Усадьба шубиных на малой дмитровке что там
Перейти к содержимому

Усадьба шубиных на малой дмитровке что там

  • автор:

Здесь бывали Пушкин и Баратынский: на Малой Дмитровке отреставрируют особняк XIX века

Главный дом городской усадьбы Шубиных на Малой Дмитровке, построенный в XIX веке, ждет комплексная реставрация. Департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект будущих работ.

Двухэтажное здание с мезонином было построено в стиле эклектика. В этом доме в начале 1830-х жил участник Отечественной войны 1812 года, декабрист Михаил Орлов. У него в гостях бывали поэты Александр Пушкин и Евгений Баратынский.

В середине XIX столетия в разные годы в особняке размещались образовательные учреждения. Сначала это была рисовальная школа, затем женские гимназии. А в начале XX века особняк стал доходным домом: в нем сдавали квартиры внаем.

«Особняк бывшей городской усадьбы Шубиных является характерным образцом стиля эклектика. Несмотря на то что за свою более чем двухсотлетнюю историю здание перестраивалось несколько раз, оно сохранило свою первоначальную композицию и убранство главного фасада. На фасаде можно увидеть лепной декоративный пояс — фриз с изображением чередующихся лир и ваз, лепные ромбы с растительным декором. Прямоугольные окна второго этажа украшены горельефами (объемное и выпуклое изображение) в виде женских головок», — прокомментировал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Городская усадьба Шубиных, расположенная по адресу: улица Малая Дмитровка, дом 12 строение 2, — объект культурного наследия регионального значения, поэтому все реставрационные работы в ней проводятся под контролем Мосгорнаследия и по согласованию с ним.

Как рассказал Алексей Емельянов, во время реставрации специалисты укрепят кирпичную кладку, на фасадах восстановят повредившийся местами штукатурный слой, отреставрируют лепнину. По историческим документам восстановят утраченный центральный балкон, заменят оконные блоки и двери. Декоративные консоли балконов также будут воссозданы. В завершение реставрации фасады покрасят и покроют защитным составом. Внутри особняка специалисты отреставрируют лепнину, колонны и роспись на потолках. На полу восстановят щитовой паркет. Кроме того, в здании заменят систему водостока и инженерные коммуникации, приведут в порядок кровлю и ее несущие конструкции.

История усадьбы берет свое начало в 1815 году. В то время она принадлежала дворянскому роду Шубиных. По их заказу на месте сгоревших в пожаре 1812 года деревянных зданий был построен новый усадебный комплекс. Первый этаж особняка построили из кирпича, а второй этаж и мезонин сделали деревянными. Согласно моде того времени, фасады главного дома оштукатурили, их украшением стала лепнина в стиле ампир. На главном фасаде дома можно было увидеть портик с шестью колоннами и асимметричными ризалитами (декоративными выступами). Автор проекта дома остался неизвестным.

В 1890-х годах по проекту архитектора Александра Ниссельсона дом был перестроен. Так, классический портик с главного фасада убрали, а на его месте появились три балкона на декоративных консолях с ажурным металлическим ограждением. Они располагались на уровне второго этажа: один — в центральной части здания (до наших дней не сохранился), а два других — по бокам (их можно увидеть и сегодня). В начале XX века по приказу нового владельца усадьбы интерьеры дома были обновлены, а помещения разделены на несколько квартир, которые впоследствии сдавались внаем. За пышную отделку интерьеров взялся архитектор Сергей Жаров. Внутри появился богатый лепной декор — карнизы и розетки, а также расписные потолки. При этом облик главного фасада сохранился.

После революции в особняке открылся Московский институт журналистики. В 1927 году, после переезда института в другое здание, дом снова стал жилым. Там располагались коммунальные квартиры. Отделка конца XIX века при этом была частично утрачена.

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 исторических зданий. Так, недавно в Денежном переулке провели работы в жилом доме городской усадьбы XVIII–XIX веков. Это образец архитектуры московского классицизма. А в декабре прошлого года завершилась реставрация дома Дурасова на Покровском бульваре, построенного в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова.

В этом году были восстановлены фасады здания на Лесной улице, где располагается музей «Подпольная типография 1905–1906 годов», а также дом Павла Щапова, построенный в 1867-м. Кроме того, идут работы в доме Всеволожского в Хамовниках, где бывали Пушкин, Гоголь и Белинский. Ожидается, что москвичи увидят отреставрированное здание в 2021 году.

Где собирались декабристы и обедал Ференц Лист. Гуляем по Малой Дмитровке

С XVIII века на Малой Дмитровке начали селиться представители знати и купцы, а с основанием Московского университета — известные ученые. Первая половина XIX века в истории улицы связана с движением декабристов, к которому примкнули многие из ее жителей-дворян; во второй половине столетия по Москве неслась слава здешних литературно-музыкальных салонов, где собирались известные писатели и музыканты.

Название, которое улица получила в честь проходившей здесь в XVI веке дороги в Дмитров, менялось лишь однажды — в ХХ веке. В 1944 году в связи с 40-летней годовщиной смерти Антона Чехова Малая Дмитровка была переименована в улицу Чехова. Историческое название вернулось к ней в 1993 году.

Здание купеческого клуба (театр «Ленком Марка Захарова»)

Улица Малая Дмитровка, дом 6, строение 1

На одной из башенок здания театра «Ленком Марка Захарова» можно увидеть римские цифры MDCCCCVIII — они обозначают год постройки. Дом был построен в 1908 году не для театра, а для купеческого клуба, среди членов которого были известнейшие московские предприниматели — Мамонтовы, Волконские, Долгоруковы, Боткины. Экстерьер здания представлял не меньший интерес, чем проходившие в клубе литературные вечера и спектакли: в начале XX века на его крыше был висячий сад. Кроме того, дом интересен и с точки зрения архитектуры.

Архитектором выступил Илларион Иванов-Шиц — мастер модерна, создавший на его основе собственный узнаваемый стиль, в котором соединились черты венского сецессиона и греческой классики. Стиль Иванова-Шица был очень востребован в Москве: по его проектам были построены, например, здание Морозовской детской больницы (1905), городской родильный дом имени А.А. Абрикосовой (1906). Проявился венско-греческий стиль и при работе над зданием клуба.

Центр фасада здания украшает ионическая колоннада. По ее бокам высятся две башенки, в которых расположены два входа в здание, оформленные по-разному: один украшен эркером, образующим балкон на втором этаже, а второй имеет чугунный козырек. Элементы стиля модерна — маскароны с женскими головками и лепнина в виде завитков — в оформлении фасада соединяются с элементами классицизма: лепниной в виде венков и барельефами с античными фигурами.

После Октябрьской революции в здании разместился политический клуб «Дом анархии». В 1923 году здесь открылся кинотеатр с залом на 800 мест, где показывали в основном зарубежные фильмы. Театральная история здания началась в 1932 году, когда сюда переехал Театр рабочей молодежи, переименованный в 1938 году в Театр Ленинского комсомола.

Городская усадьба Шубиных

Улица Малая Дмитровка, дом 12, строение 2 (главный дом)

История усадьбы берет свое начало в 1815 году — тогда она была построена для семьи дворян Шубиных. Главное здание, двухэтажный особняк с деревянным пятиоконным мезонином, украшал шестиколонный портик и лепнина в модном тогда стиле ампир. По бокам от главного дома располагались флигели — они соединялись с ним оградами с воротами для проезда экипажей.

В конце XIX века дом перестроили по проекту архитектора Александра Ниссельсона. На месте портика появились три балкона с ажурными металлическими ограждениями. До наших дней сохранились два из них, расположенные по бокам здания. Усадьба к тому времени стала доходным домом, среди жителей которого была сестра Антона Чехова. Мария Павловна снимала четыре маленькие комнаты. Помимо квартир, в доме в то время находились учебные заведения: рисовальная школа, позднее влившаяся в Строгановское училище, музыкальные классы Н.С. Кленовского, драматическое училище А.Ф. Федотова.

В 1905 году дом снова реконструировали — по проекту архитектора Сергея Жарова. Его украсили богатым лепным декором, в подоконных нишах мезонина появились панно на античные темы и два фриза с изображением арф. Также фасад украсили маскароны в виде львиных морд и женских голов и лепнина в виде раковин и листов дуба.

В 1920-х годах здание занимал Московский институт журналистики, где преподавали Анатолий Луначарский, Петр Коган, Андрей Бубнов и другие. Здесь учились будущий драматург Александр Афиногенов и поэт Иосиф Уткин.

Городская усадьба А.Н. Соймонова

Улица Малая Дмитровка, дом 18, строение 1

Усадебный комплекс был построен на рубеже XVIII–XIX веков предположительно архитектором Николаем Львовым для Александра Соймонова, племянника статс-секретаря Екатерины II. В то время фасад главного дома украшал портик тосканского ордера — с гладкими фризом и колоннами. Уже тогда дом окружали два боковых флигеля, создавая торжественное пространство парадного двора — курдонера (от французского cour d'honneur), обычай обустройства которого восходит ко временам рыцарских турниров.

Некоторое время в усадьбе жил внебрачный сын Соймонова — Сергей Соболевский. Он был известным библиографом, автором эпиграмм и близким другом Александра Пушкина. Также в этом доме в 1820-х годах жил племянник владельца — декабрист Михаил Митьков. Многие важные собрания Северного тайного общества проходили в усадьбе.

В 1850-х годах усадьба перешла новой хозяйке — жене гвардии ротмистра Варваре Ладыженской. При ней тосканский портик заменили на дорический — на фризе появилась лепнина, а на колоннах — каннелюры (желобки). На фронтоне появился герб, увитый лепниной в виде растений и цветов.

После Октябрьской революции в здании долгое время размещался Свердловский райком коммунистической партии Советского Союза. В конце 1980-х годов здесь находился Центральный совет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость.

Городская усадьба И.Г. Григорьева — Писемских

Улица Малая Дмитровка, дом 27 (главный дом)

Усадьба была построена еще в конце XVIII века для Ивана Григорьева. По семейному преданию, он был выходцем из крестьян — придя на заработки в Москву, дослужился до дворянского чина. Его внуком был известный литературный и театральный критик Аполлон Григорьев. В то время усадьба состояла из двухэтажного главного здания и комплекса конюшен во дворе.

В ходе восстановления усадьбы после Отечественной войны 1812 года у главного здания появилась южная пристройка. В первой половине XIX века в усадьбе несколько раз сменялись хозяева, но наибольший след оставила семья талантливой арфистки Веры Писемской, которая в 1840–1850 годах содержала в доме музыкально-литературный салон. На вечерах у Писемской бывали Николай Гоголь, Петр Вяземский, Федор Глинка, а в 1843 году в доме был дан обед в честь отъезда из Москвы после гастролей композитора Ференца Листа. Один из друзей Писемской, славянофил Иван Аксаков, некоторое время жил в усадьбе; в 1867–1868 годах здесь располагалась редакция его газеты «Москва».

Десятилетие спустя в усадьбу переехала семья будущего архитектора Романа Клейна, в то время студента Петербургской академии художеств. Вероятно, благодаря ему главное здание усадьбы приобрело свой современный вид.

Фасад украшают элементы различных стилей. Орнаменты фризов между этажами и под карнизом напоминают элементы готической архитектуры. На боковых пристройках усадьбы красуются кариатиды — статуи женских фигур, заменяющие пилястры. Они являются одним из элементов архитектуры классицизма, однако и их украсила готическая вязь. Над кариатидами тянется фриз с причудливыми цветами.

Городская усадьба Шубиных (И.А. Сытенко – А.Е. Владимирова)

Особняк возвели в начале 19 века на месте уничтоженных при пожаре 1773 года трех маленьких владений. Его хозяином стал Шубин. Архитектурный ансамбль состоял из усадьбы, имеющей фасад в стиле ампир, а также шестиколонный портик и фланкированных флигелей, соединенных между собой.

К концу 19 столетия особняк становится доходным. Все его помещения разделяют на квартиры, а в одном из флигелей размещаются винная и пивная лавки. Через некоторое время здесь появляется рисовальная школа, которая впоследствии войдет в состав Строгановского училища.

Дом недели: усадьба Шубиных на Малой Дмитровке

Малая Дмитровка сегодня самый центр. Но в конце XVII столетия улица Земляного города, в шаговой доступности от Кремля, была второстепенной, проезжей.

Слободская застройка утопала в садах и огородах. Селились тут «воротники» — сторожа, также дворы имели торговцы и ремесленники, выходцы из Дмитрова, ближайшего к Москве города — порта, куда дорога и вела. На это намекает название здешнего древнего храма — Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, то есть «на путях».

Несмотря на то что, по свидетельствам современников, «сено, скошенное, стоящее в копнах, можно, впрочем, встречать и на местах, ближайших к центру города», к началу XIX века этот район имел репутацию дворянского. Преобладали небольшие усадьбы, преимущественно деревянные. На прежде незастроенных участках поблизости разбили увеселительные сады. Их отлично знают сегодня. Это «Аквариум» и «Эрмитаж».

Объект культурного наследия регионального значения, о котором пойдет речь, расположен по адресу Малая Дмитровка, 12, стр. 3. Проект его комплексной реставрации только что утвердили.

На участке было три небольших владения, переходивших из рук в руки. В 1751 году «Петра Артемьева сына Аврамова жена вдова Ирина Петрова дочь» продала дом «капитана Степана Иванова сына Змеева жене вдове Авдотье Афанасьевой дочери», затем «коллежский асессор Илья Иванов сын Беляев» купил строение за 60 рублей у купца из Малоярославца Григория Гаврилова.

Горения, случавшиеся в Москве на протяжении всей ее истории и в очередной раз случившиеся в 1773 году, унесли с собой деревянные здания на Дмитровке. Между прочим, в том пожаре существенно выгорела и Тверская улица. Не позднее 1805 года бригадирша Татьяна Васильевна Майкова купила участок у надворного советника Михайлы Антоновича Хлюстина. В 1811 году бывший дом бригадирской дочери Веры Васильевны Майковой уже принадлежит капитану Ивану Александровичу Уварову.

Семейство дворян Шубиных, ротмистра Николая Петровича Шубина и его жены Анны Михайловны, получило в собственное владение усадьбу не позднее 1817 года. Родней они приходились знаменитому красавцу Алексею Яковлевичу Шубину, сделавшему карьеру в спальне царицы Елизаветы Петровны.

Прямо по красной линии Малой Дмитровки распростерся классический ансамбль. Выстроен он был вновь, по всей вероятности, уже после пожара 1812 года.

Все было сделано по моде, если точнее, согласно распространенной схеме: с шестиколонным портиком, вторым деревянным этажом на первом каменном и пятиоконным мезонином. Фасад опоясывал лепной фриз с чередованием лир, ваз и ромбов с растительным орнаментом. Прямоугольники окон обрамляли горельефы. Двор замыкал одноэтажный северный флигель. Южный, слегка закругленный, фиксировал угол квартала. В конце XIX века тут возник дугообразный балкон, подчеркивающий плавный поворот.

С главным домом флигеля соединялись оградой с воротами для въезда экипажей и парапетом кружевного металлического литья.

Что касается тогдашней покраски фасада, более или менее точное представление о нем дает подписка, что начиная с 1816 года домовладельцам вменяли архитекторы. Дозволялись оттенки исключительно светлые: белый, дикий (светло-серый), палевый, бледно-желтый, с прозеленью. Для колера крыш также имелись ограничения: никакого, кроме дикого, зеленого, красного.

Есть предположение, что ротмистр Николай Шубин в 1826–1833 годах держал в Москве литографию «для печатания эстампов, портретов, ландшафтов и обоев на манер французских». И доподлинно известно, что в его усадьбе с 10 октября 1833 года по 7 сентября 1834 года проживал декабрист Михаил Федорович Орлов (1788–1842).

М. Ф. Орлов

Человек непростой судьбы, генерал-майор, участник Наполеоновских войн, он бесстрашно сражался на Бородинском поле, имел орден Георгия Победоносца 4-й степени. Внебрачный сын обер-прокурора Федора Орлова, участника дворцового переворота, приведшего на трон Екатерину II, был «красив и отличался Геркулесовой силой». Императрица осталась благодарна, узаконила всех детей Федора Григорьевича, пожаловала им графский титул и фамильный герб.

Женился Михаил Орлов на Екатерине Раевской, дочери генерала Раевского. Считается, что она послужила Пушкину прототипом Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Поэт писал другу Петру Вяземскому: «Моя Марина — славная баба: настоящая Катерина Орлова! Знаешь ее? Не говори, однако ж, этого никому!»

Родная сестра Екатерины Николаевны, Мария, была женой Сергея Волконского и последовала за ним на каторгу в Сибирь.

С Пушкиным Михаил Орлов познакомился в 1817 году. Тогда же вступил в члены литературного общества «Арзамас» с прозвищем Рейн. Именно так Пушкин Орлова в письмах и называл.

Имея оппозиционные взгляды в отношении царского правительства, Орлов стал одним из основателей преддекабристской организации «Орден русских рыцарей». Также он разрабатывал программу либеральных реформ (конституция, отмена крепостничества, суд присяжных, свобода печати), сочетающихся на английский манер с властью аристократии и нарождающейся буржуазии. Руководил кишиневской управой «Союза благоденствия», но членом ни Южного, ни Северного тайного общества не был. За Орловым было установлено секретное наблюдение. Он находился в Москве в 1825 году, где и получил весть о выступлении на Сенатской площади. Корнет Свистунов, посланный курьером к Орлову накануне восстания, узнав по дороге о его поражении, письмо к Михаилу Федоровичу уничтожил. Однако Орлов станет первым арестованным декабристом в Москве. Это случится в 7 часов пополудни 21 декабря на Большой Калужской улице в доме двоюродной сестры графа, Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.

Е. Н. и М. Ф. Орловы. Рисунок А. С. Пушкина

В сопровождении конвойного офицера Орлов проследует в Петербург. «… Присылаемого при сем генерал-майора Орлова посадить в Алексеевский равелин и содержать хорошо». Такую записочку получил комендант Петропавловской крепости Сукин от императора.

Улики против Михаила Орлова имелись. В среде декабристов он был фигурой заметной и популярной.

Братец вольнодумца, Алексей Орлов, пользовавшийся особой дружбой Николая I, на коленях вымолил у царя снисхождение. В тюрьме Михаил Орлов провел полгода, от службы отстраненный, тяжелого наказания не понес, хотя и мог быть среди повешенных, каторги избежал. Ему было предписано жить в деревне Милятино Мосальского уезда Калужской губернии под надзором полиции. Муки совести терзали Орлова перед товарищами за избавление от Сибири. В ссылке опальный граф предавался литературным трудам, работал над книгой «О государственном кредите», вникал в дела стекольного завода, доставшегося ему по наследству. В 1831 году император разрешил Орлову вернуться в Москву, где тот и проживет до своих последних дней. И до последних дней была актуальной высочайшая резолюция: «За Орловым смотреть должно и строго».

Энергия отставного графа не знала границ. Он становится членом Московского общества испытателей природы, членом Московского скакового общества, пишет несколько работ по коневодству и устройству скачек.

Здесь, в кабинете на Малой Дмитровке, он завершит труд «О государственном кредите». Хлопоча о его публикации, в послании к сочувствующему ему Петру Вяземскому граф писал: «Я долго был изгнан, в несчастии, под строгим присмотром полиции; но бедствия, мною претерпенные, не потушили в сердце моем священной любви к России, ко всему родному. Я все-таки остаюсь человеком, известным моею честностью и не совсем безызвестным умом и некоторыми способностями. Неужели можно отвергать мысли, полезные для всего отечества, единственно от того, что они принадлежат человеку, находящемуся в бедствии и опале?» Книга страстного приверженца государственного кредита, займов и умеренности налогов вышла в свет, но без указания автора, анонимно. Один из экземпляров Орлов послал Пушкину. Поэт, живя в Москве, останавливаясь в гостинице «Англия», что в Глинищевском переулке, заходил в гости к Орлову. Тогдашняя московская знать, интеллигенция интересовалась изгнанником. В доме на Малой Дмитровке бывали Петр Чаадаев, Алексей Хомяков, Иван Тургенев.

В конце XIX века дом на Малой Дмитровке стал причастен к еще одному, далеко не последнему в отечественной словесности имени.

«Ты можешь приехать и остановиться, как у себя дома», — писала Чехову его сестра Мария Павловна, снявшая в доме четыре маленькие комнаты, окнами выходившие в Успенский переулок, и переехавшая сюда с матерью из усадьбы Мелихово в ноябре 1898 года. Антон Павлович приехал из Ялты 12 апреля 1899 года и прожил у сестры четыре дня. А потом перебрался по соседству — в дом А. А. Мешкова, что под номером 11. Занял квартиру 14.

В 1944 году улица получит имя Чехова и останется таковой вплоть до 1993 года.

Дом же 12, каким его увидел Чехов, уже претерпел изменения по сравнению с прежним видом.

Рельефное панно в подоконной нише мезонина

С 1895 года ансамбль переходит в руки князя Владимира Владимировича Оболенского, через три года продавшего владение коммерции советнику Александру Ефимовичу Владимирову. Архитектор Александр (Шахна-Шолом Хаимович) Ниссельсон перестраивает здание. Главный фасад лишается колонн. На уровне второго этажа появляются балконы на консолях с ажурным ограждением. Архитектор Василий Николаевич Карнеев, автор Дома с атлантами на Солянке, занимается надстройкой южного флигеля.

Любопытно еще, что с 1855 по 1869 год в доме на Малой Дмитровке, в двух двусветных залах второго этажа, располагалась «Рисовальная школа», потом вошедшая в состав Строгановского училища. С 1874 по 1875 год здесь помещалось женское училище Кудряковой. Через год его сменил пансион княжны Ольги Николаевны Мещерской, затем — училище драматического искусства Александра Филипповича Федотова.

После революции в старинном особняке открылся Московский институт журналистики (впоследствии Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды» — ВКИЖ). Учились здесь будущий драматург Александр Афиногенов, поэты Иосиф Уткин, Макар Пасынок, критик Марк Чарный, прозаик Дир Туманный. В 1927 году, после того как институт переехал на Мясницкую, дом снова стал жилым. Но только квартиры в усадьбе Шубиных были уже коммунальными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *