Что такое алмазный фонд в кремле
Перейти к содержимому

Что такое алмазный фонд в кремле

  • автор:

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это уникальная выставка на территории Московского Кремля, демонстрирующая на постоянной основе экспонаты, которые имеют особую историческую, культурную и художественную ценность. Национальная сокровищница была открыта в 1967 году в Оружейной палате. На сегодняшний день здесь размещаются более 110 экспонатов, среди которых необычные драгоценные камни, самородки и шедевры ювелирного искусства.

255 2 0 13 мин. на чтение

История создания Алмазного фонда

Начало формирования Алмазного фонда относится к Петровской эпохе в истории России. В 1719 году последний русский царь издал указ о создании госорганизации, в ведении которой было бы хранение дворцовых драгоценностей и особо важных церковных реликвий. Всё это должно было тщательно охраняться в городе, которому вскоре предстояло стать столицей Российской империи, — в Санкт-Петербурге.

В образованной Петром Великим Бриллиантовой комнате разместились ценные дворцовые предметы, которые передавались в царской семье от поколения к поколению, а также дорогие подарки от иностранных партнёров. За сохранность содержимого отвечали казначеи, первым делом инвентаризовавшие ценности и организовавшие место для каждой вещи. Эта должность не была упразднена после смерти Петра I, но порядок хранения реликвий менялся.

Бриллиантовая комната представляла собой помещение во дворце, относившееся, как правило, к покоям правителя. Когда к власти пришла Екатерина Великая, хранилище было пополнено большим количеством самородков и императорскими регалиями. Оно находилось в бывшей спальне императрицы, ставшей за счёт этого самым дорогим кабинетом императорской России за весь период её существования.

Чтобы внутреннее убранство комнаты соответствовало хранившимся тут ценностям, интерьером помещения занялся зодчий Юрий Матвеевич Фельтен, помогавший Растрелли в возведении Зимнего дворца. Параллельно этому проводилась инвентаризация, в результате которой промаркированные и взвешенные изделия были внесены в реестры. Так, с 1760-х годов ценности короны хранились в одной из парадных комнат императрицы.

В центральной части Бриллиантовой, или Алмазной комнаты под колпаком, изготовленным из хрусталя, находились главные знаки верховной власти монархов: скипетр, держава и корона. Вокруг них располагались другие изделия, которых становилось всё больше. В скором времени для них в помещении были установлены стеклянные витрины, ключи от которых хранились у Скороходовой, прислужницы Екатерины Великой.

В кабинете императрицы было такое количество ценностей, что несмотря на тщательный контроль, они часто терялись, находясь потом в неожиданных местах. Однако не все исчезавшие драгоценности возвращались обратно: время от времени их использовала императрица для наградных наборов для своих вельмож и выдающихся военных деятелей. В последние годы на престоле Екатерина Великая переместила сокровищницу в лоджии Рафаэля.

На протяжении долгих лет Алмазная комната была хранилищем самых важных существовавших в империи драгоценностей, пока в 1910-х годах их в срочном порядке не перевезли из столицы в Москву. Необходимость эвакуации была вызвана тем, что линия фронта проходила недалеко от Санкт-Петербурга. Хоть раритетные предметы эвакуировали в спешке, транспортировали их очень аккуратно.

Вместе с описью конца XIX века, уцелевшей до сих пор, содержимое Алмазной комнаты было помещено в Оружейной палате Московского Кремля. Когда же монархию свергли и власть перешла к советам, ценности короны перешли в ведение Гохран СССР как Алмазный фонд государства. Его также пополнили источник по генеалогии русского дворянства «Российская родословная книга» и письменные предсмертные распоряжения императорской семьи.

Вплоть до 1967 года драгоценности и раритеты из Бриллиантовой комнаты не были доступны для свободного осмотра посетителями. Лишь к 50-летнему юбилею Октябрьской революции правительством было решено организовать временную выставку. Её открыли на год, однако вызванный к ней интерес и чрезвычайная популярность привели к тому, что экспозицию сделали постоянной.

Алмазный фонд

Экспонаты Алмазного фонда

Коллекции Алмазного фонда России размещаются в двух залах здания, занимаемого Оружейной палатой. Среди самых старинных экспонатов — коронационные регалии, в числе которых можно увидеть изготовленные для коронации Екатерины Великой державу с крупным сапфиром из Шри-Ланки и Большую императорскую корону, в которой почти пять тысяч бриллиантов по 0,58 карат в среднем каждый, 75 жемчужин из Индии и шпинель массой почти 400 карат.

Во время экскурсии посетителям также демонстрируются украшения середины XVIII века, созданные в период правления Елизаветы Петровны. Одним из самых известных экспонатов этого периода является «Большой букет», украшавший парадное платье Елизаветы. Брошь представляет собой букет выложенных из бриллиантов цветов на стеблях из золота с изумрудными листочками, вздрагивавшими при ходьбе.

Изделия второй половины XVIII века — это светлые камни в сочетании с серебром. Такая тенденция объяснялась по большей части тем, что специалисты обучились идеальной огранке бриллианта и повсеместно использовали навык. Примером работы является портбукет — маленький сосуд для цветов, прикалываемый к одежде и датируемый 1770-ми годами. Изделие украшено стеблями из золота с лентой и бантом из бриллиантов.

В XIX веке в Европе началась мода на античность. Очень популярными украшениями на голову в это время в России были диадемы, стилизованные под кокошники. Одна из таких диадем, принадлежавшая супруге Павла I, сохранилась по сей день и представлена в музее. Украшение треугольной формы выполнено из разнообразных бриллиантов, включая редкий нежно-розовый массой почти 13,4 карата и подвижные камни каплевидной формы.

На выставке Алмазного фонда Московского Кремля демонстрируются и драгоценные камни, которые очень ценны сами по себе. Так, здесь находится семёрка так называемых исторических камней (трёх алмазов и четырёх самоцветов), известных во всём мире, именные алмазы, а также самородки платины и золота, среди которых «Уральский великан» весом более 7 килограммов и золотой «Верблюд», который весит почти 9,3 килограмма.

За стеклянной витриной также можно рассмотреть награды времён Российской империи и СССР. К первым относится, например, орден Святого апостола Андрея Первозванного с распятым на голубом кресте апостолом. Из наград периода СССР демонстрируются орден «Победа» и звезда маршала Советского Союза, выполненные в 1950-х годах из платины с использованием бриллиантов, золота и синтетических рубинов.

Большая императорская корона

Большая императорская корона

Особенности архитектуры Алмазного фонда

Алмазный фонд — небольшой музей, не имеющий выделенного исключительно под него сооружения. Он размещается в здании Оружейной палаты, возведённом в середине XIX века под руководством русского зодчего Константина Андреевича Тона. Благодаря тому, что сооружение выполнено в стиле, свойственном русской архитектуре XVII века, оно не выделяется на фоне архитектурного ансамбля Большого Кремлёвского дворца.

Здание, где расположен Алмазный фонд, не только соответствует внешне дворцу, но и словно продолжает его благодаря спроектированному на втором этаже переходу. Этот переход позволял пройти из выставочных залов Оружейной палаты прямо в парадные залы дворца. Анфилада помещений была создана для того, чтобы впечатлить гостей Кремля. Само сооружение представляет собой прямоугольную двухэтажную конструкцию с дополнительным, цокольным этажом.

Часть первого этажа занимает Алмазный фонд, остальную часть и весь второй этаж — коллекции Оружейной палаты, размещенные в девяти залах. Несмотря на то что декор здания довольно скромен, в целом оно выглядит очень элегантно и богато. Цвета фасадов — жёлтый и белый, крыша выкрашена в зелёный. Вся стена сооружения представляет собой многочисленные симметричные вертикальные линии с окнами.

Для нижнего этажа характерна свойственная классическому стилю отделка под рустику. На этом уровне простые окна и массивные белокаменные пилястры. Элемент барочного стиля — двухсветные окна, украшающие второй этаж сооружения Оружейной палаты. Благодаря им один реальный этаж со стороны кажется двумя. Помимо создания иллюзии расширения пространства, такие окна в два ряда способствуют лучшему освещению помещений сооружения.

Нижний этаж занимают залы с низким сводчатым потолком, который поддерживают мощные опоры, как это было во времена Древней Руси. Второй этаж — высокий, он завершается готическими крестовыми сводами. Снаружи пилястры нижнего этажа переходят в классические белые полуколонны, украшающие второй этаж. Чтобы добавить этому элементу средневековый оттенок, зодчий декорировал полуколонны резными растительными орнаментами.

Оружейная палата

Алмазный фонд сейчас

После того как в 1967 году посетители познакомились с на тот момент ещё временной выставкой, её увидели уже более 5 миллионов человек, включая иностранцев. Так как экскурсии по Алмазному фонду проводятся только в сопровождении местного гида и только на русском языке, гости из-за рубежа могут воспользоваться аудиогидом. Они подготовлены для туристов из англоговорящих стран, из стран Европы, Китая и Японии.

На сегодняшний день выставка коллекций Алмазного фонда является постоянной и занимает два больших помещения: в первом демонстрируются самородки и драгоценности, а во втором — предметы, имеющие особую историческую ценность. Экспонаты музея изображены на серии 3-рублёвых и 25-рублёвых серебряных монет, выпущенных в ограниченном тираже в 2016 году, а также на советских и современных почтовых марках.

Алмазный фонд

Режим работы Алмазного фонда

Алмазный фонд работает каждый день, кроме четверга, с 10 утра до 6 часов вечера с обеденным перерывом, который начинается в час дня и длится 60 минут. Касса, расположенная в Александровском саду у Кутафьей башни, начинает работу за час до открытия музея — в 9 утра. Кассы закрываются на часовой обед в 12:00. Купить билет тут можно до 16:30, а зайти в Алмазный фонд — до 17:20.

В отличие от Оружейной палаты, вход на выставки которой осуществляется всего четыре раза в день, Алмазный фонд принимает посетителей каждые 20 минут. Длится экскурсия с гидом от 40 до 50 минут. Стандартный билет в музей стоит 800 рублей, а льготный — 100 рублей. Билет можно приобрести как в порядке живой очереди в кассах Кремля, так и онлайн на официальном сайте музея, поменяв потом в кассе электронный на бумажный.

Обычно проход на территорию музея осуществляется через Боровицкие ворота, однако в период реставрационных работ вас могут попросить пройти в здание Оружейной палаты через Кутафью башню. Собираясь посетить Алмазный фонд, посетители должны учесть, что фотографировать или снимать на видео экспонаты строго запрещено. Нельзя брать с собой крупногабаритные вещи, а также заходить в музей в верхней одежде.

Алмазный фонд

Как добраться

Алмазный фонд располагается в Оружейной палате на территории Большого Кремлёвского дворца. Доехать сюда можно как на подземном, так и на наземном транспорте. В первом случае ближе всего идти от станции метрополитена «Боровицкая» — около десяти минут. Чуть больше времени займёт дорога от станций «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» или «Арбатская» — четверть часа.

Если вы решили ехать на автобусе, то вам нужно сесть на транспортное средство, которое проезжает остановки «Боровицкая площадь» или «Библиотека имени Ленина». Ненамного ближе надо будет идти со стоянки, если вы отправитесь в музей на автомобиле. Ближайшие недорогие наземные парковочные зоны находятся на улице Ильинка и в Ветошном переулке. Координаты здания Алмазного фонда: 55°44′58.98″ с. ш. 37°36′49.32″ в. д.

Что такое алмазный фонд в кремле

Slide background

На выставке «Алмазный фонд», открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.

Алмазный фонд — уникальное собрание, прошедшее длинный путь, тесно связанный с историей Российского государства, состоит из шедевров ювелирного искусства XVIII-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

В Оружейной палате Кремля в Москве, с 60-х гг. прошлого века размещается выставка «Алмазный фонд». Она принадлежит федеральному учреждению «Гохран России», поэтому иногда используется название «Алмазный фонд Гохран». Здесь представлены уникальные предметы, которые имеют историческую и художественную значимость. Камни и ювелирные украшения «Алмазного фонда» Кремля являются ценным собранием, известным на весь мир, поэтому сюда часто приезжают иностранные туристы.

В 2016 году выпущены монеты «Алмазный фонд России». Тираж — ограничен, поэтому купить их непросто. В основе изделий — серебро, а дизайн отражает наиболее значимые сокровища «Алмазного фонда России». Предметы выставки также изображались на марках, выпущенных в 2017 г.

Алмазный фонд

Купить билеты в «Алмазный фонд»

Попасть в «Алмазный фонд» вполне возможно, коллекция доступна для осмотра. Цена билета в «Алмазный фонд» зависит от категории посетителей:

  • взрослый — 800 руб.;
  • льготный (пенсионеры, военнослужащие, многодетные семьи, дошкольники, школьники, учащиеся сузов и вузов) — 100 руб.;
  • бесплатно «Алмазный фонд» могут посетить: Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, ветераны ВОВ и боевых действий, дети-инвалиды, неработающие инвалиды I и II групп, сотрудники музеев РФ. Эти категории лиц могут приобрести билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля вне очереди.

Билеты в «Алмазный фонд» можно купить исключительно на месте, в день визита. Для этого нужно пройти к кассам № 4 и 5 в Александровском саду по Манежной улице, владение 2–10, стр. 3.

На выставку проходят по 20 человек, для которых организуется экскурсия в «Алмазный фонд» (услуга включена в билет, самостоятельно пройти в залы нельзя). Гид будет сопровождать вас и пояснять экспонаты. Экскурсии в «Алмазный фонд» Кремля для иностранцев организуются при помощи аудиогида. Доступные языки: английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, китайский, японский. Вопросы про билеты в «Алмазный фонд» Кремля можно задать по телефону: +7 495 629-20-36. Интервалы между сеансами экскурсий в «Алмазный фонд» Кремля составляют 20 мин. За билетами в «Алмазный фонд» Оружейной палаты советуют приезжать с утра, обычно в кассы образуются большие очереди. В кассах один человек может приобрести до четырех билетов.

Администрация выставки информирует, что билеты онлайн в «Алмазный фонд» не продаются. С интернет-порталами по продаже билетов они не сотрудничают. Для группового посещения необходима предварительная заявка по электронной почте: gokhran@gokhran.ru. Тем не менее, некоторые турагентства позволяют купить билет в «Алмазный фонд» Кремля на сайтах своих организаций. Цена билета на такие экскурсии значительно выше, чем в официальных кассах. Многие торгуют объединенными экскурсиями в «Алмазный фонд» и Оружейную палату.

Прежде чем попасть в «Алмазный фонд» Кремля, необходимо сдать в камеру хранения Александровского сада рюкзаки, чемоданы и другие крупногабаритные предметы. Перед проходом в залы организуется досмотр посетителей и их вещей. Нужно учесть, что фото и видеосъемка не допускаются во время экскурсии в «Алмазный фонд» Московского Кремля. Внутри ведется строгое наблюдение за посетителями. Экскурсии в «Алмазный фонд» Оружейной проходят таким образом, что вся группа держится рядом с экскурсоводом. Гид рассказывает о разных экспонатах и потом дает возможность гостям ближе осмотреть стенды.

Бронирование

На сайте «Алмазного фонда» есть опция бронирования билетов. Предложение действует для физических лиц, с 08:00 до 18:00. При бронировании «Алмазный фонд» позволяет отложить максимум четыре билета за один раз. Резерв можно сделать за 34 дня до даты посещения.

Забронировать билеты в «Алмазный фонд» не означает совершить покупку, заплатить за них нужно в день визита в кассе, прийти придется за час до начала экскурсии. На электронную почту придет не сам билет, а лишь подтверждение бронирования, которое нужно будет предъявить в бумажном виде или на электронном устройстве. Когда вы подойдете, чтобы купить билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля, нужно будет также показать идентифицирующие документы.

Алмазный фонд

Режим работы

Попасть в «Алмазный фонд» Кремля путешественники могут ежедневно, за исключением четверга. Режим работы «Алмазного фонда» в остальные дни: 10:00—18:00, обед: 13:00—14:00. Расписание может меняться в дни праздников, новости об изменениях размещаются на официальном сайте «Алмазного фонда». Например, в новогодние праздники «Алмазный фонд» закрывается раньше 31 декабря, не работает 1 и 2 января.

Кассы «Алмазного фонда» Московского Кремля работают в те же дни по режиму: 09:00—16:30, с обедом 12:00—13:00. При планировании визита следует заложить время (около 30 мин.) на прохождение досмотров, чтобы успеть подойти к началу экскурсии (время сеанса указано на билете). Экскурсии в «Алмазном фонде» в Москве идут около 45 мин., время четко расписано по минутам. Многие негативно отзываются о больших очередях и небольшом размере экспозиции. Но впечатления после осмотра выставки перекрывают негатив. Несмотря на то, что экспонатов — немного, чувствуется их огромная ценность.

Экспонаты «Алмазного фонда»

В собрание входят ювелирные изделия, редкие камни и ордена, связанные с историей империи. Сокровища «Алмазного фонда» можно разделить на следующие группы:

Коронационные регалии. Здесь представлены предметы, которые использовались в торжественных случаях, в том числе на коронациях. Корона «Алмазного фонда» — один из знаменитейших экспонатов. На самом деле, их две, но больший интерес представляет Большая императорская корона «Алмазного фонда». Экарт и Позье создали ее в честь знаменательного торжества — принятия власти Екатериной II. Корона Российской империи в «Алмазном фонде» украшена несколькими тысячами бриллиантов, 75 жемчужинами из Индии и шпинелем массой чуть более 398 карат. В этой коллекции есть также держава Екатерины II с сапфиром, скипетр и другие предметы.

Самородки «Алмазного фонда». Эта витрина знакомит посетителей с собранием самородков золота и платины. Экспонаты «Алмазного фонда» Кремля этой коллекции насчитывают 101 самородок. Они были добыты из месторождений разных областей России. Золотые самородки в «Алмазном фонде» представляют большую ценность, так как обычно такие находки отправляют на переплавку. Здесь можно увидеть самородок «Верблюд» с Колымского месторождения, его вес — 9,3 кг. «Большой треугольник» в «Алмазном фонде» — еще один уникальный самородок, его вес составляет 36 кг.

Алмазный фонд

Алмазы в «Алмазном фонде» — это собрание крупных именных ювелирных драгоценных камней. Самый массивный из них называется «XXVI съезд КПСС», он обладает массой 342, 57 карата.

Великие камни «Алмазного фонда» России. Это 7 драгоценных камней, известных на весь мир. Семь великих камней «Алмазного фонда» составляют 3 алмаза и 4 самоцвета. Каждый экспонат имеет свою необычную историю. Самый крупный в «Алмазном фонде» — бриллиант «Орлов» в 190 карат. Камень служит украшением для скипетра императрицы Екатерины II. Алмаз «Шах» в «Алмазном фонде» имеет небольшую массу — 88 карат, но ценен выгравированными на нем надписями на персидском языке. Он является историческим памятником Индии, где и был найден. В отзывах большинство посетителей единогласно в том, что увидеть камни «Алмазного фонда», которые оцениваются в очень большое количество денег, — уникальный шанс.

Украшения в «Алмазном фонде» сер. XVIII в. Эта часть экспозиции характеризуется цветными, ассиметричными композициями. Бриллианты в «Алмазном фонде» этой коллекции служат частью ювелирных изделий. Например, в украшении «Большой букет» для наряда императрицы Елизаветы Петровны бриллианты стилизованы под цветы, особо интересен здесь редкий сиреневый бриллиант в 15,5 карата.

2-ая пол. XVIII в. представлена ювелирными изделиями с большим количеством бриллиантов. Камни «Алмазного фонда» России, которым в это время отдавали предпочтение мастера, имеют светлые оттенки, в основном, это белые бриллианты.

Начало XIX в. Диадемы «Алмазного фонда» — характерный предмет для украшения причесок дам первой трети XIX столетия. Форма стилизации под кокошник называлась на Западе «русской тиарой».

Ордена Российской империи. Эти изделия коллекции «Алмазного фонда» были сделаны для членов императорского дома. В числе экспонатов «Алмазного фонда» Московского Кремля — знаменитый Орден святого апостола Андрея Первозванного, введенный Петром I.

Самоцветы. Это драгоценные камни, дополняющие коллекцию «Семь камней Алмазного фонда России». Например, здесь выставлен турмалин в форме ягоды, имеющий интересную историю путешествий из Бирмы до Петербурга.

Экспонируются также изделия, которые сделали современные ювелиры. Фото экспонатов «Алмазного фонда» представлены на официальном сайте, но их число — ограничено, по 1–2 предмета из коллекции. Удобнее рассмотреть экспозицию с помощью онлайн-тура.

Алмазный фонд

История

История «Алмазного фонда» началась при Петре I. В 1719 г. он издал указ для выделения помещения под хранение государственных ценностей. Члены императорской семьи надевали хранящиеся здесь украшения и ордена по особо важным случаям. Придворные ювелиры обладали высоким уровнем мастерства, их изделия добавляли в русский двор великолепие и роскошь.

В истории «Алмазного фонда России» помещение с императорскими ценностями называли по-разному: сначала это была Бриллиантовая или Алмазная комната. При Екатерине II под драгоценности было выделено новое помещение. Из Санкт-Петербурга их увезли в Москву, в Оружейную палату Кремля, во время приближения войск к городу в ходе Первой мировой войны. Новая веха в истории создания «Алмазного фонда» началась, благодаря открытию месторождений драгоценных камней. С 1950-х годов музей «Алмазный фонд» пополняется ценными самородками.

Открытая в 1967 году экспозиция была временной. Планировалось, что доступ посетителям будет предоставлен в течение года в честь юбилея СССР и революции. Но благодаря огромной популярности «Алмазный фонд» в Оружейной палате Московского Кремля стал музеем, действующим на постоянной основе.

Панорамный вид на здание Оружейной палаты и «Алмазного фонда»:

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Как добраться до «Алмазного фонда»

Вход на выставку осуществляется через Боровицкие ворота Кремля. Так как это центр города с главными достопримечательностями, сюда обычно приходят в ходе пеших прогулок по Москве. Можно также воспользоваться метро до «Алмазного фонда»:

  • ст. «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии;
  • ст. «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии;
  • ст. «Александровский сад» Филёвской линии;
  • ст. «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

До «Алмазного фонда» Кремля следуют автобусы:

  • Ост. «Боровицкая пл.», № е10, м1, м9, н11;
  • Ост. «Метро Библиотека им. Ленина», № м2, м6, м7, н2;
  • Ост. «Большой Каменный мост», № с755.

Доехать до «Алмазного фонда» можно на такси, заказав машину через сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Видео об «Алмазном фонде» Московского Кремля:

Алмазный Фонд Московского Кремля

Алмазный Фонд Московского Кремля

Алмазный Фонд – это национальная сокровищница России. Здесь хранится коллекция предметов ювелирного искусства XVIII-XX веков, государственных регалий, драгоценных камней и самородков.

Сюда помещались уникальные ценности со всего мира и шедевры, изготовленные придворными ювелирами. Получить их во временное пользование можно было исключительно по именному распоряжению императора. Открыть же сокровищницу могли только собравшиеся вместе трое придворных, у каждого из которых был свой ключ.

Все без исключения государственные ценности Алмазного фонда России находятся на вечном хранении и не подлежат реализации. Они могут использоваться лишь в качестве выставочных экспонатов.

Сама выставка является частью фонда Гохрана и занимает два зала Оружейной палаты Московского Кремля.

История Алмазного Фонда

История Алмазного Фонда

Собрание коллекции имеет не только исключительную материальную ценность, но и историческое, культурное, политическое и научное значение.

Начало ей положил Указ Петра I от 11 декабря 1719 года, в котором императорские регалии выделялись как «государству принадлежащие вещи». Так впервые в России появилась государственная форма хранения уникальных ценностей.

Царская Рентерия, Кабинет Его Императорского Величества, Бриллиантовая комната – все это наименования в разные эпохи одного и того же хранилища, само же название — Алмазный Фонд Московского Кремля, появилось в 1967 году после открытия одноименной выставки.

Первая половина XVIII века

В 1719 году по указанию Петра I вместе с сокровищницей была организована Камер-коллегия, регламентирующая список ценностей и порядок их хранения. Список постоянно пополнялся орденскими знаками, ювелирными изделиями, уникальными самородками и драгоценными камнями.

Петр I звал в Санкт-Петербург иностранных ювелиров со всей Европы. Эта традиция сохранилась и при последующих правителях. Самыми известными стали лучшие придворные мастера своего времени: И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Их искусство многократно увеличило ценность всей коллекции.

В последующем к их именам присоединились прославленные фирмы И. Сазикова, И. Хлебникова, П. Овчинникова, К. Болина, К. Фаберже и целого ряда мастерских.

После смерти Петра наступила эпоха царствования женщин и изготовление ювелирных изделий многократно увеличилось. В период правления Елизаветы Петровны при доме Романовых существовал культ драгоценностей, демонстрирующих статус и великолепие владельца.

Вторая половина XVIII-XIX век

Коронационный портрет Екатерины II, Торелли С., 1763-1766

Коронационный портрет Екатерины II, Торелли С., 1763-1766

При правлении Екатерины II под хранение ценностей отвели парадную опочивальню императрицы в Зимнем дворце. Эта опочивальня и носила название Бриллиантовой комнаты. Личная минералогическая коллекция Екатерины находилась тоже здесь. Императрица была страстным коллекционером и любительницей драгоценных камней. Ее собрание выросло за годы правления в несколько раз.

В 1837 году после пожара в Зимнем дворце сокровища переместили в Адмиралтейство, а затем в Аничков дворец. Через два года они под строжайшим учетом вернулась обратно в Бриллиантовую комнату.

А в 1856 году для широкой публики была открыта в Зимнем дворце Галерея драгоценностей.

Первая половина XX века

Царские драгоценности, 1922г.

Царские драгоценности, 1922г.

В Первую мировую войну линия фронта приближалась к Петербургу. И тогда сокровища были эвакуированы в подвалы Московского Кремля, а позже размещены в Коронном зале Оружейной палаты. С этого времени коллекция обосновалась в Москве.

До двадцатых годов она состояла из 773 предметов. Молодая советская республика испытывала нехватку средств и в ход пошла распродажа национальных ценностей. Так 569 предметов были распроданы большевиками на мировых аукционах.

Ценность даже остававшихся в Алмазном фонде экспонатов была настолько велика, что уже через неделю после начала Великой Отечественной войны их первыми подготовили к эвакуации в Свердловск (нынешний Екатеринбург). Вернулись они в Москву только в феврале 1945 года.

Вторая половина XX века – начало XXI века

Открытие во время геологических изысканий 50-х годов алмазной трубки «Мир» в Якутии пополнило собрание Алмазного Фонда крупными алмазами.

2 ноября 1967 года, к 50-летию Советского государства, в Оружейной палате открылась Временная экспозиция Алмазного фонда. Интерес к ней со стороны иностранцев и граждан СССР был настолько велик, что особым постановлением Правительство приняло решение преобразовать ее в постоянно действующую.

В экспериментальной лаборатории ювелирного искусства Гохрана и сегодня работают высококлассные ювелиры, а также художники-реставраторы.

Описание экспонатов Алмазного фонда

В настоящее время Алмазный Фонд России содержит исторический и современный разделы. В нем насчитывают более 200 произведений ювелирного искусства. Восемьдесят экспонатов признаны уникальными. Наиболее ценные предметы находятся на выставке.

Семь исторических камней

Бриллиант «Орлов»

Бриллиант «Орлов»

Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них – бриллиант «Орлов», подаренный императрице ее фаворитом графом Орловым. Алмаз украшает императорский скипетр Екатерины II. Состоит из золота и серебра общей массой 604,12 г с бриллиантами, эмалью и алмазом «Орлов» – 189,62 карат.

Алмаз «Шах» — отполированный кристалл массой 88,7 карат родом из Индии. Имеет длинную историю захватов и переходов к владельцам из разных стран. На верхней части сохранились три имени прежних обладателей.

Алмаз «Шах» в Алмазном фонде Московского Кремля

Алмаз «Шах»

Редкостный плоский алмаз в 25 карат. Относится к портретным из-за плоской гладкой поверхности с площадкой 7,5 см2. Инкрустирован в золотой браслет с изображением Александра I.

Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда – редчайший густо-зеленый колумбийский изумруд весом 136, 25 карат. В средние века хранился в одном из храмов Колумбии, был вывезен конкистадорами в Европу. Вправлен в брошь, принадлежавшую княгине Александре Иосифовне.

Брошь с изумрудом княгини Александры Иосифовны

Брошь с изумрудом

Цейлонский сапфир в 258, 18 карат украшает брошь XIX века. Это самый крупный сапфир в мире. Имеет больше сотни граней. Александр II приобрел его на Всемирной выставке промышленных достижений в Лондоне. Эту драгоценность называют сапфиром царя-освободителя.

Брошь с цейлонским сапфиром в Алмазном фонде Кремля

Брошь с цейлонским сапфиром

В Большую императорскую корону инкрустирована гигантская шпинель в 398,72 карат. Шпинель читается царским камнем из-за своей редкости и рубинового цвета. Ювелирная работа с камнем была выполнена специально к коронации Екатерины Великой.

Кулон с хризолитом в Алмазном фонде Московского Кремля

Кулон с хризолитом

Завершает экспозицию семи камней оливково-зеленый хризолит весом 190 карат. Он поступил в Россию с острова в Красном море. Его величина, чистота и прозрачность не имеют равных в мире.

Коронационные регалии

Коронационные регалии в Алмазном Фонде

Малая Императорская корона, Императорская держава, Большая Императорская корона и скипетр

В музее Алмазного Фонда выделяется группа регалий, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях. После Екатерины II российские императоры венчались на царство с парадными регалиями, призванными воплощать величие и могущество монархов Российской империи.

Главенствующее место занимает Большая Императорская корона. Была изготовлена мастерами Георгом Экартом и Иеремией Позье для коронации Екатерины II. Помимо гигантской шпинели ее украшают 4936 бриллиантов общим весом 2858 карат и 75 индийских крупных жемчужин.

О бесценности короны достаточно сказать, что только ее материальная оценочная стоимость в конце XIX века составляла более 100 млн. рублей.

Императорская держава создана одновременно с Большой императорской короной для коронации Екатерины Великой. Этот золотой шар с бриллиантовыми поясками имеет вес 861 грамм и называется «Царское яблоко». Также украшает державу цейлонский сапфир массой 195 карат.

Третья изготовленная регалия для коронации Екатерины II — Императорский скипетр. Еще со времен египетских фараонов жезл являлся символом власти, и монархи мира переняли его, как важнейший династический атрибут, имеющий сакральный смысл. Знаменитым бриллиантом «Орлов» Императорский скипетр увенчался много позже, в 1774 году.

Малая императорская корона создана братьями Дюваль по образцу Большой императорской короны для супруги Александра I — императрицы Елизаветы Алексеевны. Предназначалась для возложения на голову супругам императоров во время коронаций.

На изготовление шедевра ушли 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карат, а также 2167 бриллиантов огранки роза и 256,96 г серебра, 2,26 г золота.

Ордена

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного в Алмазном фонде Кремля

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного

Роскошные по ювелирному исполнению ордена членов императорского дома использовались на самых торжественных церемониях.

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного был высшим орденом Российской империи. Его первым учредил Петр I в конце XVII века. Орден имеет форму креста с изображением Апостола Андрея – покровителя России. Крест помещен на изображение герба Российского государства — двуглавого орла под императорской короной, щедро усыпанного индийскими бриллиантами.

Орден Золотого Руна был изготовлен в середине XIX века и предположительно принадлежал императору Александру I, однако это не установлено до сих пор. Известно только, что кавалерами династического ордена были все российские монархи. Сам орден выполнен из золота и бриллиантов, а массивная застежка из редких бразильских топазов.

Ювелирные украшения

Брошь "Большой букет" в Алмазном фонде Московского Кремля

Брошь «Большой букет»

Дом Романовых обладал совершенными образцами ювелирного искусства. Эти украшения также выставлены в экспозиции Алмазного Фонда.

Большой букет предназначался для парадного платья императрицы Екатерины II. В центре раскрытого бутона ириса в ажурной оправе помещен редчайший бриллиант весом в 15,5 карат. Букет сделан из изумрудов и бриллиантов и славится многообразием оттенков. Авторство изделия приписывают ювелиру Позье.

Работой Позье считается и Большая пряжка-аграф Елизаветы Петровны – элемент коронационного наряда. Она служила застежкой на коронационной горностаевой мантии Елизаветы Петровны. Пряжка выполнена в форме банта и усыпана индийскими и бразильскими бриллиантами разных форм. На её изготовление потребовалось 20 граммов золота, 319,34 грамма серебра и 805 бриллиантов общей массой 475,44 карат.

Венчальная диадема Марии Фёдоровны, супруги императора Павла I, изготовлена в форме кокошника. Из-за подвижности закрепленных в ней удлиненных камней диадема мерцает и переливается при малейшем повороте головы. В центр диадемы вправлен редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карат.

Венчальная диадема Марии Фёдоровны в Алмазном фонде Кремля

Венчальная диадема Марии Фёдоровны

Самоцвет Гигантский турмалин, по предположению специалистов, был доставлен из Бирмы и подарен Екатерине Великой шведским королем Густавом III во время визита в северную столицу. Масса самоцвета 260,86 карат. Считается редкостью из-за природной формы виноградной грозди и необычного цвета. Оправленный листьями из эмали на золотых веточках служил подвеской и неформально носил название «Рубин Цезаря».

Турмалин в форме ягоды в Алмазном фонде Московского Кремля

Турмалин в форме ягоды

Супруга великого князя Константина Николаевича княгиня Александра Иосифовна владела Бриллиантовой брошью, стилизованной под гирлянду из виноградных листьев. Один из семи исторических камней коллекции — колумбийский изумруд – украсил эту брошь.

Драгоценности XX века

Диадема «Русская красавица» в Алмазном фонде Кремля

Диадема «Русская красавица»

За историю существования Алмазного Фонда многие исторические раритеты были утрачены. Мастера Экспериментальной лаборатории ювелирного искусства сумели воссоздать некоторые из них.

В 1841 году по приказу императора Николая I была изготовлена платиновая диадема «Русская красавица». Мотивом для ее создания послужил женский русский головной убор. 25 жемчужин подвижных жемчужин в арках из 928 бриллиантов с общим весом платинового изделия около 400 граммов украшали голову жены императора — Александры Федоровны. Диадема была продана большевистским правительством на Запад. В данное время находится на Филиппинах.

В Алмазном Фонде хранится реплика диадемы «Русская красавица». Воспроизвели копию по фотографиям с описаниями в 1987 году советские реставраторы и ювелиры В. Николаев, В. Ситников и Г. Алексахин.

Коллекция современного ювелирного искусства

Платиновая «Роза» в Алмазном фонде Кремля

Платиновая «Роза»

В шестидесятых годах XX века сокровищница пополнилась современными изделиями, признанными мировым сообществом шедеврами. По мнению специалистов, экземпляры по художественной ценности и технике исполнения не уступают собранию прошлых веков. Якутские алмазы огранены в бриллианты и оправлены в платину и белое золото. Изделия никогда не были использованы по прямому назначению. Они сразу стали экспонатами выставки.

Одна из таких работ — платиновая «Роза» массой 222,11 грамма. Ее оправа почти не видна из-за 1466 искрящихся бриллиантов. Авторы — В. В. Николаев и Г. Ф. Алексахин выполнили Розу в натуральную величину настоящего цветка.

Доминантой второй витрины современной коллекции является диадема «Русское поле». Создана мастером В. Николаевым по мотивам изящной диадемы императрицы Марии Федоровны. Посвящена освоению целины. Драгоценный венок из 1837 бриллиантов общим весом 164,87 карат имитирует колосья пшеницы и стебли с коробочками льна. Лимонно-жёлтый бриллиант весом 32,52 карат в центре диадемы изображает солнце.

диадема «Русское поле» в Алмазном Фонде Московского кремля

Диадема «Русское поле»

Гарнитур «Праздничный салют» — это колье и серьги общим весом 120,82 граммов с бриллиантами, изумрудами, сапфирами, гранатами. Авторы — В.Ситников, В. Жилин и Г. Алексахин. Идею творческому воображению В. Ситникова подсказала прогулка по майской Москве. Платиновые лучи украшения расходятся от центра, а цветные камни разбегаются по краям. Для создания эффекта салюта использованы бриллианты, сапфиры, изумруды и гранаты.

Брошь-бандо «Цветочная фантазия» состоит из броши и четырех дополнительных звеньев с подвижным соединением. Бриллианты, рубины и жемчуг представляют цветочный ряд. Для особой нарядности авторы В.Ситников, В. Жилин и Г. Алексахин использовали вкрапление в платину золотых блесток.

Коллекция самородков и слитков платины и золота

Коллекция самородков и слитков платины и золота Алмазного фонда Кремля

Хранящиеся в коллекции Фонда самородки из месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность. Выставка Алмазного фонда размещает 20 платиновых и 100 золотых самородков общей массой более 300 кг. Все они относятся к музейным редкостям.

Чаще всего самородки названы по форме, которую напоминают. Золотой самородок весом 9,3 кг наименован «Верблюд». Есть здесь «Лошадиная голова» — 13, 777 кг, «Большой треугольник» массой 36 кг. Самым высокопробным самородком коллекции является образование «Заячьи уши» весом 3,344 кг. В нём 93,2% чистого золота.

Самородок «Заячьи уши» в Алмазном фонде

Самородок «Заячьи уши»

Самый крупный платиновый самородок – «Уральский великан», весом 7, 860 кг. А самый приметный для посетителей – «Мефистофель» массой 20,25 г. По своему очертанию он поразительно похож на описание фаустовского персонажа и по этой причине имеет художественную ценность.

Самородок «Мефистофель» в Алмазном фонде Кремля

Где находится и как добраться

Вход на выставку Алмазного фонда

Оружейная палата Кремля, справа — вход на выставку Алмазного фонда

Адрес музея: г. Москва, Кремлёвская набережная, 1, стр. 3.

Вход в Кремль через Боровицкие ворота, выставка Алмазного фонда проходит в здании Оружейной палаты Кремля.

Автомобильной парковки нет. Ближайшие станции метро – «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» или «Боровицкая»

Маршрутные автобусы: № К, М1, М6, Н11, 144, остановка «Боровицкая площадь»; № М2, М3, М27, Н2, остановка «Библиотека имени Ленина»; № 255, остановка «Большой Каменный мост».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *