Новоспасский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь является одним из крупнейших функционирующих в настоящее время монастырей Москвы. Ежедневно обитель посещает огромное количество прихожан, людей, которым необходима помощь, посетителей, интересующихся историей, культурой, православием, а также обычных туристов.
В монастыре бережно хранятся самые разнообразные православные святыни: части ризы Иисуса Христа, остатки облачения Богоматери, фамильные драгоценности царской семьи Романовых, а также сокровища их родственников и предков.
Архитектурный ансамбль монастыря является примером традиционного московского зодчества XVII–XVIII веков. В обители в настоящее время функционирует пять храмов, открыто собственное издательство, работает воскресная школа.
Расписание богослужений
Расписание богослужений в Новоспасском монастыре стандартное: по утрам службы проходят обычно в 8 часов, вечерами — в 17 часов. По выходным и праздникам: в 7 и 9 утра.
Расписание богослужений в Новоспасском монастыре:
- понедельник — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
- вторник — 08:00 (Часы, Божественная Литургия, Праздничный молебен), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
- среда — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем); четверг — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня со славословием);
- пятница — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
- суббота — 08:00 (Часы, Божественная Литургия в Покровском соборе), 17:00 (Всенощное бдение с литией);
- воскресенье — 07:00 (Часы, ранняя Литургия в Усыпальнице), 09:00 (Часы, Литургия в Покровском соборе), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем).
Подворье
У Новоспасского ставропигиального мужского монастыря существует несколько официальных подворий.
Подворья Новоспасского монастыря:
- храм Иоанна Предтечи (месторасположение — село Сумароково, Рузский район, Московская область);
- храм Архистратига Михаила (деревня Милюково, Первомайский сельский округ, Наро-Фоминский район, Московская область);
- храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (село Дураково, Калужская область).
Храмы Новоспасского монастыря
На территории Новоспасского ставропигиального мужского монастыря расположено несколько храмов.
Храмы Новоспасского монастыря:
- главный храм — Спасо-Преображенский собор (построен в 1645–47 годы);
- храм в честь преподобного Романа Сладкопевца (1900–02 годы, реконструкция — 1995–2002 годы);
- храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 год);
- храм иконы Божией Матери «Знамение» (1795 год);
- храм святого Николая Чудотворца (1652 год);
- храм преподобного Сергия Радонежского (1787 год).
Изначально главная церковь и другие здания Новоспасского монастыря были построены из дерева. Но уже в 1491 году здесь был заложен первый храм из камня, освященный в честь Преображения Господня, который функционировал вплоть до 1497 года, после чего был полностью разобран.
В 1645 году на территории будущего монастыря началось возведение Спасо-Преображенского собора. Он был построен прямо над могилами рода Романовых. Внушительный собор венчался пятиглавым куполом. Храм был возведен по примеру Успенского собора, только был немногим меньше по размеру. До сих пор здесь можно увидеть фрески XVII века. Собор был освящен в 1649 году.
В 1650 году на северо-западе монастыря была построена Никольская церковь. Рядом с ней расположена колокольня 1759 года постройки. На втором ярусе здания расположен храм Преподобного Сергия Радонежского.
Храм Покрова Святой Богородицы был возведен в 1675 году. Он был освящен целых три раза: в 1675 году по окончании строительства, в 1813 году после завершения войны с Наполеоном, а также в 1997 году. В церкви хранится чудотворная вятская икона Спаса Хлыновского.
В 1795 году был построен храм Иконы Знамения Божией Матери. Знаменский храм также является усыпальницей рода Шереметевых.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь на google-панорамах Москвы
История
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь считается одним из древнейших монастырей города. В начале своего существования он располагался на территории Данилова монастыря, а позднее — на территории Кремля. В конце XV века обитель переехала на Крутицкий холм, расположенный на одном из берегов реки Москвы.
В Новоспасском монастыре хранятся фамильные драгоценности рода Романовых, так как по традиции самих императоров всегда хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а их родственников и других великих князей — в усыпальнице Новоспасского монастыря. Во время революции все могилы были уничтожены, а в 1990-е годы — восстановлены.
В настоящее время в усыпальнице расположена церковь во имя святого Романа Сладкопевца, который являлся покровителем рода. Здесь также можно посетить маленький музей, рассказывающий об истории монастыря.
Интерьер Новоспасского монастыря на google-панорамах
Архитектура
Внешний вид Новоспасского монастыря менялся в течение времени его существования. Первые стены из камня появились здесь только в XVII веке. Они также выполняли важную стратегическую функцию — защиты Москвы от нападения врагов.
У главного входа в монастырь расположены ворота, на которыми находится колокольня XVIII века, которая является одной из высочайших в городе — 78 метров. Центральный храм монастыря — Преображенский собор — был построен в XVII веке. Внутри него можно увидеть старинные росписи, в ряду которых есть уникальная картина родословного дерева семьи Романовых. На паперти собора изображены 10 античных философов: Аристотель, Платон, Гомер и другие.
Неподалеку от собора находится храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в XVII веке. Рядом с ним расположена церковь иконы Божией Матери «Знамение» XVIII века, возведенная в стиле классицизма. Здесь и находится усыпальница некоторых знаменитых русских аристократов: Черкасских, Шереметьевых, Урусовых и других.
Экскурсии от Спутника
Экскурсии от Tripster
Как добраться до Новоспасского монастыря
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь находится в Таганском районе Центрального административного округа Москвы.
Ближайшая к монастырю станция московского метро называется «Пролетарская». Она расположена на Таганско-Краснопресненской линии.
Также недалеко находятся остановки общественного городского наземного транспорта: «Новоспасский проезд (по требованию)» автобусов № н13 (ночной), с856, «Динамовская (3-й Крутицкий переулок)» автобуса № 984, «Динамовская (Симоновский Вал)» трамваев № А, 38, «Новоспасский мост» водного транспорта.
Также можно воспользоваться услугами такси в Москве: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил и многими другими.
Видео про Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве
Новоспасский монастырь
Новоспасский монастырь расположен в столице за Таганкой. Архитектурный ансамбль, построен в XVII—XVIII веках, возвышается на Крутицком холме, на левом берегу Москвы-реки. Он относится к ставропигиальным монастырям Русский православной церкви. Монастырь известен как усыпальница царской семьи Романовых, графа Шереметева. На одной из фресок собора изображена родословная рода Рюриковичей.
521 3 0 16 мин. на чтение
Характеристики Новоспасского монастыря
Координаты: 55.732089 северной широты, 37.656582 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Крестьянская пл., 10
Дата основания: 1490 год
Архитектурный стиль: русское зодчество
Основатель: Иван III
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
История Новоспасского монастыря
Упоминания о Новоспасском монастыре встречаются в летописях XIII века. Когда история Москвы насчитывала только 200 лет, князь Даниил, сын Александра Невского, основал здесь обитель. На тот момент он занимал южную окраину города. Территориально храм находился на месте нынешнего Данилова монастыря, вблизи Серпуховской Заставы. Расположить его в 5 верстах от Кремля приказал сам Даниил Александрович.
Центральное сооружение московского монастыря — Спасо-Преображенский собор — было основано в 1491 году. Первую постройку возвели ещё при князе Иоанне III. Его освящение провёл митрополит всероссийский Симон. Позднее, в XVII веке, при правлении Михаила Фёдоровича старая постройка была демонтирована до основания. По проекту будущий собор был гораздо масштабнее. Здание по новым размерам заложили в 1645 году.
Новый храм строили с условием, чтобы его своды покрывали усыпальницу царской семьи. В сентябре 1647 года в торжественной обстановке в присутствии царя его освятил патриарх церкви Иоасаф. Украшением собора занимался настоятель архимандрит Никон. Храм, возведённый в 1673 году во имя Покрова Богоматери, и Преображенский собор примыкают друг к другу. Они имеют общую паперть.
На северо-западе от братских келий установлен храм святого Николая. Его построили 1652 году по указу князя Якова Черкасского. Никольская церковь завершалась одной главкой, а в подвалах размещались каменные мешки и застенки, куда сажали преступников. В этих же стенах на протяжении шести недель подвергали мучениям бывшего настоятеля Троице-Сергиевой лавры и названного еретика святого преподобного Дионисия.
Храм Покрова Божьей Матери был построен в стиле русского зодчества на средства царя Алексея Михайловича. Его освятили 7 октября 1675 года в присутствии патриарха Иоакима. Как и другие церкви в русском стиле, его завершают три главы. Главный алтарь храма Покрова Богоматери слева и справа окружают два придела, освященных в 1757—1758 годах, — во имя святых Дмитрия Ростовского и Варвары.
При царствовании Петра I все колокола церквей переплавляли на пушки. По его указу было запрещено «затевать что-либо» в монастырях. Но Новоспасскому монастырю император наоборот подарил новый отлитый колокол весом в 1100 пудов. Колокольня монастыря была возведена при правлении Елизаветы и Екатерины II. На её постройку было выделено 20 тыс. рублей. Позднее Екатерина всё же присвоила земли монастыря.
На северо-западе Преображенского храма расположена церковь в честь иконы Знамения Богоматери. Она передавалась между поколениями семьи Романовых и считалась родовой. Обитель была возведена на месте погребения дядей царя и братьев патриарха Филарета Никитича: Василия, Михаила, Иоанна и Александра. Простоял храм до 1791 года, ввиду его обветшалого состояния его снесли.
В том же году граф Шереметьев решает построить новый храм по проекту зодчего Назарова. Храм иконы Богоматери «Знамение» строился 4 года. После его завершения в январе 1795 года епископ Мефодий Воронежский осветил святыню. Обитель состоит из двух этажей, на верхнем представлены хоры, а на нижнем разместили фамильную усыпальницу. Под алтарём покоится семья графа Шереметьева и князья русские: Черкасские, Сицкие, Лобановы-Ростовские и Урусовы.
Роспись внутри храма Покрова Богоматери выполнена в 1780-х годах. Во время французской оккупации Москвы, в 1812 году, храм становится складом, другие постройки — конюшнями и казармами. В 1820 году благотворительница Мельгунова пожертвовала деньги на возведение нового иконостаса. Роспись храма доверили академику Фартусову. Художественное оформление начали в 1877 году. Стены приделов были расписаны ликами преподобных и святых, дев и мучениц.
Интересна история создания часовни на месте погребения предположительно княжны Таракановой. Её прах был перенесён в усыпальницу Романовых в XX веке. После смерти инокини Досифеи в феврале 1810 года провели её отпевание, где собралась вся русская знать. Захоронение расположено у стены справа от ворот, где спустя сто лет после смерти княжны поставили часовню, которую назвали её именем.
В 1913 году у южного фасада собора Покрова Богоматери построили часовню в честь 300-летия дома Романовых в стиле русского зодчества. Небольшая одноэтажная постройка квадратной формы на плане имеет такую же по форме пристройку. Красные кирпичные стены выигрышно выделяются на фоне белых арок вытянутых окон. Добавляет празднества ряд кокошников. Завершают композицию тёмная черепичная крыша и небольшой купол с крестом.
В отличие от других храмов монастыря, прекративших службы в 1918 году, Никольскую церковь закрыли в 1926 году. Обитель существовала как «Братство во имя Преображения Господня». С 1930-х годов в храме хранили картофель и складировали конфискованную мебель. В советское время в Новоспасском монастыре оборудовали женскую тюрьму, а позже исправительно-трудовой лагерь для заключённых и тюремные бараки.
Во времена репрессий в Знаменский храм привозили людей на санобработку и расстреливали. После войны, до 1967 года, в храме был вытрезвитель. В настоящее время архитекторы и строители занимаются его реставрацией. Никольский храм возобновил работу в 1997 году, после освящения на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Роспись церкви силами монастырской братии начали в 2002 году.
Особенности архитектуры и интерьера Новоспасского монастыря
Новоспасский монастырь занимает площадь в 1,5 га и имеет форму правильного прямоугольника. Обитель расположена по адресу: Крестьянская пл., д. 10, стр. 12. Главным архитектурным сооружением является шестистолпный Преображенский собор. Он построен в середине XVII века и расписан костромским художником Гурием Никитиным. В 1622 году возвели звонницу, на месте которой в середине XVIII века построили колокольню.
Большинство храмов Новоспасского монастыря возведено в XVII веке и представляет собой единую композицию. Архитектурный ансамбль монастыря объединяет 19 построек. По центру композиции расположен Спасо-Преображенский собор, возведенный в XVII веке под руководством архитектора Я. Бухво. К нему примыкает храм преподобного Романа Сладкопевца, который стал усыпальницей для боярской семьи.
Внешнюю границу монастыря образуют мощные стены, которые окружают главный собор и колокольню высотой в 78 м. Вместе с трапезной они расположены в ряд, что в древнерусском церковном строительстве относится к типу «корабль». Восточная сторона Спасо-Преображенского собора представлена тремя абсидами, которые и дробят алтарь на три части. Из-за усыпальницы в подвальном помещении вход на паперть возвышается на 17 ступеней.
Своды здания опирается на столбы. Они имеют четырёхгранную форму и попарно расположены за иконостасом и посередине храма. Иконы в храме сохранились со времен правления царской семьи. Что касается пятиярусного иконостаса, его построили недавно. Выполненный в типичном стиле древнерусских храмов, он напоминает архитектуру Успенского собора в Москве. Иконостас XVII века до сегодняшнего времени не сохранился.
Своды, купола и стены Спасо-Преображенского собора были украшены фресками в 1680-х годах. Роспись и изображения иллюстрируют в основном земную жизнь Христа Спасителя, святых православной церкви и великие праздники. Примечательны железные двери, которые ведут в храм. На них изображены святые и апостолы, обрамлённые орнаментом с растительными мотивами. Они сохранились с XVII века.
Пол Спасо-Преображенского храма сложен при архимандрите Иоанне Черепанове из чугунных плит. На восточной стене от паперти храма изображены 10 известных философов и поэтов Древней Греции. На левой стороне можно увидеть Аристотеля, Еремея, Плутарха, Анахарсиса и Иродиона. Справа изображены Платон, Птолемей, Гомер, Орфей и Солон. В руках они держат свитки, на которые нанесены изречения.
На своде, отходящем от входа в собор, изображено родословное древо рода Рюриковичей. Они нарисованы в полный рост, над головой каждого государя символично изображен нимб. Сохранились облики святых великих князя и княгини Владимира и Ольги с сосудами, из которых вода растекается на корень семейного древа. Далее правители династии изображены по порядку наследования престола.
Родословную Рюриковичей завершают последние правящие князья рода, также изображены Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович — первые правители рода Романовых. На стенах художники изобразили 7 Вселенских соборов, а западные стены демонстрируют Страшный Суд. Таинственные видения из 6 и 9 глав книги «Апокалипсис» встречаются в росписи храма. В 1917 году обитель закрывают и размещают на ее территории концентрационный лагерь.
В 1930-х годах здесь располагают архив НКВД. Молитвенные литургии возобновили только в 1991 году. Через два года монастырю была возвращена фреска с изображением царей-основателей Преображенского собора Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, написанная в XVII веке. Был отреставрирован иконостас, в мае 2007 года восстановили отделку четверика и уникальные росписи стен и сводов.
До 1640 года храм окружали деревянные стены. Царь Михаил Фёдорович приказал снести ограду и построить белокаменные стены. Их высота — 7,5 м, а ширина — 2 м при общей длине в 650 м. По всему периметру крепостных стен распределены орудия для пушечного, мушкетного, лучного боя, по углам — стрельницы и башни. Для их возведения в 1642 году были задействованы кирпичники и каменщики из вологодского Белозерского монастыря.
Большой вклад в строительство крепостных стен внёс сын смоленского плотника, «государев мастер», русский зодчий Фёдор Савельевич Конь. Каменщики, которые занимались строительством, поселились неподалёку от монастыря. На этом месте они образовали слободу под названием Каменщики. От неё расходились две улицы, Большие и Маленькие Каменщики, которые соединяли Новоспасский монастырь с Таганской площадью.
На карте стены представлены неправильным пятиугольником и имеют 8 угловых башен, распределённых по углам. Кроме защитной и оборонительной функции, они имели хозяйственное назначение. В одних башнях располагались кладовые, в других — мастерские: кузницы, ремесленные, производства с повышенным шумом и неприятными запахами. Сегодня сохранились пять башен: западная, северо- и юго-западная, северо- и юго-восточная.
На востоке крепостных стен находится колокольня, в основании которой стоит храм преподобного Сергия Радонежского. Над её постройкой в стиле раннего классицизма с 1759 года работал архитектор И. Жеребцов. По углам здания преобладают колонны, для второго яруса характерны «разорванные» фронтоны. Завершают массивное здание шары и вазоны. Сооружение считается вторым по величине после колокольни Ивана Великого в Кремле.
Братский корпус был построен на жалование патриарха Филарета. На эти деньги возвели одноэтажный корпус жилища для монахов. Кроме келий, здесь устроили баню, кухню, пекарню и другие хозяйственные помещения. В конце XVIII века была построена иконная лавка, позже, в XX веке, — свечная мастерская. Сегодня при монастыре можно обучиться иконописи, при воскресной школе действует иконописная мастерская.
В юго-восточном дворе у входа в монастырь расположен настоятельный корпус. Его возвели в 1620-х годах под руководством патриарха Филарета, позднее часто перестраивали. Трёхэтажное здание видит каждый посетитель храма. При реставрации из каменной безликой постройки восстановили глубокие окна с характерными ступенчатыми перемычками. У восточной стены здания эффектно смотрится арочная пристройка к зданию.
Реликвии Новоспасского монастыря
Обитель посещают люди, наслышанные об иконах и останках представителей царской семьи Романовых. В монастыре можно увидеть знаменитую икону Божией матери, известную под названием «Всецарица». Её список сделан с чудотворного образа, находящегося в центре православия на Святой горе Афон. Сюда приезжают целыми семьями, чтобы сделать подаяние, оставить записку или поминовение, помолиться об исцелении.
Достопримечательностью Новоспасского монастыря считается крест, установленный в память Сергея Александровича Романова. Он был великим князем и генералом-губернатором Москвы. Изначально памятник установили на месте смерти князя Сергея Александровича в 1905 году при выезде из стен Кремля. В период советской власти крест был разрушен, в 1998 году его восстановили по эскизам Виктора Васнецова и установили на новом месте.
На иконостасе сохранились фамильные иконы семьи Романовых, датированные XVII веком. Здесь можно увидеть лики святых апостолов, Христоса Спасителя, Праотцов, Богоматери, пророков, Бога-Отца, а также 12 великих церковных праздников. В стенах монастыря сохранились частицы мощей святых Серафима Саровского, Иоанна Златоуста, апостола Марка и египетских святых: Порфирия Лампаксийского и Паисия Великого.
Икона царей-устроителей монастыря размещена на правом столпе. Вблизи этого места располагалось место царя. На богослужение приходили известные личности и правители различных эпох. Среди них Алексей Михайлович и Михаил Фёдорович, Пётр Алексеевич и Иоанн Алексеевич. Инокиня Марфа, мать царя Михаила Фёдоровича, подарила монастырю Смоленскую икону Богоматери.
Многие святыни были утеряны после революций и во время гонения церквей. Так, был уничтожен обширный по площади некрополь, который бережно хранил останки представителей царского рода. В годы правления Алексея Михайловича в монастырь перенесли из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Он хранился до прихода большевиков к власти. При Октябрьской революции лик святого исчез и не был найден до сих пор.
Кроме убранства, останков семьи Романовых и реликвий, туристов и паломников привлекает ухоженная территория монастыря. На открытой для посещения площади расположен пруд, розарий, яблоневый сад и другие насаждения. Дорожки ухожены, вымощены камнем. Инфраструктура представлена трапезной, церковной и торговой лавками. В них можно найти товары ручной работы, а также натуральное мыло и орехи, травы и чаи.
Режим работы монастыря
Летом в Спасо-Преображенском соборе ежедневно проводятся богослужения для прихожан. Территория открыта во время проведения утренних и вечерних служб. К Новоспасскому монастырю можно доехать на метро до станций «Пролетарская» и «Крестьянская застава». Чтобы добраться до обители, нужно двигаться в сторону Новоспасского шоссе от жилых зданий. Дойти до монастыря можно по 3-ему Крутицкому переулку за 10 минут.
Сюда приезжают целыми семьями с детьми. Для посетителей функционирует экскурсионное бюро. Гиды подробно расскажут об истории мужского монастыря, его святынях и почитаемых иконах. В стенах обители можно послушать церковное пение или прийти на урок иконописи. В храмы монастыря запрещено входить в шортах и сланцах. Девушкам и женщинам нужно покрывать голову и плечи, нельзя надевать короткие юбки.
Новоспасский монастырь
Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Новоспасский монастырь
Основные моменты
Новоспасский монастырь был основан в XIII веке, когда русскими землями правил князь Московский Даниил. В 90-е годы XV века великий князь Иван III перевел братию на Крутицкий холм, возвышающийся над рекой. Это место монастырь занимает и в наши дни. За несколько столетий древняя обитель переживала периоды расцвета и падения. Она служила надежной крепостью, защищавшей Москву от неприятеля, и крупным реставрационным центром. На монастырской территории хоронили самых известных людей России и держали концентрационный лагерь.
С начала 1990-х годов православная обитель была возвращена церкви и вновь стала действующей. В наши дни ее территория и памятники почти полностью отреставрированы. Ежедневно в Новоспасском монастыре бывает много паломников и туристов. Верующие приезжают сюда, чтобы прикоснуться к православным святыням и помолиться перед старинными иконами. Путешественники посещают монастырь, чтобы познакомиться с его ролью в истории страны, а также полюбоваться на выдающиеся памятники русского зодчества.
Возле главного входа в обитель возвышается одна из самых высоких в столице колоколен. Ее высота до главы составляет 80,41 м, что лишь немного ниже колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском Кремле (81 м).
Ансамбль монастыря в вечерней подсветке Вид на монастырскую колокольню снизу
Среди монастырских храмов огромными размерами выделяется Преображенский собор, появившийся в Новоспасском монастыре во второй половине XVII века. Внутри этого величественного храма сохранились фрески, написанные знаменитым русским изографом Гурием Никитиным.
Территория Новоспасского монастыря небольшая, но очень ухоженная. В теплое время года здесь можно увидеть красивые цветущие клумбы, плодоносящие абрикосы и усыпанные спелыми ягодами виноградные лозы. Между обителью и Краснохолмской набережной расположен вытянутый Новоспасский пруд. Особенно красиво монастырский ансамбль смотрится от него и с берега реки – со стороны Краснохолмской набережной.
Сирень в монастырском саду Цветущий миндаль Петуньи на клумбах монастыря
История обители в XIII-XIX веках
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основал в XIII веке правящий в Московии князь Даниил Александрович, сын князя Александра Невского. Находилась новая обитель там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Спустя несколько десятков лет обитель переехала. Такое решение принял сын Даниила – великий князь Иван I Данилович, по прозвищу Калита. Он захотел, чтобы монастырь располагался рядом с княжескими палатами в Кремле, и для монастыря было выбрано новое место – Боровицкий холм. По нему обитель стали именовать Спасом на Бору. Здесь молились сам князь и члены его семьи, а также останавливались церковные архиереи, приезжавшие в город для решения дел местных епархий.
Новоспасский монастырь на рисунке начала XIX века
Великий князь Иван III затеял в Московском Кремле крупномасштабное строительство, поэтому решено было перенести обитель за кремлевские стены. Князь выбрал высокое левобережье Москвы-реки на тогдашней окраине города. Из-за нового расположения монастырь стали именовать Новоспасским.
При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление. Его территорию окружили мощными деревянными стенами и земляными валами. Несколько раз с монастырских стен раздавались пушечные залпы и выстрелы ружей, встречавшие набеги на Москву крымских татар. Отпор приближающимся отрядам неприятеля оказывали вооруженные стрельцы, а братия помогала им, готовя горячую смолу и кипяток, которые потом выливали на головы идущих в наступление врагов. Новоспасский монастырь оказал достойное сопротивление польским захватчикам и стал тем местом, где в начале XVII века ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского готовилось освобождать Москву.
Когда на российский престол вступил Михаил Федорович Романов, для обители началась эпоха процветания. Вплоть до XVIII века на ее территории хоронили представителей правящей династии Романовых и других именитых боярских родов. Несмотря на то, что Новоспасский монастырь находился вне стен Московского Кремля, царская семья регулярно приходила сюда на богомолье. Российские цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и облачения, поэтому монастырская ризница из года в год становилась все богаче и богаче.
Новоспасский монастырь в 1852 году. Фото Р. Фентона Монастырь в 1913 году
В 1640-е годы в обители стали строить стены из камня. Они поднимались на высоту 7,5 м и достигали толщины до 2 м. А в 1647 году в присутствии государя прошло торжественное освящение Преображенского собора. Благодаря царским подаркам, Новоспасский монастырь стал считаться одной из самых богатых московских обителей. Он владел множеством деревень и земельных угодий.
Серьезные испытания на долю Новоспасского монастыря выпали во время вторжения Наполеона в Россию. В 1812 году он был разграблен и подожжен. Известно, что до начала отступления из Москвы французские войска вырыли под Преображенским собором ямы и намеревались взорвать храм, однако, по каким-то причинам этого не произошло. До 1840-х годов древний монастырь залечивал раны, нанесенные Отечественной войной.
Каменные стены и башня Старинные надгробия Вход в монастырь
Испытания XX века
В начале прошлого века Новоспасский монастырь выполнял роль центра религиозного просвещения. При нем действовали Общества пения и трезвости, а неграмотные учились читать и считать на специальных занятиях. В 1913 году, когда вся страна отмечала 300-летие царствования Романовых, в монастырь приезжал российский император Николай II.
Затем в жизни обители, как во всей России, произошел резкий поворот. В 1918 году монастырь закрыли, а на освобожденной от монахов территории организовали концентрационный лагерь. Сначала здесь была тюрьма для женщин, а потом исправительно-трудовое учреждение, где содержались уголовники и политические заключенные. В древних храмах проходили пытки и расстрелы.
В 1930-е годы занимавший большую часть обители огромный некрополь по решению властей срыли, а бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД. В них стали хранить архивы и конфискованную мебель. Часть зданий переделали под жилье, а в Никольской церкви было создано картофелехранилище. Со временем старинные строения ветшали, и новые владельцы хотели просто разрушить Новоспасский монастырь, однако этим планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.
Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов
В конце 1960-х годов при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу. Одновременно в обители начали проводить масштабные восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.
В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь наконец вернули церкви. Возрожденная братия тогда состояла из настоятеля и двух иеромонахов. С тех пор в обители ведется реставрация. Сегодня большая часть монастыря восстановлена, однако реставрационные работы до конца еще не закончены.
Что можно увидеть на монастырской территории в наши дни
Центральное место в монастыре занимает большой Преображенский собор, внутри которого расположена фамильная усыпальница Романовых. В храме хранятся древние иконы, а его пол сделан из отлитых из чугуна плит. Вблизи от входа в собор можно увидеть изображение родословного дерева Рюриковичей. Все цари на нем нарисованы в полный рост. Церковные службы здесь ведутся только летом.
Преображенский собор Богослужение в Преображенском соборе Памятник династии Романовых возле стен собора Крыльцо усыпальницы Романовых Усыпальница Романовых
Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского. Она была построена в 50-80-е годы XVIII века по проекту известного русского зодчего Ивана Жеребцова. Колокола занимают четвертый ярус здания, а наверху видны часы с боем, мелодичный звук которых раздается каждые полчаса. Раньше на территорию монастыря попадали через саму колокольню, но в наши дни вход в обитель расположен правее нее.
Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии. С XVIII века здесь стоят Никольская церковь, Знаменский храм с усыпальницей князей Шереметевых и иконная лавка. В более позднее время были возведены часовня (место захоронения княжны Таракановой), поминальный крест-памятник, свечная мастерская и хозяйственный двор.
окровская церковь Поминальный крест Знаменский храм
В 2011 году в обители появился собственный музей, который создали к 20-летию ее возрождения. Музейные экспонаты рассказывают об истории братской общины Новоспасского монастыря, его архитектурных памятниках, а также о жизни великого князя С. А. Романова.
В 2012 году в монастыре возрожден Итальянский дворик. Это памятное место, где в 1920-е годы проходили расстрелы заключенных.
При обители открыты воскресная школа и певческая школа для мальчиков.
Колокол весом 1000 пудов Настенные росписи
Советы при посещении монастыря
Туристы, желающие осмотреть Новоспасский монастырь, должны учитывать, что это действующая мужская православная обитель, живущая по своему уставу и правилам. Территория монастыря открыта ежедневно с утра до вечера. Богослужения в храмах проходят каждый день в 8.00 и 17.00, однако часть помещений и корпусов закрыта для посетителей.
Гости обители должны позаботиться о соответствующей, скромной одежде. Женщинам рекомендуют находиться на монастырской территории с покрытой головой. Внутри обители разрешают фотографировать, но просят не снимать монахов и послушников.
Посетители на выставке в Знаменском храме монастыря
Музей при Новоспасском монастыре принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, и вход в него свободный. Кроме того, паломническая служба предлагает для всех желающих интересные тематические экскурсии по территории монастыря.
Как добраться
До Новоспасского монастыря можно дойти пешком от станций московского метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» (600 м). Интересно также приплыть к обители по реке на прогулочном теплоходе. Выходить нужно на причале «Новоспасский мост».
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви
Большинство исторических источников указывают на то, что первоначально обитель Всемилостивого Спаса, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским, находилась там, где теперь расположен Данилов монастырь. Великий князь Московский Иоанн Калита в 1330 году перевел ее в Кремль, на Боровицкий холм. На Крутицком холме, где он и находится ныне, монастырь обосновался при Иоанне III (1462–1505), именно тогда его стали называть «Спас на Новом» – Новоспасский.
Первоначально храм и другие строения монастыря были деревянными, но в 1491 году царь Иоанн III заложил новый каменный собор в честь Преображения Господня. Почти со времени перемещения на Крутицкий холм монастырь становится местом погребения бояр Романовых и других знатных боярских родов. К моменту воцарения на русском престоле Михаила Романова, в обители, под сводами соборного храма Преображения Господня и в усыпальнице Знаменского храма, покоились уже несколько поколений его предков. Сам царь со своим отцом – святейшим патриархом Филаретом и все последующие государи уделяли особое внимание благоустроению Новоспасского. Можно сказать, что ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.
С 1640 по 1642 год она была обнесена каменной оградой с бойницами и башнями взамен обветшавшей деревянной. Особенно щедро царские пожертвования стали поступать в монастырь в настоятельство будущего патриарха Никона. В 1647 году была завершена постройка нового величественного Спасо-Преображенского собора. К могилам Романовых в определенные дни совершались торжественные царские выходы; пожертвования на помин души предков составили богатейшую некогда монастырскую ризницу. В XVII столетии монастырь обрел свою главную святыню – Нерукотворный образ Христа Спасителя, торжественно перенесенный в Москву из города Хлынова (нынешняя Вятка). Икона исчезла при закрытии монастыря в 1918 году.
В 1786 году над главным въездом в монастырь вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, строившаяся с перерывами почти пятьдесят лет. Она как бы перекликалась с колокольней Ивана Великого, напоминая о древней связи обители с Кремлем. Это лучшее произведение архитектора Ивана Жеребцова, похороненного здесь же, в основании построенной им колокольни. Последний русский император Николай II посещал древнюю обитель в 1900 году (в память об этом в усыпальнице Романовых был устроен храм во имя Романа Сладкопевца) и в 1913-м, в дни торжеств, посвященных 300-летнему юбилею дома Романовых.
С приходом советской власти насельники монастыря были выдворены из обители. С 1918 года здесь действовал концентрационный лагерь, затем находилось Главное управление местами заключения. После войны в перестроенных и изуродованных церквах разместились различные учреждения, склады, жилые помещения. В 1968 году, в связи с решением создать на территории монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся более двадцати лет.
В начале 1991 года Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Божественная литургия состоялась 23 марта 1991 года. За небольшой срок произошло превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из духовных центров Москвы. Огромная заслуга в этом принадлежит первому наместнику обители, ныне почившему архиепископу Костромскому и Галичскому Алексию (Фролову).
В стенах Новоспасского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан Центр образования духовенства Москвы. Братия окормляет несколько медицинских учреждений, в том числе онкологический институт имени П.А. Герцена, где устроен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица».
А в самой обители пребывает один из чтимых списков этого чудотворного образа, написанный монахами Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Богородица дарует всем, просящим с верою, великие милости. Многочисленные записи в специальных монастырских тетрадях свидетельствуют об исцелениях.
В Новоспасском монастыре создан и действует общедоступный музей, где собрана небольшая коллекция, которая рассказывает об истории обители в разные периоды. Уникальность ее составляют личные вещи великого князя Сергея Александровича Романова. Он более десяти лет был московским генерал-губернатором и много сделал для первопрестольного града. Останки убиенного террористом великого князя ныне покоятся в усыпальнице Романовых, а на территории монастыря в 1998 году воссоздан Крест-памятник, некогда стоявший в Кремле на месте его гибели и уничтоженный в годы лихолетья.
Накануне дня памяти святых Царственных Страстотерпцев в обители устраивается Романовский вечер, посвященный династии Романовых. Издавна Новоспасский монастырь считался царским. С XV века в обители совершались захоронения бояр Романовых. Трижды Новоспасский монастырь посещал царь-страстотерпец Николай II. В Новоспасском монастыре для всеобщего посещения открыт так называемый Итальянский дворик, где в советские годы производились расстрелы.
При обители действуют воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Издаются православный молодежный журнал «Наследник» и «Православная юношеская газета» для подростков. Регулярно проходят занятия в Центре по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III.В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма. Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором — Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем — 12 великих праздников, еще выше — Пророки, и в середине — Богоматерь, в верхнем — Праотцы, и в середине их — Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича — устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич. Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) — священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: «Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма».
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий — последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
После 1917 года монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 года Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином. В 1993 году из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора — царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители. Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора. Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.
Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век)
С северо-западной стороны Преображенского храма находится церковь в честь Знамения Богоматери. Икона Знамения Богоматери была родовой в семействе бояр Романовых. Первоначально храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей.
Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери.
Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Бажанова. Строился храм четыре года и 15 января 1795 года бы освящен епископом Воронежским Мефодием, прежним настоятелем Новоспасского монастыря.
В 1812 французы превратили храм в конюшню, и в 1813 году церковь была вновь освящена. Знаменский храм – двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и устроен сам храм, а нижний — усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы.
В первые годы Советской власти монастырь был превращен в женскую тюрьму, затем здесь был «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был густонаселенным тюремным бараком. В 30-ые годы — период новой волны репрессий — часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм, и здесь расстреливали. После войны храм превратили в медвытрезвитель. В 1967 году благодаря Павлу Корину, медвытрезвитель был закрыт. В данный момент идут реставрационные работы по внутреннему убранству Знаменской церкви.
В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.
В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда были сажаемы присылаемые в монастырь преступники. Здесь в продолжение 6 недель был подвергаем мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.
При большевиках Никольский храм не закрывался дольше других. Он имел отдельный вход со стороны улицы. Богослужения в нем продолжались до 1926 года. И это было время полулегального существования монастыря в качестве приходской общины под названием «Братство во имя Преображения Господня». В 30-ые годы Никольский храм превра
тили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского собора близ церкви Знамения. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных». В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена. Наличие часов сближает старую колокольню с современной, которая была заложена в царствование императрицы Елизаветы Петровны на восточной стороне ограды. Колокольня была построена в 1759-1785 году. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. После смерти он был погребён в первом ярусе колокольни. В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена. Тогда же были надстроены 3 и 4 ярусы. Её глава была позолочена на средства московского купца Васильева. Вся постройка обошлась в 80 000 рублей — сумму, по тем временам внушительную. Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой 81 метр. Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной. В 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного. Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов. В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные пожертвования установлен новый иконостас. Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских мастеров. Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. В четвёртом ярусе расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. В основании колокольни расположены главные ворота монастыря.