Почему в туле памятник блохе
Левша против механического монстра
Укрощение стальной блохи как футуристический сюжет технократического будущего.
Вчера в Туле открыли арт-объект под названием “Укрощение блохи”. Это событие было приурочено к 135-летию выхода в свет повести Николая Лескова “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”.
Автором проекта является столичный художник Юрий Шурупов, произведения которого высоко оценили в Англии, Германии, Финляндии, Швеции, Польше, США, Иране, Индии и многих других странах. Даже отечественная Третьяковка интересуется творчеством Шурупова на предмет покупки его металлических скульптур для музейной коллекции. А некоторые искусствоведы и коллекционеры даже считают Шурупова лучшим скульптором в России.
Скульптура “Укрощение блохи”, разумеется, не могла появиться в Тульском кремле, поэтому вариант с ее размещением на территории “Ликерки-лофт”, предложенный, кстати, одним из наших читателей, оказался вполне приемлемым.
На наш взгляд, трактовка автора идеи Игоря Золотова о том, что композиция символизирует борьбу Добра и Зла, все же требует некоторого пояснения, потому что у Лескова взят лишь сюжет скульптурной композиции.
Как известно, лесковский Левша, подковавший сложное техническое изделие из Англии, попросту вывел ее из строя. Возникает вопрос: сделал ли он Добро?
Но в скульптуре Шурупова гигантская стальная блоха высотой более 3,5 метра действительно внушает страх. Поэтому Левша, укрощающий механического монстра, безусловно, совершает подвиг. В этом смысле тульский Левша выглядит как победитель в восстании машин – наиболее популярного футурологического сценария технократического будущего.
Поэтому идея Игоря Золотова, которую воплотил художник, глубже и современнее, чем в повести Николая Лескова. Получается, что в этом смысле наш Блохокуйск (Тула) – город будущего.
Укрощение Аглицкой блохи тульским Левшой
Блоха-киборг – Тульские традиции в креативном воплощении
В 1881 году в газете «Русь» была опубликована повесть Николая Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Сказ о стальной блохе основан на оружейничьей легенде, и выражает гордость русских мастеров оружейного дела. В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
Повесть прославила тульских мастеров на всю Россию, и в 2016 году, к 135-летию со дня её выхода, в Туле открылся арт-объект под названием «Укрощение блохи». Скульптура расположилась в центре города, в пространстве «Ликёрка Loft» и сразу привлекла внимание жителей и гостей Тулы.
Памятник был создан руками московского скульптора и художника по металлу Юрия Шурупова. Автором идеи стал тульский издатель и краевед Игорь Золотов. Именно он подарил эту скульптуру городу. По его словам, его целью было найти художественное оформление работе Левши и привлечь к ней внимание.
Левша проделал очень мелкую и кропотливую работу, а чтобы увидеть и оценить её, блоху необходимо увеличить до больших размеров. Именно поэтому был выбран масштаб 1200:1, размер насекомого – 3,5 метра.
Кроме того, скульптура олицетворяет постоянную борьбу добра со злом и показывает, что в малом и на первый взгляд несерьезном, может таиться серьёзная опасность. Фигура блохи символизирует собой агрессию и выполнена в стиле стимпанк, она начинена реальным оружием, пушками, гильзами и патронами. В свою очередь, Левша выступает в этой композиции на стороне добра.
Как известно, добро нужно делать тихо. Вот и здесь Левша представлен лишь тенью. Каждый желающий может занять его место и сделать памятное фото.
Удачное расположение и уникальный внешний вид памятника делают его обязательным к посещению для любого туриста. Загляните на «Ликёрку», сделайте пару фото и посетите одну из многочисленных кофеен. Удачный день вам обеспечен!
Памятник Левше в Туле: описание и невероятная история создания
Город Тула с начала XVIII века является крупным промышленным центром. Здесь и сегодня функционирует оружейный завод, открытый по указу Петра Первого, а также крупные сталелитейные и машиностроительные предприятия. Многие жители города работают на этих объектах, и для них Левша Лескова является самым настоящим национальным героем. Вопрос создания памятника самому тульскому литературному герою активно обсуждался в 80-е. После проведения конкурса эскизов скульптуры был выбран лучший вариант. И уже в 1989 году Левша был отлит из бронзы на Тульском «Машзаводе». Автором выбранного проекта является талантливый скульптор Бронислав Кривохин. Первоначально памятник установили на территории завода, и он был недоступен для осмотра туристами и жителями города. Спустя почти двадцать лет, в мае 2009 года администрация предприятия подарила скульптуру городу и перенесла ее на городскую улицу.
По теме: Томрис Инджер: биография, фильмы и сериалы, фото
Рассмотреть оружие в музее
Некоторые экспонаты в музее оружия интерактивные. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
В Туле открыт один из лучших оружейных музеев России. Он построен в форме русского шлема. Здесь есть движущиеся голограммы и бесплатные видеоигры. Можно пощелкать курком нагана, разобрать автомат Калашникова или аркебузу. В музее три тысячи экспонатов. Есть пистолеты с прикладом и пистолеты со штыком, шестиствольные пистолеты, укороченные автоматы, полное семейство «тульских-токаревых». Есть миниатюрное оружие, тоже боевое. 5-сантиметровый наган стреляет 5-миллиметровыми пульками. В секции холодного оружия выставлены металлические колючки, как у японских ниндзя. В Туле их делали, чтобы разбрасывать на полях перед наступлением вражеской конницы.
В лавке оружейного музея можно купить пистолет-пряник. Единственное, чего я не нашел в Туле, хоть и очень старался, — это пистолет-самовар. Но мне кажется, что он существует.
Памятник Левше в Туле: описание и фото
Сегодня памятник Левше может увидеть каждый. Он находится возле территории «Туламашзавода», в 200 метрах от главного здания (точный адрес: ул. Мосина, д. 2. Не заметить памятник практически невозможно, фигура литературного персонажа установлена на внушительном постаменте, облицованном красным гранитом. Каменное основание имеет форму шестигранника, на каждой грани которого высечены цитаты из литературных произведений. Левша изображен в полный рост, в одной руке он держит молот, а во второй свое главное произведение — подкованную блоху. Герой Лескова одет в простую рабочую одежду и традиционный защитный фартук, его волосы убраны ото лба тесьмой. Фигура излучает спокойствие, уверенность в собственных силах и гордость.
Памятник Левше: символ мастерства Тулы
Памятник Левше является символом мастерства тульских рабочих. Правда, лет десять назад местные остряки окрестили этот монумент «Памятником зарплате», но шутка не прижилась — во все времена зарплата у оружейников была самой большой, мастерство самым высоким, а авторитет непререкаемым. Это подтверждается и официальными статистическими данными. Например, в 1913 году средняя зарплата рабочих в России составляла 37,5 рублей, а в то же время отдельно по Тульскому императорскому оружейному заводу средняя зарплата была более 50 рублей.
Памятник» известному персонажу лесковского «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» власти оружейной столицы собирались поставить давно. Даже конкурс объявляли в 80-х годах на лучший проект. Определили победителя, отметили лучших, только до воплощения в металле так и не дошло — не нашли источников финансирования.
В 1989 году на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова решили в честь 50-летия предприятия поставить на территории свой памятник Левше. Памятник был выполнен из бронзы по проекту скульптора Бронислава Ивановича Кривохина. Легендарный мастер Левша изображен автором в полный рост, в рабочей одежде, с волосами, подвязанными тесьмой. Мастер, сжимая в левой руке кузнечный молот, в другой руке рассматривает только что подкованную им ту самую блоху.
Скульптура установлена на двухметровый шестигранный постамент, облицованный красным мрамором. На гранях нижней части постамента – цитаты из произведений русских писателей, в том числе, самого Н. С. Лескова.
Кроме Тулы памятники Левше есть в Орле и Челябинске. Все они разные. Орловский Левша представляет собой прежде всего монументальную иллюстрацию творчества писателя Николая Лескова и на роль самостоятельного произведения искусства не претендует. В памятнике челябинского Левши внимание зрителя фокусируется не на мастере как главной фигуре, а на подкованной блохе: в скульптуру вмонтировано увеличительное стекло, через которое можно разглядывать насекомое.
Тульский Левша запечатлен на пике творчества: он с гордостью, с удовлетворением, но, в то же время, и с придирчивостью разглядывает готовую работу. Разглядывая одухотворенную фигуру, зритель понимает: это не просто замечательный мастер, а созидатель, творец.
Дополнительную информацию дают надписи, помещенные на шестигранном постаменте. Среди цитат знаменитых писателей впереди выделены строки мастера сказовой литературы, автора «Легенд о мастере Тычке», Почетного гражданина города-героя Тулы Ивана Федоровича Панькина. Тычка — не просто мастер, а учитель тульских мастеров, в том числе и Левши. Создавая легенды об этом персонаже, писатель И.Ф.Панькин несколько лет собирал материалы в знаменитой Оружейной слободе, изучал быт, привычки и фольклор тульских мастеров. Поэтому образ Тычки получился у него для туляков знакомым и узнаваемым, и этот образ прижился в Туле, наравне с Левшой.
Писатель И.Ф.Панькин так объяснял лесковского Левшу:
«Почему-то, читая Сказ Н.Лескова, никого не удивляет, что тульские мастера подковали блоху. То есть ОБЕЗДВИЖИЛИ, сломали иностранный механизм. Могли ведь какую-нибудь скрипочку ей в лапки пристроить, чтобы блоха и минуэт танцевала, и еще на скрипочке играла. Не додумались? Нет, они эту блоху СПЕЦИАЛЬНО лишили движения. Тульские оружейники были в силу своей профессии чрезвычайно чистоплотны, почти у каждого при собственном доме имелась банька, да еще несколько общественных бань в городе существовало. Оружейники блох, клопов, тараканов в быту не терпели и не допускали. Поэтому и подковали блоху – свое мастерство показали, а заодно и свое отношение к этому насекомому выразили. Вот главное! Русское мастерство всегда сплетено с высокой духовностью!».
А были ли на самом деле такие мастера, как легендарный Левша? И были, и есть.
В 1767 году родился выдающийся тульский мастер-оружейник Алексей Михайлович Сурнин, который, по мнению некоторых исследователей, стал прототипом главного героя произведения Н. С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Его, как Левшу, посылали в Англию для совершенствования в художественных работах, но судьба Сурнина сложилась более удачно. Он вернулся на родину и успешно работал на Тульском оружейном заводе, скончался в достатке и почете. Могила А.М. Сурнина сохранилась , к ней приходят и туляки, и гости города.
В XX столетии одним из самых известных миниатюристов считался гравер Тульского оружейного завода, преподаватель Школы оружейного мастерства Михаил Исаевич Почукаев. В знаменитом Тульском музее оружия хранится его работа – оригинальный сувенир, представляющий собой одиннадцать крошечных гравированных на оргстекле картин площадью 2,6 кв. мм. Они помещены в специальную оправу с «окошками», через которые с помощью микроскопа можно увидеть текст Гимна Советского Союза, портреты конструкторов С.И. Мосина и Ф.В. Токарева, рисунок «Левша за работой» и другие сюжеты, отражающие историю Тульского оружейного завода. Общим заголовком к этой серии стали авторские надписи: «В память моей любви к Родине и своей профессии. М. Почукаев» и «Дарю Тульскому музею оружия».
И в современной Туле есть чудо-мастера, которые продолжают традиции мастеров прошлого. Только «подковывают» они не блох, а с помощью созданного ими оружия уничтожается всякая нечисть, несущая миру горе и слезы.
Портретное сходство или ожившая легенда?
У литературного Левши был вполне реальный прототип, вдохновивший писателя на создание повести – реально существовавший тульский мастер Алексей Сурнин. Неизвестно, как выглядел этот человек, Лесков описывает своего героя как «косого» и обладателя родимого пятна на лице. Памятник Левше в Туле является собирательным образом мастера-оружейника. Бронзовая фигура достаточно мужественна, с развитой мускулатурой. Тульский Левша коренаст, но при этом выглядит вполне гармонично и внушительно.
По теме: Гидравлический расчет тепловых сетей: понятие, определение, методика расчета с примерами, задачи и оформление
Пряничный центр
Самовар-шар «Паук» — один из самых необычных экспонатов тульского музея самоваров. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Музеев самовара в Туле несколько. Один на улице Менделеевской. Другой — коллекция олигарха Михаила Борщева — раньше был на , а теперь в селе Грумант рядом с Ясной Поляной. Есть еще магазин самоваров в торгом , тоже в каком-то смысле музей.
В Туле вы увидите самовары в виде шара, паровоза, юрты, царские и коммунистические самовары. Самовары для заварки кофе и микро-самовары, в которых воды на одну чашку.
Здесь вы найдете пряники самых неожиданных форм и размеров. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
В центре города находится Кремль с торговыми лавками и пряничным культурным центром. Неизвестно, является ли Тула родиной пряника, но это точно главный мировой пряничный пропагандист. Здесь пряники как самовары. Любых форм и размеров. И даже есть пряники-самовары. В пряничный центр можно прийти вместе с детьми и раскрасить пряник глазурью. И тут же его съесть, запивая чаем из самовара.
Куликово Поле
Историческое место знаменитой Куликовской битвы 1380 года находится в Кимовском районе Тульской области, сейчас это мемориальный музей-заповедник федерального значения. Объекты рассредоточены на довольно большой территории, но каждый из них уникален и интересен — Музей Куликовской битвы, Аллея Памяти и Единства, памятник Дмитрию Донскому, а также само ратное поле и потрясающая природа.
Здесь часто проводятся военно-исторические фестивали и реконструкции сражений, наблюдать за которыми безумно любопытно.
Памятник «Укрощение блохи»
Уж если где-то и должен был появиться такой памятник, то только в Туле. Кто же не знает тульского мастера Левшу? Наряду с пряниками и самоварами, это уже своего рода символ славного города Тула. Арт-объект, выполненный в гиперболической форме изначально был придуман Игорем Золотовым и воплощен в жизнь московским скульптором Юрием Шуруповым.
Памятник представляет собой огромную блоху, которую подковывает Левша. Блоха гораздо выше кузнеца, ее высота 3,5 метра, в то время как высота Левши — 1,8 м. Задумка скульптора объясняется просто: увеличение блохи было необходимо для того, чтобы увидеть подпись Левши, ну и сам гвоздик, разумеется. Но если смотреть глубже, то можно увидеть в этом и некий скрытый смысл. Левша настолько гениальный умелец, что смог подковать не только крошечную блоху, но и огромное насекомое, превышающее его в два раза.
Памятник необычен, интересен, насекомое таких размеров претендует на книгу рекордов Гиннеса, ведь в скульптуре подобного еще не было. Авангардный стиль четко прослеживается во внешнем виде блохи. Она вся начинена какими-то винтиками, болтиками и колесиками. По поводу места установки памятника шли жаркие споры и это по своему хорошо, ведь в споре рождается истина. А пока памятник продолжает оставаться в центре внимания, привлекая к себе большое количество туристов.