно-экспериментальной части диссертации

Диссертация – серьезный и важный труд, который призван усовершенствовать существующие методы и правила работы, научные принципы и законы с учетом современных требований и реалий, возможностей и достижений НТП и пр. Одной из важнейших частей этого научного труда является поведение эксперимента, апробации результатов и оформление опытно-экспериментальной части, о которой мы расскажем в этой статье.

Понятие опытно-экспериментальной части диссертации

Каждый научно-исследовательский проект предполагает наличие определённой структуры. Одним из важнейших разделов подобного рода работ является опытно-экспериментальная часть, призванная собрать максимум доказательств в пользу или в противовес выдвинутой автором гипотезы.

Из чего состоит диссертация?

Составляющие части диссертационного исследования

  • Планирование эксперимента, который предполагает проработку всех действий и их последовательности, продолжительности, учета ряда факторов и пр. План опытной части подразумевает детальное описание всех мероприятий, которые автор намерен воспроизвести с целью решения конкретной ранее диагностированной проблемы, доказательства или опровержения потенциального решения в виде гипотезы;
  • Реализация опыта заключается в выполнении намеченного плана, непосредственном воспроизведении намеченных мероприятий и оперативном фиксировании получаемых результатов;
  • Анализ полученных итогов с целью констатации аргументированного вывода относительно достоверности гипотезы, возможности ее реализации и эффективности.

По своей сути, опытно-экспериментальная часть диссертации является своего рода апробацией предлагаемого плана мероприятий и рекомендаций. Она служит аргументационной базой, подчеркивающей правоту или ложность суждений автора, позволяет определить эффективные пути решения проблемы, а также усовершенствовать изначально выдвинутый план мероприятий, при необходимо видоизменить гипотез для получения полноценной картины и оптимального разрешения ситуации.

Притом от точности действий исследователя его внимательности будет зависеть не только результат отдельного эксперимента или его этапа, но и качество научной работы в целом.

Специфика выполнения опытно-экспериментальной части диссертации кандидата или доктора наук

Следует отметить, что данный раздел является обязательным структурным элементом наиболее серьезных исследований. В диссертации магистра достаточно грамотно и объективно проанализировать ситуацию, разработать план мероприятий без его дальнейшего апробирования, но с обязательным прогнозированием эффекта. При написании кандидатских и докторских исследований наличие опытно-экспериментальной части является важнейшим компонентом, без которого автор не будет опущен к защите и не сможет обрести ученую степень.

Планирование, реализация и оформление полученных данных в результате эксперимента

Проведение научного эксперимента

Опытно-экспериментальная часть предполагает реализацию следующих этапов:

  • Планирование.

Специфика выполнения этой стадии заключается в том, что изначально исследователь должен наметить четкую цель и задачи диссертации, диагностировать проблему и выдвинуть достойную гипотезу, а затем спланировать мероприятия по ее проверке.

Фактически экспериментальная часть научной работы является прямой реализацией намеченной цели, задач и гипотезы в единой связке для решения актуальной и значимой проблемы. Для качественного результата необходимо тотально спланировать каждый шаг: предусмотреть всевозможные факторы, условия, параметры, определить четкую последовательность действий и продолжительность каждого этапа, инструменты и методы и пр.

Каждый шаг исследователя должен быть обоснован и целесообразен., реалистичен (достижим) и по возможности контролируем. Такой подход позволит получит более точные результаты, организовать качественное исследование и сформировать ценные рекомендации по совершенствованию методов и пр.

  • Реализация.

Это стадия непосредственной проверки намеченного алгоритма. Независимо от научной области и вида исследования целесообразно оперативно фиксировать получаемые результаты. Притом важно не просто получать и фиксировать итоги, но и перепроверять их, чтобы убедиться в достоверности и точности.

Обратите внимание, что малейшее отклонение от намеченного плана действий может привести к получению недостоверных или менее точных результатов. Поэтому соблюдение четкого алгоритма является обязательным и важным моментом в написании диссертации.

  • Оформление.

Это пожалуй, самый сложный и ответственный этап, предполагающий умещение большого объема информации в рамках скромного раздела, объем которого в среднем достигает 25-45 станиц печатного текста. Здесь автору предстоит кратко и емко, просто и понятно описать все реализованные действия и полученные итоги, проанализировать и интерпретировать их с помощью аргументированных выводов, которые поведут к разработке четких рекомендаций по решению проблемы и формированию следующей главы исследования.

Самым оптимальным способом отражения опытно-экспериментальной части научной работы является умелая комбинация графических, табличных данных с текстом. Изначальные данные, расчеты, полученные результаты и прогнозы целесообразно представлять с помощью графиков, схем, таблиц, диаграмм, а с помощью текста представлять выводы по ним, анализ предоставленных данных.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оформление опытно-экспериментальной части диссертации целесообразно производиться с учетом намеченного плана действий по принципу «действие – ход исследования-результат -анализ». Такой подход позволит грамотно оформить и получить объективную оценку каждому этапу, объединить промежуточные выводы в единую картину и сформулировать общий итог.

В структуре опытно-экспериментальной части целесообразно присутствие нескольких разделов, подпунктов. Важно проанализировать и предоставить полную характеристику объекта в рамках формирующей стадии, затем провести диагностику проблемы и проверить действие гипотезы посредством реализации конкретного плана действий в констатирующей стадии, а в финальной части важен контроль, то есть перепроверка данных (контрольный эксперимент).

Каждый этап экспериментальной части должен преследовать не только общую цель, но и иметь определенную идею: проанализировать ситуацию, проверить воздействие фактора, определить изменения и динамику, диагностировать проблему или ее вариации, перепроверить точность/достоверность полученных данных и пр.

Для подтверждения правильности хода исследования и полученных итогов опытно-экспериментальной части диссертации важно приложить сопутствующие материалы: промежуточные данные эксперимента, результаты анкетирований/наблюдений/опросов/расчетов, документальное сопровождение (официальные данные об объекте исследования) и пр.

Роль опытно-экспериментальной части диссертационной работы

Данный раздел научной работы является неотъемлемой частью, которая позволяет подчеркнуть и оценить уровень профессионализма и компетентности автора, его практические навыки по реальной оценке ситуации, аналитические способности, возможности по практическому применению полученных знаний, а также умения по разработке рекомендаций для решения проблемы, совершенствования методов исследования и пр.

Роль опытно-экспериментальной части диссертационной работы

Суть проведения опытно-экспериментальной части в диссертации

Опытно-экспериментальная часть призвана доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, проверить на «прочность» автора и его идею с научной и практической точки зрения одновременно. Здесь он «испытывает» действие общепринятых, современных и собственноручно выдвинутых теорий в жизни. Без данной главы доказать состоятельность гипотезы в диссертации невозможно.

В опытно-экспериментальной части не место двусмысленным фразам и выводам, погрешностям (их должно быть по минимуму!), непроверенным данным и фактам. Для реализации и написании этого раздела исследователь должен быть максимально внимательным и точным, дотошным, обладать организаторскими и аналитическими способностями, творческим подходом, соблюдать действующие стандарты и правила.

От реализации эксперимента и достоверности его итогов может зависеть качество научной работы и успех автора. Поэтому к написанию диссертации и каждого ее структурного элемента важно подходить с особой ответственностью.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в создании научной работы по всем направлениям подготовки независимо от уровня сложности. Наши специалисты тщательно спланируют и организуют эксперимент, грамотно оформят полученные итоги и их анализ, подберут качественную информационную базу для исследования.

Также мы выполняем студенческие и научно-исследовательские работы «пою ключ». В нашем арсенале находятся лучшие педагоги топовых ВУЗов страны, высокий уровень профессионализма исполнителей, достойное качество услуг и индивидуальный подход, конфиденциальность данных. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте или в офисе.

Результаты исследования диссертации

В большинстве отраслей науки существует устойчивая традиция формулировать в диссертации гипотезы. В то же время, наличие гипотезы в диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата или доктора технических наук – большая редкость. Гипотеза по своей сути представляет новое научное синтетическое знание, то есть новое знание, которое не выводится дедуктивным образом, а является смелым предположением, обоснованно объясняющим явление, процесс, ситуацию, причину и следствие. Остановимся на требованиях к гипотезе, на которые диссертанту следует обратить особое внимание.

Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что гипотеза подлежит проверке и обоснованию, то есть предполагается предварительное выдвижение ряда догадок, своего рода предгипотез, которые сопоставляются с фактами, объясняются и обосновываются. Кроме этого гипотеза должна отвечать требованиям: релевантностности – способности соответствовать фактам; проверяемости, но не все гипотезы могут быть проверены, например, экспериментально; совместимости как требование обеспечивающее преемственность научных положений и потенциальной опровержимости – качество гипотезы допускать возможность быть опровергнутой в результате научного обоснования положения, противоречащего гипотезе.

Отсутствие выполнения последнего требования частое явление в формулировках гипотез имеющих место в педагогических диссертациях, в которых логическая структура гипотезы строится по образцу: «позитивное изменение произойдет, если: а) выявлено …; б) определено …,» и далее перечисляется некоторое множество условий, которые автор решил включить в его состав по известным только ему причинам. Гипотеза при данном построении не является опровержимой или фальсифицируемой, так как условность гипотезы снимает с нее ответственность за случай, когда позитивного изменения не произошло, ввиду наличия формулы: «если: а) выявлено …, б) определено …» и т.д., так как не противоречит отсутствию изменения. То есть, при отсутствии изменений это что-то лишь пока не выявлено и его можно добавить к тому, что уже есть и тогда изменение возможно произойдет. Кроме условности приведенная структура гипотезы не является замкнутой, в ней не устанавливается конечное число необходимых и достаточных условий требуемого уровня для обязательной регистрации желаемого позитивного изменения.

Объяснительная и предсказательная сила гипотезы. В логике принято, что объяснительная сила гипотезы пропорциональна числу объясняемых ею следствий. Интересный вопрос: какого количества фактов достаточно, чтобы считать гипотезу жизнеспособной? Может быть так, что гипотеза замечательно объясняет одинединственный факт. Можно ли утверждать, что это объяснение факта и делает ее жизнеспособной? В дальнейшем это объяснение превращается во фрагмент или, как сегодня модно говорить, в ген, который уже будет присутствовать в хромосомах последующих гипотез, как ген живой клетки при ее развитии. Этот ген сохраняется в смысловом поле при многократных сменах формулировки гипотезы. Гипотеза развивается, формируясь на смысловых генах, изъятых из предыдущих гипотез или предгипотез. По всей вероятности, гипотеза не отбрасывается во всей своей совокупности, если она способна что-то научно объяснить, она перерождается, модифицируется с сохранением опорного смысла в объяснении факта. В дальнейшем этот смысл модифицируется, дополняется, становится базой новых формулировок предгипотез или окончательной гипотезы.

Что касается предсказательной силы гипотезы, то ее оценка носит вероятностный характер. Можно задаться вопросом: а какова вероятность появления результативной гипотезы? Без всякого сомнения можно утверждать, что вероятность появления гипотезы по разрешению конкретной научной проблемы в сознании человека, не имеющего представления об этой проблеме, близка к нулю.

Можно говорить о вероятности формулирования результативной гипотезы при определенных операциях или процедурах научной творческой деятельности ученого и предложить схему факторов, повышающих вероятность возникновения результативной гипотезы.

Еще один критерий гипотезы исследования в диссертации – это критерий простоты. Известно, что из конкурирующих гипотез выживает простейшая. Наиболее известный пример – картины объяснения мира Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником. Как правило: то, что проще – ближе к истине.

Объект и предмет исследования в диссертации

Приступая к работе над диссертацией, необходимо иметь точное представление о том, что следует понимать под объектом и предметом исследования. Определив эти два основных понятия, автор диссертации должен провести детальное их исследование, дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду. Но зачастую, особенно на первых порах, ученые путаются в понятиях объекта и предмета исследования. Правильное понимание этих основных понятий необходимо для того, чтобы поставить перед собой цель исследования, и сформулировать круг задач. Эти понятия должны быть не раз отражены в первой главе диссертации, где дается краткий анализ современного состояния вопроса, современных методов решения задач и проводится их сравнительная характеристика. На основе этого анализа определяются «белые пятна» в разработанности темы научного исследования, обосновывается необходимость решения выбранной проблемы в диссертационной работе и ее актуальность. В специальной литературе даются четкие определения объекта и предмета исследования и их краткое описание.

Приведем определения, которые рекомендуется использовать, при выполнении диссертационного исследования Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема. Она подвергается непосредственному изучению. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. В предмете исследования выделяется определенное свойство объекта исследования, анализ которого особенно значим для решения задач исследования.

Предметом исследования является проблема, т. е. реальное противоречие, требующее своего решения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.

Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. В качестве объекта исследования может выступить любой фрагмент универсума: человек, общество, живая природа, неживая природа, взаимоотношения этих сфер деятельности, технические системы, математические структуры и т. д. Таким образом, в качестве объекта исследования может выступать всё, что в той или иной мере доступно познанию на эмпирическом и (или) теоретическом уровнях.

Гораздо более конкретно можно характеризовать предмет исследования. Предмет исследования от объекта отличается своей большей «обработанностью» субъектом исследования. Если объект исследования – это некий фрагмент универсума, незаинтересованно (предварительно, пассивно, созерцательно) воспринятый субъектом исследования, то предмет исследования – это тот же объект исследования, но «обработанный» субъектом исследования. Предмет исследования – это объект исследования, заинтересованно (активно, конструктивно) воспринятый субъектом исследования.

Таким образом, предмет исследования – это объект исследования, воспринятый субъектом исследования сквозь призму определенных познавательных средств и способностей, сквозь призму целей и ценностей субъекта исследования.

Рассмотрим выбор объекта и предмета научного исследования для тем магистерских работ по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование». В университете разработано пять основных образовательных программ для подготовки магистров направления «Геодезия и дистанционное зондирование» с большим разнообразием тематики научных исследований. При этом темы магистерских исследований зависят от выбора научного направления. Магистрам предлагаются для решения теоретических и (или) прикладных задач научные проблемы в области инженерной, высшей и физической геодезии, космической геодезии и спутниковых технологий, фотограмметрии и методов дистанционного зондирования Земли, геодезической астрономии, геодезической и прикладной гравиметрии. При таком разнообразии тем диссертационных работ не может быть единого объекта и предмета исследования. В качестве примера рассмотрим выбор объекта и предмета исследования для пяти тем магистерских диссертаций при решении задач в области высшей геодезии, физической геодезии и спутниковых технологий.

Пример 1. Тема магистерской диссертации: «Комплексное исследование динамики гравитационного поля Земли». Объект исследования – фрагмент реальности – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – проблема – динамика гравитационного поля, изменение его во времени под действием различных факторов. Предметом исследования является изменение во времени объекта исследования – гравитационного поля Земли.

Пример 2. Тема магистерской диссертации: «Исследование модели EGМ-2008 на территории Средиземного моря». Объект исследования – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – моделирование гравитационного поля и оценка точности созданной модели по реальным данным для территории Средиземного моря. Предметом исследования является моделирование и получение точностных характеристик объекта исследования – гравитационного поля Земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.