Забытая сторона или откуда пошло название «Козья слобода»?
30 декабря горожане ждут открытия 7-й станции казанского метрополитена. Решено было назвать ее «Козьей слободой». Но даже не все старожилы знают, откуда пошло название Козья слобода. Об истории этого места рассказывает казанский краевед Ренат Бикбулатов.
Козы против язвы
Эта окраинная слободка считалась когда-то самой заброшенной, забытой Богом. Судя по архивным документам, заселение этих мест началось в середине XVII века. В июне 1654 года в городе начался страшный мор: за два года от чумы в Казанском уезде погибли 48 тысяч жителей – чуть ли не половина населения. И вот тогда-то, спасаясь от заразы, они потянулись за город. Вторая волна переселенцев приходится на 1830-й год – год эпидемии холеры.
По одной версии, название «Козья слобода» пошло оттого, что издавна жители слободки держали коз, которые кормились на заливных лугах. По другой версии в год эпидемии чумы, татары, жившие в этих местах, принесли в жертву Аллаху священного козла, а мясо раздали нищим и страждущим. И все, кто изведал «курбан ите» — жертвенного мяса, сразу же выздоровели. Вот с тех пор, молвят, эта слобода и называется Козьей.
В 1889 году городская дума приняла решение осушить болота, расположенные между Козьей слободой и соседней с ней «Гривкой» (название пошло от небольшой продолговатой возвышенности). Были прорыты прямые глубокие канавы, возведены насыпные дамбы, по которым проложены дороги из города в Козью и из нее – в Ягодную слободу. Здесь издавна располагалось татарское село Джилякле – Ягодное, а рядом лес, где было много лесной ягоды.
Козья слобода славилась не только козами, дающими целебное молоко (им лечились от чахотки), но и своими травницами. Растущие здесь ранее в изобилии душистые луговые травы позволяли местным жителям заготавливать целительное сырье. Сюда со всего города приезжали больные и многие из них получали облегчение.
Козья слобода была знаменита развитым огородничеством, а также тем, что здесь издавна развивалось веревочное, овчинное и свечное производство. Продукцию ремесленников можно было приобрести в лавках на Проломной улице, в доме купца Щербакова (ныне ул. Баумана 7/10).
С городом слобода соединялась Хижицкой дамбой и деревянным Горбатым мостом (Ленинский мост). Хижицами в простонародье называлось место, прилегающее к Кизическому моанстырю. В 1915 году дамба была расширена, здесь работали пленные первой мировой войны, в основном австрийцы и венгры. После расширения Хижицкой дамбы проезжую часть оградили деревянными тумбами.
Декабристский след
Козья слобода вошла в городскую черту только в 1825 году. Но и после этого она чуть ли не до наших дней оставалась типично сельским поселением – с одноэтажными избушками, огородами, садами и домашней живностью.
На плане города 1913 года М.М. Перевощикова в Козьей слободе отмечены несколько улиц и все – козьи: Большая Козья и пересекающая ее Поперечно-Козья 1-я, Поперечно-Козья 2-я, Малая Козья и Задняя Козья. Сегодня это улицы Декабристов и пересекающие ее Чистопольская, Рабочая, Солдатская.
Рядом с Козьей слободой до революции располагалась сельскохозяйственная ферма Казанского губернского земства. Одно время управляющим здесь был Алексей Агафонович Заболоцкий – отец известного российского поэта Николая Заболоцкого.
Район Козьей слободы обживался медленно. Только с 1 сентября 1926 года сюда начали ходить автобусы. В газетах того времени это событие отмечено особо, так как весной того года весеннее наводнение невиданной силы почти полностью размыло Хижицкую (Ленинскую дамбу) и разрушило Горбатый мост.
В декабре 1925 года, когда страна отмечала 100-летие знаменитого восстания Декабристов, улицы Октябрьская (бывшая Большая Козья) и Кизическая были переименованы в улицу Декабристов. Кстати, многие декабристы в ссылку в Сибирь ехали через Казань, об этом оставлено немало воспоминаний.
Когда начала застраиваться высотными домами улица Чистопольская, то в начале улицы была снесена Смоленская церковь, где в советское время располагался кинотеатр «Октябрь». В 1969 году у въезда в Московский район началось строительство здания издательства. В этом 13-этажном сооружении из стекла и бетона разместились десятки редакций республиканских и городских газет и журналов, а также типография.
С другой стороны улицы в 1977 году построили Молодежный центр по проекту архитекторов М. Хайруллина, инженеров З.Забирова и Е.Серебрякова. Среди других новостроек следует отметить своеобразное здание Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РГП (ул. Декабристов, 4). Здание построено в 1977 году по проекту архитектора Ю. Сафронова. На площади 4,5 тысячи кв.м. разместились свыше 5 тысяч фондов, более миллиона дела.
В последние годы улица Декабристов от Чистопольской до Ленинской дамбы значительно расширена, убраны трамвайные пути – от бывшей Козьей практически ничего не остается. Место «забытой Богом слободки» — перспективный, динамично развивающийся район города. И хорошо, что горожане оставили новой станции, пусть и сделанной в стиле «хай-тек», ее старинное название.
Успеть все за три дня в столице Татарстана (Казань 2021)
Незарегистрированные пользователи могут просматривать не более 3-х рассказов.
Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы.
Регистрация займет не больше минуты.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании отелей на Trip.com.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
Станция метро «Козья слобода»
Название «Козья слобода» («Кǝҗǝ бистǝсе») присвоено седьмой по счету станции на 1-й (Центральной) линии Казанского метро, следующей после станции «Кремлевская». Это самый длинный в Казанском метро и один из самых длинных в российских метрополитенах перегон, имеющий протяженность 2250 м. Вплоть до 10.05.2013 г., т.е. до продления линии, станция считалась конечной. Месторасположение – заречная часть города (одноименный микрорайон «Козья слобода», сразу после тоннельного путепровода через р. Казанку, под ул. Декабристов, близ ее пересечения с проспектом. Ибрагимова и улицами Чистопольской, Солдатской, Вахитова). В непосредственной близости от станции расположен Казанский Энергетический университет. Станция имеет 4 выхода, каждый из которых одновременно является подземным переходом через ул. Декабристов. Первый ведет к Энергоуниверситету, второй – к ул. Чистопольской, третий и четвертый – к парковой зоне «Кырлай» и главному офису банка «Ак Барс».
Особенности архитектуры
Архитектурный облик станции (мелкое заложение) формирует трехпролетная монолитная железобетонная конструкция с парой подземных вестибюлей, пролетами под эскалаторы (высота 6.5 м.), а также помещениями служебного назначения. По обеим сторонам центральной платформы симметрично, с интервалами в 6 и 9 м., расположены 12 пар расширяющихся кверху колонн с нижним стальным окаймлением, облицованных полированными металлокерамическими плитами пепельно-стального цвета. Колонны со скругленными углами, суженные поперек платформы, напоминают трепещущие под ветром паруса, что, по замыслу архитекторов, призвано лишний раз подчеркивать доминирующий в дизайн-концепции интерьера хайтековский стиль. Другими стилевыми элементами являются отделка пола плитами из серого гранита с подобранными в узор прожилками, выгнутые наружу стены, сверху отделанные опалово-зеленоватым алюкобондом, а в нижней части – черным габбро, ячеистые подвесные потолки над путепроводами, оригинальное оформление светодиодного освещения, прочие нестандартные решения.
Топонимический аспект
Окончательное название станции было сформировано в результате компромиссного разрешения целого ряда противоречий.
Изначально было запланировано назвать станцию «Ленинская», чуть позже – «Молодежный центр», по тогдашнему наименованию района расположения и, соответственно, размещенного на его территории объекта. Однако, поскольку Ленинский район был переименован по причине его разделения, а Молодёжный центр и вовсе прекратил свое существование, прежние варианты названий утратили актуальность.
Вопрос о новом названии в 2005 г. был вынесен на рассмотрение Комиссии по топонимике. Основным рабочим вариантом послужило предложение тогдашнего мэра Казани К.Ш. Исхакова присвоить станции название «Козья слобода» (по-татарски — «Кәҗә бистәсе»), в полной мере соответствующее историческому многовековому топониму данной местности, нашедшему отображение во множестве летописей, легенд и преданий.
Согласно наиболее распространенной версии, страшная эпидемия чумы в середине ХVII в. побудила множество представителей местного населения искать прибежища вне пределов города, возведя слободу на продуваемой ветрами равнине за рекой Казанкой. Здесь, прежде чем приступить к строительству домов, новые поселенцы стали массово резать коз, принося животных в жертву высшим силам.
Однако, начиная с 2010 г., по поводу предложенного названия возник ряд критических замечаний различного толка, основанных, на его, якобы, несовременности и неблагозвучии. В частности, студентами Энергетического университета были проведены митинги с требованием назвать станцию в честь данного ВУЗа. Принимая во внимание многочисленные предложения, исходящие от различных слоев общественности, представителями руководящих органов республиканского и городского масштаба было предложено компромиссное решение – назвать станцию «Заречная». Тем не менее, и этот вариант не прижился, поскольку в массовом сознании жителей Казани с данным топонимом прочно ассоциируется иной исторический район – Кировский.
К началу 2011 г. дискуссия обострилась с новой силой благодаря активному участию в ней Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, который, сочтя целесообразным назначить специальный конкурс по выбору названия, внес, со своей стороны, предложение назвать станцию «Ак Барс» («Белый Барс»), вполне в народном духе (изображение белого барса красуется на гербе республики, являясь ее своеобразным символом, это название носят также один из крупнейших банков и национальная хоккейная команда Татарстана). Предложение Президента традиционно было горячо одобрено государственными чиновниками, однако по результатам многочисленных опросов в СМИ, интерактивного голосования на интернет-ресурсах, подавляющее большинство горожан (свыше 50%) отдало предпочтение названию «Козья слобода», в то время как в пользу версии «Ак Барс» высказалось всего полпроцента респондентов.
В результате государственные СМИ сообщили о демократичном решении Президента взять за основу мнение большинства горожан, после чего результаты своеобразного плебисцита было обнародованы в прессе, а Конкурсная комиссия приняла окончательное решение в пользу названия «Козья Слобода», оглашенное 27.11.2010 г. в телеобращении мэра Казани Ильсура Метшина.
Этапы становления
Строительные работы по возведению станции начались на стыке 2005-2006 г.г. и продолжались достаточно долго в связи с дефицитом финансирования. Процесс с новой силой активизировался лишь с начала августа 2009 г., после того, как была полностью завершена прокладка путепроводного тоннеля через р. Казанку.
Пробный пробег поезда между станциями «Кремлевская» и «Козья слобода» состоялся 27.12.2010 г. А уже спустя три дня, 30.12.2010 г., в присутствии Президента Татарстана и мэра Казани, была проведена церемония торжественного открытия станции «Козья слобода», с введением в строй которой интенсивность пассажиропотока в Казанском метрополитене практически утроилась.
Адрес: Козья Слобода, Казань, Республика Татарстан, Россия.
Похожие публикации:
Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п.
Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене.
«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г.
Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности .
Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р.
Мы в социальных сетях:
Сергей Саначин: «Раньше не нравились «Клыки», теперь – «Козья слобода»
Неожиданно бурную читательскую дискуссию вызвал опубликованный «БИЗНЕС Online» в конце минувшей недели опрос о названии новой станции казанского метро. Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов заявил, что станция с рабочим названием «Козья слобода» будет именоваться по-другому. Как – выявит конкурс. Наша газета предложили включиться в дискуссию экспертам – известному казанскому краеведу Сергею Саначину и архитектору станции Азату Мустафину.
ТРУДНО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ
— Этот спор может быть разрешен только одним способом, — считает Сергей Саначин. — Вам, журналистам, надо провести что-то вроде референдума. Если в памяти народа сохранилось название «Козья слобода», нечего и рассуждать — надо его сохранять. А если о нем знают Саначин и еще с десяток историков и краеведов, если прервалась живая историческая связь, этого мало, можно и новое название поискать. Я это с трудом, конечно, говорю, потому что мне близки исторические названия.
Есть пример названий, которые ничем не заменишь и которые обязательно надо возвращать – Бишбалта, например. У союза архитекторов Татарстана было предложение переименовать улицу Большую в Кировском районе в Бишбалтинскую.
Но взять этот район, прибрежную часть Заречья: были три слободы – Козья, Кизическая и Гривка. Из них в современном народе название Гривка осталось, Кизическая – тоже, но Козья Слобода пропала, причем уже и во времена моих родителей. Мы его знаем только из книг. Но ни Гривку, ни Кизическую к расположению станции не притянешь – только Козью слободу.
НЕ УНИКАЛЬНО, НО ОРИГИНАЛЬНО
— Хорошо, это мнение эксперта, а ваше, так скажем, эмоциональное?
— Мне это близко – Козья слобода. Люблю старинные названия. Когда-то я делал проект детальной планировки района между Мамадышским и Вознесенским трактами, из института проект вышел под названием «Проект жилого района Большие Клыки», был утвержден, но Камиль Шамильевич Исхаков категорически этого названия не принял — оно ему не нравилось. И было решено именовать район Азино-1, хотя к этому времени уже было и просто Азино (бывшая деревня Царицыно), и Азино-2. Чем уж ему так понравилось это название? Предполагаю, в звучании этой фамилии есть нечто татарское, а потому имя Вольдемара Мартиновича Азина близко татарскому уху. При этом Большие Клыки – древнейший топоним, причем идущий со времен дорусской Казани. Историки считают, что по-старотатарски «клык» означает «кабан». Тем не менее, тогда не понравилось слово «клык», а теперь «коза» не нравится.
И вот ведь что примечательно. Деревни Малые и Большие Клыки остались, новостройки на них давят, они все сужаются и сужаются, но есть несколько улиц, часовенка до сих пор сохранилась. И те, кто там сейчас строит коттеджи, не говорит «Азино», только «Клыки». Держатся эти слова. С Козьей слободой иначе, но мне близко это название. Пусть оно не уникально (по-моему, такие топонимы есть и в других городах), как Бишбалта и Арское поле, но оригинально. А «заречий», «заводов», «институтов» – миллион. Тошнит уже.
БОРЬБА ТОПОНИМОВ – ВЕЧНАЯ ТЕМА
— Сергей Павлович, какие-то еще примеры удачных и неудачных казанских названий можете привести?
— Сейчас уже поздно говорить о Петербургской, но было предложение переименовать улицу Свердлова в Ногайскую, по имени крупнейшего тракта еще ханской Казани. Сейчас делают новую дорогу, которая соединит Оренбургский тракт с Профсоюзной улицей, надо назвать её Ногайской дорогой. Вот это редкое слово, редкое название, которое надо возродить.
— А как вам изживание революционных топонимов?
— Потихоньку от них надо уходить, но — осторожно. Вопрос двойственный. Борьба белых с красными — вечная тема. Да хоть мою семью взять. У бабушки было два брата – Аркадий и Николай. Так вот, Николая мобилизовали красные, и он потом всю жизнь прожил в Казани, а Аркадия – белые, и в Россию из Харбина он вернулся уже стареньким.
СЛОВО И ДЕЛО
У проектировавшего «спорную» станцию метро главного архитектора проектов ОАО «Казгражданпроект» Азата Мустафина газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, насколько предполагаемое название объекта влияет на конечный результат.
— Конечно, я изначально закладывал в проект, что эта станция будет называться «Козьей слободой». И в СНиПе написано, что интерьер станции должен решаться исходя из ее названия и местоположения.
— Азат Муратович, есть мнение, что «козьего» в этой станции – наклонные колонны, напоминающие козьи ноги…
— Колонны-ноги? Гм… Это, конечно, не прямая аллюзия, но если людям так кажется… Больше – по цветовому решению. Получилось или нет – вопрос другой.
— То есть если бы вы проектировали станцию с названием «Энергоуниверситет», она выглядела бы иначе?
— Несколько иначе. Как я сказал, имеет значение и место. В данном случае в районе станции складывается современный транспортный узел, много современных зданий, Энергоуниверситет будет расширяться. Все это предполагает стиль хай-тек, что тоже учитывалось при проектировании.
— Среди рабочих названий имелось и «Ленинская», чем оно мотивировалось?
— Это было в изначальной задумке и вплоть до начала 90-х годов. А мотивация проста – первая станция Ленинского района.
— Вам какое название нравится?
— Уже привык к «Козьей слободе». Оно – не просто так.
Тимур Латыпов
Справка
Из книги Р. Бикбулатова и Р. Мустафина «Казань и ее слободы»
«Значительную часть Ново-Савиновского района, несмотря на его молодость, составляют бывшие слободы, деревни, поселки и починки. В его границы сегодня входят поселки Брикетный и Дружба, деревня Савиново, выросшая из починка в три двора, и слободы Восстания и Козья. Последняя является самым древним поселением на территории района.
Возникла слобода во второй половине XVII века на правом берегу Казанки, за заливными лугами, как небольшая деревенька. Название ее связано с нашествием страшной болезни — чумы, или, как тогда говорили, «моровой язвы», которая охватила Казань летом 1654 года. Боярину М.Салтыкову, первому казанскому воеводе, справиться с болезнью не удалось, и к приезду нового правителя города князя И.Хованского ситуация сложилась крайне опасная, а к середине лета 1656 года стала и вовсе угрожающей. «В Казани для вашего Государева дела послать и приказывать некому, — писал Хованский. — Которые Дворяне и дети Боярские в Казани были и те. померли, иные разбежались. Подьячие. приказные палаты померли же, а иные лежат больны. Нетокмо что в городе ночью, но и в день пусто. «. А вскоре в Москву ушло письмо, написанное уже не рукой Хованского: «В нынешнем, Государь, в 1656 году августа в 26-й день в восьмом часу дни волею Божиею Боярин Воевода князь Ивана Никитича Хованского не стало. А померло. в Казани с 22-го числа августа же по 27-е число всяких чинов людей. девятьсот двадцать пять человек. «.
Устав надеяться на градоначальников, горожане стали самостоятельно, как могли, принимать меры по избавлению от напасти. Одной из таких мер был ритуал «умилостивительной жертвы». В специально отведенном за городом месте горожане-татары стали резать коз — в жертву нависшему над Казанью злу — и раздавать мясо всем желающим. Местом жертвоприношений явилась небольшая слободка, которая и стала называться Козьей.
С годами слобода росла, сообщаясь с городом посредством плавучего моста. Назывался он Кизическим, так как недалеко от Козьей слободы стоял «мужеский» монастырь в память о девяти мучениках города Кизик. В конце 80-х годов XIX столетия городской голова С.Дьяченко построил дамбу с мостом вместо старого, плавучего. С появлением конно-железной дороги, а затем трамвайных путей вошла слобода в черту города, и к началу XX века в ней было три большие улицы, несколько переулков и тупичков. Деревянные дома, которыми они были застроены, сохранились до сих пор на правой стороне улицы Декабристов, недалеко от лодочной станции. Центральной улицей слободы была часть Седьмиозерского тракта, и называлась она, конечно, Козьей, затем — Большой, оканчиваясь пересечением с улицей Чистопольской. Ею ограничивалась с севера территория слободы. От улицы Большой уходили на восток две поперечные улочки, так и названные — Поперечно-Козьими. Одна из них называется сегодня Солдатской. С появлением зданий Издательства и Молодежного центра трамвайную остановку «Козья» переименовали, но все же иногда можно еще услышать подзабытое имя первых двух кварталов улицы Декабристов — «Козья слобода»».
Тема жертвенных козлов находит аналогии в мировой истории. Например, вот что сообщает о ставшей метафорой идиоме «козел отпущения» Wikipedia.
В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинакового окраса. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка), а на другого первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения». По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды».