Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Перейти к содержимому

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

  • автор:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

На правах рукописи

Бралюк Андрей Николаевич

Организационно-правовые вопросы контроля, осуществляемого юридической службой Министерства обороны Российской Федерации
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Специальность: 20.02.03 — Военное право, военные проблемы международного права.

Научный руководитель: заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ.

Введение с. 3-11

Глава I. Понятие и сущность контроля юридической службы Министерства обороны Российской Федерации. с. 12-61
1. Понятие и правовые основы контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны Российской Федерации с. 12-39
2. Сущность и задачи контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны РФ. с. 40-61

Глава II. Основные направления и формы осуществления контроля юридической службы Министерства обороны Российской Федерации. с. 62-155
1. Контрольная деятельность юридической службы Министерства обороны РФ при подготовке и издании правовых актов органов военного управления. с. 62-105
2. Контрольная деятельность юридической службы Министерства обороны РФ в процессе осуществления военными организациями договорно-претензионной работы. с. 106-136
3. Контроль юридической службы Министерства обороны РФ за состоянием правовой работы в воинских частях и других военных организациях. с. 137-155

Заключение. с. 156-162
Приложение с. 163-175

Список литературы. с. 176-193

1.Актуальность диссертационного исследования.
Успешная реализация мероприятий и достижение целей проводимой в Российской Федерации военной реформы и реформы Вооруженных Сил зависят от выполнения целого ряда задач, одной из которых является поддержание на высоком уровне законности и правопорядка в войсках.

Данную задачу выполняют все военные органы, которые функционируют в пределах предоставленных им полномочий при неуклонном и строгом соблюдении и исполнении законов и иных правовых актов в своей повседневной деятельности.

В данном контексте особый интерес представляет деятельность организационно входящих в структуру указанных органов подразделений юридической службы, так как для нее укрепление законности, защита прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны, правовое обеспечение их деятельности является одной из наиболее важных задач.

Поскольку контроль является одним из способов обеспечения законности, юридическая служба Министерства обороны наделена рядом контрольных полномочий.

Исследованию отдельных юридической службы Министерства обороны СССР посвящена кандидатская диссертация Е.М.Казимирова, некоторые аспекты ее деятельности в той или иной мере затрагивались в работах Артамонова Н.В., Белявского В.Г., Беспалова А.А., Дзюбы В.А., Кузнецова Н.И., Колибабы Г.Н., Старова Б.Ф., Шаркова В.Е. и др. Вместе с тем, целостного исследования по проблемам контрольной деятельности юридической службы не проводилось, многие ее аспекты остаются практически не изученными. Это относится к рассмотрению самого понятия контроля, осуществляемого юридической службой, изучению его особенностей, основных направлений и форм осуществления, а также других принципиально важных вопросов.

Кроме того, в настоящее время в теории правовой работы и в практической деятельности юридической службы появилось много нововведений, которые на нынешнем этапе развития военно-административной науки требуют своего научно-теоретического осмысления. В полной мере это положение относится и к контрольным функциям и полномочиям юридической службы.

Принимая во внимание то значение, которое имеет деятельность юридической службы МО РФ в обеспечении законности и правопорядка в Вооруженных Силах, следует прийти к выводу о необходимости теоретической проработки научных рекомендаций для практической деятельности этого структурного подразделения органов военного управления.

При этом требуют глубокого и системного исследования не являвшиеся ранее предметом детального изучения вопросы, касающиеся контрольных функций и полномочий юридической службы как основного ядра ее деятельности. Под этим углом зрения необходим также и тщательный анализ накопившегося за последние годы нормативного материала, привнесшего в контрольную деятельность юридической службы много нового, что по объективным причинам хронологического порядка не вошло в поле зрения более ранних исследований, бравших за основу только Положение о юридической службе МО СССР 1973 года. Кроме того, необходима разработка предложений по совершенствованию нормативного регулирования деятельности юридической службы, поскольку основные нормативные правовые акты, относящиеся к данной области, например, упомянутое Положение, Наставление по правовой работе и другие приняты десять — двадцать лет назад, и не учитывают современного положения дел.

Необходимость вышеуказанных исследований вызвана также потребностью в более качественной подготовке кадров для всех структурных подразделений юридической службы и, в особенности, для ее низовых звеньев — дивизий, корпусов и некоторых других органов военного управления.

2. Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является: комплексное исследование, анализ и систематизация современного состояния теории и практики контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны Российской Федерации; выявление недостатков в этой работе; выработка и обоснование научных рекомендаций и предложений по ее дальнейшему совершенствованию.

Достижение цели предполагает решение следующих основных задач:

  1. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие контроля юридической службы и его места в общей системе контроля, существующей в Вооруженных Силах РФ.
  2. Раскрытие содержания и особенностей контроля, осуществляемого юридической службой.
  3. Анализ основных направлений и форм осуществления контроля юридической службы.
  4. На основе проведенного теоретического, а также практического исследования разработка научных и практических рекомендаций по вопросам:

— совершенствования работы органов военного управления по руководству деятельностью соответствующих подразделений юридической службы;

— совершенствование структуры юридической службы и ее подразделений;

— повышения эффективности использования правовых средств в контрольной деятельности юридической службы.

3. Методология и методика исследования.
Методологической основой данного исследования является диалектический метод познания. Вышеназванные задачи исследуются на основе положений и выводов диалектического материализма, с использованием системного подхода, общефилософских и частных методов познания, в том числе логического, описательного, сравнительно — сопоставительного и других.

Сущность и природа контрольной деятельности юридической службы исследованы автором на основе анализа Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов, в том числе, и нормативных актов органов военного управления, регулирующих деятельность подразделений юридической службы.

Исходной теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых в области государства и права: Алексеева С.С., Анохина В.С., Аристакова Ю.М., Абовой Т.Е., Афанасьева В.Г., Бачило И.А., Васильева Р.Ф., Дрейшева Б.В., Здир Я.А., Лунева А.Е., Мамутова В.К., Циммермана Ю.С., Мартемьяновой А.М., Минц Б.И., Новоселова В.И., Пиголкина А.С., Пугинского Б.И., Ремнева В.И., Студеникиной М.С., Хохлова С.А. и других.

В процессе работы над диссертацией анализировались работы в области военного права Казимирова Е.М., Кузнецова Н.И., Старова Б.Ф., Шаш В.И. и ряда других авторов.

4. Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что настоящая диссертация представляет собой комплексное исследование проблем контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны Российской Федерации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой обладающих определенной научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих:

— определение понятия и содержания контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны;

— выяснение целей, задач и сущности контроля юридической службы;

— выделение основных направлений контроля, осуществляемого юридической службой;

— выработку предложений и выводов по совершенствованию военного законодательства, регулирующего контрольную деятельность юридической службы.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Рассмотрение понятия контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны РФ как части всестороннего (общего) внутриведомственного контроля, представляющего собой многообразную, осуществляемую в определенных формах и специфическими методами повседневную, положительную, творческую организующую деятельность юридической службы Министерства обороны как функционального подразделения органов военного управления, направленную на обеспечение законности в их деятельности и использование правовых средств для укрепления государственной дисциплины, обеспечения сохранности федеральной собственности, защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей, военнослужащих и гражданского персонала.
  2. Определение сущности осуществляемого юридической службой Министерства обороны контроля, заключающейся в обеспечении законности в правоприменительной деятельности органов военного управления путем наблюдения за выполнением установленных правил в сфере военного управления, получения об этом необходимой информации, выявлении нарушений и принятии в пределах своих полномочий мер по их устранению.
  3. Выделение следующих задач контроля, осуществляемого юридической службой Министерства обороны:

— принятие в пределах имеющихся полномочий мер по устранению выявленных нарушений;

— принятие необходимых мер по недопущению подобных нарушений в будущем.

Выполнение задач обеспечивается возложением на юридическую службу определенных полномочий в данной области.

  1. Рассмотрение следующих направлений контрольной деятельности юридической службы Министерства обороны РФ:

— контроль, осуществляемый юридической службой в процессе договорной и претензионно-исковой работы военных организаций;

  1. Предложения по совершенствованию контрольной деятельности юридической службы.

4. Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой базы деятельности юридической службы Министерства обороны российской Федерации, в том числе и по вопросам осуществления ею контрольных функций.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких учебных дисциплин как “Военная администрация”, “Правовая работа в Вооруженных Силах РФ”, а также в учебных программах по курсу “Военное право” для курсантов и слушателей других высших военно-учебных заведений.

5.Апробация результатов исследования
Диссертация подготовлена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного Университета, где проводилось ее обсуждение.

Положения, содержащиеся в исследовании, были апробированы в выступлениях перед офицерской аудиторией курсов усовершенствования военных юристов, при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями военно-юридических факультетов Военного Университета по дисциплине “Правовая работа в Вооруженных Силах РФ”.

По материалам диссертации автор принял участие в разработке практических предложений к проекту Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положения и выводы исследования нашли отражение в двух опубликованных статьях:

1.Бралюк А.Н. Контрольная деятельность юридической службы Министерства обороны Российской Федерации и ее место в системе контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации//Сборник научных статей адъюнктов. М.: Военный университет. 1997 — Находится в печати.

2. Бралюк А.Н. Некоторые вопросы контрольной деятельности юридической службы Вооруженных Сил РФ при подготовке и издании правовых актов органов военного управления.// Труды профессора И.Ф.Побежимова в теории и практике военно-юридического образования: материалы научно-практического семинара, посвященного 85-летию И.Ф. Побежимова (1912-1968 г.г.). М.: Военный университет. — 1997. — Находится в печати.

К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются. Кароль Ижиковский
ещё >>

Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук

Проводимые в Российской Федерации преобразования системы государственного управления экономикой наложили свой отпечаток на административно-хозяйственную деятельность командиров (начальников) в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одним из основных направлений совершенствования правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе выступает улучшение правовой подготовки должностных лиц органов военного управления к работе в новых условиях хозяйствования. Важным средством обеспечения этих требований является использование в практике управления договорной работой воинских частей новелл соответствующих нормативных правовых актов, разработка в Министерстве обороны Российской Федерации приказов и директив, регламентирующих участие воинских частей в гражданском обороте.

В Докладе о состоянии правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации за 1999 год отмечается, что в настоящее время просматривается тенденция повышения роли юридической службы в организации и проведении договорной, претензионной и исковой работы, которая заключается в представлении интересов воинских частей в судах, разработке справочных и методических пособий по данному вопросу, проведении занятий с лицами, заключающими договора от имени командиров воинских частей.

Вместе с тем, неритмичность финансирования войск неизбежно приводила к невыполнениям условий договоров, несению вследствие этого дополнительных убытков по оплате пеней и неустоек и, как следствие, увеличила количество предъявляемых претензий и исков к воинским частям.

Необходимость получения правовой информации заставляет командиров (начальников) всех степеней обращаться к юрисконсультам, в том числе и вышестоящих подразделений.

Раскрытие и дальнейшее развитие теоретических основ договорной работы в воинской части, постоянное совершенствование законодательства в этой области и разработка практических рекомендаций, направленных на правильное применение действующего законодательства при ведении договорной работы командирами (начальниками), должностными лицами юридической службы, имеют большое и актуальное значение.

Как свидетельствуют результаты изучения автором правоприменительной практики в рассматриваемой сфере имеется ряд нерешенных организационно-правовых вопросов. К их числу необходимо отнести, прежде всего, несовершенство правовой базы по регулированию отношений, возникающих в процессе создания и функционирования договорных связей, одной из сторон в которых выступают воинские части. Недостаточность правового регулирования деятельности должностных лиц и структурных подразделений органов военного управления подтверждается тем, что большинство нормативных правовых актов Министерства обороны, регулирующих организационно-правовые вопросы договорной работы, а также права и обязанности соответствующих должностных лиц, непосредственно организующих и контролирующих данную работу, были приняты более двадцати лет назад 1 .

Ранее предпринимались попытки рассмотрения некоторых вопросов договорной работы в воинской части. Отдельные правовые вопросы, связанные с ведением договорной работы, рассматривались в диссертационных исследованиях Беспалова А.А., Лейбы В.Н., Нагорного И.А., а некоторые аспекты деятельности органов военного управления, их должностных лиц, органов военной прокуратуры и военных судов по данному вопросу в той или иной мере затрагивались в работах российских ученых Артамонова Н.В., Белявского В.Г., Дамаскина О.В., Загорского Г.И., Колибаба Г.Н., Краснова Н.И., Кузнецова Н.И., Попова Л.Л., Романова П.И., Старова Б.Ф., Стрекозова В.Г., Тер-Акопова А.А. и других авторов.

В настоящее время требуют определения и уточнения понятие договорная работа и ее составляющие: рекламационная и претензионная работа. Важное значение для осуществления хозяйственной деятельности воинской части имеет определение конкретных задач и содержания договорной работы, а также порядка ее организации и ведения.

Отсутствие комплексного исследования по указанным вопросам еще более подчеркивает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением договорной работы как составной части административно-хозяйственной деятельности должностных лиц воинской части в целях материально-технического обеспечения боевой готовности воинской части с учетом потребностей, не обеспеченных централизованным снабжением из вышестоящих довольствующих органов, материальными и денежными средствами.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие права и обязанности должностных лиц воинской части по организации договорной работы, правовые средства реализации договорной работы и ее результаты.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование правовой сущности договорной работы в воинской части, систематизация и анализ нормативных правовых актов, регулирующих ее проведение, и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию военного законодательства в указанной области.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих сущность договорной работы в воинской части.

2. Определение и уточнение понятий: договорная, рекламационная и претензионная работа в воинской части.

3. Анализ правовых норм, закрепляющих основные направления деятельности должностных лиц органов военного управления по обеспечению законности и эффективности организации и проведения договорной работы.

4. Разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего договорную работу в воинской части.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений — социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, программно-целевой и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования договорной работы в воинской части.

Юридической базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законодательные и иные нормативные правовые акты СССР, регламентирующие вопросы договорной работы в воинской части.

Исходной теоретической базой работы являются научные труды ученых дореволюционного, советского и современного периодов, работы зарубежных ученых, специальная литература в области теории государства и права, административного и военного права.

Эмпирическую базу данной работы составляют служебные документы за период 1995—2000 годов Управления делами Министерства обороны Российской Федерации, доклады о состоянии правовой работы в видах Вооруженных Сил и военных округах, материалы органов военной прокуратуры, социологические исследования, проведенные лично автором.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная диссертация представляет собой первое комплексное, монографическое исследование организационно-правовых основ договорной работы в воинской части.

Был подвергнут анализу накопленный практикой опыт участия воинских частей в договорной работе, что позволило сделать теоретические обобщения и выводы об эффективности и путях совершенствования работы в данной области.

Теоретическая значимость работы определяется разработкой обладающих определенной научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих:

— определение понятия «договорная работа в воинской части», ее принципов, закономерностей, правовых и организационных основ договорной работы, правовых составляющих договорной работы;

— определение понятия и содержания полномочий должностных лиц по осуществлению договорной работы;

— предложения и выводы по совершенствованию военного законодательства, регулирующего договорную работу в целом в Вооруженных Силах и в воинской части в частности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие договорной работы в воинской части как составной части объективно необходимой деятельности структурных подразделений и должностных лиц воинской части по использованию в процессе заключения и исполнения договоров комплекса юридических мер в целях удовлетворения не обеспеченных централизованным снабжением из довольствующих органов потребностей воинской части в материальных и денежных средствах, защиты законных имущественных прав и интересов воинской части без привлечения судебных органов.

2. Понятие организационно-правовых основ договорной работы как совокупности нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу договорной работы в воинской части, в том числе права, обязанности и ответственность должностных лиц воинской части, осуществляющих договорную работу, принципы, формы и порядок их деятельности, а также непосредственно организацию договорной работы.

3. Понятие принципов договорной работы воинской части как руководящих начал и идей, лежащих в основе деятельности должностных лиц воинской части по реализации ими части своих государственно-властных полномочий в области материально-технического обеспечения воинской части.

4. Понятие полномочий должностных лиц воинской части по организации и ведению договорной работы как части их компетенции и совокупности их должностных прав и обязанностей, которые предоставлены им в целях осуществления функций по поддержанию в исправном состоянии и обеспечению сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества, удовлетворения материальных и духовных потребностей личного состава воинской части.

5. Сформулированные предложения по совершенствованию договорной работы в воинской части, проект Инструкции о порядке ведения договорной работы в воинской части.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что был подвергнут анализу накопленный практикой опыт участия воинских частей в договорной работе, что позволило сделать некоторые теоретические обобщения и выводы об эффективности и путях совершенствования существующей системы организации работы в данной области. Внесены предложения по совершенствованию правовых норм, регулирующих договорную работу воинских частей.

Материалы диссертации могут быть в дальнейшем использованы для написания научно-практических пособий, учебно-методической литературы. Они могут служить в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в области повышения эффективности работы органов военного управления, юридической службы при заключении и исполнении договоров, защите имущественных интересов и прав воинских частей.

Практическое значение исследования по указанной теме состоит в том, что рекомендации и выводы диссертации используются должностными лицами органов военного управления при организации и ведении договорной работы.

Основные теоретические обобщения и выводы о способах совершенствования договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации автор опубликовал в учебных пособиях и статьях «Правовое регулирование заключения и исполнения договоров» (газета Московского округа ПВО «На боевом посту», №1, 1996 г.), «Если предъявлена рекламация. » (газета Московского округа ПВО «На боевом посту», №2, 1996 г.), «Рекламационная работа: правовой аспект» (газета Железнодорожных войск Российской Федерации «Военный железнодорожник», №7, 1996 г.), «Договор поставки: как в этом вопросе исключить произвольное толкование законодательства» (газета Железнодорожных войск Российской Федерации «Военный железнодорожник», №9, 1996 г.), «Участие юрисконсульта в хозяйственной деятельности воинской части» (журнал «Право в Вооруженных Силах», №1, 1997г.) и некоторых других.

Материалы диссертационного исследования, кроме того, используются в процессе преподавания учебной дисциплины «Правовая работа в Вооруженных Силах» на военно-юридическом факультете при обучении курсантов и слушателей, офицеров юридической службы на курсах переподготовки, офицеров юридической службы иностранных армий с целью подготовки юридических кадров на основе изданных в Военном университете альбома схем «Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации», сборника задач по курсу «Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации», учебного пособия «Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации», учебно-методического пособия «Примерные формы документов юридической службы Министерства обороны Российской Федерации», а также в ходе изучения дисциплин «Военное право» и «Основы военного права» в ряде военно-учебных заведений на основе подготовленных с участием автора (всего более 10) соответствующих учебных, учебно-методических и методических пособий.

Основные положения данного исследования включены в Инструкцию по ведению договорно-претензионной и исковой работы в воинских частях, управлениях и службах Московского округа противовоздушной обороны введенную в действие приказом Командующего войсками Московского округа ПВО от 6 февраля 1995 г. № 18, а также в методическое пособие «Организация работы командира воинской части при исполнении должностных обязанностей», введенное в действие директивой Командующего войсками Приволжского военного округа от 18 апреля 1995 г. № ДК-9.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

1. Сущность договорной работы в воинской части.

В связи с реформированием в России системы государственного управления экономикой роль договорных отношений неизмеримо возросла.

Необходимо отметить, что проблемы теоретического обоснования договорной работы в военном праве комплексно не исследовалась. В работах Дозорцева А.В., Беспалова А.А., Казимирова Е.М., Старова Б.Ф. рассматривались вопросы хозяйственно-договорных отношений военных организаций с точки зрения определения правового положения воинской части, а также вопросы ведения договорной работы как одного из направлений деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Военном университете лишь в трех научных трудах, а именно в диссертациях А.А. Беспалова «Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки)» 1973 год, И.А. Нагорного «Воинская часть как субъект советского права» 1989 год и Б.Ф. Старова «Обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации средствами прокурорского надзора» 1993 год затрагиваются вопросы участия воинской части в системе договорных связей. Даже опираясь на временные рамки и учитывая принятие в 1995-96 г.г. первой и второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, видно, что возникает необходимость дальнейшего исследования организационно-правовых основ участия воинских частей в договорной работе. Это обусловлено тем, что произошли большие изменения в гражданском законодательстве. Все то, что произошло в правовой жизни страны за годы, прошедшие после вступления в силу первой и второй частей Гражданского кодекса Российской Федерации предопределило потребность в существенном обновлении взглядов на договорную работу в воинской части.

Договорная работа в воинской части и имущественные отношения, вытекающие из нее, регулируемые военно-административным правом, с одной стороны, и гражданским — с другой, нередко тесно переплетаются. Речь идет не о комплексном отношении, а о параллельном существовании различных по своей природе отношений. Из этого вытекает, что на каждое из них должны распространяться нормы соответствующей отрасли.

Договорную работу в воинской части можно рассматривать как совокупность юридически властных действий должностных лиц воинской части, направленную на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в целях решения задач боевой готовности воинской части посредством покрытия не обеспеченных централизованным снабжением из довольствующих органов потребностей воинской части в материальных и денежных средствах, защиту законных имущественных прав и интересов этих субъектов без привлечения судебных органов.

Цель, содержание и методы договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом, и в воинской части, в частности, характеризуют ее как разновидность управления. Она направлена на упорядочение, регулирование договорных отношений воинских частей с их контрагентами, на организацию их внутренней деятельности с учетом необходимости исполнения договорных обязательств.

В качестве основных условий организации договорной работы воинских частей можно выделить следующие:

— соблюдение требований действующего законодательства;

— улучшение экономических показателей и снижение объемов расходов воинской части на финансовое, техническое и материально-бытовое обеспечение;

— уменьшение затрат на возмещение судебных издержек и вреда, причиненного в связи с незаконными действиями и решениями должностных лиц органов военного управления (в том числе и за счет виновных в этом должностных лиц), выплатой неустоек (штрафов, пени) и других имущественных санкций;

— обеспечение защиты законных прав и интересов военной организации, принятие мер по полному возмещению причиненного ей ущерба;

— активное использование системы правовых средств (в которую входят юридические нормы, основанные на них правоотношения, толкование юридических норм 2 ) для укрепления новых методов хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Договорная работа имеет своей целью:

1. Упорядочивающие воздействие на субъектов договорной работы для достижения ее оптимальных результатов.

2. Установление правовых договорных отношений с другими организациями, предприятиями-поставщиками, ремонтными организациями и т.д. посредством заключения договоров.

3. Обеспечение соблюдения этими организациями и воинскими частями договорных обязательств.

4. Применение мер принуждения в целях устранения нарушения этих обязательств.

5. Возмещение причиненных убытков и уплату штрафа за счет виновных контрагентов.

Замойский И.Е. выделяет следующие этапы договорной работы:

1. Формирование и договорное закрепление связей:

а) подготовка к заключению договоров;

б) разработка, согласование, доведение и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей;

в) оформление договорных отношений.

2. Специальные организационные мероприятия:

а) доведение договорных обязательств до подразделений, служб и должностных лиц воинской части;

б) организация исполнения договоров;

в) учет и контроль исполнения договоров;

г) анализ и оценка результатов исполнения договоров.

С другой стороны, Б.И.Минц дает более расширенное разграничение этапов проведения договорной работы:

1. Разработка плановых актов, являющихся основанием к заключению договора.

2. Выбор способа вступления в договорные отношения.

3 Заключение договора.

4. Передача договорных споров в арбитраж.

Более конкретизирующим содержание и смысл договорной работы является утверждение, что «договорная работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку она осуществляется на основе норм права (централизованных и корпоративных). Предмет договорной работы составляют договоры, через которые и реализуются результаты производственной коммерческой деятельности корпорации». Трудно не согласиться, учитывая специфику функционирования воинских частей, с утверждением, что процесс использования организациями . договоров протекает в последовательности, типичной для управленческой деятельности и охватывает два цикла: заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами) и исполнение договоров (оперативные мероприятия, учет и контроль результатов выполнения договорных обязательств)». Эти два этапа договорной работы, хотя они самостоятельны и разделены во времени, все же едины по своей направленности, характеру и содержанию вопросов, решаемых при их проведении.

Иногда в литературе понятие «договорная работа» применяют для обозначения только системы действия по заключению договоров, а мероприятия по обеспечению исполнения договоров выводят из рамок договорной работы организации. Справедливым все же представляется мнение о комплексном понимании договорной работы.

Такой подход не позволяет разорвать взаимообусловленные действия, направленные на использование организациями договора. Кроме того, это узкое понимание договорной работы не воспринято и практикой, сложившейся как в коммерческих организациях, так и в воинских частях.

По мнению автора, о договорной работе можно говорить как об управленческой деятельности в широком смысле. Соответственно такой деятельности присущи специфические методы, т.е. способы, приемы практической деятельности.

Прежде всего, это методы правового регулирования договорной работы: предписания, запреты, дозволения, распространяющиеся на всех участников регулируемых общественных отношений. Вместе с тем, договорной работе присущи методы управленческой деятельности, используемые только теми должностными лицами, кто ее уполномочен практически осуществлять.

Необходимо отметить, что при применении методов управленческой деятельности договорной работой у этих методов есть определенная особенность — они индивидуализированы. Указанное означает то, что при их использовании учитываются конкретные особенности объектов договорной работы в ситуации, в рамках которой возникает необходимость в таком, а не в другом средстве воздействия. Наконец, для этих методов характерны повседневность их использования, а также их многообразие. По существу, использование различных методов договорной работы свидетельствует о том, что соответствующий субъект договорной работы самостоятельно выбирает из определенного набора имеющихся в его распоряжении средств то средство, которое представляется ему наиболее целесообразным. А это, в свою очередь, означает, что их выбор является наиболее показательным проявлением действия дозволительных военно-административных правовых норм.

Для методов управления практической деятельностью договорной работы характерно:

— прямая связь с целями практической реализации договорной работы;

— в них находит свое непосредственное выражение связь между субъектами и объектами договорной работы;

— они используются должностными лицами воинской части для реализации закрепленной за ними компетенции;

— своим адресатом метод управленческой деятельности договорной работы всегда имеет конкретный индивидуальный или коллективный объект;

— в них воплощается управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение субъектов договорной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод управленческой деятельности договорной работы представляет собой предоставленную субъектам договорной работы нормами военно-административного права возможность результативно решать стоящие перед ними задачи.

В методах управленческой деятельности договорной работой в воинской части получают свою конкретизацию средства убеждения и принуждения с учетом специфики государственно-управленческой деятельности.

Можно выделить следующие три вида указанных методов в зависимости от конкретных целей соответствующих действий.

1. Методы управляющего воздействия договорной работы; в них находят свое непосредственное выражение все качества, присущие отношениям между субъектами и объектами управления договорной работы.

2. Методы организации договорной работы. Они имеют чисто аппаратное значение, так как создают условия, необходимые для эффективного управляющего воздействия. Они включают юридические средства (например, способы определения персональной ответственности между должностными лицами воинской части, распределения компетенции между структурными подразделениями воинской части (отделами, службами и т.п.).

3. Методы совершения управленческих действий договорной работы. Они носят процедурный характер (например, существуют методы принятия управленческих решений по заключению или незаключению того или иного договора, совершения контрольных действий и т.п.).

Наибольший интерес в аспекте рассматриваемой темы диссертационного исследования представляют методы первого вида, являющиеся собственно военно-административными правовыми методами: собственно военно-административный метод и метод материального стимулирования (экономический метод управления).

Несмотря на то, что до сих пор не преодолена противоречивость многих суждений на этот счет, возможно, акцентировать внимание на следующем.

Военно-административный метод договорной работы характеризуется в качестве средства или способа внеэкономического или прямого управляющего (упорядочивающего) воздействия со стороны субъектов договорной работы (управляющих) на поведение других субъектов договорной работы (управляемых). Поэтому он в максимальной степени выражает юридически властное обеспечение должного поведения в сфере договорной работы. Полномочный субъект управления договорной работы (управляющий: командир, начальник) принимает управленческое решение, обязательное для тех, кто в данном отношении выступает в роли объекта управления договорной работы.

Почему такой метод является средством внеэкономического воздействия? Да потому, что реальным объектом управления договорной работой является сознательно-волевое поведение. Это означает, что должное поведение обеспечивается через сознание и волю управляемых. Конечно, в необходимых случаях допускается возможность юридического принуждения к должному поведению. Но при этом нет никаких оснований отождествлять прямое управляющее воздействие с принуждением. В подавляющем большинстве случаев такое воздействие рассчитано на достижение позитивных целей.

Метод материального стимулирования договорной работы (экономический метод стимулирования договорной работы) характеризуется, как правило, в качестве способа или средства экономического (материального) или косвенного воздействия со стороны субъектов договорной работы (управляющих) на поведение управляемых. Это предполагает, что управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение управляемых, а через их материальные интересы.

Тем не менее непосредственным объектом управляющего воздействия остается сознательно-волевое поведение управляемых. Его должный вариант достигается не путем прямых предписаний, а созданием экономических (материальных) условий, стимулирующих должное поведение. Предложенное автором деление методов управляющего воздействия договорной работы в воинской части следует воспринимать как условное, так как и метод материального стимулирования договорной работы входит в содержание военно-административных методов договорной работы.

Свое проявление военно-административные методы договорной работы получают в различных вариациях. Это установление правил поведения (норм); утверждение конкретных заданий; предписания о совершении определенных действий; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий и проведение контроля; материальное и моральное поощрение; применение административно-принудительных мер и т.д.

Договорная работа в воинской части является одним из звеньев, составляющей войскового (корабельного) хозяйства. Она является тем звеном обеспечения, через которое не полученные в централизованном порядке материальные и денежные средства доводятся до воинской части (корабля). На одинаковых с воинскими частями основаниях, но учетом некоторых особенностей, договорная работа организуется и ведется в учреждениях, заведениях, предприятиях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как уже отмечалось, договорная работа регулируется нормами нескольких отраслей права. Эти нормы содержатся в соответствующих законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, воинских уставах, приказах Министра обороны и других правовых актах, которые в своей совокупности составляют правовые основы осуществления договорной работы.

В этой связи можно сделать вывод, что под правовой основой договорной работы в воинской части следует понимать всю совокупность связанных между собой нормативных правовых актов разной юридической силы, закрепляющих и регулирующих такой особый круг общественных отношений, как договорная работа.

Всестороннее правовое регулирование вопросов договорной работы и регламентация войскового (корабельного) хозяйства позволяет каждой воинской части (кораблю) добиваться строгого соблюдения законности при осуществлении хозяйственной деятельности, обеспечивать реализацию установленных законами прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и каждого военнослужащего как участников хозяйственных правоотношений. В соответствии с действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации принципом законности должностные лица воинской части, постоянно или временно ведающие вопросами договорной работы, не могут ссылаться на незнание действующих законов, приказов, положений, наставлений, руководств, инструкций, определяющих нормы, порядок снабжения и довольствия войск, а также порядок учета, хранения и эксплуатации материальных средств. В следствие чего организационная основа договорной работы в воинской части представляет собой совокупность правовых норм, определяющих права, обязанности и ответственность должностных лиц воинской части, осуществляющих договорную работу, принципы, формы и порядок их деятельности, а также регулирующих саму организацию договорной работы.

Вопрос о функциях договорной работы в воинской части также привлекает внимание и не может быть обойден в диссертационном исследовании. Он позволяет рассмотреть договорную работу не только с точки зрения выяснения ее основного назначения, но и с целью выявления нерешенных проблем, т.е. ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения договорной работы и ее реформирования. Функции договорной работы обусловлены ее внутренними свойствами и принципиальными чертами, раскрывающими ее сущность и социально-правовое назначение.

Под функциями договорной работы в воинской части следует понимать основные направления практической реализации правовых норм, способствующих достижению соответствующих целей правового регулирования военно-служебных отношений при осуществлении договорной работы. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические военно-служебные отношения, возникающие в процессе осуществления договорной работы. Одна из главных функций договорной работы воинской части — это то, что договорная работы является видом социально полезной профессиональной деятельности. Это обусловлено социальным назначением направления правового воздействия на военно-служебные отношения в процессе осуществления договорной работы.

С точки зрения функций права договорная работа как вид социально полезной профессиональной деятельности выполняет следующие функции:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Глава I . Образование и развитие мусульманского государства и права.

§ 1. Возникновение арабского мусульманского государства и права.

§ 2. Развитие мусульманского государства и права в Османской империи

§ 3. Особенности развития мусульманского права на территории России—66

§ 4. Влияние современных исламских религиозно-политических учений на

государственно-правовое развитие мусульманских стран (ХХ в.)————-86

Глава II . Организационно-правовые основы борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции.

§ 2. Развитие государственно-правовых основ борьбы с преступностью в теократических исламских государствах——————————————————127

§ 3 Особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах со смешанной правовой системой———————————————————-149

§ 4. Государственно-правовое регулирование борьбы с преступностью в исламских регионах СССР и России—————————————————————166

Проект памятки сотруднику органов внутренних дел, работающему в мусульманской среде————————————————————————————-213

Актуальность темы. Отношения исламского мира с Россией всегда имели определенные особенности. Мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне – шесть из одиннадцати государств СНГ, неразрывно связанных с Россией – Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан – в подавляющем большинстве населены мусульманами. Согласно переписи населения 1989 года, на территории СНГ проживает 40 народов, исповедующих ислам. 1

В состав Российской Федерации входят восемь мусульманских республик – Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Башкортостан и Татарстан 2 . К приверженцам ислама относится также часть населения Северо-Осетинской республики. Районами наиболее плотного расселения мусульман традиционно являются Северный Кавказ, Поволжье и Центр Европейской части. В России, по разным подсчетам, проживает 15-20 млн. мусульман. 3 Согласно переписи 1989 года, в Москве и Московской области проживает 350 тыс. мусульман (из них 201 тыс. человек – в Москве). 4 . В последнее время все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку в России. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Многими из них был создан и контролируется ряд преступных промыслов. Например, контрабанда и незаконная торговля наркотическими средствами. Согласно исследованиям ВНИИ МВД РФ, наркотические средства в Россию поступают главным образом из бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, Казахстана, а также Афганистана, Пакистана и Турции. На другие республики бывшего СССР и некоторые европейские страны приходится довольно незначительный процент поставок. 1 Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. В докладе «О состоянии законности в РФ» Генеральной прокуратуры было отмечено, что волна терроризма в стране будет нарастать и усиливаться до тех пор, пока не решены проблемы Северного Кавказа. 2

Насаждение норм шариата в форме фундаментализма происходит у арабских и тюркских народов, в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии. В России подобные процессы протекают в Чечне. Такая же тенденция наметилась и в Дагестане. Республика Ичкерия объявила себя исламской, в ней созданы шариатские органы власти (например, Совет улемов, шариатские суды, шариатское министерство государственной безопасности), приняты шариатские законодательные акты (шариатская Конституция, шариатский Уголовный кодекс). В Ичкерии и ряде других субъектов Российской Федерации возникли мусульманские общественные движения, руководство которых постепенно переходит к террористическим и иным криминальным формам борьбы, организуя торговлю оружием, наркотиками, вовлекая молодежь в кровавую борьбу, нередко прикрываясь религиозными лозунгами и призывами. Все это делает актуальным изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом, требует более пристального изучения обстановки в исламизированных субъектах Федерации с учетом религиозно – этнической ориентации. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, заявляют работникам правоохранительных органов протесты о нарушении их религиозных чувств. В первую очередь, с ними сталкиваются сотрудники милиции и других правоохранительных органов (таможенных, налоговых и других служб) России. Работники милиции часто не имеют элементарных знаний об исламе, пасуют перед такими «верующими» или совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского законодательства. Поэтому необходимо тщательно изучить ислам, его черты, черты исламского права, выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.

Также видится целесообразным изучение исторического опыта России в совместном проживании на одной территории и в государственном управлении исламскими регионами. Следует отметить, что к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи. 1 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами. В современной России ислам законодательно признан одной из ведущих религий страны. Мусульманские религиозные и политические деятели все более включаются в культурные и политические процессы, происходящие в стране и за рубежом. Все это подтверждает опыт более чем тысячелетнего совместного мирного и благотворного проживания ислама и православия на территории России.

К сожалению, в настоящее время в России не всегда уделяется достаточное внимание исламскому фактору, систематической опоры на ценности просвещенного и либерального ислама в политике наших властей нет. Но ислам в силу определенной специфики является неотъемлемой частью бытия своих приверженцев, и игнорировать его невозможно. Напротив, необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного использования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России.

В настоящем исследовании предполагается изучить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права. Поскольку сочетание этих норм в различных государствах неодинаково, видится целесообразным проводить исследование по трем направлениям.

Во-первых, на примере государств, население которых традиционно является мусульманским, но правовые системы имеют исключительно светский характер. В этой связи необычайно много дает обращение к истории права и государства Турции. В настоящее время Турция — это пока единственное государство на Ближнем и Среднем Востоке, которое осуществило процесс последовательной секуляризации и построило светскую правовую систему с разумным учетом норм традиционного права. Изучение истории государства и права Турции представляет большой интерес в свете событий, происходящих сегодня на Кавказа и в Закавказье. Мусульманское население Кавказа длительное время находилось в сфере влияния Турции и сейчас представляет вполне подготовленную почву для заимствований элементов турецкой государственно-правовой системы. Не исключено, что мусульманские республики России, стремясь обрести независимость, будут строить свое законодательство по турецкому образцу.

Во-вторых, необходимо обратиться к истории права и государства стран, правовые системы которых имеют исключительно шариатскую основу. С этой целью предполагается изучить правовые системы Ирана, который представляет классический вариант шиитской модели исламского государства и Саудовской Аравии, представляющей суннитскую модель. Осветить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в ваххабитской Саудовской Аравии следует также и потому, что в последнее время это исламское течение имеет немало приверженцев в Дагестане.

Большинство мусульманских стран имеют правовые системы, которые приблизительно в равных долях сочетают в себе как нормы и принципы светского права, так и мусульманского, являясь при этом светскими государствами. Поэтому третьим направлением исследования будет изучение именно этих стран. На примере Народной Демократической Республики Йемен, Алжира, Афганистана и др. Эти государства выбраны с учетом того, что их правовые системы в разной степени и в разных формах сочетают нормы светского и религиозного права.

Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.

Настоящее исследование ставит перед собой следующие цели:

1. Выявить и показать сущность исламской концепции государства и права, антикриминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью.

2. Раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней, а также предназначение исламских государственных органов и права в борьбе с преступностью.

3. Раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах, исследовать процесс развития органов борьбы с преступностью и правовых основ этой борьбы.

4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной и светской государственностью.

5. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

6. Показать характер государственной власти и законодательства в Чеченской Республике Ичкерия, выявить в них исламскую компоненту и ее влияние на характер государственной политики Республики, ее правительства и оппозиции, их влияние на состояние преступности и борьбы с ней в республике и в России.

7. Дать работникам правоохранительных органов необходимые знания об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман; дать практические рекомендации работникам милиции при осуществлении их служебной деятельности с мусульманами – гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов.

Объект и предмет исследования . Объектом данного диссертационного исследования является ислам, его основные положения, установки и правила, мусульманское государство, право, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Предмет исследования составляют Коран, другие источники ислама, мусульманского права, основные законодательные акты исламских государств, регламентирующие деятельность государственных органов в борьбе с преступностью. Предметом исследования также является научная литература по теме диссертации.

Методологические основы и методы исследования. В методологическом отношении исследование основывается преимущественно на общеисторическом, цивилизационном, региональном, страноведческом, проблемном и тематическом подходах и методах познания. Широко использовались такие общенаучные методы, как сравнительно — исторический метод, методы сравнительного правоведения (компаративистский), логический, историко-правовой, системный и другие научные методы.

Характеристика источников и литературы. . Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.

Общетеоретическое значение для диссертации имеют научные труды таких ученых как В.В. Альхименко, О.А. Жидков, Ю.Н. Жданов, В.М. Клеандрова, Н.А. Крашенинникова, В.М. Курицын, Р.С. Мулукаев, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, Л.Р. Сюкияйнен, О.И. Чистяков. 1

Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы Л.С. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, Л.М. Кулагиной, И.Л. Фадеевой и других советских ученых. 2 Однако, наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить некоторую односторонность их взглядов, что объясняется идеологическими причинами, традиционным использованием одного, единственно приемлемого, с точки зрения марксизма-ленинизма, классового подхода. Советские авторы пытались уложить восточные общества в одну общую формационную схему, ставили в основу права и государства, в первую очередь, экономические процессы. В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: Л.Р. Сюкияйнена, Н.В. Жданова, Р.Г. Ланды, Р. Максуд и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора Л.Р. Сюкияйнена. 1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государства получили освещение в работах С. Боронбекова, В.А. Лихачева., Г.И. Муромцева, А.В. Наумова и других авторов. 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.