Храм Святого Георгия (Мугни)
Одним из красивейших мест для паломничества в Арагацотнской области Армении является храм Святого Георгия (Мугни). Старинный комплекс хорошо сохранился до наших дней и на сегодня является действующим. Здесь всегда можно встретить прихожан и немногочисленных туристов. Свое название храм получил из-за того, что в него были перевезены мощи Св. Геворга, часть которых тут хранится по сей день. Другая часть была перевезена в храм Грузии для излечения наследного принца, и возвращена не была.
Где находится монастырь Святого Георгия?
Недалеко от столицы Армении, Еревана, в каких-то 20 км расположено село Мугни, где и расположен храм Святого Георгия. Ближайшим населенным пунктом является город Аштарак, расположенный в 2 км от монастыря.
Построена обитель была монахами ордена Ованаванк в начале XII в. Первые упоминания о монастыре выгравированы на хачкаре, на котором значилась дата 986 г. Расцвета своего монастырь Святого Георгия достиг в XVIII в. после чего старый монастырь на время перестал существовать. Настоятель и епископ Мартирос Мугнеци принял решение снести его до основания, чтобы выстроить на этом месте новое здание церкви. Именно так появился трехнефный монастырь и новая церковь – комплекс, который туристы могут видеть сегодня.
Чем интересен монастырь?
Верующие паломники посещают мугнийский монастырь Сурб Геворг в последнюю субботу сентября. Считается, что мощи, хранящиеся возле центрального алтаря храма, имеют целительные свойства. Помимо них, тут хранится десница Святого Георгия, мощи Св. Варвары и апостола Фаддея. Туристы, которые посещают храм, вне зависимости от церковных праздников и богослужений могут увидеть в нем:
- красивые росписи на стенах и потолке, датированные XII в.;
- уникальное оформление стен из черного и оранжевого туфа, который сочетается между собой в виде полос и квадратов;
- ухоженный внутренний дворик с красивыми аллеями, огражденный высоким забором, практически не разрушенным за несколько веков.
Кроме этого, посетители имеют возможность полюбоваться когда-то богатым внутренним убранством монастыря, часть которого сохранилась в первозданном виде. Когда-то здесь располагались кельи монахов, трапезная, многочисленные кладовые и хозяйственные помещения.
Однако большая часть была восстановлена и реставрирована из-за того, что с приходом советской власти монастырь был значительно поврежден и частично разрушен. В послевоенные годы в сохранившихся помещениях находилась местная библиотека.
Как добраться до храма?
Старинный архитектурный комплекс расположен на возвышенности, и его купола можно увидеть издалека. Туристы, приезжающие в Аштарак из Еревана на рейсовом автобусе, могут отправиться в путь до села Мугни пешком, ведь это всего лишь 2 км.
Церковь Святого Георгия (Кашвети)
Кашвети или церковь святого Георгия — это действующая грузинская православная церковь Мцхетской и Тбилисской епархии, которая находится на проспекте Руставели в самом центре столицы, неподалеку от Парламента Грузии, расположен храм на самом видном месте, поэтому он достаточно известен как среди местных жителей, так и среди туристов и гостей города.
История
Ранее на месте современной церкви Кашвети было расположено другое старинное религиозное учреждение. Как оно выглядело — неизвестно до сих пор, а вот храм-тетраконх, основанный на этом месте в 1753 году по велению семьи Амилахвари, существовал здесь около 50 лет. Церковь была построена из кирпича и за время своего существования сильно постарела и разрушилась. Современный храм Кашвети был возведен в период с 1904 по 1910 год под руководством известного архитектора из старинного Тифлиса по имени Леопольд Бильфельд и по заказу представителей грузинской аристократии и различных предпринимателей: Давида Сараджишвили, Анны Амилахвари, Антона Арджеванидзе, Николоза Туманишвили. Образцом для создания новой церкви послужил собор Самтависи, построенный во времена Средневековья, поэтому, несмотря на то, что церковь Кашвети имеет достаточно небольшой возраст, выглядит она очень традиционно и по-грузински.
Название храма Кашвети переводится с грузинского языка как «родить камень». Такое необычное неофициальное наименование церковь получила благодаря старинной легенде, которая передается здесь из уст в уста, от поколения к поколению. По преданию, очень давно, приблизительно в середине VI века нашей эры, одна недалекая женщина-монахиня пришла к преподобному ассирийскому святому Давиду Гареджийскому и сказала, что носит под сердцем его ребенка, что было неправдой. Святой ответил женщине, что ее ложь будет раскрыта тогда, когда вместо ребенка она родит обычный камень. Так и произошло, обман был раскрыт, а место, где сейчас находится храм, стало называться «кашвети» — от грузинского ква («камень») и шва («рожать»).
Весной 1989 года на территории храма был организован антисоветский митинг, всех пострадавших от его разгона поместили в собор. В 1991–1992 годах во время сражения грузинской оппозиции против национальной гвардии Гамсахурдии здание церкви Кашвети также было немного разрушено, поэтому на его стенах до сих пор можно разглядеть следы от пуль, спрятанные под слоем штукатурки.
Церковь Кашвети на google-панорамах
Архитектура
Церковь Кашвети имеет средний размер. Ее постройкой занимался, в частности, мастер из Италии Леонардо Лоренцетти, а выполнять отделку фасадов ему помогали братья Неофит, Иакинте, Нико и Ладо Агладзе. Позднее ими был основан первый завод, который занимался художественной резкой камня, а также школа при нем. Интерьер храма Кашвети был украшен фресками чуть позже, чем было построено основное здание. Красивые картины появились здесь в 1947 году, их нарисовал известный местный художник по имени Ладо Гудиашвили. Некоторые исследователи считают, что внешний облик выполненного им Иисуса Христа своими чертами сильно напоминает начинающего в то время скульптора Бидзина Авалишвили. Во время своей работы Ладо Гудиашвили случайно или намеренно сильно отступал от канонов иконографии, поэтому в итоге его фрески получились похожими на чувственные художественные картинки, а не на одухотворенные лица святых. Руководству церкви это не понравилось, поэтому Ладо исключили из партии и академии художеств, после чего ему пришлось достаточно долго реабилитироваться.
Тем не менее, внутри храма до сих пор можно увидеть несколько сцен, написанных Гудиашвили: изображение Тайной Вечери на нижнем ярусе алтарной ниши и лик Богоматери — на верхнем, фигура неизвестной женщины слева от нее и ангел — справа. Более поздние фрески изображают сцены с Давидом Гареджийским (на стенах портика) и схождение на апостолов Святого Духа. А статуя мастера Ладо Гудиашвили украшает собой прилегающий к церкви сад с его юго-восточной стороны.
На территории церкви Кашвети расположены могилы русского генерала и грузинского поэта Григола Орбелиани, а также грузинского ученого, известного мецената и предпринимателя Давида Захарьевича Сараджишвили, который был основателем многих заводов по производству коньяка в Российской империи, умершего в 1911 году. Его последнее пристанище расположено на южной стороне церкви, неподалеку от церковной лавки.
Считается, что во время строительства церкви Кашвети было положено начало эпохе нового неогрузинского архитектурного стиля. После здания храма в том же стиле было возведено строение Кавказского музея и здание дворянского банка на прилегающих улицах. Раньше напротив храма находился собор Александра Невского, но его снесли, построив на этом месте Дом Правительства.
Как добраться до церкви Кашвети в Тбилиси
Церковь Кашвети находится в историческом центре города, поэтому в непосредственной близости от нее расположено множество известных достопримечательностей: Александровский парк, Первая гимназия, Парламент, бывший Дом Связи, Государственный музей грузинской литературы имени Гиоргия Леонидзе, Национальная галерея Тбилиси, Музей кукол, Национальный музей Грузии, Музей советской оккупации и памятник Акакию Церетели и Илье Чавчавадзе.
Ближайшие к храму остановки общественного транспорта Тбилиси называются Kachueti Church и Public School #1. Здесь проходят автобусные маршруты под номерами 6, 14, 20, 23, 31, 33, 37, 42, 46, 52, 61, 80, 87, 88, 95, 124, 137, 140 и 150.
Станция метро Liberty Square линии М1 расположена чуть дальше автобусных остановок, поэтому при поездке на метро необходимо будет пройти до достопримечательности ещё несколько минут пешком.
До церкви Кашвети также довезет любое тбилисское такси: Red Taxi Tbilisi, Bolt Georgia, Tbilisi Taxi, Taxify Georgia, Taxi 24, Taxi Davinchi, My Taxi, Taxi 5 и многие другие.
Монастыри и церкви Каира
Часть I: Поклонение Святому Георгию и церкви Старого Каира
Монастыри Каира
КАИР – это город, где переплелись истории культур и истории религий, это огромный мегаполис, где проживает более 17 миллионов человек самых разных национальностей. Это историческое место, где умами поочередно властвовали различные религии, и по сей день остается средоточием верований и преданий, дорогих сердцам мусульман, христиан и иудеев. Как и весь Ближний восток, Каир несет в себе отсвет Ветхого и Нового заветов, сохраняя свои старые, пропитанные временем и памятью кварталы, привлекая паломников и туристов со всех уголков света. Но при этом Каир создает новые, уникальные и удивительные памятники, подобные монастырю Святого Самаана.
Монастырь Святого Георгия
Говоря о монастыре Святого Георгия, мы имеем в виду, собственно, два монастыря: действующий женский коптский монастырь и закрытый ныне православный греческий монастырь, от которого в Старом Египте осталась удивительная церковь Георгия Победоносца.
Подвиг Святого Георгия
Согласно житию, Святой Георгий родился в 280 году нашей эры в Палестине, стал римским офицером и служил какое-то время в Египте, в форте императора Траяна. Он прославился своей храбростью и героизмом во время войны с персами и в сражениях с силами зла. Так, по излюбленной легенде христиан, Георгий одержал победу в единоборстве с непобедимым доселе змием и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу, за что был прозван Георгием Победоносцем. Георгий принял христианскую веру в неудачное для него время, когда христиане подвергались гонениям, страшным пыткам и казням, а потому и сам был схвачен, пытаем и казнен императором Диоклетианом. В последствии он был причислен к лику святых и канонизирован как защитник бедных и угнетенных. В русской православной традиции Святой Георгий стал также покровителем воинов, встающих на защиту родной земли. И даже орденская лента, ставшая символом Великой победы советского народа в Великой отечественной войне с фашизмом, носит имя «георгиевской».
Святой Георгий пользуется в Каире необыкновенной популярностью, как среди верующих христиан (православных и коптов), так и среди мусульман. И если первые свято верят в подвиг Георгия и чтят его в молитвах, то вторые отдают должное памяти христианского святого и признают за христианами право поклоняться Георгию. Необыкновенная популярность Святого Георгия стала причиной того, что в Каире ему посвящены монастырь и две церкви из пяти, сохранившихся в старом городе. Русский историк-эмигрант Елизавета Лукьянова объясняет причину популярности Святого Георгия в Старом Каире тем, что Георгий мог служить в форте Траяна и жить в одном из его бастионов, над которым сегодня стоит церковь его имени.
Греческая православная церковь Святого Георгия
Греческая православная церковь Святого Георгия, о которой идет речь, расположена слева от Коптского музея в старой части Каира. Храм имеет необычную – круглую – форму, повторяющую форму бастиона форта, на фундаменте которого она была построена в 530 году нашей эры. В начале ХХ века церковь почти полностью сгорела, но была восстановлена одновременно со строительством на территории форта греческого православного монастыря. Русский путешественник Василий Поздняков, посетивший Египет в шестнадцатом веке, так описывал монастырь и храм при нем: «А в Старом Египте [Каире] большая церковь святый страстотерпец Георгий, монастырь девич; а в церкви на левой стране . написан образ Георгий страстотерпец, за решоткою медяною. Много же чюдеса и исцеления бывают от того образа» (В. Поздняков, «Хождение», цитируется по В. Белякову).
Монастырь был закрыт в середине ХХ века, когда большинство греков покинули Египет. «Между двумя мировыми войнами численность греческой общины достигала ста тысяч человек. Но после революции 1952 года был принят закон, по которому в любой, даже частной, компании на одного иностранца должны приходиться десять египетских сотрудников. А у греков-предпринимателей все работающие были греки, которым, согласно принятому закону, пришлось вернуться в Грецию. На сегодняшний день в Каире число греков едва превышает тысячу человек, еще несколько сотен живут в Александрии и Порт-Саиде» (В. Беляков).
Сегодня на территории монастыря расположена резиденция Александрийского патриарха Греческой православной церкви, а церковь действует и поныне. Круглая церковь выглядит очень необычно, и пройти мимо нее невозможно, а русскому туристу грех не зайти в этот храм. Внутри церкви, слева от входа есть павильон, где для верующих доступна, возможно, та самая икона Святого Георгия, которую описывал в своем «Хождении» Василий Поздняков. Икона одета в серебряный оклад и считается чудотворной, верующие оставляют возле нее просьбы и мелкие монеты, образ не пострадал во время пожара, когда церковь сгорела почти полностью, а греческие священники утверждают, что иконе не менее четырнадцати веков.
С правой стороны церкви есть часовня, скорее, своеобразный музей, посвященный Георгия Победоносцу. Здесь сохраняются вещи, которые, по преданию, были свидетелями жизни, мучений и смерти святого, в частности, железный ошейник на цепи, на котором его проковали к позорному столбу; сам столб; орудия пыток. Считается, что, примеряя ошейник и касаясь столба, человек не только разделяет со святым его подвиг во имя веры, но и излечивается от болезней.
Есть в церкви и другие достопримечательности: древний ниломер (восьмигранное отверстие в полу, закрытое стеклянной крышкой, ранее служившее для измерения уровня подъема нильской воды во время ежегодных разливов) и бюст Святого Георгия, выполненный русским скульптором Борисом Фридманом-Клюзелем из дома Фаберже, более сорока лет прожившим в Египте. В подземельях церкви, доступа к которым у туристов нет, расположены часовни и мавзолей греческих патриархов.
Церковь Девы Марии
К территории монастыря примыкает кладбище с расположенной на нем небольшой церковью Девы Марии, где есть колодец и грот. Греческие предания утверждают, что в этом гроте останавливалось Святое семейство, а табличка на русском языке, выполненная дореволюционной графикой, гласит: «На этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода». Почему на русском? Дело в том, что греческий православный монастырь Святого Георгия Победоносца стал для нескольких тысяч белоэмигрантов, осевших в Каире, своеобразным местом притяжения, так как греческая и русская православные церкви практически идентичны. На местном кладбище похоронены около двухсот русских, большинство «по бедности – в общем склепе, над которым возведена часовня в древнерусском стиле» (В. Беляков).
Женский коптский монастырь Святого Георгия
Недалеко от входа в Старый Каир расположен действующий женский коптский монастырь Святого Георгия, основанный в Х веке нашей эры, то есть больше тысячи лет назад, примерно в те времена, когда крестили Русь. В главное здание действующего женского монастыря вас, скорее всего, не пустят, но осмотреть длинный зал эпохи Фатимидов и расположенную за ним часовню позволят. Часовня знаменита тем, что в ней хранится кедровая рака с останками Святого Георгия. По левую руку от часовни можно увидеть небольшое помещение, где монахини совершают обряд «заковывания в цепи», принимая на себя части гонений и страданий, который претерпел Святой Георгий от римского императора Диоклетиана (подробнее о гонениях римлян на христиан Египта читайте в статье «Коптская церковь: начало и жертвы» адрес статьи на сайте). Вам может повезти, и вы встретите монахиню, владеющую английским языком, которая с удовольствием расскажет о своей вере и даже может разрешить сфотографироваться в цепях Святого Георгия.
От греческой церкви Святого Георгия к одноименному женскому коптскому монастырю можно пройти через подземный переход, соединяющий древнейшие части Старого Каира, где меж средневековых церквей и кладбищ вьются узкие и темные мощеные переулки. В 1929 году Эвелин Во пренебрежительно писала о «тесных трущобах» и их обитателях-коптах, которых трудно отличить от соседей-мусульман: «единственный признак их освобождения от языческих предрассудков заключался в том, что здесь, среди толпы нищих можно было увидеть не только мужчин и мальчиков, но и женщин, которые в мусульманских кварталах сохраняют скромное затворничество».
Завершая рассказ о поклонении Святому Георгию в Старом Каире, необходимо отметить, что его именем также названа улица, проходящая через этот уникальный район египетской столицы – Дейр Мар Гиргис – улица Святого Георгия; а двадцать пятое апреля – день поминовения Святого Георгия – остается одним из самых больших коптских праздников в Каире.
Другие церкви Старого Каира
Семнадцать веков назад, после того как христианство стало государственной религией Египта при императоре Константине, в Вавилоне Египетском началось строительство церквей. Вавилон Египетский – это старинное название Старого города, где жили халдейские купцы и, ностальгируя о родном Вавилоне, дали этому месту такое же имя. В римскую эпоху здесь была построена крепость, форт императора Траяна, остатки которой дошли до наших дней. В Старом городе расположены шесть коптских церквей, построенных в IV – VII веках и мало изменившихся до сегодняшнего дня.
Аль-Муалякка – «подвешенная» церковь
Самая известная из них – Церковь Аль-Муалякка, что в переводе с арабского означает «подвешенная церковь». Этот храм действительно расположен высоко над землей, он «висит» между двумя бастионами римского форта, над его водными воротами, а убедиться в этом можно, заглянув в стеклянную панель в полу церкви.
В церкви Аль-Муалякка два центральных нефа и великолепный иконостас, представляющий собой резную деревянную панель, инкрустированную костью; иконы расположены только в верхней части иконостаса. Церковь украшена незначительным количеством фресок, что соответствует коптской традиции, избегающей настенных росписей, заменяя их навесными иконами. Зато икон здесь много – более ста. «Сюжеты обычно те же, что и у русских икон, а вот манера письма совершенно другая. Стиль коптских икон можно было бы назвать примитивизмом. Изображения плоские, пропорции не соблюдены, детали не прорисованы. Такое впечатление. Что все они написаны детьми. И все же коптские иконы производят сильное эмоциональное воздействие» (В. Беляков).
Церковь Аль-Муалякка хранит несколько реликвий, почитаемых коптами, в том числе, мощи святых, обернутые в ковры и уложенные в стеклянных витринах. Верующие обращаются к ним с просьбами, записанными на клочках бумаги, которые они опускают в эти стеклянные ящики. Также по легенде среди церковных реликвий есть оливковая косточка, которую грызла Дева Мария, отдыхая в тени священного сикомора. Кафедру церкви поддерживают тринадцать столбов в честь Иисуса и двенадцати его учеников, причем один из столбов выкрашен в черный цвет и символизирует Иуду и его предательство, а другой – в серый и посвящен Фоме Неверующему. Такой набор колонн, напоминающий верующим о грехе Иуды и сомнениях Фомы, можно встретить и в других коптских церквях.
Остальные пять коптских церквей расположены внутри форта Траяна, и чтобы попасть к ним, необходимо спуститься на несколько метров ниже уровня земли. Это связано с тем, что культурный слой вокруг форта вырос с веками и церкви как бы «ушли под землю». Самая известная из пяти оставшихся церквей носит имя Святого Сергия, известная своей криптой – гротом, где останавливалось Святое Семейство. Вход к крипту закрыт для туристов. Спускаться туда могут только священники, однако крипта остается местом паломничества верующих из многих стран, и копты организуют ежегодный праздник в память о пребывании на этой земле Святого семейства.
Также в стенах форта Траяна расположены церкви Святой Варвары, церковь Святой Девы и синагога Бен Эзры, которую окружает древнее еврейское кладбище (подробнее об иудеях в Египте читайте в статье «Синагога Бен Эзры» адрес статьи на сайте).
Церковь Святого Георгия в Исрити
Церковь имени Святого Георгия расположена в регионе Имерети, в селе Исрити Ванского муниципалитета. Это памятник XIX века, который выполнен из грубо обработанных камней разных размеров. В местах стыков стен использованы тесанные квадры большего размера, чем те, что встречаются в кладке фасадов. С восточной стороны это строение зального типа завершает полукруглая апсида. Апсидная часть, по сравнению с главным залом, более низкая. У храма арочные окна, одно окно прорезано на западном фасаде, над входом, также по два окна размещено на южном и северном фасадах, одно большое и одно маленькое окно — в апсиде и еще одно небольшое окно — на восточном фасаде, выше апсиды. Интерьер церкви полностью оштукатурен. У строения есть два прямоугольных, оформленных простой рамой и незатейливой аркой входа, с западной и южной сторон. Во дворе церкви стоит трехэтажная колокольня. Первый и второй этажи имеют прямоугольную форму и освещаются через окна. Первый этаж намного шире второго этажа и имеет камин на южной стороне. Третий же этаж, выделенный под колокола, имеет округлую форму в плане и со всех сторон открыт наружу арками, которые начинаются на уровне пола и опираются на восемь колонн с простыми капителями. Этот этаж огражден перилами с балясинами. На втором этаже есть небольшой балкон. Снаружи к колокольне приставлена винтовая лестница.
Как добраться
Церковь имени Святого Георгия расположена в регионе Имерети, в Ванском муниципалитете, в селе Исрити, в общине Дихашхо, в ущелье реки Сулори. К храму ведет автомобильная дорога.